Экономические отношения России с Евросоюзом


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Экономические отношения России с Евросоюзом — одна из сфер отношений между Россией и ЕС.

ЕС является ведущим торговым партнёром России. На страны ЕС приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, за последнее десятилетие товарооборот вырос более чем в 3 раза и к 2013 году превысил $400 млрд. Объём экспорта товаров из России в ЕС в период с 2002 по 2012 год увеличился в 3,5 раза — с 64,5 до 213 млрд евро. Объём импорта из ЕС в Россию за тот же период вырос также в 3,5 раза — с 34,4 до 123 млрд евро. Таким образом, ЕС прочно занимает первое место во внешней торговле России.[1][2][3]

Во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после США и Китая. Однако по объёму импорта товаров в ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место. Среди основных экспортных рынков Евросоюза Россия занимает четвёртое место после США, Китая и Швейцарии.[4]

Несмотря на положительную динамику торговых связей, российскую сторону не удовлетворяет сохраняющийся дисбаланс в структуре товарообмена. В 2012 году в поставках товаров из России в ЕС по-прежнему главную позицию занимали товары сырьевой группы, прежде всего топливно-энергетические товары. В импорте из ЕС в Россию доминировали машины и оборудование, химические товары, готовые изделия и продовольственные товары.[5]

Евросоюз является крупнейшим инвестором в российскую экономику. Порядка 75 % прямых иностранных инвестиций поступают из стран-членов ЕС. Баланс торговли услугами между Россией и ЕС складывается в пользу ЕС. Импорт услуг из ЕС в Россию в 2011 году в стоимостном выражении оставил 24 млрд евро, а их экспорт в ЕС — 14,2 млрд евро.[6]

После 18 лет переговоров Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО), став её 156 членом. Вступление России в ВТО является важным и для ЕС, поскольку ведение торгово-экономической деятельности на основе единых принципов и правил стимулирует взаимные инвестиции и укрепляет торговые отношения между партнёрами.[7]

В соответствии со своими обязательствами Россия после присоединения к ВТО снизила ставки импортных пошлин в среднем с 10 % до 7,8 %. В таких ключевых секторах, как, например, автомобильная промышленность, импортные пошлины снизились с 30 % до 25 %, а по истечении семилетнего переходного периода они будут снижены до 15 %. По подсчётам экспертов, в среднем снижение импортных пошлин сэкономит экспортёрам стран-членов ЕС до 2,5 млрд евро ежегодно. Ожидается дополнительный рост экспорта товаров из ЕС в Россию на сумму около 3,9 млрд евро ежегодно.[8]

В январе 2014 года Путин предложил создать зону свободной торговли между ЕС и формируемым Евразийским экономическим союзом.[9]

Содержание

[править] Сферы взаимодействия

Ключевую роль в реализации задач создания Общего экономического пространства Россия-ЕС играют отраслевые диалоги, которые формируются российскими федеральными министерствами и ведомствами с профильными подразделениями Еврокомиссии. Цели и основные направления диалогов определены в соответствующих разделах «дорожной карты» по Общему экономическому пространству, одобренной в ходе майского 2005 года саммита Россия-ЕС в Москве.[10]

В настоящее время во взаимоотношениях России с ЕС развиваются двенадцать отраслевых диалогов: энергетический, транспортный, регулятивный, по промышленной политике, по информационному обществу, по сотрудничеству в области космоса, в сфере сельского хозяйства, по окружающей среде, по финансовой и макроэкономической политике, по региональной политике, в сфере рыболовства, в области здравоохранения.[11]

В рамках каждого диалога по согласованию сторон созданы и на регулярной основе действуют рабочие группы и подгруппы по конкретным направлениям взаимодействия. Для обсуждения значимых вопросов сотрудничества и согласования планов действий проводятся встречи координаторов диалогов (руководители или старшие должностные лица соответствующих российских министерств и Гендиректоратов Еврокомиссии). Стратегические задачи развития диалогов определяются на заседаниях профильных Постоянных советов партнерства на уровне министров и руководства Еврокомиссии.[12]

По оценке обеих сторон, диалоги стали полезным инструментом для дальнейшего развития и диверсификации двустороннего сотрудничества России и ЕС.[13]

[править] Энергетика

Сотрудничество в сфере энергетики относится к числу приоритетных направлений в отношениях Россия — ЕС, которые характеризуются все более углубляющейся взаимозависимостью.[14]

