Реформа электроэнергетики России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] План реформирования электроэнергетики на 20052008 годы

[править] Завершение разделения предприятий электроэнергетики по видам деятельности

Во исполнение требований Федерального Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» о необходимости разделения конкурентных и естественно- монопольных видов деятельности в течение 2005 г. — первой половины 2006 г. 8 будет продолжаться разделение АО-энерго по видам деятельности. До октября 2005 г. планируется рассмотреть на Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики при Правительстве Российской Федерации и утвердить Советом Директоров ОАО РАО «ЕЭС России» все оставшиеся проекты реформирования, включая проект реформирования ОАО «Кузбассэнерго», а также проекты реформирования изолированных энергосистем и энергосистем Дальнего Востока, учитывая, что по проектам реформирования АО-энерго, находящимся в изолированных системах и энергосистемах с ограниченной конкуренцией требуется принятие индивидуальных решений. Реоргранизация предприятий электроэнергетики в соответствии с Федеральным Законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» должна быть завершена до 01 апреля 2006 г. Предприятия, не выполнившие в установленный срок указанных требований, подлежат принудительной реорганизации. По поручению Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики ФАС России, совместно с Минрегионразвития России, ОАО РАО «ЕЭС России» и администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации проводят работу по методическому и организационному обеспечению реорганизации компаний электроэнергетики. В течение 2005 г. будет прекращена деятельность управляющих компаний, созданных в процессе реорганизации АО-энерго. Помимо энергосистем, входящих в ОАО РАО «ЕЭС России», в 2005—2006 годах продолжится разделение по видам деятельности ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Татэнерго» и ОАО «Новосибирскэнерго», а также иных предприятий различных форм собственности, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике (включая частные, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

[править] Распоряжение активами (пакетами акций) сбытовых компаний, созданных в ходе реформирования электроэнергетики

В процессе реформирования АО-энерго создаются энергосбытовые компании. В соответствии с подготовленным Минпромэнерго России проектом правил розничного рынка электрической энергии переходного периода, созданные 9 энергосбытовые компании предположительно будут наделены статусом гарантирующего поставщика (1-е полугодие 2005 г.). Основными вопросами распоряжения активами сбытовых компаний являются целесообразность участия государства и форма межрегиональной и вертикальной интеграции данных компаний. Учитывая, что сбыт электрической энергии является конкурентным видом деятельности, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфин России, ФАС России и ФСТ России в соответствии с логикой реформы электроэнергетики России целесообразно обеспечить снижение участия государства в акционерном капитале энергосбытовых компаний (вплоть до полного выхода из участия). Одновременно с этим требуется совершенствование системы государственного регулирования деятельности энергосбытовых компаний — через систему лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам и через регулирование деятельности энергосбытовых компаний — гарантирующих поставщиков, действующих на розничном рынке электрической энергии. Концепцией Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 годы предусмотрено образование в результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» единого холдинга, владеющего пакетами акций выделенных из АО-энерго энергосбытовых компаний. Впоследствии Рабочей группой по электроэнергетике, созданной в рамках Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, создание такого единого холдинга энергосбытовых компаний было признано нецелесообразным. По мнению Минэкономразвития РФ создание такого холдинга в ходе реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» не отвечает ключевым задачам государства по выходу из участия в капитале компаний, осуществляющих деятельность по сбыту электроэнергии (независимо от присвоения статуса гарантирующего поставщика). Кроме того, для такого холдинга могут возникнуть дополнительные сложности управляемости ввиду большого количества объектов управления. С учетом вышеизложенного, а также для целей повышения финансовой устойчивости гарантирующих поставщиков после их создания в результате реорганизации АО-энерго целесообразно предусмотреть вариант вертикальной 10 интеграции данных энергосбытовых компаний и ТГК, также функционирующими на розничном рынке электрической энергии. В течение 2005—2006 годов по мере завершения реорганизации АО-энерго с образованием энергосбытовых компаний, а также по мере создания и формирования ТГК предполагается интеграция энергосбытовых компаний с ТГК путем передачи пакетов акций энергосбытовых компаний, принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России», в соответствующие ТГК. В рамках данной интеграции предполагается предоставить возможность миноритарным акционерам сбытовых компаний перейти на единую акцию с соответствующей ТГК. При этом, по мнению Минпромэнерго России, ФАС России и ФСТ России целесообразно объединение энергосбытовых компаний, выделяемых из АО-энерго с ТГК путем создания соответствующих дочерних обществ ТГК или передачи акций указанных энергосбытовых компаний в управление ТГК. Кроме того, по мнению Минпромэнерго России и ФАС России целесообразно рассмотреть возможность продажи через механизм аукциона некоторых энергосбытовых компаний инвесторам после выделения указанных компаний из соответствующих АО-энерго (Минпромэнерго России, ФАС России) или после их межрегиональной интеграции (ФАС России). По мнению Минэкономразвития России и ФАС России, аукционы по продаже энеросбытовых компаний целесообразно проводить после легализации перекрестного субсидирования и определения правил розничных рынков электрической энергии, что позволит установить справедливую стоимость энергосбытовых организаций и обеспечить прозрачность энергосбытового бизнеса для потенциальных инвесторов. При этом, по мнению Минфина России, в целях определения справедливой цены данных активов аукционы следует проводить после некторого периода функционирования энергосбытовых компаний. В целях приведения размеров капитала энергосбытовых компаний в соответствие с лицензионными требованиями, возможна дополнительная эмиссия акций энергосбытовых компаний для привлечения капитала сторонних инвесторов (с соответствующим снижением доли участия ТГК в капитале таких энергосбытовых компаний) и таким образом привлечение энергосбытовыми компаниями дополнительных финансовых ресурсов.

