Экономические отношения России с Украиной


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Экономические отношения России с Украиной — одна из сфер отношений между Россией и Украиной.

Содержание

[править] Торговые отношения

Украина занимает 11-е место среди стран мира по объёму товарооборота с Россией. В январе-ноябре 2015 года товарооборот России с Украиной составил $14 млрд (2,9 % российского товарооборота), в том числе экспорт — $9 млрд, импорт — $5 млрд.[1]

[править] Денежные переводы

По данным ЦБ РФ, в 2015 году физическими лицами были осуществлены денежные переводы:[2]

  • из России на Украину — на сумму $988 млн;
  • из Украины в Россию — на сумму $157 млн.

[править] Транспорт

[править] Железнодорожное сообщение

В настоящее время поезда РЖД между Россией и Украиной не курсируют. С остановкой на украинских станциях транзитом следует поезд сообщением Москва — Кишинёв. В сообщении Россия — Украина курсируют поезда формирования «Украинских железных дорог» и поезда «Железной дороги Молдовы».[3]

За I полугодие 2015 года железнодорожным сообщением между странами воспользовались 1,07 млн человек.[4]

[править] Авиасообщение

Россия и Украина приостановили с 25 октября 2015 года прямое авиасообщение.[5]

Желающие прилететь на Украину теперь летают с пересадками в других странах, как правило в Белоруссии либо Молдавии. На фоне повышенного спроса на авиабилеты из России «Белавиа» с 12 ноября 2015 года увеличила частоту полётов на маршруте Минск — Киев с двух рейсов в день до трёх, а к концу года 2015 года планирует осуществлять четыре рейса по этому маршруту. Помимо этого, «Белавиа» с 17 декабря 2015 года начнёт ежедневно летать из Минска в Харьков, расширив географию полётов по украинскому направлению.[6]

Минимальные цены в ноябре 2015 года на билеты из России на Украину предлагают, прежде всего, белорусский авиаперевозчик «Белавиа», а также молдавская Air Moldova (если речь идёт о маршруте из Москвы в Одессу) либо комбинация авиаперевозчиков («Аэрофлот» и «Международные авиалинии Украины» с пересадкой в Минске). Подавляющее число пассажиров попадает на Украину с пересадкой в Минске.[7]

По данным поискового сервиса Aviasales.ru, за месяц после прекращения прямого сообщения выросла средняя стоимость билета только по одному маршруту: Москва — Киев. На нем средний чек в ноябре 2015 года составил 12 667 руб., что выше на 37 %, чем средняя цена билета Москва — Киев в период с 1 до 24 октября 2015 года (9230 руб.). По другим ключевым маршрутам существенного роста цен обнаружено не было.[8]

[править] Транзит товаров из Украины через Россию

Согласно указу президента России, грузовые перевозки с Украины в Казахстан через Россию с 1 января 2016 года могут осуществляться только с территории Белоруссии и при условии наличия системы ГЛОНАСС.[9]

В апреле 2016 года Украина заявила, что с 1 января 2016 года из-за ограничительных мер, введённых Россией, экспорт её товаров в Казахстан сократился на 49 %, а их стоимость выросла на 30 %, так как они теперь должны провозиться через Белоруссию. Кроме этого, на 48 % сократился экспорт товаров из Украины в Туркмению, Узбекистан, Азербайджан, Грузию, Армению, Киргизию и Таджикистан.[10]

[править] Атомная энергетика

[править] Поставки ядерного топлива

Россия является основным поставщиком топлива для АЭС Украины, обеспечивая свыше 90 % потребности страны.

