Президентская программа подготовки управленческих кадров


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

В июне 1997 года президентом России был подписан указ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».[1] Программа, реализуемая согласно данному указу (Президентская Программа), нацелена на создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России.

Согласно постановлению правительства России 1164 в качестве рабочего органа Правительства Российской Федерации образована Комиссия по организации подготовки управленческих кадров в целях проведения государственной политики в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Комиссию в разное время возглавляли первые заместители председателя правительства РФ: Борис Немцов (с июля 1997 года по август 1998 года); Вадим Густов (с декабря 1998 года по апрель 1999 года). В настоящее время председателем комиссии является Виктор Христенко.

В 80 субъектах России созданы региональные отделения Комиссии, возглавляемые, как правило, заместителями глав местных администраций по экономике либо по промышленности. Министерство экономики РФ выполняет функции координатора, государственного заказчика и контролера реализации данной Программы.

В рамках Президентской Программы руководители, направленные преимущественно предприятиями реального сектора экономики России и отобранные на конкурсной основе, проходят 5—6 месячную подготовку в лучших российских образовательных учреждениях по основным экономическим специализациям, а также совершенствуют знания иностранного языка, предполагаемой страны стажировки.

Содержание

[править] Основные итоги

За прошедшие три года реализации Программы:

  • В 1998—1999, 1999—2000 учебных годах в российских образовательных учреждениях прошли подготовку по специальностям: «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит» около 7588 человек.
  • На зарубежную стажировку направлено 4231 специалист.
  • Завершён набор и распределение специалистов на подготовку в 2000—2001 учебном году (принято 5591 человек, 3457 пройдут подготовку по менеджменту, 959 — по маркетингу, 772 — по финансам).
  • Завершена аккредитация вузов, участвующих в программе. Из заявленных 194 программ профессиональной переподготовки управленческих кадров 97 (50 %) — аккредитованы на срок 3 года, 90 (47 %) — аккредитованы на срок 1 год (с обязательной доработкой программ и повторной аккредитацией программы через год), 6 — не аккредитованы и вопрос об аккредитации одной программы отложен.
  • Создано 40 региональных ассоциаций выпускников Программы.

[править] Новый этап и приоритетные направления развития программы

Прошло 3 года с начала реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров. Постановлением Правительства № 598 от 16 августа 2000 принят государственный план подготовки управленческих кадров на 2000/2001 — 2002/2003 годы. Таким образом, Программа приобрела характер среднесрочной. В соответствии с Постановлением совершенствование структуры организаций народного хозяйства Российской Федерации за счет внедрения современных методов управления должно явиться одним из важнейших результатов Государственного плана. На этом этапе его реализации анализ и распространение опыта реформирования организаций народного хозяйства специалистами, завершившими подготовку, их использование для совершенствования управления, реструктуризации предприятий, внедрения инноваций приобретает особое значение. Деятельность ассоциаций — один из инструментов, которые позволят обеспечить решение этих задач.

Работа ассоциаций, их цели, задачи и направления деятельности должны быть увязаны с программой экономического развития региона и осуществляться в тесном взаимодействии с региональными органами власти и руководителями предприятий. От этого зависит их действенность. Только при условии тесного взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти, директорами крупных предприятий, профессиональными ассоциациями и союзами, ассоциации смогут оказать реальное содействие процессам реформирования экономики своего региона, ее развитию и укреплению. Секретариат Комиссии инициировал обмен информацией и осуществляет обработку, анализ и систематизацию данных по постпрограммной работе в регионах.