[править] Формирование и обособление генерирующих компаний

[править] ОГК

После создания ОГК, по мере государственной регистрации АО-станций, выделенных в результате реорганизации АО-энерго и подлежащих включению в ОГК согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2003 г. № 1254-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2004 г. № 1367-р), будет осуществляться второй этап формирования ОГК. Одновременно с реализацией второго этапа будет осуществляться переход на единую акцию в указанных компаниях посредством обмена акций ОГК на акции дочерних АО- станций ОГК, принадлежащие миноритарным акционерам данных АО-станций. Завершение основных процедур формирования (включая мероприятия по переходу на единую акцию) предполагается осуществить в следующие сроки: . ОГК-3, ОГК-5 — 3 квартал 2005 г.; . ОГК-1, ОГК-2, ОГК-4, ОГК-6 — 3 квартал 2006 г. Ориентировочно в течение 2-й половины 2005 года — 2006-м году возможно осуществление перехода на единую акцию в компаниях ОАО «ГидроОГК» (или ДЗО ОАО «ГидроОГК») при сохранении государственного контроля за активами гидрогенерации.

[править] ТГК

В течение 2005 года и ориентировочно до конца первого полугодия 2006 г. предполагается завершить процесс создания ТГК в виде дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России» либо путем соучреждения несколькими АО-энерго с передачей им в аренду генерирующих активов соответствующих региональных генерирующих компаний (или АО-энерго). С середины 2005 г. будет реализовываться второй этап формирования ТГК, создаваемых по схеме аренды, в рамках которого предполагается присоединение к ТГК региональных генерирующих компаний, входящих в данную ТГК. По утвержденным проектам присоединение планируется завершить по ТГК-6, ТГК-5, ТГК-8, ТГК-9, ТГК-4 — 3 квартал 2006 г., ТГК-10 — 4 квартал 2006 г., ТГК-13, ТГК-2 — 1 квартал 2007 г., ТГК-14 — 3 квартал 2007 г. ТГК-1 и ТГК-7 создаются путем соучреждения соответствующими АО- энерго. Создание операционных компаний предполагается осуществить 12 ориентировочно не позднее 2006 года, завершение всех мероприятий по ТГК-1 — в начале 2007 г. и по ТГК-7 в середине 2007 г. ТГК-3 создается на базе соответствующих генерирующих активов ОАО «Мосэнерго» в результате реорганизации, формирование компании планируется завершить в 1 половине 2005 г. Формирование ТГК-11 и ТГК-12, создаваемых на основе генерирующих мощностей ОАО «Кузбассэнерго», в настоящий момент задерживается из-за отсутствия согласованной позиции органов исполнительной власти Российской Федерации, Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева, ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «СУЭК» (миноритарный акционер ОАО «Кузбассэнерго») по схеме реформирования ОАО «Кузбассэнерго», станции которого должны войти в состав указанных ТГК. В настоящий момент Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами, федеральными службами и компаниями проводит работу по определению согласованной позиции по вопросу реформирования ОАО «Кузбассэнерго». В случае принятия согласованной позиции по данному вопросу Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» возможно рассмотрение вопроса о конфигурации ТГК-11 и ТГК-12 (ожидается во 2 квартале 2005 года). 3.3.

