Налогообложение в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] История

Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России

В 2000 году были приняты первые главы второй части Налогового кодекса РФ. С этого в России началась масштабная налоговая реформа.[1]

С 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24). Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС.[2]

С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.[3]

В начале 2000-х годов была кардинальным образом перестроена и система налогообложения сырьевого сектора. Введение НДПИ и перенастройка механизма экспортных пошлин — последние, как и НДПИ, были привязаны к текущей мировой цене на нефть — позволили увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.[4]

В 2003 году Путиным были подписаны законы, предусматривающие с 1 января 2004 года:[5]

  • отмену налога с продаж;
  • снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18 %;
  • отмену акциза на природный газ и введения вместо него ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 193 рублей за 1000 кубометров, а также увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 %;
  • отмену налогового контроля за расходами физических лиц (при приобретении ими недвижимого имущества, транспортных средств, акции, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках);
  • увеличение при налогообложении доходов граждан имущественного налогового вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. при использовании ими указанных средств на строительство или приобретение жилья.

В 2003 году Путин своим указом освободил банки от обязанности сообщать в налоговые органы обо всех операциях физических лиц на сумму более 10 тысяч долларов. Был отменён налог с валютообменных операций в размере 1 %, что вывело из теневого оборота значительные суммы.[6]

С 1 января 2007 года осуществлен переход к единой декларации по налогу на добавленную стоимость — первый шаг к приближению российской системы возмещения НДС к лучшей международной практике.[7]

[править] Исследования PWC

Динамика показателя Total Tax Rate и его составляющих (Labour tax, Corporate income tax, Other taxes) для России, согласно исследованиям «Paying Taxes». Года указаны в соответствии с названиями исследований.
Динамика показателя Total Tax Rate и его составляющих (Labour tax, Corporate income tax, Other taxes) для России, согласно исследованиям «Paying Taxes». Года указаны в соответствии с названиями исследований.[8]

Согласно исследованию PWC «Paying Taxes 2007», общая налоговая ставка в России составила 54,2 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 12,7 %, налоги на рабочую силу — 35,9 %, прочие налоги — 5,5 %.[9]

Согласно исследованию «Paying Taxes 2008», общая налоговая ставка в России составила 51,4 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 14,0 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 5,7 %.[10]

Согласно исследованию «Paying Taxes 2009», общая налоговая ставка в России составила 48,7 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 10,7 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 6,2 %.[11]

Согласно исследованию «Paying Taxes 2010», общая налоговая ставка в России составила 48,3 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 10,9 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 5,6 %.[12]

Согласно исследованию «Paying Taxes 2011», общая налоговая ставка в России составила 46,5 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 9,0 %, налоги на рабочую силу — 31,8 %, прочие налоги — 5,7 %.[13]

Согласно исследованию «Paying Taxes 2012», общая налоговая ставка в России составила 46,9 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 9,0 %, налоги на рабочую силу — 32,1 %, прочие налоги — 5,8 %.[14]

Согласно исследованию «Paying Taxes 2015», общая налоговая ставка в России составила 48,9 % от коммерческой прибыли, в том числе налог на прибыль — 8,4 %, налоги на рабочую силу — 35,4 %, прочие налоги — 5,1 %.[15]

[править] Показатели

Показатели налогообложения в России:

  • Налоговые доходы федерального правительства в 2011 году — 8,39 трлн рублей (15,0 % ВВП).[16]
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности в 2011 году — 4,59 трлн рублей (25,6 % от государственных доходов).[17]
  • Налоговые доходы от экспорта в 2011 году — 3,74 трлн рублей (44,6 % от налоговых доходов федерального правительства).[18]
  • Чистые налоги на продукты в 2012 году — 9,24 трлн рублей ($297 млрд).[19]

[править] Ссылки

[править] Минфин

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  4. Безопасные финансы опасны для экономики[1]
  5. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[2]
  6. [3]
  7. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  8. Например, для 2008 года — «Paying Taxes 2008»
  9. Paying Taxes 2007
  10. Paying Taxes 2008
  11. Paying Taxes 2009
  12. Paying Taxes 2010
  13. Paying Taxes 2011
  14. Paying Taxes 2012
  15. Paying Taxes 2015
  16. World Development Indicators Выбранные показатели: Tax revenue (current LCU); Tax revenue (% of GDP)
  17. World Development Indicators Выбранные показатели: Taxes on international trade (current LCU); Taxes on international trade (% of revenue)
  18. World Development Indicators Выбранные показатели: Taxes on exports (current LCU); Taxes on exports (% of tax revenue)
  19. World Development Indicators Выбранные показатели: Net taxes on products (current LCU); Net taxes on products (current US$)
Налогообложение в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012)
Налоги  НДСНалог на прибыльПодоходный налог с физических лицНДПИ
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
Налоговая политика  Тема налогов в посланиях президента России Федеральному собраниюОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2007–2009 годыОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008–2010 годыОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годыНалоговые реформы в РоссииНалоговая реформа в России (2000-е годы)Последствия реформы подоходного налога в России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Выплаты налогов ЮКОСомАкцизыЗадержки налоговых платежей в российских банках (1998-1999)Налоговая системаПредложение о снижении в России НДС для СМИ до 10%Министерство Российской Федерации по налогам и сборамНалоговый кодекс Российской ФедерацииВладимир Путин и налогообложение в России
Личные инструменты