Экономические отношения России с Афганистаном
Материал из Documentation.
Экономические отношения России с Афганистаном — одна из сфер российско-афганских отношений.
Россия, обладая богатым опытом экономического сотрудничества с Афганистаном, теоретически имеет широкое поле для инвестирования финансовых средств и технологий в афганскую экономику и социальную сферу. Россия может помочь в восстановлении экономических и социальных объектов, построенных в прошлом при технико-экономическом содействии Советского Союза: нефтегазовая отрасль, дороги, мосты, ирригационное хозяйство, элеваторы, энергетика (восстановление и строительство ГЭС и ТЭС), восстановление дорожной сети, ЛЭП, цементные заводы, горнодобывающая промышленность, транспорт, модернизация аэродромов, геологоразведка нефти и газа, археологические изыскания, больницы и поликлиники, учебные заведения. Весьма перспективными представляются инвестиции в горнодобывающую промышленность: Афганистан обладает месторождениями и залежами нефти, газа, урана, железа, меди, цинка, молибдена, олова, бериллия, лития, тантала, барита, асбеста, серебра, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней.
Кроме того, есть три достаточно перспективных проекта, которые находятся в стадии изучения, участие России в которых представляется возможным. Во-первых, это газопровод Туркменистан (газовое месторождения Даулатабад)-Пакистан через афганскую территорию. По существу это старый проект, в котором были задействованы США, Саудовская Аравия, Россия (Газпром), Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Южная Корея. Но в 1998 г. созданный ими газовый консорциум распался, и сейчас предпринимаются усилия для его реанимации.
Новый проект строительства газопровода в принципе согласован правительствами Туркменистана, Афганистана и Пакистана. В настоящее время возможность подключения к проекту рассматривается правительством Индии, без участия которой он окажется нерентабельным. Длина газопровода — 1700 км, из которых 700 км приходится на афганскую территорию. Пропускная способность газопровода — 90 млрд куб. м газа в год. Афганистан планирует получать ежегодно 300 млн долларов за транзит газа. Ориентировочная стоимость проекта −3,3 млрд долларов. Срок строительства газопровода — 4 года.
Однако с практической реализацией газопровода будет непросто. Для этого предстоит сначала урегулировать пакистано-индийские отношения. Необходимо также обеспечить безопасность районов прохождения газопровода на территории Афганистана и Пакистана. Что касается России, то она в принципе не заинтересована в альтернативных поставках туркменского газа в обход ее территории. Участников проекта смущает и его стоимость. Россию и Индию беспокоит и вопрос о его запасах в Туркмении. В марте 2005 г. Ашхабад должен был представить расчетный объем запасов своего газа. Наконец, главное, необходимо найти финансовые средства — иностранных спонсоров.
Второй перспективный проект пока существует на уровне идеи. Это строительство железных дорог в Афганистане. Планируется построить железную дорогу длиной 101 км по маршруту Термез — Хайратан — Мазари-Шариф. Стоимость проекта 150 млн долларов. Ожидается, что США предоставят грант на реализацию этого проекта. Предполагается, что строительство будет осуществляться силами узбекской строительной компании «Узавтойол». Российское участие в этом проекте возможно в качестве поставщика материальной части — рельсов, шпал, подвижного состава, другого железнодорожного оборудования. Третий проект — самый перспективный. В местечке Айнак, в 45 км к юго-западу от Кабула, существует богатое месторождение медной руды. По информации британских геологов, работавших в прошлом году в Афганистане, мощность месторождения — 240 млн тонн, содержание меди в руде — 2 %. По данным советских геологов, работавших там в 80-е годы, запасы руды составляют 360 млн т. Содержание меди — 0,7-1,5 %. По расчетам, в Айнаке может быть произведено 3,6 млн т чистой меди стоимостью 11,9 млрд долларов. Месторождение может эксплуатироваться в течение 40-50 лет. Через несколько месяцев состоится тендер на разработку месторождения. Заинтересованность в проекте уже проявили Китай и Южная Корея.
Однако практические возможности российских инвестиций в Афганистан ограничены. Пока еще не созданы благоприятные возможности для иностранных инвестиций внутри страны в целом: не принят закон об иностранных инвестициях, нет надежной статистики, плохо работает банковская система, чрезвычайно высок уровень коррупции, отсутствует безопасность. Довольно сложный и политико-психологический климат в стране в отношении России и ее специалистов. С одной стороны, в Афганистане многие помнят годы, когда оказывалась советская технико-экономическая помощь, и до сих пор высоко оценивают ее. В стране осталось немало специалистов по разным отраслям народного хозяйства, которые получили образование в Кабуле под руководством советских преподавателей или в Советском Союзе. Часть из них готова заняться восстановлением «советских» объектов. С другой стороны, правящая элита Афганистана (в основном бывшие лидеры моджахедов и эмигранты, вернувшиеся с Запада) с недоверием относятся к России как к наследнице СССР. К тому же основные зарубежные спонсоры Афганистана не проявляют заинтересованности в активном российском участии в восстановлении страны.
Запад при фактическом попустительстве афганского руководства вытесняет Россию на обочину международного сотрудничества в Афганистане. К тому же финансово-экономическая слабость и отсутствие концепции афганской политики России делают ее позиции в этой стране довольно уязвимыми. Нельзя сказать, что Кабул игнорирует Россию или относится к ней враждебно. После свержения талибов в Афганистане Москву с визитами неоднократно посещали афганские руководители самого высокого ранга — президент Х.Карзай, министр обороны маршал Фахим, министр иностранных дел д-р Абдулла, министр внутренних дел Ю.Кануни. Во время этих визитов было высказано немало пожеланий с афганской стороны и обещаний — с российской. Но все это осталось на уровне деклараций. Единственная сфера, где межгосударственные отношения получили некоторое развитие — военная помощь Афганистану. Но и она имеет маргинальный характер, хотя ее объем довольно значителен — 117 млн долларов. Между тем заметно активизируются частные российские компании (нефть, газ, стройматериалы, транспорт).
В целом Афганистан безусловно заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией, которая могла бы занять свою нишу в процессе восстановления страны. Но для этого нужны политическая воля и инициативность российского внешнеполитического ведомства.
В нынешних условиях Россия, не прекращая усилий по налаживанию двусторонних экономических и иных связей с Афганистаном (в первую очередь, окончательное урегулирование вопроса об афганском долге России), должна использовать свои отношения со своими партнерами в Центральной Азии, которые активно сотрудничают с Кабулом, и таким образом участвовать в совместных с Афганистаном региональных экономических проектах (энергетика, транспортные коммуникации, ирригация). Это главным образом относится к Таджикистану и Узбекистану. Учитывая принятые Афганистаном обязательства перед мировым сообществом, его безусловную экономическую зависимость от США и других ведущих стран Запада, масштабное иностранное военное присутствие в стране, есть основания полагать, что в ближайшие годы основной внешне- и внутриполитический курс правительства радикально не изменится. Вряд ли следует также ожидать серьезного изменения отношения Афганистана к России. По крайней мере до 2010 г., то есть до окончания президентских полномочий Х.Карзая.
Проводя соответствующую доброжелательную политику в отношении Афганистана, подкрепленную торгово-экономическими преференциями, не стремясь к политическому или иному доминированию в этой стране, Россия сможет преодолеть негативные последствия ее участия в афганской войне 1979—1989 гг. и восстановить традиционно добрые отношения, поскольку запас доверия к ней сохраняется.
[править] Ссылки
[править] Примечания