[править] Обособление генерирующих компаний

В целях привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфин России, ФАС России и ФСТ России, необходимо уменьшение доли участия Российской Федерации в капитале генерирующих компаний вплоть до полного прекращения участия государства в данных компаниях (кроме ОАО «ГидроОГК» и концерна «Росэнергоатом»). При этом переход генерирующих компаний в частную собственность целесообразно начать до реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России», по мере готовности компаний. Обособление генерирующих компаний от ОАО РАО «ЕЭС России» возможно после завершения корпоративных процедур, связанных с включением в них всех генерирующих активов и завершением действия предложения миноритарным акционерам соответствующих компаний о переходе на единую 13 акцию, исходя из принятых Правительством Российской Федерации и органами управления ОАО РАО «ЕЭС России» решений. Таким образом, обособление генерирующих компаний возможно начать в конце 2005 г. Применяемые способы обособления генерирующих активов должны обеспечивать равные права для всех акционеров. Обособление генерирующих компаний будет осуществляться путем продажи на аукционных торгах всего пакета акций данных компаний, принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России». Средствами платежа будут являться денежные средства с возможностью использований акций ОАО РАО «ЕЭС России». Полученные в ходе аукциона денежные средства могут быть использованы на выкуп собственных акций ОАО РАО «ЕЭС России» и их последующее погашение. Механизм проведения аукционов предусматривает: • выставление на аукцион всех принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» акций продаваемых генерирующих компаний; • в качестве объекта продаж будут выступать акции генерирующих компаний, а не пакеты акций; • возможность участия в аукционах всех заинтересованных инвесторов; • использование денежных средств и акций ОАО РАО «ЕЭС России» в качестве средства оплаты акций генерирующих компаний; • погашение ОАО РАО «ЕЭС России» всех приобретённых на баланс акций с уменьшением уставного капитала ОАО РАО «ЕЭС России» (что приводит к увеличению доли Российской Федерации в ОАО РАО «ЕЭС России», и соответственно к увеличению косвенной доли в ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС»). Денежные средства, полученные в результате аукционов, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфин России, ФАС России и ФСТ России, целесообразно направлять на приобретение собственных акций ОАО РАО «ЕЭС России». Также денежные средства могут быть использованы другим способом для увеличения доли Российской Федерации и в интересах акционеров. 14 В зависимости от рыночной конъюнктуры, а также процесса полного формирования генерирующих компаний, будет определено точное количество компаний, которые могут быть обособлены посредством механизма аукционов до реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» и после. После реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» Российская Федерация сможет выставить на торги долю в соответствующих генерирующих компаниях, находящуюся в федеральной собственности, полученную в результате пропорционального разделения (с внесением соответствующих изменений в План приватизации активов находящихся в государственной собственности). Генерирующие компании могут быть готовы к обособлению в следующие сроки: 2005 год: ОГК-5 — 3-4 квартал 2005 г.; ОГК-3 — 4 квартал 2005 года; ОАО «Московская генерирующая компания» (ТГК-3 — на базе генерирующих активов ОАО «Мосэнерго») −2-3 квартал 2005 года; 2006 год: ОГК-1, ОГК-2, ОГК-4, ОГК-6, ТГК-5, ТГК-6, ТГК-8, ТГК-9 — II половина 2006 года. Учитывая, что для объективного анализа хозяйственной деятельности созданных компаний необходимо не менее полутора лет (год операционной деятельности, квартал для формирования отчетности, квартал для анализа полученных данных) Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, ФАС России и ФСТ России считает целесообразным проведение аукциона по ОГК-5 после завершения корпоративных процедур формирования компании — в 4 квартале 2005 г. После проведения аукциона по ОГК-5 на основе его результатов возможно будет принятие решения по форме и срокам обособления других сформированных к тому моменту генерирующих компаний. До реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» возможно обособление ОГК-3 и ТГК-3, а также других компаний, по мере завершения корпоративных процедур по их формированию. По мнению Минфина России, в целях установления справедливой цены генерирующих компаний, аукционы следует проводить после некоторого периода функционирования указанных компаний.

[править] Консолидация объектов единой национальной энергосистемы в ОАО «ФСК ЕЭС»

Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол заседания Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 25 февраля 2005 г. № 188) утверждено изменение схемы консолидации магистральных сетей, которым предусматриваются следующие этапы: • Выделение МСК при реорганизации АО-энерго, которым по разделительному балансу будут переданы объекты ЕНЭС, находящиеся в собственности данного АО-энерго. • Внесение акций МСК, полученных ОАО РАО «ЕЭС России» по разделительному балансу в результате реорганизации АО-энерго, в уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС». • Присоединение МСК к одной из ММСК (с одновременным присоединением к ней остальных ММСК), если акционерами МСК будет принято такое решение (большинством в три четверти голосов на общем собрании акционеров). До выделения МСК из АО-энерго в 2005 г. предполагается заключить договор об использовании объектов ЕНЭС, принадлежащих АО-энерго, с одной из ММСК, а с 2006 г. передать объекты ЕНЭС, принадлежащие МСК, в использование ОАО «ФСК ЕЭС» с установлением тарифа на передачу ОАО «ФСК ЕЭС». Предположительный срок внесения акций МСК в оплату дополнительных акций ОАО «ФСК ЕЭС» — 3 квартал 2005 г. Предположительный срок окончания мероприятий по присоединению МСК к ММСК — конец 2006 г.