Наиболее важными направлениями сотрудничества являются:

А. Участие в разработке и реализации региональных социально-экономических программ

  • участие в разработке проектов областных социально-экономических программ, законодательных и нормативных документов, региональных бюджетов
  • работа по реализации региональных программ (напр., по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, по делам молодежи и т. д.)
  • работа с администрацией (создание консультационных, координационных советов, работа внештатными консультантами и т. д.)
  • влияние на кадровую политику региона (участие в разработке программ подготовки и целевого использования управленческих кадров, организация конкурсов на замещение руководящих должностей на госпредприятиях, мониторинг)
  • формирование кадрового резерва для работы в органах управления области, в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, кадровое обеспечение реализации целевых программ развития региона
  • формирование команд антикризисных управляющих из числа выпускников Программы (в том числе их целевая подготовка на курсах антикризисных управляющих)
  • подбор и рекомендация специалистов из числа выпускников по заявкам региональных органов власти, региональных министерств и предприятий
  • организация стажировок на крупных предприятиях региона для последующего занятия ими руководящих должностей на данных предприятиях

Б. Региональный консалтинг Оказание консалтинговых услуг компаниям, выпускникам, а также предприятиям-партнерам, поставщикам и т. д., создание консалтинговых центров

  • (помощь в составлении бизнес-планов, помощь в организации и становлении фирмы, содействие продвижению идей и проектов выпускников ПП на основе их объективного анализа с привлечением соответствующих экспертов из различных отраслей и помощь авторам в надлежащем оформлении, доработке и представлении документов; диагностика предприятий, разработка предложений по их реформированию и т. д.)
  • содействие в поиске бизнес-партнеров в различных регионах России и за рубежом
  • формирование реестра предложений о деловом сотрудничестве и трудоустройстве на уровне региона и межрегиональном уровне
  • рекрутинговая деятельность
  • подбор и рекомендация специалистов из числа выпускников по заявкам региональных органов власти, региональных министерств и предприятий
  • информирование о возможностях делового сотрудничества с фирмами других регионов через региональные ассоциации

В. Участие в формировании инвестиционного климата, привлечение инвестиций на уровне региона и предприятия

  • региональное законодательство как инструмент привлечения инвестиций
  • продвижение инвестиционных проектов на уровне региона и на уровне предприятия
  • участие государственных некоммерческих институтов в инвестиционном процессе
  • передовой опыт в технологиях привлечения инвестиций

Г. Создание среды делового общения, PR и информационно-аналитическая работа

  • cоздание бизнес-центров, информационных центров, банков идей проектов
  • создание информационных банков данных по предприятиям, стажерам, реализуемым проектам, мониторинг карьеры специалистов и ведение базы данных на выпускников
  • содействие в установлении бизнес-контактов, поиск партнеров
  • создание системы оперативного обмена информацией
  • информационное обеспечение членов ассоциации, обеспечение доступа к информационным ресурсам, создание Web-страничек ассоциации
  • создание печатных изданий или разделов в печатных изданиях
  • информирование общественности о деятельности Ассоциации: встречи с руководителями предприятий, выступления на телевидении, в прессе
  • создание музея национальных и культурных ценностей стран-доноров
  • организаций конкурсов, конференций, проведение семинаров, тренингов, круглых столов, встреч с руководителями успешно работающих предприятий, представителями государственных служб и органов управления

Опыт и различные направления взаимодействия обсуждались на заседании Партнерского клуба 31 октября 2000. Был представлен опыт наиболее успешного сотрудничества, например, работа Кемеровского совета молодых специалистов, Воронежского союза менеджеров «Перспектива», Калининградской Ассоциации участников Президентской программы, Карельской региональной общественной организации выпускников Президентской программы «Инициатива», Костромского фонда участников Президентской программы «Продвижение и поддержка», Краснодарской краевой общественной организации «Директорский корпус», Санкт-Петербургской Ассоциации топ-менеджеров, некоммерческого партнерства «Союз Профессионалов — Единство Кадров Тверского Региона» (СПЕКТР), Томской Ассоциации стажеров «Лидер XXI век» и других.

Работа по созданию эффективной системы сотрудничества является одним из наиболее важных направлений деятельности Секретариата.

В настоящее продолжается интенсивный обмен информацией о постпрограммной работе ассоциаций и региональных комиссий, опыте и направлениях деятельности, оценке их эффективности. Кроме того, Секретариат Комиссии использует еще один инструмент взаимодействия — электронный — создан новый раздел на сайте Программы http://skpk.hse.ru. Начали функционировать гостевая страница и интерактивный раздел «обсуждение актуальных вопросов постпрограммной работы», которые должны обеспечить постоянную обратную связь с участниками.