По данным Госслужбы статистики Украины за первые 9 месяцев 2012 года НАЭК «Энергоатом» закупил ядерное топливо у российской корпорации «ТВЭЛ» на сумму $421 млн.[11]

Участие Украины в «Международном центре по обогащению урана» (МЦОУ, Россия) позволяет обогащать уран по более низкой цене, чем стоимость обогащения, которая входит в цену топливных сборок, поставляемых для украинских АЭС по контракту между НАЭК «Энергоатом» и «ТВЭЛ». Объемы таких поставок могут обеспечить годовую потребность в обогащенном уране для 1 — 1,5 блоков АЭС. Первая поставка ядерного топлива в для украинских АЭС по линии МЦОУ осуществлена в конце 2012 года.[12]

[править] Строительство двух энергоблоков Хмельницкой АЭС

В июне 2010 года было подписано российско-украинское межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении третьего и четвёртого блоков Хмельницкой АЭС.[13]

В октябре 2012 года Верховный совет Украины принял закон о проектировании и строительстве данных энергоблоков. Согласно одобренному Кабмином Украины ТЭО, общая стоимость сооружения энергоблоков должна составить 39,56 млрд гривен (около $5 млрд), при этом уже выполненные в 1985—2011 годах работы оцениваются украинской стороной в 271 млн гривен (около $34 млн).[14]

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС предусматривает установку ректора типа ВВЭР-1000 проекта В-392, разработанного ОКБ «Гидропресс» (Россия).[15]

До настоящего времени процесс финансирования не начинался. Российская сторона предлагала использовать модель «плати — строй — эксплуатируй» — то есть сохранение энергоблоков в российской собственности до возврата денег (по расчётам — 8 — 10 лет). Но такой вариант не устраивает украинскую сторону.[16]

В настоящее время этот проект фактически заморожен.

[править] Строительство завода по производству ядерного топлива

ТЭО завода разработано совместно ГСПИ РФ и украинским НИИПТ. 29.12.2011 состоялась регистрация ЧАО «Завод по производству ядерного топлива». При этом 50 % + 1 акция завода принадлежит украинскому ГК «Ядерное топливо», а 50 % — 1 акция — российскому «ТВЭЛ». Под сооружение объекта выделена площадка 6,8 га у посёлка Смолино Кировоградской области. Предполагаемая численность персонала предприятия 377 человек, срок эксплуатации — 50 лет.[17]

Стоимость проекта $426 млн. Предполагалось, что 25 % этой суммы профинансируют участники в равных долях, и 75 % будет покрыто за счёт кредита Сбербанка России.[18]

В настоящее время этот проект фактически заморожен.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-ноябрь 2015 г.
  2. Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов)
  3. Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
  4. Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
  5. Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
  6. Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
  7. Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
  8. Месяц без Украины. Как распределился пассажиропоток на Украину после запрета на рейсы из России. 30 ноября 2015
  9. Россия считает обращение Киева в ВТО по транзиту бесперспективным. 20 апреля 2016
  10. Россия считает обращение Киева в ВТО по транзиту бесперспективным. 20 апреля 2016
  11. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  12. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  13. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  14. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  15. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  16. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  17. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  18. Атомная энергетика Украины и проблемы сотрудничества с Российской Федерацией в этой области
  19. Начальный текст статьи: «За последнее время в адрес ГП „АНТОНОВ“ поступило много запросов относительно информации о намерении Авиационных властей РФ отказаться от услуг ГП „АНТОНОВ“ по поддержанию летной годности самолетов Ан−124−100 „Руслан“ и передать функции Разработчика одному из российских предприятий. ГП „АНТОНОВ“ официально заявляет, что не передавало и не передает свои права и обязанности, предписанные международными авиационными стандартами, и продолжает выполнять все обязанности Разработчика гражданского самолета Ан−124−100 „Руслан“.»
Внешнеэкономические отношения России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Инвестиции  В РоссиюИз России
Денежные переводы  В РоссиюИз России
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Военно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежомЗарубежная деятельность российских компанийРоссийские вложения в зарубежную недвижимостьИнвестиции из России в страны постсоветского пространстваКредиты из России в страны постсоветского пространстваЭкономические отношения с ЕвросоюзомЭкономические отношения со странами СНГЭкономические отношения России с Центральной АзиейЭкономические отношения с Латинской Америкой
Личные инструменты