[править] Консолидация имущества оперативно-диспетчерского управления в ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС»

В течение 2005—2006 годов продолжится реализация второго этапа формирования ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», а именно выкуп ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» имущества РДУ, арендуемого у энергокомпаний, за счет денежных средств поступающих в оплату услуг Системного оператора. В технологически изолированных территориальных энергетических системах (перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 16 2004 г. N 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике») оперативно-диспетчерское управление будет осуществляться независимыми организациями (созданными на основе РДУ соответствующих АО-энерго). При этом необходимо отметить проблему функционирования независимых субъектов оперативно-диспетчерского управления (далее субъекты ОДУ), осуществляющих оперативно-диспетчерское управление на территории технологически не изолированных энергосистем — ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнерго» и ОАО «Татэнерго». Учитывая возможность таких организаций манипулировать диспетчерским графиком загрузки мощностей, в интересах аффилированных с указанными субъектами ОДУ генерирующих компаний, по мнению ФАС России, целесообразно сформировать единую структуру оперативно-диспетчерского управления ЕНЭС (за исключением технологически изолированных территориальных энергетических систем).

[править] Увеличение доли участия государства в ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС»

Целевая доля в структуре капитала ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктом 3 статьи 12 Федерального Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» составляет 75 % плюс одна акция, при этом в период реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» она не может составлять менее чем 52 процента. Учитывая, что представительство миноритарных акционеров в органах управления энергокомпаний позволяет повысить качество корпоративного управления, создает дополнительные стимулы для повышения эффективности операционной деятельности, а также в целях снижения расходов бюджета на выкуп акций, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфин России, ФАС России и ФСТ России, оптимальным размером доли участия государства в указанных обществах является минимально возможная в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, учитывая, что единственным дополнительно возникающим правом собственника доли размером 75 % + 1 акция по сравнению с долей в 52 % акции является возможность самостоятельного принятия решений по вопросам реорганизации общества, а также учитывая высокую капитализацию ОАО «ФСК ЕЭС», по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, ФАС России и ФСТ России, в случае возникновения в процессе дальнейшего 17 реформирования отрасли необходимости внесения изменений в Федеральный Закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», рассмотреть вопрос о снижении целевой доли Российской Федерации в ОАО «ФСК ЕЭС» до 52 %. В целях выполнения требований законодательства Российской Федерации в части участия в капитале ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС» государству следует провести ряд последовательных мероприятий для достижения целевой доли участия в указанных обществах (переход к выполнению следующего мероприятия осуществляется в случае недостижения целевой доли участия государства в данных компаниях путем реализации предыдущего мероприятия): • внесение принадлежащих государству соответствующих активов в оплату дополнительных акций ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» (как на этапе существования ОАО РАО «ЕЭС России», так и после этого); • при обособлении от ОАО РАО «ЕЭС России» генерирующих компаний полученные средства должны быть направлены на выкуп и погашение акций ОАО РАО «ЕЭС России», что приведет к увеличению доли государства в ОАО РАО «ЕЭС России», и соответственно, ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС»; • приобретение (выкуп) акций ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» и ОАО «ФСК ЕЭС» у акционеров после реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» (выкуп может осуществлять как непосредственно государство, так и указанные компании).

[править] Распоряжение активами (пакетами акций) межрегиональных распределительных сетевых компаний

Начиная с 4-го квартала 2005 г. будет реализоваться формирование четырех МРСК путем внесения акций РСК, выделенных в результате реорганизации АО- энерго, в оплату дополнительных акций МРСК. Акции дополнительной эмиссии МРСК будут также предложены к продаже (обмену) миноритарным акционерам РСК в целях перехода компаний МРСК на единую акцию. Регистрация дополнительного выпуска акций во всех МРСК, за исключением ОАО «МРСК Сибири», предполагается в 4 квартале 2005 г., ОАО «МРСК Сибири» — в 1 квартале 2006 г. Размещение предполагается осуществлять в течение одного года. Учитывая масштабы создаваемых компаний, их естественно монопольный характер, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, 18 Минфин России, ФАС России и ФСТ России, на переходный период реформирования целесообразно сохранение в собственности государства (после реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России») пакета акций в выделенной из ОАО РАО «ЕЭС России» компании, владеющей акциями соответствующих МРСК. Данный вариант консолидации распределительных сетевых активов обеспечит преемственность системы управления распределительным сетевым комплексом, контроль со стороны государства за энергоснабжением регионов. Консолидацию же непосредственно распределительных сетевых компаний, образованных в результате реорганизации АО-энерго, целесообразно осуществлять в соответствии с ранее принятыми решениями в рамках четырех МРСК, так как наличие нескольких МРСК позволит сравнивать эффективность функционирования данных компаний и позволит повысить прозрачность их управления. В процессе межрегиональной интеграции распределительных сетевых активов в рамках МРСК будет осуществляться переход на единую акцию путем обмена акций, принадлежащих миноритарным акционерам РСК, на дополнительные акции соответствующих МРСК. При этом, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфин России, ФАС России и ФСТ России, присоединении холдинга МРСК к ОАО «ФСК ЕЭС» или передача в управление ОАО «ФСК ЕЭС» нецелесообразно. В целях оптимизации системы управления МРСК, а также исходя из корпоративной и/или экономической целесообразности, отдельные РСК в составе одной МРСК могут быть укрупнены путем их присоединения или слияния друг с другом.

