Военно-техническое сотрудничество России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Несмотря на значительное обострение конкурентной борьбы на традиционных оружейных рынках, Россия восстановила и удерживает на них свое влияние.

По данным заместителя директора Федеральной службы по военно‑техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Вячеслава Дзиркална, в 2008 году около 80 стран мира являются партнерами Российской Федерации в военно‑технической сфере. Более чем в 60 стран осуществляются поставки продукции военного назначения (ПВН).

Общий объём поставок за рубеж военно‑технической продукции в течение последних пяти лет ежегодно увеличивается на 1 млрд долларов США. С 2001 года экспорт продукции военного назначения увеличился практически в два раза. По итогам 2007 года уровень продаж вооружения и военной техники составил более 7 млрд долларов США. По данным американской исследовательской компании Forecast International, в последние годы Россия прочно заняла второе место в мире по экспорту обычных вооружений после США. По данным комиссии американского конгресса, Россия 2007 году получила 28 % мировых доходов от продажи оружия.

Наибольшим спросом продолжает пользоваться авиационная техника. Доля авиационной составляющей в общем объеме экспорта российских вооружений и военной техники превышает 50 %. Это уже давно признанные во всем мире боевые самолёты марок «Су» и «МиГ», вертолеты «Ми»; из техники сухопутных войск ‑ танки, в первую очередь Т‑90С; легкая бронетехника ‑ бронетранспортёры, боевые машины пехоты.

Также существует большой спрос на стрелковое оружие, противотанковые ракетные комплексы. О популярности же российских зенитно‑ракетных систем, таких как С‑300, «Печора», убедительно свидетельствует тот факт, что, по словам директора ФСВТС Михаила Дмитриева, предприятия их производящие уже загружены заказами до 2012 года.

За последнее десятилетие сформировался целый ряд стран, отношения с которыми у России вышли на уровень стратегического партнерства. Основными партнёрами в этой сфере являются Китай, Индия, Вьетнам, Греция, Алжир, ОАЭ, Венесуэла, Малайзия и ряд других стран. На долю Китая и Индии приходится около 70 % российского военного экспорта.

Отношения России с партнёрами по военно‑техническому сотрудничеству строятся на различной основе в зависимости от достигнутого уровня доверия. С основными партнерами Россия развивает систему планирования ВТС на долгосрочную перспективу.

Основной упор делается на внедрении новых, более совершенных форм экономического сотрудничества, способных более полно учитывать интересы партнеров в развитии собственного ВПК и взаимодействии в военно‑технической сфере. Это, прежде всего, создание совместных предприятий по разработке, производству и сбыту ПВН, открытие сервисных технических центров по послепродажному обслуживанию, выполнение совместных или заказных НИОКР, передача вооружения на условиях лизинга и другие перспективные формы сотрудничества.

По данным директора ФСВТС М.Дмитриева, нынешний объем «портфеля» экспортных заказов субъектов ВТС ‑ свыше $32 млрд ‑ позволяет достаточно оптимистично смотреть на перспективы сотрудничества в военно‑технической сфере. Основной задел создан «Рособоронэкспортом», в его активе «портфель» заказов в размере $24 млрд.

Содержание

[править] История

[править] 19971998

В 1997—1998 годах объёмы российского оружейного экспорта катастрофически сократились — до $2,6 млрд в год.

[править] 19992007

В сентябре 1999 года давний коллега Владимира Путина Сергей Чемезов был назначен главой «Промэкспорта». В советское время они с В.Путиным вместе работали в ГДР по линии внешней разведки КГБ СССР, а во второй половине 1990-х годов — в управлении делами президента РФ. Почти сразу С.Чемезов предложил объединить всех госпосредников в области ВТС в одно предприятие.

Вице-премьер Илья Клебанов заявил 23 ноября 1999 года, что Россия переходит к новой стратегии в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. По его словам, Россия будет предлагать «комплексную модернизацию систем и армий в тех странах, с которыми работает». Кроме того, в будущем в рамках сотрудничества с этими странами будет не только осуществляться поставка вооружений и комплексная модернизация, но и налаживаться совместное производство. По мнению вице-министра, в рамках такого подхода можно вести речь не только о ВТС, но и о гражданских проектах в сфере авиации, флота, машиностроения. [1]

В апреле 2000 года президент России В.Путин включил компанию «Российские технологии» в состав «Промэкспорта». Ликвидация «Российских технологий» была расценена как первый шаг плана С.Чемезова по объединению госпосредников в области ВТС в одно предприятие.

