Транзит через Россию


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Уникальность России как транзитной страны связана с тем, что она занимает значительную часть евроазиатского континента, что сводит к минимуму число пограничных переходов, так как транзитные маршруты через Россию проходят через единое административное и правовое пространство, а транзитные грузы пересекают меньшее число государственных границ, чем на альтернативных направлениях.[1] Данный фактор усиливается участием России в ЕАЭС, благодаря которому у России нет таможенного контроля на границах с Казахстаном и Белоруссией.

Содержание

[править] Транзитные коридоры

Ведущее место в государственной политике России по формированию международных транспортных коридоров (МТК) занимает Транссиб — это мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением общеевропейского транспортного коридора № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва).[2]

Второе главное направление развития МТК на территории России — это коридор «Север — Юг»: Северная Европа — Россия — Иран — Пакистан — Индия с ответвлениями на Кавказ — Персидский залив; Центральную Азию через Каспий. На этом коридоре используется глубоководная Волго-Донская речная си-стема. Данный МТК может стать продлением панъевропейского коридора № 9, идущего из Хельсинки до Москвы и далее в страны Южной Европы. Продление его в России на юг на Новороссийск и Астрахань позволит создать транзитный мост между Европой и Азией через территорию России.[3]

Третьим перспективным международным коридором, пролегающим в границах России, является «Северный морской путь» (СМП): Европа — страны АТР.[4]

Ещё одним, пока не реализованным коридором, является Большое водное кольцо Европы: р. Волга — р. Дон — Азовское море — Черное море — р. Дунай — р. Майн — р. Рейн — Балтийское море — р. Волга с ответвлением на сеть европейских боковых рек и каналов и Каспийское море. Уникальность его заключается в том, что он представлен только водным транспортом и может быть использован для обслуживания экспортно-импортных связей стран Европы и России. Но на отдельных участках этот коридор совпадает с МТК «Север — Юг» и может обеспечивать транзитные перевозки между Европой и Азией с использованием самого дешевого водного транспорта.[5]

Перспективным в России является создание Северо-Российского евразийского МТК, который насквозь пересечёт всю страну севернее Транссиба. Его недостающим звеном является строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, задача создания которой заложена в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Северо-Сибирская магистраль свяжет Нижневартовск через Лесосибирск, Сургут с Усть-Илимском, где замкнётся на БАМ.[6]

В отдалённой перспективе реально сооружение на территории России Арктической или Полярно-Сибирской железнодорожной магистрали. Она будет связана со строительством дороги Котлас — Сейда — Лабытнанги — Игарка с выходом на Норильск. Дорога позволит значительно сократить расстояние для транзитных грузов между Европой и Америкой.[7]

[править] Железнодорожный транзит

По данным Минтранса РФ, в 2010 году железнодорожный транзит через Россию составил 27,7 млн тонн грузов (примерно 2,5 % от всего объёма перевозок), в том числе 0,6 млн тонн по Транссибу.[8]

[править] Морские порты

В 2011 году транзит грузов других стран, прежде всего СНГ, через порты России составил 49,3 млн тонн, или 9,4 % всего грузооборота.[9]

[править] Транзитные контейнерные перевозки

Основные направления транзитных контейнерных перевозок в России: Находка — Восточная — Брест (Белоруссия); Находка — Восточная — Алма-Ата (Казахстан) — Ассаке (Узбекистан); Литва — Латвия — Озинки (Казахстан); Забайкальск — Чоп — Чиерна (Венгрия).[10]

[править] Транзитные контейнерные перевозки по Транссибу

Основное конкурентное преимущество транзитных перевозок через Транссиб по сравнению с альтернативным морским путём доставки заключается в более коротких сроках — около 14-16 дней на перевозку контейнера из Южной Кореи до Финляндии по сравнению с 40-45 днями на морском маршруте, проходящим через Суэцкий канал и огибающем всю Европу.[11]

На востоке Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Казахстана, Монголии, Китая через КВЖД и железные дороги Корейского полуострова, что может обеспечить значительный грузовой контейнерный транзит из Южной Кореи.[12]

В 1980-е годы грузопоток транзитных контейнеров по Транссибу превышал 150 тыс. контейнеров ежегодно.[13]

После спада практически до нуля в 1990-е годы, в начало 2000-х годов началось возрождение данного маршрута, при этом объёмы транзитных перевозок перекрыли рекорды, достигнутые в советское время.[14]

В 2004 году был достигнут максимум в перевозке транзитных контейнеров — 174 тыс. ДФЭ.[15]

С 2006 года показатели транзита вернулись к уровню 1990-х годов, транзитный грузопоток практически иссяк.[16][17]

В 2009 году объём перевозок сократился до 18 тыс. контейнеров ДФЭ.[18]