[править] Сроки и способы реформирования изолированных энергосистем

Принципиальными положениями при реформировании изолированных энергосистем выступают общие и особенные цели, которые стоят перед государством применительно к соответствующим регионам (данным компаниям).

Приоритетными целями при проведении преобразований в изолированных энергосистемах являются:

  • Обеспечение надежности энергоснабжения;
  • Предотвращение необоснованного роста тарифов для всех категорий потребителей;
  • Создание условий для привлечения инвестиций.

При реформировании изолированных энергосистем невозможно принятие универсального решения — для каждой изолированной энергосистемы требуется принятие индивидуальных решений по реформированию с учетом имеющихся технологических особенностей (в течение 2005 г.).

[править] Сроки и способы реформирования энергосистем Дальнего Востока

Принципиальными положениями при реформировании энергосистем Дальнего Востока выступают общие и особенные цели, которые стоят перед государством применительно к экономике Дальневосточного региона. В течение 2005—2006 годов представляется целесообразным создание единой энергетической компании Дальнего Востока, имеющей дочерние общества по видам деятельности, с передачей магистральных сетевых активов относящихся к ЕНЭС в ОАО «ФСК ЕЭС» и передачей активов РДУ в ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС». Данная компания будет создаваться на базе ОАО «Амурэнерго», ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Дальэнерго», ОАО «ЛуТЭК» и южного энергоузла ОАО «Якутскэнерго». Такая конфигурация позволит с одной стороны максимизировать капитализацию компании, централизовать управленческие функции и финансовые ресурсы, а с другой стороны разделить виды деятельности в рамках созданной единой компании в целях повышения прозрачности, надежности энергоснабжения, экономической и технологической эффективности ее деятельности.

[править] Ремонтные и сервисные компании

В течение 2005—2006 годов ОАО РАО «ЕЭС России» и его дочерние компании будут снижать аффилированность с ремонтными и сервисными компаниями.

[править] Реформирование научно-проектного и инженерного комплекса

В течение 2005—2006 годов будет продолжено реформирование принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» научно-проектных и инженерных организаций. На данном этапе данные компании будут обособляться от ОАО РАО «ЕЭС России» путем открытых конкурсных продаж, в том числе, включая возможность продажи акций менеджменту.

[править] Реформирование ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ»

Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» предполагается начать после завершения основного объема преобразований в отрасли — ориентировочно в середине 2006 года.

Схема реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» предусматривает выделение следующих компаний:

  • ОАО «ФСК ЕЭС»;
  • ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»;
  • ОАО «ГидроОГК»;
  • Компаний владеющих акциями ОГК и ТГК, оставшихся у ОАО РАО «ЕЭС России» к моменту реорганизации (каждая компания выделяется отдельно);
  • Компании, владеющей акциями МРСК;
  • Компании, владеющей акциями изолированных энергосистем;
  • Компании, владеющей акциями холдинговой компании Дальнего Востока.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об акционерных обществах при реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» будет необходимо выделить промежуточные компании, владеющие акциями компаний целевой структуры отрасли. Впоследствии (ориентировочно не ранее 2008 г.) выделенные из ОАО РАО «ЕЭС России» компании, владеющие акциями, будут присоединяться к самим компаниям целевой структуры отрасли. Данный механизм не является оптимальным, поскольку для его реализации и достижения целевого состояния требуется достаточно длительный период времени, сам механизм технически сложен. Кроме того, потребуется практически одновременно реализовывать такие процессы по всем компаниям с участием большого количества миноритарных акционеров с разными финансовыми интересами. С учетом вышеизложенного, по мнению Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минфин России, ФАС России и ФСТ России, целесообразно при сохранении концептуального принципа пропорционального распределения акций созданных компаний среди акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» (в том числе государства), рассмотреть возможность реализации схемы реорганизации акционерных обществ, позволяющую не создавать промежуточные компании — владельцев акций целевых компаний (с внесением соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации). При подготовке реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» предположительно до конца 2005 года необходимо будет дополнительно проработать и предложить стратегию распоряжения отдельными принадлежащими ОАО РАО «ЕЭС России» активами (в том числе акциями ЗАО «ИнтерРАО ЕЭС», ОАО "АК «Авиаэнерго», иными непрофильными активами). Коме того потребуется рассмотрение вопроса о передаче общесистемных функций, выполняемых в настоящее время ОАО РАО «ЕЭС России» (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 792), в адрес органов государственной власти Российской Федерации и созданных компаний целевой структуры отрасли.

