Экономические отношения России с Украиной
Материал из Documentation.
Экономические отношения России с Украиной — одна из важнейших сфер отношений между Россией и Украиной.
Содержание |
[править] Торговые отношения
Украина занимает 11-е место среди стран мира по объёму товарооборота с Россией. В январе-ноябре 2015 года товарооборот России с Украиной составил $14 млрд (2,9 % российского товарооборота), в том числе экспорт — $9 млрд, импорт — $5 млрд.[1]
[править] Инвестиционные отношения
[править] Инвестиции России на Украину
По состоянию на 31 декабря 2017 года объём прямых инвестиций России на Украину составлял $4,60 млрд.[2]
[править] Инвестиции Украины в Россию
По состоянию на 31 декабря 2017 года объём прямых инвестиций Украины в Россию составлял $151 млн.[3]
[править] Денежные переводы
По данным Центрального банка России, в 2015 году физическими лицами были осуществлены денежные переводы:[4]
- из России на Украину — на сумму $988 млн;
- из Украины в Россию — на сумму $157 млн.
По данным Национального банка Украины, Россия является лидером по объёмам отправки денег на Украину с использованием различных систем денежных переводов. В 2017 году из России на Украину было перечислено $516 млн, в обратном направлении — $188 млн.[5]
[править] Транспорт
[править] Железнодорожное сообщение
По состоянию на август 2018 года между Украиной и Россией курсирует 13 пар железнодорожных поездов. Восемь из них — формирования «Укрзализницы», три — Молдавской железной дороги, по одному — Российской и Азербайджанской.[6]
За I полугодие 2015 года железнодорожным сообщением между Россией и Украиной воспользовались 1,07 млн человек.[7]
По итогам первых пяти месяцев 2019 года направление в Москву является самым прибыльным для пассажирских поездов «Укрзализницы». Один международный поезд Киев-Москва приносит «Укрзализнице» больше прибыли, чем пять самых прибыльных поездов, курсирующих внутри Украины, вместе взятых. За пять месяцев 2019 года поезд № 5/6 Киев-Москва принёс «Укрзализнице» 117,7 млн гривен. Это почти в два раза больше, чем за первое полугодие 2018 года (64,5 млн гривен).[8]
В поезде «Киев — Москва» «Укрзализницы» в 2019 году было предложено 339 414 мест, из которых продали 253 530. В поезде «Кривой Рог — Москва» из 173 050 мест реализовали 141 708. В поезде «Одесса — Москва» — 116 146 из 140 518 мест, в поезде — «Киев — Санкт-Петербург» — 33 081 из 57 432 мест.[9]
[править] Авиасообщение
Россия и Украина приостановили с 25 октября 2015 года прямое авиасообщение.[10]
Желающие прилететь на Украину теперь летают с пересадками в других странах, как правило в Белоруссии либо Молдавии. На фоне повышенного спроса на авиабилеты из России «Белавиа» с 12 ноября 2015 года увеличила частоту полётов на маршруте Минск — Киев с двух рейсов в день до трёх.[11]
Минимальные цены в ноябре 2015 года на билеты из России на Украину предлагают, прежде всего, белорусский авиаперевозчик «Белавиа», а также молдавская Air Moldova (если речь идёт о маршруте из Москвы в Одессу) либо комбинация авиаперевозчиков («Аэрофлот» и «Международные авиалинии Украины» с пересадкой в Минске). Подавляющее число пассажиров попадает на Украину с пересадкой в Минске.[12]
По данным поискового сервиса Aviasales.ru, за месяц после прекращения прямого сообщения выросла средняя стоимость билета только по одному маршруту: Москва — Киев. На нем средний чек в ноябре 2015 года составил 12 667 руб., что выше на 37 %, чем средняя цена билета Москва — Киев в период с 1 до 24 октября 2015 года (9230 руб.). По другим ключевым маршрутам существенного роста цен обнаружено не было.[13]
[править] Транзит товаров из Украины через Россию
Согласно указу президента России, грузовые перевозки с Украины в Казахстан через Россию с 1 января 2016 года могут осуществляться только с территории Белоруссии и при условии наличия системы ГЛОНАСС.[14]
В апреле 2016 года Украина заявила, что с 1 января 2016 года из-за ограничительных мер, введённых Россией, экспорт её товаров в Казахстан сократился на 49 %, а их стоимость выросла на 30 %, так как они теперь должны провозиться через Белоруссию. Кроме этого, на 48 % сократился экспорт товаров из Украины в Туркмению, Узбекистан, Азербайджан, Грузию, Армению, Киргизию и Таджикистан.[15]
[править] Атомная энергетика
[править] Поставки ядерного топлива
Россия является основным поставщиком топлива для АЭС Украины, обеспечивая большую часть потребности страны.