В 2010 году транзит составил 32 тыс. контейнеров в ДФЭ.[19]

В 2011 году транзит составил 45,6 тыс. контейнеров в ДФЭ, что на 40,7 % больше, чем в 2010 году.[20]

Общий объём перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали в транзитном сообщении в 2012 г. составил 102 тыс. 094 TEU (+123,85 % к уровню 2011 г.).[21]

Транзитные перевозки контейнерных грузов по Транссибу в 2014 году выросли до 131 тыс. TEU, что в 7 раз больше, чем в 2009 году.[22]

[править] Сообщение с Китаем

По итогам 2014 года объём транзитных грузов по Транссибу в сообщении с Китаем вырос на 98 % до 55 тыс. TEU.[23]

Транзитные контейнерные перевозки по Транссибу в сообщении с Китаем за 9 месяцев 2015 года выросли на 89 % и составили 66 тыс. TEU.[24]

[править] Транзит нефти Азербайджана

SOCAR поставляет нефть по нефтепроводу «Баку-Новороссийск» в соответствии с межправительственным соглашением России и Азербайджана от 18 января 1996 года. По условиям соглашения, по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн тонн сырья в год по тарифу $15,7 за тонну.[25][26]

Азербайджан с осени 1997 года использует нефтепровод Баку-Новороссийск для нефтетранзита.[27]

В 2010 году транзит нефти Азербайджана через Россию составил 2,25 млн тонн.[28]

В 2010 году ГНКАР прокачала по нефтепроводу Баку-Новороссийск 2,2 млн тонн нефти.[29]

В 2011 году транзит нефти Азербайджана через Россию по нефтепроводу Баку-Новороссийск составил 1,99 млн тонн.[30][31]

В 2012 году ГНКАР прокачала по нефтепроводу Баку-Новороссийск 2 млн тонн нефти.[32]

Весной 2013 года официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин заявил, что в течение последних пяти лет Азербайджан не исполнял условия межправительственного соглашения от 18 января 1996 года — объёмы транзита были в 2,5 раза меньше, чем предусматривалось документом.[33]

В мае 2013 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти от 18 января 1996 года.[34]

[править] Казахстан

Самый крупный поток транзитных грузов, следующих через Россию, всеми видами транспорта связан с Казахстаном. В экспорте это нефть, металлы, хлебные грузы — всего более 60 млн т. В импорте ведущую роль играют товары высокой степени обработки, которые следуют в Казахстан или напрямую или через морские порты по железным и автодорогам.[35]

[править] Транзит нефти

«КазТрансОйл» осуществляет транспортировку нефти через КТК.[36]

Транзит казахстанской нефти по территории России за 2012 год вырос на 0,96 %, составив 19,2 млн тонн.[37]

[править] Центральная Азия

Для обслуживания транзитных перевозок Казахстана и других стран Центральной Азии в середине 2000-х годов было открыто движение регулярных (по расписанию) контейнерных поездов: «Балтика-Транзит» (Балтия - Казахстан/Центральная Азия) и «Казахстанский вектор» (Брест — Алматы — Ташкент), а также поездов, курсирующих по мере формирования поездных партий по маршрутам Алматы — Мууга (Таллин), Алматы-Новороссийск, Аксу (Павлодар) — Херсон, Аксу — Клайпеда.[38]

[править] Белоруссия

По состоянию 2012 год, основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Прибалтики (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга), а также через украинские порты (Одесса, Николаев).[39]

26 апреля 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о возможности переориентации белорусских грузов с портов Прибалтики на Россию: «Мы ведём переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов.»[40]

15 сентября 2012 года Лукашенко встретился с Владимиром Путиным. Позже стало известно, что на этой встрече было принято принципиальное решение о переориентации больших объёмов грузов из Белоруссии, в том числе калийных удобрений, с портов государств Прибалтики на российские порты.[41][42]

9 ноября 2012 года Лукашенко, принимая находящегося с визитом в Минске губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, заявил, что Белоруссия переориентирует перевалку больших объёмов грузов с портов стран Прибалтики на порты Ленинградской области. «Беларусь, — заявил Лукашенко, — находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырёх морских портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путём». В свою очередь Дрозденко заявил: «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое.».[43]

[править] 2013 год

В 2013 году транзит нефтепродуктов Туркмении через Россию сократился на 28 % до 958 тыс. тонн.[44]

[править] 2011 год

[править] Транссиб

В 2011 году прекратились перевозки контейнерных грузов из Финляндии в порты Дальнего Востока с использованием Транссиба.[45]