[править] Ход реформы

[править] Итоги реформирования электроэнергетики на начало 2005 года

[править] Разделение региональных энергокомпаний по видам

По состоянию на 30 марта 2005 г. Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» утверждено 60 проектов реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации (далее АО-энерго), из которых 49 предполагается осуществить по базовому варианту — через реорганизацию с выделением компаний по видам деятельности (далее базовый вариант) и 11 проектов реализовываются по индивидуальным вариантам реформирования. Каждый проект реформирования предварительно рассматривался на Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики (ранее — Комиссия Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики), а также на Рабочей группе по рассмотрению проектов реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации при Межведомственной комиссии (ранее — соответствующая Рабочая группа при Комиссии Правительства Российской Федерации). Голосование представителей государства в Совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России» по вопросам реформирования АО-энерго осуществлялось в соответствии с директивами Минэкономразвития России с учетом решений Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики (Комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики). В 41 АО-энерго внеочередными общими собраниями акционеров приняты решения о реорганизации Обществ, в 26 АО-энерго завершено разделение по основным видам деятельности. В результате реорганизации АО-энерго выделяются следующие основные компании (в случае наличия соответствующих активов): РГК — региональные генерирующие компании, МСК — магистральные сетевые компании, которым по разделительному балансу перейдут объекты единой национальной электрической сети (далее ЕНЭС), ЭСК — энергосбытовые компании. После реорганизации, большинство АО-энерго будут представлять собой РСК — распределительные сетевые компании, на балансе которых будут сохранены 2 активы электросетевых объектов не относящихся к ЕНЭС. Ремонтные, автотранспортные и прочие непрофильные виды деятельности, как правило, обосабливаются путем создания 100%-х дочерних зависимых обществ (далее — ДЗО) либо в соответствии с пожеланиями миноритарных акционеров компаний — путем выделения соответствующих обществ при реорганизации (в случае заинтересованности миноритарных акционеров АО-энерго в участии в непрофильных компаниях).

[править] Реформирование сетевого комплекса

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» и в целях консолидации магистральных сетевых активов в рамках организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью было создано ОАО «ФСК ЕЭС». Единственным учредителем ОАО «ФСК ЕЭС» является ОАО РАО «ЕЭС России». 2.1. МАГИСТРАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС (ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ — ММСК) 23 декабря 2003 года Правительством Российской Федерации было принято Распоряжение № 1939-р о создании 7 ММСК. В соответствии с данным распоряжением в феврале 2004 г. Российский фонд федерального имущества совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» учредили 7 Межрегиональных магистральных сетевых компаний: ОАО «ММСК Центра», ОАО «ММСК Северо-Запада», ОАО «ММСК Волги», ОАО «ММСК Юга», ОАО «ММСК Урала», ОАО «ММСК Сибири» и ОАО «ММСК Востока». Доля Российского фонда федерального имущества в них составила 85 %, доля ОАО «ФСК ЕЭС» — 15 %. Осуществлена государственная регистрация всех 7 ММСК: ОАО "ММСК «Волга» (11.02.2004), ОАО "ММСК «Северо-Запад» (10.02.2004), ОАО "ММСК «Урал» (05.02.2004), ОАО "ММСК «Сибирь» (09.02.2004), ОАО "ММСК «Юг» (06.02.2004), ОАО "ММСК «Центр» (09.02.2004), ОАО "ММСК «Восток» (10.02.2004). 25 ноября 2004 г. состоялась государственная регистрация дополнительной эмиссии акций ОАО «ММСК Центр», ОАО «ММСК Юг», ОАО «ММСК Волга», ОАО «ММСК Северо-Запад», ОАО «ММСК Сибирь» и ОАО «ММСК Урал», с целью внесения в уставной капитал объектов ЕНЭС. 3 2.2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС (СОЗДАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ) Принципы межрегиональной интеграции были предусмотрены основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Интеграция распределительных сетевых компаний направлена на создание крупных, как следствие, более устойчивых компаний с высокой капитализацией, привлекательных как для стратегических, так и портфельных инвесторов. Целесообразность укрупнения распределительных сетевых компаний определяется также возможностью получения дополнительной прибыли за счет эффекта экономии от масштаба. Решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол от 03 апреля 2002 г. № 113) был одобрен базовый вариант реформирования распределительного сетевого комплекса — межрегиональное укрупнение сетевых компаний: создание межрегиональных компаний в границах объединенных энергосистем (далее — ОЭС) с учетом региональных особенностей и экономической целесообразности. В соответствии с решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол № 168 от 23 апреля 2004 г.) была утверждена следующая конфигурация межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК): • МРСК-1 в составе РСК, относящихся к ОЭС Центра и ОЭС Северного Кавказа; • МРСК-2 в составе РСК, относящихся к ОЭС Северо-Запада; • МРСК-3 в составе РСК, относящихся к ОЭС Урала и ОЭС Средней Волги; • МРСК-4 в составе РСК, относящихся к ОЭС Сибири. Вопрос о целесообразности создания МРСК в составе ОЭС Востока предполагается рассмотреть в рамках принятия решений о реформировании энергосистем Дальнего Востока. Изначально все 4 межрегиональные распределительные сетевые компании создаются путем учреждения 100 % дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России». 4 Решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 01.10.2004 (Протокол № 178) одобрены параметры (размер уставного капитала, номинальная стоимость и количество акций, форма оплаты уставного капитала и прочие) участия ОАО РАО «ЕЭС России» в 4 МРСК. К настоящему времени осуществлена государственная регистрация 3 МРСК: ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа» (17.12.2004 в г. Тверь), ОАО «МРСК Северо-Запада» (23.12.2004 в г. Санкт-Петербург), ОАО «МРСК Урала и Волги» (02.03.2005 в г. Екатеринбург).