В ноябре 2000 года В.Путин подписал указ о создании на базе «Промэкспорта» и компании «Росвооружение» госпредприятия «Рособоронэкспорт». «Рособоронэкспорт» стал единым госпосредником в области ВТС. Главная заслуга в этой интеграции принадлежала С.Чемезову.

При создании «Рособоронэкспорта» пост главы предприятия неожиданно получил заместитель директора «Промэкспорта» Андрей Бельянинов, а С.Чемезов стал лишь его первым заместителем. Однако основную работу по подготовке крупнейших оружейных контрактов вёл именно С.Чемезов.

В апреле 2004 года С.Чемезов возглавил «Рособоронэкспорт» и официально. Его давнее знакомство с В.Путиным способствовало более активной поддержке государством экспортных проектов российских оружейников. В результате за время работы С.Чемезова в «Рособоронэкспорте» в 2000—2007 годах общий объём продаж российского оружия вырос с $3,68 млрд до $7,5 млрд. А в 2007 году по сравнению с 2006 годом экспорт увеличился сразу на $1 млрд. С поправкой на падение курса доллара и долларовую инфляцию это означает фактический прирост примерно в 5 %. По предварительной оценке, из общей суммы более 80 % ($6,1 млрд) пришлось на поставки по контрактам «Рособоронэкспорта».

Однако, создав «Рособоронэкспорт», С.Чемезов не остановился на достигнутом. Компания стала в итоге не только единым оружейным госпосредником, но и фактически единственным экспортёром вооружений и военной техники. В середине января 2007 года В.Путин подписал указ о предоставлении права на экспорт конечной продукции военного назначения только «Рособоронэкспорту». Тем самым в России была создана вторая экспортная монополия вслед за «Газпромом». До этого право на самостоятельный экспорт готовой продукции имели также Российская самолетостроительная корпорация МиГ, Реутовское НПО машиностроения, Коломенское КБ машиностроения, Тульское КБ приборостроения. Теперь все новые соглашения они вправе заключать только через «Рособоронэкспорт». А в обход госпосредника производители смогут лишь продавать за рубеж запчасти и обслуживать ранее проданную технику (сейчас таким правом обладают 17 заводов и конструкторских бюро).

Получая всё новые права для «Рособоронэкспорта», С.Чемезов развивал и объединительные процессы, подтвердив свое шутливое прозвище у оружейников — «великий интегратор». Ещё при создании единого оружейного госпосредника он предлагал создать на его основе аналог советского министерства оборонной промышленности с поправкой на рыночные реалии. Поначалу проект по получению «Рособоронэкспортом» контроля над всем оборонно-промышленным комплексом России предусматривал акционирование госпосредника и передачу в ОАО «Рособоронэкспорт» как минимум блокирующих пакетов (25 % плюс одна акция) всех ведущих предприятий оборонки. И хотя в 2002 году это предложение не получило поддержки у В.Путина, эта неудача не смутила С.Чемезова. Он предложил иной, экстенсивный путь консолидации, который и был реализован в 2007 году. Новый план предусматривал контроль над оборонкой по двум направлениям: членство «Рособоронэкспорта» в советах директоров основных оборонных компаний и создание на базе «Рособоронэкспорта» оборонно-промышленной госкорпорации «Ростехнологии».

Вхождение в «Ростехнологии» фактически изменило и статус «Рособоронэкспорта», превратив его из госпосредника во всего лишь внешнеэкономическое подразделение госкорпорации. Конечно, закон РФ «О военно-техническом сотрудничестве» был своевременно скорректирован и предусматривает теперь возможность для «дочки» предприятия, на 100 % принадлежащего государству, быть оружейным госпосредником. Однако фактически С.Чемезов создал казус белли: теперь формально ничто не помешает любой экспортной структуре другой госкорпорации вроде того же «Газпрома» претендовать на роль госпосредника и в области военно-технического сотрудничества.