14 декабря 2000 прошла Конференция с участием представителей региональных ассоциаций и комиссий. На конференции состоялось совместное обсуждение опыта постпрограммной деятельности. Были сформулированы предложения по развитию Президентской Программы подготовки управленческих кадров (далее Программы) как одного из инструментов содействия трансформационным процессам, протекающие в реальном секторе экономики. Предложен комплекс мероприятий, направленных на достижение одной из важнейших целей нового этапа Программы: распространение опыта успешного реформирования организаций народного хозяйства специалистами, завершившими подготовку. В ходе конференции были обсуждены вопросы о задачах в процессе реформирования различных участников Программы — выпускников Программы и их Ассоциаций, региональных отделений Комиссии, образовательных учреждений, зарубежных партнерских организаций, а также предложения по формам и методам их взаимодействия.

Конференция явилась важным этапом реализации Президентской программы, утвержденной Правительством РФ в качестве среднесрочной.

Конференция показала, что развитие ассоциаций происходит в субъектах РФ неравномерно, различны и условия, в которых происходит формирование объединений выпускников Программы и становление их деятельности. Комиссия поддерживает процессы создания и работы ассоциаций и будет содействовать обмену и распространению позитивного опыта.

Обсуждение итогов Конференции состоится на заседании Федеральной Комиссии в феврале 2001 г. Принятые Комиссией решения будут доведены до сведения всех участников Конференции и Программы.

Решения Конференции будут положены в основу программы деятельности всех субъектов Программы подготовки управленческих кадров по анализу и распространению инновационного опыта специалистов, завершивших подготовку для совершенствования управления и реформирования организаций народного хозяйства.

[править] Сотрудничество с зарубежными партнёрскими и донорскими организациями

Интерес и активное участие международного сообщества в осуществлении Программы позволили, единое понимание философии и стратегических целей «Президентской инициативы», взаимные усилия по их достижению со стороны российских и зарубежных партнеров обеспечили необходимое сложение усилий и эффективное взаимодействие в рамках проектов многостороннего и двустороннего сотрудничества. Благодаря этому за прошедшие три года много было сделано для укрепления управленческого потенциала народного хозяйства России.

[править] Германия

Правительство Федеративной Республики Германия первым откликнулось на инициативу Президента России. 9 июня 1998 года министрами экономики двух стран было подписано «Совместное Заявление по повышению квалификации руководящих кадров экономики России». Работа по реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации осуществляется Федеральной Комиссией в тесном сотрудничестве с Обществом Карла Дуйсберга.

В соответствии с согласованной концепцией Программа сотрудничества направлена на решение трех основных задач:

  • подготовку менеджеров нового типа, способных эффективно работать в рыночных условиях;
  • помощь процессам реструктуризации российских предприятий;
  • установление и развитие контактов российских и немецких компаний.

Уже на настоящий момент можно подвести некоторые итоги сотрудничества:

  • за прошедший период в Германии прошли подготовку 1358 специалистов из различных отраслей и типов предприятий .
  • Более половины специалистов (68,8 %) стажировавшихся в Германии отметили, что на предприятии реализуются структурные изменения. При этом 41,7 % изменений происходят на уровне всего предприятия в целом, 27,1 % проектов реструктуризации осуществляется одновременно в нескольких подразделениях. Около 19 % специалистов меняют место работы, при этом 6,8 % создают собственное предприятие, 4,5 % уходит на работу в администрацию (муниципального, регионального или федерального уровня).
  • Опыт работы на немецких предприятиях, понимание межкультурных особенностей, как общего, так и управленческого характера, способствуют развитию имеющихся и установлению новых связей между российскими и немецкими предприятиями. Необходимо отметить общую высокую мотивацию стажеров на установление контактов с зарубежными партнерами. Типы планируемого партнерства очень разнообразны: это и консультационная помощь, и совместное проведение ярмарок, и закупка сырья и оборудования, и расширение рынков сбыта. Понимая, что выходить со своей продукцией на европейские рынки очень сложно, некоторые предприятия ставят это своей целью на долгосрочную перспективу. Сотрудничество с зарубежными предпринимателями заложено в стратегические планы развития многих фирм и предприятий. Около 30 % стажеров устанавливают контакты с немецкими предприятиями и в дальнейшем развивают различного рода сотрудничество.