[править] Реформирование системы диспетчерского управления

На базе Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» в 2002 г. было создано ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС», в качестве 100 % дочернего общества ОАО РАО «ЕЭС России». В целях увеличения надежности поставок электроэнергии потребителям в ходе реформирования электроэнергетической отрасли, в два этапа осуществляется консолидация оперативно-диспетчерского управления: на первом этапе ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» были созданы филиалы, в которые АО-энерго передали функции оперативно-диспетчерского управления, а также, на правах аренды, находящееся в собственности АО-энерго имущество региональных диспетчерских управлений (далее РДУ); на втором этапе осуществляется выкуп ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» активов РДУ за счет денежных средств, поступающих в оплату услуг Системного оператора. К настоящему времени ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» созданы 56 РДУ — филиалов ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС», которым в основном завершена передача функций оперативно-диспетчерского управления от акционерных обществ энергетики и электрификации. Имущество РДУ, принадлежащее АО-энерго (за исключением независимых и изолированных АО-энерго), передано в аренду ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС». 4.

[править] Учреждение и формирование генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии

Порядок формирования и состав ОГК определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2003 г. № 1254-р (в ред. 5 распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2004 г. № 1367-р), предусматривающим внесение в оплату их уставных капиталов имущества электростанций (пакетов акций акционерных обществ, созданных на их основе), принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России», а также возможность передачи в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества электростанций (пакетов акций акционерных обществ, созданных на их основе), в том числе находящегося в незавершенном строительстве, принадлежащего дочерним акционерным обществам ОАО РАО «ЕЭС России», в оплату уставного капитала создаваемых генерирующих компаний. К настоящему времени Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» одобрено участие во всех ОГК: ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-4», ОАО «ОГК-5», ОАО «ОГК-6», ОАО «Гидро-ОГК» (протоколы решений Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 24.12.2004 № 183, от 24.12.2004 № 183, от 01.10.2004 № 178, от 26.11.2004 № 181, от 03.09.2004 № 176, от 24.12.2004 № 183, от 24.12.2004 № 183 соответственно). Осуществлена государственная регистрация всех 7 ОГК: ОАО «ОГК-5» (27.10.2004 в г. Екатеринбург), ОАО «ОГК-3» (23.11.2004 в г. Улан-Удэ), ОАО «Гидро-ОГК» (26.12.2004 в г. Красноярск), ОАО «ОГК-4» (04.03.2005 в г. Сургут), ОАО «ОГК-2» (09.03.2005 в пос. Солнечнодольск Ставропольского края), ОАО «ОГК-6» (17.03.2005 в г. Ростов-на-Дону), ОАО «ОГК-1» (23.03.2005 в г. Тюмень). В соответствии с Концепцией стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003—2008 годы, решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол № 150 от 26.09.2003) формирование ОГК осуществляется в два этапа: — на первом этапе учреждение ОГК в качестве 100 % дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России» с внесением в оплату уставного капитала принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» имущества электростанций и акций АО-станций; -на втором этапе внесение в оплату дополнительных акций ОГК, принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» пакетов акций АО-станций, выделенных из АО-энерго.