[править] Севморпуть

Порядок установления тарифов на услуги ледокольного флота на трассах СМП, введённый ФСТ России в июне 2011 г., разрешает применять тарифы ниже предельных, что существенно повысило привлекательность использования СМП, в том числе для транзитного плавания. Прежние тарифы были в 4-6 раз выше стоимости перевозки грузов морским транспортом через Суэцкий канал. В результате в 2011 г. грузооборот по СМП увеличился в 5,8 раза по сравнению с 2010 г., когда было перевезено 145 тыс. тонн, и достиг 834,9 тыс. тонн транзитных грузов. В 2011 г. был выполнен 41 транзитный рейс, в том числе с грузом — 26 рейсов. При этом танкерным фортом было сделано 15 рейсов и перевезено 686 тыс. тонн, судами-балкерами — 3 рейса и 110 тыс. т, судами-рефрижераторами — 4 рейса и 27 тыс. тонн, прочими судами было перевезено 10,9 тыс. тонн.[46]

[править] 2008 год

В 2008 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 424 ДФЭ.[47]

[править] Транзит железнодорожных крупнотоннажных контейнеров

В 2008 году объём транзита железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров в России составил 154,7 тыс. ДФЭ.[48]

В 2008 году объём транзитных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибу составил 28,8 тыс. ДФЭ.[49]

[править] 2007 год

[править] Контейнеры

В 2007 году объём контейнерных транзитных перевозок грузов в России составлял 39,6 тыс. ДФЭ.[50]

В 2007 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 3,1 тыс. ДФЭ.[51]

[править] 2006 год

[править] Контейнеры

В 2006 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 406 ДФЭ.[52]

[править] 2005 год

В 2005 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 14,1 тыс. ДФЭ.[53]

[править] 2004 год

[править] Морские порты

За 2004 г. портами России, включая стивидорные компании, входящие в регионы соответствующих Морских администраций, перевалено 12,3 млн т транзитных грузов, из которых нефть — 9,70 млн тонн, чёрные металлы — 1,23 млн тонн.[54]

[править] 2000 год

В 2000 году на второй Международной Евро-Азиатской конференции в Санкт-Петербурге была изложена российская концепция транзитных путей на основе формирования геоэкономических осей Запад — Восток (включая Транссиб) и Север — Юг (из Финляндии через Каспийский коридор в Южную Азию).[55]

[править] Ссылки

[править] Литература

  • Леонтьев Р. Г., Шпилева Н. А., Орлов А. Л. Современные предпосылки транзита по Транссибирскому контейнерному мосту // Бюллетень транспортной информации. 2010. № 1
  • Леонтьев Р. Г., Шпилева Н. А., Орлов А. Л. Российский транзит контейнеров между Западной Европой и Восточной Азией // БТИ. 2010. № 3
  • Холоша М. Российский транзит под разными углами зрения. Морские порты, № 6, 2010, стр. 38-44
  • Крупнов Ю. В. Транссиб «версия 2.0» как инструмент восстановления транзитного потенциала и основа выживания России в 2020—2030 гг. // Транспорт Российской Федерации, № 2, 2010. С. 4-6

[править] Примечания

  1. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  2. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  3. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  4. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  5. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  6. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  7. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  8. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  9. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  10. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
  11. Транзитный потенциал России: проблемы и возможности
  12. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  13. Транзитный потенциал России: проблемы и возможности
  14. Транзитный потенциал России: проблемы и возможности
  15. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  16. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  17. Транзитный потенциал России: проблемы и возможности
  18. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  19. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  20. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  21. В 2012 г. по Транссибу в международном сообщении перевезено 638,2 тыс. TEU
  22. Рост транзитных контейнерных перевозок по Транссибу. 12 ноября 2015
  23. Рост транзитных контейнерных перевозок по Транссибу. 12 ноября 2015
  24. Рост транзитных контейнерных перевозок по Транссибу. 12 ноября 2015
  25. «Транснефть» получила три заявки на транзит нефти по территории России в 2013 году
  26. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  27. Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
  28. Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
  29. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  30. Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
  31. Азербайджанская нефтяная госмонополия SOCAR снизила в 1 полугодии транзит по нефтепроводу Баку-Новороссийск на 9,1 %
  32. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  33. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  34. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  35. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  36. «Транснефть» получила три заявки на транзит нефти по территории России в 2013 году
  37. Россия сократила экспорт нефти в 2012 году
  38. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  39. Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
  40. Беларусь уходит из европейских портов[1]
  41. Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
  42. Беларусь уходит из европейских портов[2]
  43. Беларусь уходит из европейских портов[3]
  44. Нефтетранспорт. Март 2014
  45. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  46. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  47. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  48. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
  49. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
  50. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
  51. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  52. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  53. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  54. Перевозки российских грузов через морские порты за 2004 г. в сравнении с 2003 г.
  55. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
Транзит
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Транзит грузов  Транзит нефтиТранзит нефтепродуктовТранзит природного газаТранзит угляТранзит удобрений
Личные инструменты