Таким образом, результаты совместной деятельности Программы подтверждают ее эффективность.

[править] Великобритания

Сотрудничество осуществляется на основании Совместного Заявления о сотрудничестве между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии по подготовке российских управленческих кадров, подписанном Министрами иностранных дел двух государств 4 марта 1999 года. Британская сторона выразила намерение принять до 1000 (270 человек в год) за время реализации программы (1999—2001 гг.). В соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках пилотного этапа в 1998 году прошли подготовку 60 человек. За прошедший период (1999 и январь—сентябрь 2000 года) стажировку прошли еще 259 российских менеджеров.

Работа по реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Великобритании осуществляется национальным координатором — British-Russian Development Partnership — и контрактором — Британским Советом. В Великобритании в программе активно участвуют торгово-промышленные палаты: Шотландская торгово-промышленная палата, Российско-Британская коммерческая палата, торгово-промышленные палаты Манчестера, Бирмингема, Лондона, Эдинбурга. Первоначально, в соответствии с региональными интересами Великобритании планировалось, что 70 % участников должны быть из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Екатеринбурга и Ростова; 20 % — Нижний Новгород, Самара и Кемерово, плюс Москва, 10 % — из других регионов Российской Федерации. В настоящее время рассматривается возможность расширения географии участия Британской программы.

Формат стажировки включает 1 неделю теоретической подготовки и 3 недели практики на принимающем предприятии. Кроме того, техническое задание предусматривает реализацию других видов деятельности: постпрограммные мероприятия: семинары, конференции, консультации; мониторинг и оценка эффективности подготовки; создание клуба выпускников.

Отдельный аспект — сотрудничество в области языковой подготовки. По программе технического содействия British-Russian Development Partnership Федеральной Комиссии подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации Британским Советом реализован проект, направленный на повышение качества подготовки по английскому языку. В рамках проекта реализованы различные виды мероприятий по поддержке и развитию программ языковой подготовки. Его основные компоненты — повышение квалификации преподавателей (130 преподавателей из 30 российских образовательных учреждений). В рамках этого компонента были организованы семинары и стажировки, разработаны и усовершенствованы учебные программы, планы, материалы и тесты, созданы фонды учебных материалов в 23 опорных вузах Программы.

Британский Совет оказал существенную поддержку в подготовке методических рекомендаций и тестов по английскому языку, как для вступительных, так и для выпускных экзаменов. В 1999 году оригинальный входной тест подготовлен и апробирован Экзаменационной палатой Кембриджского университета. В 2000 году группой российских преподавателей высшей школы при экспертном и организационном содействии Британского Совета разработаны новые отборочный и вступительный тесты. Ноу Хау Фондом было выделено финансирование на проведение 3000 тестов «BULATS» — международная схема тестирования по деловому иностранному языку. Тест BULATS является инструментом обеспечения и контроля качества языковой подготовки специалистов. 2026 менеджеров сдали тест по деловому английскому языку Экзаменационной Палаты Кембриджского университета (BULATS). Тест позволил оценить средний уровень прироста знаний по английскому языку для специалистов вузов, участвовавших в Программе. Сложившуюся практику планируется продолжить в 2000—2001 учебном году.

[править] Япония

Соглашение подписано в ходе визита в Токио Президента Б. Н. Ельцина (апрель 1998 г.). Работа по подготовке менеджеров способствует развитию торгово-экономических отношений между странами, в особенности последовательному осуществлению «плана Ельцина—Хасимото», и получила высокую оценку в ходе встречи Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Христенко и Министра иностранных дел Японии М. Комура в сентябре 1999 года на заседании Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам.