В то же время, став «дочкой» «Ростехнологий», «Рособоронэкспорт» получил и ряд очевидных преимуществ. В частности, как пояснял С.Чемезов, теперь в случае введения против «Рособоронэкспорта» зарубежных санкций под них не будут подпадать дочерние предприятия. Подобные санкции, например, были введены в отношении «Рособоронэкспорта» госдепартаментом США в августе 2006 года. Поводом стало якобы имевшееся нарушение госпосредником американского закона «О нераспространении технологий производства оружия массового уничтожения и средств его доставки в отношении Ирана». При этом санкции могли затронуть и зарубежные поставки титана компанией «ВСМПО-Ависма», бывшей на тот момент дочерним предприятием «Рособоронэкспорта». Теперь же развитие событий по таким сценариям будет уже невозможно. Хотя исключить введение аналогичных санкций в будущем никак нельзя, особенно с учётом активного выхода «Рособоронэкспорта» на новые рынки, ранее контролировавшиеся США или европейскими странами. За последние годы у России возникли конфликты интересов с США — в Венесуэле и Саудовской Аравии, и с Францией — в Алжире, Ливии и Марокко.

[править] Оружейно-экспортные войны

Именно противодействие США и Франции, а также острая внутриклановая борьба в руководстве Алжира стали причиной фактического срыва крупного контракта на поставку в эту страну 28 одноместных МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБ. Этот контракт был заключен в рамках большого пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около $8 млрд. По мере выполнения этого портфеля заказов Россия обязалась списать внешний долг Алжира бывшему СССР (около $4,7 млрд). Однако после поставки в конце 2006 года первой партии МиГов их закупки Алжиром прекратились.

По словам источника в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), первоначально поставка новых МиГов была приостановлена из-за претензий Алжира к качеству двух учебно-боевых МиГ-29УБ. «В марте на коллегии ФСВТС претензии к этим МиГам обсуждались,— пояснил источник в ФСВТС.— Были выработаны рекомендации по их устранению. Недостатки были устранены». Однако, по словам представителя службы, Алжир продолжил выдвигать необоснованные претензии к МиГам. «Все самолеты из первой партии были приняты представителями заказчика в России, после перевозки их в Алжир самолеты приняли алжирские ВВС, они были введены в эксплуатацию, однако затем к ним стали предъявлять претензии,— пояснил источник в корпорации МиГ.— И финансирование с алжирской стороны было прекращено. Из-за этого приостановлено выполнение следующего этапа контракта, а МиГ и Россия в целом несут убытки». Тем не менее, по словам источника в администрации президента РФ, в августе 2007 года президент Алжира Абдельазиз Бутефлика направил письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться с качеством МиГов.

Этот и ряд похожих скандалов эксперты связывают с последствиями внутренней борьбы в руководстве Алжира. Так, по мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в политической элите Алжира «существуют пророссийские, профранцузские и проамериканские группировки, отстаивающие интересы своих партнеров». «Эти кланы противостоят друг другу, периодически добиваясь успеха»,— говорит Пухов. По мнению эксперта, охлаждение отношений между Россией и Алжиром совпало с резкой активизацией на африканском направлении нового президента Франции Никола Саркози. Среди прочего он активно продвигает на севере Африки французские истребители Rafale, конкурирующие с российскими МиГами. В свою очередь, США активно лоббировали в Алжире свои истребители F-16. В результате (по состоянию на начало января 2008 года) обсуждается вопрос об аннулировании контракта и выплате алжирской стороной соответствующей неустойки корпорации МиГ. Правда, при этом алжирская сторона не исключает закупки вместо МиГов дополнительной партии более тяжелых истребителей Су-30МКИ(А).

Впрочем, часть проблем «Рособоронэкспорта» в 2007 году была вызвана ещё и неспособностью российских оборонных предприятий выполнить в срок ранее взятые на себя обязательства. Особенно серьезно эти проблемы осложняют военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели. В частности, в сентябре 2007 года представители индийского флота сообщили, что планировавшаяся на 15 августа передача Индии в лизинг атомной подводной лодки Chakra проекта 971 «Щука-Б» отложена до 15 июня 2008 года, поскольку Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) задерживает ее строительство на десять месяцев. Попутно Россия настаивала на увеличении стоимости контракта с $650 млн до $785 млн. Индия согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену.

Те же задержки в работе по переоборудованию и модернизации авианосца «Адмирал Горшков» в интересах Индии на северодвинском «Севмашпредприятии» привели к переносу срока сдачи корабля с конца 2008 на 2011—2012 годы. Причем оказалась неверно оценена и стоимость работ по «Горшкову»: если в январе 2004 года контракт на его модернизацию был заключен на сумму около $700 млн, то уже в середине 2007 года представители правительства говорили о нехватке около $1 млрд. Российская сторона уже вышла с предложением к Дели доплатить за «Горшкова» еще $700 млн. Индийская сторона, естественно, отказалась. Кроме того, задержка с передачей самого авианосца, видимо, приведет к пересмотру сроков поставки и авиагруппы для него из истребителей МиГ-29K и МиГ-29КУБ и противолодочных вертолетов Ка-28 и Ка-31.