Россия является крупнейшим в мире экспортером газа, а также конкурирует с Саудовской Аравией за роль крупнейшего производителя и экспортера нефти. На Россию приходится более 20 % разведанных мировых резервов природного газа и 5 % доказанных нефтяных резервов.[15]

Евросоюз — крупнейший потребитель российских энергоресурсов: порядка 63 % экспорта нефти и 65 % экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20 % от общего импорта нефти в ЕС или 27 % от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44 % от общего объема импорта газа или около 24 % общего потребления газа в ЕС. Несмотря на некоторое снижение уровня потребления энергоресурсов в ЕС вследствие глобального экономического кризиса, имеются перспективы развития сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере: по оценкам ведущих экспертов в газовой отрасли, включая МЭА и «Еврогаз», к 2030 г. спрос на газ в ЕС может вырасти с нынешних порядка 490 млрд м3 в год до 695 млрд м3 в год. При этом внутренняя добыча газа в ЕС и Норвегии сократится до 33 % от общего потребления к 2020 г. и до 25 % к 2030.[16]

Существует серьёзный обоюдный интерес в развитии более глубокого и взаимовыгодного энергетического партнерства между Россией и ЕС, которое содействовало бы укреплению энергетической безопасности обеих сторон, выработке справедливых правил функционирования энергетических рынков, способствовало бы их большей предсказуемости.[17]

Важнейшей составляющей взаимодействия России с ЕС в этой области является создание условий для бесперебойных поставок энергоресурсов на рынки ЕС. Именно в этих целях в преддверии прошедшего 18 ноября 2009 г. в Стокгольме саммита Россия-ЕС координаторами нашего двустороннего энергодиалога — министром энергетики России С.Шматко и членом КЕС по энергетике А.Пиебалгсом был подписан Меморандум о механизме раннего предупреждения, определяющий алгоритм совместной работы по предотвращению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в сфере поставок энергоресурсов с привлечением к этой работе транзитных стран.[18]

Очевидно, что гарантировать стабильные и соответствующие уровню спроса поставки энергоносителей можно лишь при наличии соответствующей транспортной инфраструктуры. Именно в целях ее развития и Россия, и Европейский союз в рамках реализации концепции диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов на европейские рынки предусматривают сооружение ряда новых трубопроводов, в том числе газопроводов, предназначенных для удовлетворения спроса на перспективу.[19]

[править] Транспорт

Положение об общих принципах, целях и структуре диалога в сфере транспорта и инфраструктуры (Транспортный диалог Россия-ЕС) подписано 3 октября 2005 г. Первое заседание Постоянного Совета партнерства по транспорту состоялось 8 сентября 2006 г. в г. Лаппеенранта, Финляндия.[20]

Работа в диалоге выстраивается по таким направлениям, как транспортная стратегия, инфраструктура и государственно-частное партнерство; автомобильный и железнодорожный транспорт; морской и внутренний водный транспорт; воздушный транспорт; транспортная безопасность. В 2011 г. стороны прилагают усилия по активизации транспортного диалога, повышению эффективности его рабочих структур. Достигнута договоренность провести в октябре 2011 г. «авиасаммит» Россия-ЕС в Санкт-Петербурге.[21]

21 октября 2009 г. в Неаполе был подписан Меморандум о взаимопонимании об учреждении Партнёрства «Северного измерения» в области транспорта и логистики, нацеленный на разработку и реализацию совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры и решение проблем по устранению административных барьеров в транспортном сообщении. Сторонами соглашения стали Еврокомиссия, ряд стран-членов ЕС, Норвегия и Россия.[22]

[править] Регулятивный диалог

Положение о формировании диалога в области регулирования промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия) между Минпромэнерго (теперь — Минпромторг) России и Гендиректоратом Еврокомиссии по предпринимательству и промышленности подписано 7 декабря 2005 г. в Брюсселе.[23]

В тематических подгруппах стороны обсуждают вопросы по сближению позиций в отношении гармонизации технических регламентов и стандартов, подходы к взаимному признанию результатов тестовых испытаний в рамках действующих процедур оценки соответствия, а также обмениваются информацией о новых регулятивных документах и стандартах.[24]

[править] Промышленность

Диалог в сфере промышленности был запущен одновременно с регулятивным диалогом и курируется теми же ведомствами. Стороны обмениваются информацией по проблемам развития некоторых отраслей промышленности и предпринимательства (автомобильной, текстильной, химической и авиационной отраслям промышленности, по горно-металлургическому комплексу, малому и среднему предпринимательству), связей в области инноваций, обсуждают вопросы снижения барьеров в торговле продукцией перерабатывающих отраслей и машиностроительного комплекса и делятся опытом по выведению промышленного производства из экономического кризиса.[25]