По данным Госслужбы статистики Украины за первые 9 месяцев 2012 года НАЭК «Энергоатом» закупил ядерное топливо у российской корпорации «ТВЭЛ» на сумму $421 млн.[16]
Участие Украины в «Международном центре по обогащению урана» (МЦОУ, Россия) позволяет обогащать уран по более низкой цене, чем стоимость обогащения, которая входит в цену топливных сборок, поставляемых для украинских АЭС по контракту между НАЭК «Энергоатом» и «ТВЭЛ». Объемы таких поставок могут обеспечить годовую потребность в обогащенном уране для 1 — 1,5 блоков АЭС. Первая поставка ядерного топлива в для украинских АЭС по линии МЦОУ осуществлена в конце 2012 года.[17]
[править] Строительство двух энергоблоков Хмельницкой АЭС
В июне 2010 года было подписано российско-украинское межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении третьего и четвёртого блоков Хмельницкой АЭС.[18]
В октябре 2012 года Верховный совет Украины принял закон о проектировании и строительстве данных энергоблоков. Согласно одобренному Кабмином Украины ТЭО, общая стоимость сооружения энергоблоков должна составить 39,56 млрд гривен (около $5 млрд), при этом уже выполненные в 1985—2011 годах работы оцениваются украинской стороной в 271 млн гривен (около $34 млн).[19]
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС предусматривает установку ректора типа ВВЭР-1000 проекта В-392, разработанного ОКБ «Гидропресс» (Россия).[20]
До настоящего времени процесс финансирования не начинался. Российская сторона предлагала использовать модель «плати — строй — эксплуатируй» — то есть сохранение энергоблоков в российской собственности до возврата денег (по расчётам — 8 — 10 лет). Но такой вариант не устраивает украинскую сторону.[21]
В настоящее время этот проект фактически заморожен.
[править] Строительство завода по производству ядерного топлива
ТЭО завода разработано совместно ГСПИ РФ и украинским НИИПТ. 29.12.2011 состоялась регистрация ЧАО «Завод по производству ядерного топлива». При этом 50 % + 1 акция завода принадлежит украинскому ГК «Ядерное топливо», а 50 % — 1 акция — российскому «ТВЭЛ». Под сооружение объекта выделена площадка 6,8 га у посёлка Смолино Кировоградской области. Предполагаемая численность персонала предприятия 377 человек, срок эксплуатации — 50 лет.[22]
Стоимость проекта $426 млн. Предполагалось, что 25 % этой суммы профинансируют участники в равных долях, и 75 % будет покрыто за счёт кредита Сбербанка России.[23]
В настоящее время этот проект фактически заморожен.
[править] Показатели
Объём денежных переводов физических лиц из России на Украину по официальным и неофициальным каналам ($млрд):[24]
- 2015 год: 1,835
- 2016 год: 1,396
- 2017 год: 1,311
- 2018 год: 0,948
[править] Ссылки
- Украина. Двусторонние отношения с Россией. Новости
- Перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых (реализованных) российскими экономическими операторами в Украине
- Евроинтеграционные стремления Украины привели к потере 20 % ее товарооборота с Россией — Минэкономразвития
- Пассажирские перевозки РЖД между Россией и Украиной упали на 70 %
- Украина продолжает обслуживать российские ракеты Сатана — СМИ. 19 июня 2014
- Качели взаимных транспортных санкций Украина — РФ. Больше ада! (с). 5 октября 2015
- Российские банки обеспечили половину инвестиций в страну — Арбузов. 24 февраля 2016
- Мининфраструктуры оценило потери от блокады фур РФ. 27 февраля 2016
- РФ: Киев уже не присылает штрафы за полеты в Крым. 25 марта 2016
- Россия, Украина, ГП «Антонов», компания «Волга-Днепр» и проект НАТО SALIS — что может быть общего? 1 августа 2016
- Официальное обращение ГП «АНТОНОВ». 1 августа 2016[25]
[править] Примечания
- ↑ Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-ноябрь 2015 г.
- ↑ Прямі інвестиції (акціонерний капітал) (2010—2017)
- ↑ Прямі інвестиції (акціонерний капітал) (2010—2017)
- ↑ Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов)
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
- ↑ [3]
- ↑ Москва снова в топе. Укрзалізниця назвала самые прибыльные поезда в 2019 году
- ↑ Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
- ↑ Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
- ↑ Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
- ↑ Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
- ↑ Россия считает обращение Киева в ВТО по транзиту бесперспективным. 20 апреля 2016
- ↑ Россия считает обращение Киева в ВТО по транзиту бесперспективным. 20 апреля 2016
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
- ↑ Украинские Трудовые мигранты: стимул или тормоз для экономики?
- ↑ Начальный текст статьи: «За последнее время в адрес ГП „АНТОНОВ“ поступило много запросов относительно информации о намерении Авиационных властей РФ отказаться от услуг ГП „АНТОНОВ“ по поддержанию летной годности самолетов Ан−124−100 „Руслан“ и передать функции Разработчика одному из российских предприятий. ГП „АНТОНОВ“ официально заявляет, что не передавало и не передает свои права и обязанности, предписанные международными авиационными стандартами, и продолжает выполнять все обязанности Разработчика гражданского самолета Ан−124−100 „Руслан“.»
Отношения России с Украиной | |
---|---|
История | XX век • XXI век |
Экономика | Торговля (Экспорт из России, Импорт в Россию) • Инвестиции • Финансы • Туризм |
Темы | Авиация • Космос • Ядерная сфера |