В соответствии с достигнутыми договоренностями за прошедший период завершили стажировки 490 специалистов, участвующих в Программе подготовки управленческих кадров. Подготовка ведется по трем направлениям: менеджмент, маркетинг и финансы. Координация работы осуществляется через посольство Японии в Москве.

Как и в 1999 г., в 2000 г. осуществляются проекты JPR (Japan Project in Russia — обучение в Японских Центрах в России и дальнейшая стажировка в Японии участников, показавших хорошие результаты). До конца года будет проведено 32 семинара в 4 японских центрах (3 центра на Дальнем Востоке и японский центр «Мирбис» в Москве) и 11 выездных семинаров в различных регионах России.

Семинары будут проводиться по следующим темам: «Маркетинг», «Корпоративные финансы», «Управление кадрами», «Управление предприятием», «Кредитно-финансовая сфера и ценные бумаги», «Бухгалтерский учет и отчетность», а также «Практика внешнеторговой деятельности» и «Связи с общественностью на предприятии».

Кроме того, в 2000 году запланировано реализовать 29 «follow-up»-семинаров, активно работает клуб участников японских проектов. Федеральная Комиссия надеется, что выпускники Программы будут активно участвовать в работе по организации «Российско-японского форума руководителей предприятий».

[править] Франция

Двухсторонняя российско-французская программа подготовки управленческих кадров осуществляется на основании Декларации о сотрудничестве в области подготовки кадров для предприятий и государственной службы Российской Федерации, подписанной первым заместителем министра экономики РФ И. С. Матеровым и Генеральным директором по культурным, научным и техническим связям Министерства иностранных дел Французской Республики. П. Брошаном в Париже 4 июня 1998 года.

В 1998—1999 году во Франции прошли подготовку 98 российских специалистов. В 2000 году велась активная совместная работа российской и французской стороны по отбору кандидатов на стажировки 2000 года. В 11 регионах Российской Федерации сотрудниками Посольства (атташе или ассистентами по сотрудничеству в области французского языка в различных регионах России) проведены отборочные собеседования. В новом 2000 году уже направлены на стажировку четыре группы стажеров Президентской Программы, всего 115 человек.

Большое значение имеет вклад французской стороны в разработку учебных программ и материалов по французскому языку; подготовка и проведение программ повышения квалификации преподавателей.

[править] Нидерланды

Правительство Нидерландов одним из первых откликнулось на инициативу Президента России. 30 сентября 1997 года Премьер-министр Нидерландов Уим Кок направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации Черномырдину, в котором информировал о решении оказать финансовую поддержку Российской программе подготовки управленческих кадров.

В соответствии с достигнутыми договоренностями за прошедший период стажировку прошли 89 специалистов. Национальным координатором в Нидерландах является Конфедерация голландских промышленников и работодателей. Работа финансируется Министерством экономики Нидерландов и Бюро Кросс. Программа подготовки включает 4 недели теоретической подготовки по менеджменту, финансам, маркетингу, управлению персоналом; 3 недели практики на предприятии и двухдневный заключительный семинар. Многие крупные голландские компании, такие как Nutricia, Unilever, Campina International, Fokker Space, KLM и другие принимают активное участие в программе. 3—4 ноября 2000 г. в Москве на базе ГУ — Высшей школы экономики состоялся семинар для выпускников голландской программы с участием руководства Конфедерации, Бюро Кросс, сотрудников посольства Нидерландов, преподавателей голландской школы бизнеса (TSM) и руководителей голландских компаний.

Необходимо отметить высокое качество организации стажировок, тщательность подбора принимающих организаций и планирования. К сожалению, в 2000 году реализация программы была временно приостановлена. В 2001 году планируется принять на стажировку 20 российских специалистов.

[править] Канада

Работа по реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Канаде ведется национальным координатором — Канадской программой сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы Канадского международного агентства развития. В соответствии с достигнутыми договоренностями за прошедший период стажировки в Канаде прошли 160 участников. В настоящее время проведено 3 семинара «follow-up», планируется ряд мероприятий по содействию деятельности ассоциации выпускников программы и мониторингу результатов программы.