[править] Диалог по информационному обществу

Положение о Диалоге Россия-ЕС по информационному обществу между Минкомсвязи России и Гендиректоратом Еврокомиссии по информационному обществу и СМИ подписано 7 декабря 2005 г. в Брюсселе.[26]

В рамках диалога ведется обстоятельный разговор о ходе формирования информационного общества, развитии сферы телекоммуникаций и ИКТ, регулятивных нормах ЕС и России, проектах, реализуемых сторонами в этих областях. Обсуждаются перспективные направления сотрудничества Россия-ЕС по данным тематикам, включая участие в совместных научно-исследовательских работах, в том числе в рамках государственных программ по научным исследованиям.[27]

[править] Диалог по сотрудничеству в области космоса

Положение о порядке ведения Диалога Россия-ЕС по сотрудничеству в области космоса подписано 10 марта 2006 г. в Брюсселе Роскосмосом, Еврокомиссией и Европейским космическим агентством одновременно с Совместным заявлением Роскосмоса и Еврокомиссии об учреждении Диалога.[28]

В рамках диалога осуществляется обмен информацией в целях содействия совместным проектам по сельскому и лесному хозяйствам, по предвестникам землетрясений и по арктическим регионам, проработка проблем совместимости и взаимодополняемости ГНСС ГЛОНАСС и «Галилео», определение рамок сотрудничества в области спутниковой связи, разработка перспективных сценариев пилотируемых полетов после окончания периода эксплуатации МКС и др.[29]

[править] Сельское хозяйство

Меморандум о взаимопонимании и становлении диалога в сфере сельского хозяйства и развития сельских территорий между Минсельхозом России и соответствующим Гендиректоратом Еврокомиссии подписан 11 апреля 2006 г. в Москве.[30]

Стороны обсуждают подходы к разработке политики развития сельских территорий, применения инновационных технологий, состояния рынков отдельных видов сельхозпродукции в России и ЕС, работают над сближением методологий сбора и анализа статистических данных, на конкретных примерах определяют перспективные формы повышения занятости и доходов населения в сельской местности.[31]

Взаимодействие в ветеринарной и фитосанитарной сфере развивается вне формального Диалога, но весьма активно и имеет своей главной целью гармонизацию регулирования России и ЕС в сфере безопасности продукции сельского хозяйства. С 2004 г. сформировалась договорная база в виде Меморандумов по отдельным вопросам взаимодействия российских и есовских надзорных служб. Стороны регулярно встречаются на уровне экспертов по всем вопросам ветеринарного и фитосанитарного регулирования импорта продукции сельского хозяйства из ЕС в Россию, обмениваются группами инспекторов для проведения планового обследования мясо- и молокоперерабатывающих предприятий, плодоовощеводческих хозяйств с целью разъяснения есовским экспортерам российских импортных правил.[32]

[править] Диалог по окружающей среде

Положение о формировании диалога по окружающей среде между Минприроды России и Гендиректоратом Еврокомиссии по окружающей среде подписано 10 октября 2006 г. в Хельсинки. Тематика диалога включает вопросы сближения политики в области охраны окружающей среды; изменения климата; биоразнообразия и охраны природы; оценки воздействия на окружающую среду; правоприменения и управления в лесном секторе; экологически чистого производства и предотвращения загрязнения окружающей среды; водные и морские вопросы.[33]

[править] Диалог по финансовой и макроэкономической политике

Меморандум, учреждающий Диалог, подписан в Брюсселе 2 февраля 2007 г. Со стороны России в нем принимают участие Минфин, Минэкономразвития, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, со стороны Евросоюза Гендиректораты Еврокомиссии по внутреннему рынку и услугам и по экономическим и финансовым вопросам.[34]

Главные темы Диалога охватывают вопросы внедрения и применения международных стандартов финансовой отчетности и аудиторской деятельности в России и ЕС, состояние страховой сферы России и ЕС и перспективы их развития, а также программы борьбы с финансово-экономическим кризисом и меры по укреплению мировой финансовой системы и финансовых систем России и ЕС, направленные на повышение их надежности, прозрачности и устойчивости, стратегии выхода из кризиса и обеспечения устойчивого развития.[35]