В 2007 году Индия также отказалась принимать модернизированный противолодочный самолет Ил-38 и дизель-электрическую подводную лодку проекта 877ЭКМ из-за нареканий по поводу качества выполненных работ. В результате всех этих задержек и проблем в начале декабря главком военно-морских сил Индии адмирал Суреш Мехта заявил, что Дели может пересмотреть формат военно-технического сотрудничества с Россией, если Москва продолжит оттягивать выполнение контракта по модернизации авианосца «Адмирал Горшков». По словам адмирала, Индия может «задуматься над тем, куда идут наши отношения в оборонной сфере».

Наметившиеся негативные тенденции в российской оборонной промышленности могут в среднесрочной перспективе привести и к падению российских оружейных поставок в целом. «С выходом на поставки в объеме $7 млрд в год Россия оказалась на некоем „плато“: экспорт будет держаться на этом уровне по крайней мере ближайшие три-четыре года, если сохранится существующая международная конъюнктура,— заявил „Власти“ Руслан Пухов.— Однако это „плато“ потом может ожидать драматическое падение». По мнению эксперта, российская оборонка испытывает кадровый голод, особенно не хватает высококвалифицированных рабочих. Вместе с тем инфляция в отрасли существенно превышает общий уровень по стране: если в 2007 году инфляция в России составила около 12 %, то в военно-промышленном комплексе она, по предварительным оценкам, должна была превысить 20 %. Кроме того, по мнению Пухова, в оборонке быстрыми темпами растут накладные расходы из-за пренебрежения энергосберегающими технологиями. В результате Россия часть вооружений вообще не сможет производить, а другие могут оказаться неконкурентоспособными по цене.

Своевременно нейтрализовать подобные тенденции как раз в состоянии госкорпорация «Ростехнологии». При имеющемся у него административном ресурсе Сергей Чемезов способен пролоббировать изменения бюджета и корректировку законодательства для улучшения ситуации в российской оборонке. Очевидно, это и станет его первоочередной задачей на посту главы «Ростехнологий».

[править] Поставки в 2007 году

Структура поставок в 2007 году была довольно необычной. Хотя доминирующую роль вновь сыграли поставки авиатехники, обеспечив 61 % общего идентифицированного объема ВТС, второе место неожиданно отошло поставкам вооружений и военной техники для сухопутных сил (21 % идентифицированных поставок).

Что касается авиатехники, то здесь основу опять составили трансферты истребителей Су-30МК. Их было передано рекордное количество за весь постсоветский период — 49 единиц: 24 в Индию, 12 в Венесуэлу, 10 в Малайзию и три в Алжир. Передачи такого большого количества Су-30МК резко контрастируют не только с результатами провальных 2005—2006 годов, когда экспорт тяжелых истребителей был сосредоточен главным образом в сегменте передач технологических комплектов в рамках индийской лицензионной программы. Показатели 2007 года значительно превосходят достижения вполне успешных 2002—2004 годов, когда корпорации «Сухой» и «Иркут» поставляли на внешний рынок 35-38 истребителей в год. Корпорация МиГ в начале года продолжала поставки истребителей МиГ-29СМТ в Алжир по контракту 2006 года. В настоящее время в этой стране находится уже предположительно 15-20 МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ.

Среди основных получателей вертолетов в 2007 году можно отметить Китай (12 транспортных вертолетов Ми-171) и Венесуэлу (как минимум два боевых вертолета Ми-35М и два транспортных Ми-26Т2). Наконец, трансферты авиадвигателей по отдельным контрактам производились в Китай и Индию. В Индии началась подготовка к лицензионному производству 120 двигателей РД-33 (они понадобятся для модернизации индийского парка МиГ-29), а Китай получал моторы АЛ-31ФН для своих истребителей F-10.

Третье и четвертое места в структуре поставок заняли соответственно трансферты систем ПВО и военно-морских вооружений (10 и 8 % идентифицированных поставок). Однако, учитывая низкую прозрачность экспорта этих видов вооружений, можно предположить, что эти оценки занижены по сравнению с реальностью. Можно предположить, что в 2007 году Китай начал получать системы С-300ПМУ2 «Фаворит». Среди крупных поставок военно-морской техники известно о передаче двух ракетных катеров «Молния» проекта N12418 по контракту 2003 года на поставку двух и лицензионное производство еще 10 катеров на верфях Вьетнама.