[править] США

Совместное заявление о Президентской инициативе в области подготовки управленческих кадров было оглашено в рамках работы Комиссии Гор-Черномырдин в марте 1998 года. В сентябре 1998 года Е. Примаковым и М. Олдбрайт был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации

В соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках программы PMTI за период 1998—1999 года на стажировку было направлено 355 российских менеджеров.

В 2000 году Правительство Соединенных Штатов Америки сократило финансирование программ подготовки менеджеров для Российской Федерации. С помощью МИД России между Федеральной Комиссией по организации подготовки управленческих кадров и Посольством США была достигнута договоренность о том, что участникам Президентской программы — руководителям малых предприятий и предпринимателям будет предоставлена возможность пройти стажировку в США в рамках программы «Бизнес для России», осуществляемой Советом по международным исследованиям и обменам (IREX). В период с сентября — по декабрь 2000 стажировку прошли 56 руководителей малых предприятий и предпринимателей. Посольство США и Бюро по образованию и культуре Государственного департамента США информировали Секретариат Комиссии о намерении принять на стажировку в 2001 году еще 50 руководителей малых предприятий и предпринимателей в рамках программы «Бизнес для России».

Осуществляется сотрудничество Комиссии с Информационной Службой США и Агентством США по международному развитию по другим направлениям: проведению постпрограммных семинаров и конференций для специалистов, прошедших подготовку в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.

14—15 мая 1999 года Агентством США по международному развитию и Академией развития образования организована конференция выпускников Программы центральных регионов РФ в Москве, 19—22 ноября организована конференция в Санкт-Петербурге для выпускников Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, Калининградской, Архангельской и Мурманской областей. В феврале прошла конференция в Самаре, в начале марта состоялся второй Московский семинар для выпускников Программы. Агентством США по международному развитию профинансировано создание сайта Московской ассоциации выпускников Программы.

[править] Италия

10 февраля 1998 года в ходе визита в Италию Президента РФ подписан Протокол о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в области двустороннего технического сотрудничества на 1998—1999 г.

В соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках пилотного этапа было направлено на стажировки 30 человек. Организация стажировок осуществлялась Институтом внешней торговли Италии. В 1999 году проведены стажировки для 40 участников Программы. Подготовка осуществлялась некоммерческой организацией «Станция Парк Науки» — первым итальянским многоотраслевым научным парком, основными направлениями деятельности которого являются научные исследования, развитие технологии и внедрение нововведений в области информатики, биотехнологии, электроники и производства новых материалов, и консорциумом Информест — центром по оказанию услуг и составлению документации для международного экономического сотрудничества. Основные направления подготовки:

  • Управление предприятием;
  • Финансовое управление;
  • Законодательство о предприятиях;
  • Производительность и управление персоналом;
  • Управление персоналом;
  • Стратегическое планирование на предприятии;
  • Консультативные услуги по управлению предприятием;
  • Управление качеством.

5 июня 2000 года подписан Протокол о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики в области двустороннего технического сотрудничества на 2000—2001 гг. В 2001 г. запланировано направить на подготовку около 100 специалистов.

[править] Швеция

В рамках программы «Нордпрактик» за прошедший период подготовку прошли 30 участников Программы. Основной целью программы является создание платформы для развития деловых контактов между российскими и шведскими предприятиями. Со шведской стороны проект финансируется Шведским агентством международного развития (СИДА). В реализации принимают участие предприятия из различных регионов Швеции, которые уже сотрудничают с российскими предприятиями или стремятся найти деловые контакты в России.

Программа «Нордпрактик» предлагает:

  • краткий курс шведского языка, а также вводную информацию об истории и государственном устройстве Швеции
  • недельную образовательную программу по вопросам менеджмента и экономики предприятия
  • 3—5-недельную стажировку на шведском предприятии, организованную в два этапа.