[править] Диалог по региональной политике

Меморандум о взаимопонимании для установления Диалога о региональной политике между Минрегионом России и Еврокомиссией был подписан 23 мая 2007 г. Программа работы по диалогу предусматривает организацию семинаров по вопросам многоуровневого управления, оценки эффективности институтов местной и региональной власти, управления большими инвестиционными проектами, обмен опытом в сфере осуществления программ приграничного сотрудничества (ППС).[36]

Представители российских регионов на регулярной основе участвуют в ежегодной Европейской неделе регионов и городов («Открытые дни»). В 2009 г. были подписаны пять соглашений о софинансировании программ приграничного сотрудничества Россия-ЕС, на которые Россия и Еврокомиссия выделяют 437 млн.евро (российский вклад — 103 млн. евро). Запуск программ после ратификации соглашений в 2010 г. позволяет регионам по обе стороны границы интенсифицировать сотрудничество в тех областях, которые они сами выбрали в качестве приоритетных, что не только придает необходимый импульс прямым межрегиональным контактам, но и способствует социально-экономическому развитию российских приграничных регионов.[37]

[править] Рыболовство

Меморандум о взаимопонимании для установления принципов, целей и структуры диалога в области рыболовства подписан 24 апреля 2008 г. (Госкомрыболовство России-Еврокомиссия).[38]

С 2010 года начали действовать рабочие структуры диалога. Стороны провели ряд встреч по проблеме борьбы с нелегальным промыслом рыбы путем сертификации законности происхождения экспортной продукции. Соответствующее законодательство ЕС вступило в силу с 1 января 2010 г.[39]

[править] Диалог в области здравоохранения

Положение о формировании Диалога в области здравоохранения между Минздравсоцразвития России и Гендиректоратом Еврокомиссии по здравоохранению и правам потребителей подписано 28 мая 2009 г. в Москве. Приоритетными областями сотрудничества в рамках Диалога определены: инфекционные и неинфекционные заболевания, безопасность пищевых продуктов, а также развитие взаимодействия в сфере обмена информацией и знаниями, медицинской статистики и образования, выполнения международного законодательства.[40]

В 2010—2011 годах Россия председательствовала в Партнёрстве «Северного измерения» по здравоохранению и социальному благополучию, в котором также участвуют некоторые страны-члены ЕС и Европейская Комиссия.[41]

[править] Показатели

Товарооборот России с ЕС (по данным ЕС):[42]

  • 2006 год — 216 млрд евро
  • 2007 год — 237 млрд евро
  • 2008 год — 285 млрд евро
  • 2009 год — 185 млрд евро
  • 2010 год — 248 млрд евро
  • 2011 год — 310 млрд евро
  • 2012 год — 339 млрд евро
  • 2013 год — 326 млрд евро
  • 2014 год — 286 млрд евро
  • 2015 год — 210 млрд евро
  • 2016 год — 191 млрд евро

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Торговля
  2. Товарооборот между Россией и ЕС по итогам 2013 года превысил $410 млрд
  3. Record levels for trade in goods between EU27 and Russia in 2012
  4. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Торговля
  5. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Торговля
  6. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Торговля
  7. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Торговля
  8. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Торговля
  9. Путин: Россия предлагает ЕС создать зону свободной торговли с ЕАЭС
  10. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  11. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  12. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  13. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  14. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Энергосотрудничество и энергобезопасность
  15. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Энергосотрудничество и энергобезопасность
  16. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Энергосотрудничество и энергобезопасность
  17. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Энергосотрудничество и энергобезопасность
  18. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Энергосотрудничество и энергобезопасность
  19. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Энергосотрудничество и энергобезопасность
  20. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  21. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  22. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  23. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  24. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  25. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  26. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  27. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  28. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  29. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  30. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  31. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  32. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  33. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  34. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  35. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  36. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  37. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  38. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  39. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  40. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  41. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Отраслевые диалоги
  42. European Union, Trade in goods with Russia
  43. Статистика по внешней торговле ЕС, в том числе с Россией. Для получения статистики о России нужно выбрать «Russian Federation» в «Select a partner country». При выборе кода продукции помогает Find code
Внешнеэкономические отношения России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Инвестиции  В РоссиюИз России
Денежные переводы  В РоссиюИз России
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Военно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежомЗарубежная деятельность российских компанийРоссийские вложения в зарубежную недвижимостьИнвестиции из России в страны постсоветского пространстваКредиты из России в страны постсоветского пространстваЭкономические отношения с ЕвросоюзомЭкономические отношения со странами СНГЭкономические отношения России с Центральной АзиейЭкономические отношения с Латинской Америкой
Личные инструменты