[править] Заключение контрактов в 2007 году

Не менее успешным 2007 год стал в части подписания новых контрактов, причем в этом сегменте также абсолютное лидерство принадлежит Индии и истребителям Су-30МК. В апреле был заключен давно ожидавшийся контракт на поставку индийским военно-воздушным силам 18 Су-30МКИ на замену Су-30К, полученным индийскими ВВС в 1997 и 1999 годах. В октябре был подписан новый контракт предполагаемой стоимостью $1,6 млрд на поставку в Индию дополнительно 40 истребителей и технологических комплектов Су-30МКИ в дополнение к уже законтрактованным в 2000 году 140 комплектам, предназначенным для сборки в Индии на заводах корпорации HAL.

Небольшой контракт стоимостью $335 млн на поставку 6 истребителей (3 Су-27СМК и 3 Су-30МК2) подписала Индонезия. Таким образом, в течение года Россия получила заказы на поставку на экспорт 64 истребителей семейства Су-30МК, и это ощутимо превышает показатели даже сверхуспешного 2006 года, когда Алжир и Венесуэла заказали в общей сложности 52 истребителя.

Летом 2007 года появилась информация о заключении с одной из стран Ближнего Востока, предположительно с Сирией, контракта на поставку 5 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. Эти сообщения были опровергнуты российскими официальными лицами, но источники в промышленности подтверждают как минимум наличие экспортного заказа на МиГ-31Э без уточнения государства-импортера. По всей видимости, это первый в истории контракт на поставку за рубеж новых МиГ-31Э. Кроме того, корпорация МиГ, по всей видимости, получила заказы на поставку МиГ-29СМТ и, возможно, даже МиГ-29М2 в Сирию или какую-либо другую страну Ближнего и Среднего Востока.

Отдельные контракты на поставку авиадвигателей в 2007 году были подписаны с Китаем и Индией. Первый законтрактовал очередную партию из 100 АЛ-31ФН ($320 млн), Индия подписала соглашение об организации лицензионного производства 120 РД-33 ($300 млн).

Любопытной особенностью прошедшего года стало заключение большого количества контрактов в сегменте вооружений и военной техники для сухопутных сил. Главные из них — контракты на поставку 347 танков Т-90С и 14 систем «Смерч» в Индию общей стоимостью почти $1,5 млрд. Стоит отметить и соглашение с Грецией о намерении поставить этой стране 415 БМП-3 стоимостью €1,2 млрд. Предполагается, что летом 2008 года этот контракт будет ратифицирован греческим правительством.

Главной же интригой в сфере ПВО стало сообщение иранских источников о якобы существующем контракте на поставку в Иран систем С-300ПМУ1. Об этом сообщил министр обороны исламской республики Мостафа Мохаммад Наджар. Однако информация о том, когда именно был заключен контракт, а также каковы сроки его реализации, не разглашалась.

[править] Страны

Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

В Венесуэлу из России поставляются боевые самолеты, вертолеты, автоматы — общая сумма сделок более $3 млрд.[1]

Среди «оружейных» контрактов с Ираном наиболее крупный — на поставку зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1».[2]

В 2005 году Россия заключила с Египтом несколько контрактов на поставки различных зенитно-ракетных комплексов.[3]

Самые крупные контракты с Индонезией — на поставку боевых самолетов Су-27СК, Су-30МК, вертолетов, бронетранспортеров.[4]

В Малайзию РФ поставила 18 истребителей Су-30МКМ за $900 млн.[5]

Россия продает в Алжир самолеты МиГ-29СМТ, Су-30МК, Як-130, зенитно-ракетные системы и танки. Общая сумма контрактов — порядка $5,5 млрд.[6]

В мае 2000 года между РФ и ОАЭ подписано соглашение о поставке 50 зенитных комплексов «Панцирь-С1».[7]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
  2. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
  3. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
  4. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
  5. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
  6. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
  7. http://www.kommersant.ru/doc/757249/print
Внешнеэкономические отношения России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Инвестиции  В РоссиюИз России
Денежные переводы  В РоссиюИз России
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Военно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежомЗарубежная деятельность российских компанийРоссийские вложения в зарубежную недвижимостьИнвестиции из России в страны постсоветского пространстваКредиты из России в страны постсоветского пространстваЭкономические отношения с ЕвросоюзомЭкономические отношения со странами СНГЭкономические отношения России с Центральной АзиейЭкономические отношения с Латинской Америкой
Личные инструменты