Основные задачи программы:

  • Оказание поддержки в установлении контактов между компаниями, заинтересованными в различных формах делового сотрудничества, посредством организации стажировок российских специалистов на шведском предприятии.
  • Повышение квалификации российских специалистов в области управления.
  • Взаимопроникновение культур.

[править] Финляндия

В 2000 году в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ начала действовать двухсторонняя российско-финская программа сотрудничества. Программа финансируется Министерством торговли и промышленности Финляндии, реализует программу Консорциум финских компаний и Хельсинская школа экономики и делового администрирования. Планируется подготовить 40 российских специалистов. Основными компонентами программы являются:

  • курс теоретической подготовки (3 недели)
  • работа над проектом в своей компании в России (3—6 месяцев)
  • индивидуальная стажировка в финской компании (1—2 недели)
  • мониторинг менеджером финской компании работы специалиста в России (3—6 месяцев).

Первая неделя теоретической подготовки (семинара) прошла в октябре 2000 г., второй семинар состоялся в декабре 2000 г., третий планируется провести в апреле 2001 года.

[править] Норвегия

28 мая 1999 года председателем Правительства Российской Федерации С. Степашиным и премьер-министром Королевства Норвегия К. М. Бундевиком было подписано Совместное заявление глав Правительств Российской Федерации и Королевства Норвегия о сотрудничестве в области подготовки государственных служащих и руководителей предприятий. С 2000 года начала действовать двухсторонняя российско-норвежская программа сотрудничества в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Со стороны Норвегии программу реализует Конфедерация Бизнеса и Промышленности (NHO). Всего в рамках программы планируется подготовить 10 российских специалистов в год. В 2000 году в рамках программы прошли подготовку 3 участника Федеральной Программы подготовки управленческих кадров.

[править] Дания

В июне 1998 года Министрами иностранных дел Российской Федерации Е. М. Примаковым и Королевства Дания Хельвегом Петерсеном подписано Совместное заявление о сотрудничестве в области подготовки государственных служащих и управленческих кадров. Министерством коммерции и промышленности и Министерством иностранных дел Дании исполнение проекта поручено Датскому Менеджмент Форуму. Согласно заявлению ежегодно подготовку в рамках программы должны проходить не менее 70 российских государственных служащих и менеджеров организаций народного хозяйства. В октябре 2000 г. проведена первая стажировка для 15 специалистов — участвующих в Программе подготовки управленческих кадров.

[править] Комиссия Европейского Союза (ТАСИС)

В течение 1997—1998 года в рамках программы ТАСИС «Productivity Initiative Program» (Повышение эффективности менеджмента), с которой был согласован план и принципы сотрудничества, прошли подготовку 323 специалиста предприятий народного хозяйства РФ. В 1998 году Европейской Комиссией выделено 10 700 000 экю для содействия реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Федеральной Комиссией и ТАСИС было согласовано техническое задание и в августе 2000 г. был определен победитель тендера по проекту Подготовки управленческих кадров (MTP). Проект осуществляется с сентября 2000 консорциумом, возглавляемым Немецкой Академией менеджмента Нижней Саксонии. В рамках проекта в 1999—2000 гг. планируется организация 500 стажировок в странах Европейского Союза. В настоящее время в рамках проекта 370 специалистов прошли или проходят подготовку в Европе.

Другие направления технической помощи включают методическую поддержку вузам и региональным комиссиям, мониторинг качества и оценку результатов программы; организацию и проведение постпрограммных мероприятий.

В настоящее время Европейской Комиссией принято решение о подготовке второй фазы Программы Подготовки Менеджеров. После консультаций экспертов ТАСИС с основными бенефициарами Программы, сотрудниками Представительства Европейской Комиссии в Москве и исполнителями проекта, будет сформулировано техническое задание второй фазы. Предполагаемый объем финансирования составит около 7 миллионов экю.

Продолжение сотрудничества позволит придать устойчивость процессу развития управления на российских предприятиях, обеспечить качество предложения на рынке труда, необходимое для оживления экономики России и будет способствовать дальнейшему укреплению международных экономических связей.

[править] Источники

  1. № 774 от 23.07.97

[править] Ссылки

Личные инструменты