[править] Создание территориальных генерирующих компаний

Принципы интеграции региональных генерирующих компаний были предусмотрены основными направлениями реформирования электроэнергетики 6 Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Конфигурация, предусматривающая создание 14 ТГК, была рассмотрена и одобрена Комиссией Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики. Решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол заседания Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 23 апреля 2004 г. № 168) утверждена конфигурация ТГК на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК, и изолированных АО-энерго). ТГК создаются с использованием следующих механизмов: • Путем учреждения в качестве 100 % дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России»; • Путем со-учреждения несколькими АО-энерго; • С использованием промежуточного механизма аренды генерирующих мощностей соответствующих РГК (АО-энерго); • Комбинацией из вышеназванных вариантов. Большинство схем создания ТГК, одобренных в настоящее время, предусматривают создание ТГК путем учреждения дочернего общества ОАО РАО «ЕЭС России» с обеспечением возможности участия миноритарных акционеров соответствующих АО-энерго либо путем соучреждения ТГК несколькими АО-энерго. Далее данной ТГК в аренду передается генерирующее имущество АО-энерго (региональной генерирующей компании). На втором этапе формирования ТГК осуществляется присоединение соответствующих региональных генерирующих компаний к ТГК. К настоящему времени Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» утверждены проекты создания следующих ТГК: ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-2», ОАО «ТГК-4», ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-8», ОАО «ТГК-9», ОАО «ТГК-10», ОАО «ТГК-13», ОАО «ТГК-14», (решения Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» № 181 от 26.11.2004, № 188 от 25.02.2005, № 183 от 24.12.2004, № 188 от 25.02.2005, № 180 от 29.10.2004, № 176 от 03.09.2004, № 180 от 29.10.2004, № 181 от 26.11.2004, № 176 от 03.09.2004 соответственно). Проект создания ТГК-7 7 утвержден в рамках проекта реформирования энергосистем, управляемых ОАО «СМУЭК»; создание ТГК-3 определено проектом реформирования ОАО «Мосэнерго». По конфигурации ТГК в целом, а также по каждому проекту создания ТГК позиция государства была заявлена через голосование представителей государства в Совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России». Осуществлена государственная регистрация следующих ТГК: ОАО «ТГК-1» (зарегистрирована 30.03.2005 в г. Санкт-Петербург), ОАО «ТГК-5» (22.03.2005 в г. Чебоксары), ОАО «ТГК-8» (22.03.2005 в г. Астрахань), ОАО «ТГК-9» (09.12.2004 в г. Пермь), ОАО «ТГК-10» (30.03.2005 в г. Челябинск), ОАО «ТГК-14» (зарегистрирована 07.12.2004 в г. Чита).

[править] Реформирование изолированных энергосистем и энергосистем Дальнего Востока

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 утверждены правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и перечень изолированных энергосистем (энергосистемы Камчатской области, Магаданской области, Сахалинской области, Чукотского автономного округа, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Республики Якутии (за исключением Южного энергорайона). В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в которых невозможно развитие конкуренции по технологическим причинам, допускается осуществление всех видов деятельности в электроэнергетике одним юридическим лицом, и в отношении данной сферы электроэнергетики следует применять государственное регулирование.

[править] 2007—2008

18 октября 2007 года Госдума одобрила изменения в законодательстве об энергетике, внесенные в связи с реформированием РАО «ЕЭС России». 26 октября 2007 года эти изменения одобрил Совет Федерации, а в ноябре 2007 года — президент России Владимир Путин.

29 октября 2007 года стало известно, что акционеры РАО «ЕЭС России» одобрили последний этап реформы электроэнергетики и ликвидацию РАО «ЕЭС России».

С 1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование. После этого в течение трёх лет государство сохранило право тарифообразования на оптовом рынке электроэнергии. После 2014 года государство не будет регулировать цены на электроэнергию и для населения.

[править] Цели реформы

Предполагается, что результатом реформы станет доступ иностранных инвесторов к генерирующим активам и закрепление государственной монополии в ряде отраслей, в том числе в сфере атомной электроэнергетики.

[править] Последствия

В результате реформы электроэнергетики электроэнергетический комплекс России был разделён на монопольный и рыночный сегменты. В генерации и сбыте созданы условия для конкуренции, роста эффективности производства электроэнергии и расширения инфраструктуры. Запущен рынок, гарантирующий эффективную загрузку мощностей. В отрасль пришли частные инвестиции.[1]

[править] Ссылки

Личные инструменты