Международный транспортный коридор «Север — Юг»
Материал из Documentation.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяжённостью 7,2 тыс. км.[1]
Существует три маршрута МТК «Север — Юг»: Транскаспийский, западный и восточный (сухопутные). Часть объектов транспортного коридора по состоянию на 2024 год необходимо ещё строить.[2]
Содержание |
[править] Маршруты
В районе Каспийского моря коридор «Север — Юг» проходит по трём маршрутам: транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана, западному — через Азербайджан, восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.[3]
[править] Восточный
Восточная ветвь коридора — прямое железнодорожное сообщение Россия — Казахстан — Туркменистан — Иран с выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Акяйла (Туркменистан) — Инче-Бурун (Иран) или Сарахс.[4]
[править] Западный
Западная ветвь коридора — прямое железнодорожное сообщение Россия — ЖДПП Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) с последующей перегрузкой на автомобильный транспорт для перевозки по территории Ирана.[5]
[править] Транскаспийский
Транскаспийский маршрут — мультимодальный маршрут с использованием российских портов России (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана в Каспийском бассейне.[6]
[править] Виды транспорта
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Коридор включает железнодорожные пути через Россию, Азербайджан и Иран.[7]
[править] Автомобильный транспорт
Коридор включает автомобильные магистрали через территорию Армении, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана и России.[8]
[править] Водный транспорт
Коридор включает морские пути от порта Мумбай до иранских портов Чехбехар и Бендер-Аббас и водные перевозки в Каспийском море, в том числе развитие прилегающих речных путей.[9]
[править] Регионы
[править] Иран
В 2023 году был подписан договор о строительстве железной дороги между иранскими городами Решт и Астара. Его протяжённость — 162 км.[10]
[править] Россия
Составными частями МТК «Север — Юг» стали международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия — Санкт-Петербург — Москва с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск) и № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала).[11]
[править] Железнодорожный транспорт
Значительная часть коридора «Север — Юг» проходит по железным дорогам России, на которые приходится в зависимости от маршрута 33 — 53 % от общей протяжённости сухопутной части коридора. Стержневым направлением для российской стороны в рамках МТК является: Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань, протяжённостью 2513 км.[12]
[править] История
Проект МТК «Север — Юг» был разработан в 1999 году Россией, Ираном и Индией.[13]
Межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север — Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту. Депозитарием этого соглашения стал Иран. К маю 2002 года соглашение было ратифицировано всеми его участниками и вступило в силу.[14] Позднее к соглашению присоединились Оман, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Турция, Таджикистан, Киргизия.[15]
Устав Координационного Совета (КС) МТК «Север — Юг» был утверждён в мае 2002 года в Санкт-Петербурге на встрече министров транспорта стран-участниц. Совет является руководящим органом МТК, председательство в котором осуществляется странами-участницами в порядке ротации сроком на один год. В рамках КС действуют две экспертные группы: «Коммерческие и оперативные вопросы» и «Документация, таможенные процедуры и сопутствующие вопросы».[16]
В 2014 году вопросы совершенствования транспортных перевозок по инфраструктуре МТК «Север — Юг» обсуждались в ходе второй встречи министров транспорта прикаспийских государств (Астрахань, 8 августа 2014 г.), Международной конференции высокого уровня по вопросу о роли транспорта и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества и устойчивого развития (Ашхабад, 3-4 сентября 2014 г.), четвёртого Каспийского саммита (Астрахань, 29 сентября 2014 г.).[17]
В июне 2021 года по маршруту МТК «Север — Юг» впервые прошёл полносоставный контейнерный поезд.[18]
В апреле 2022 года был открыт новый современный МАПП Тагиркент — Казмаляр, который решил проблему узкого места на Западном маршруте МТК «Север — Юг» на российско-азербайджанской границе.
В июле 2022 года состоялась отправка первых коммерческих грузов по МТК «Север — Юг».[19]
В июле 2022 года первый грузовой железнодорожный состав с 39 контейнерами отправился из Чехова (Московская область) в Бендер-Аббас, а затем достиг Индии.[20]