Импортозамещение вертолётной техники в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Импортозамещение вертолётной техники в России — один из видов импортозамещения машиностроительной продукции в России.

Содержание

[править] История

В 1990-е годы вертолётное двигателестроение подверглось сильному влиянию деструктивных процессов, связанных с распадом СССР, поскольку ключевые предприятия-производители и разработчики остались вне границ России. На Украине оказался промышленный гигант отрасли — «Мотор Сич» и один из разработчиков моторов — ГП «Ивченко-Прогресс». В России осталось единственное КБ, которое имело серьёзный опыт проектирования вертолётных двигателей и вспомогательного оборудования — петербургское ОАО «Климов».[1]

В России отсутствовала технологическая база для серийного производства двигателей серии ТВ3-117, которые устанавливались на 95 % вертолётов, спроектированных ОКБ М. Л. Миля и ОКБ Н. И. Камова. Основным поставщиком этих двигателей было украинское предприятие «Мотор Сич». ОАО «Климов» по состоянию на 2010 год могло ежегодно собирать из украинских комплектующих от 50 до 100 вертолётных двигателей серии ТВ3-117 первой категории. Одновременно, предприятие в состоянии было осуществлять ремонт ещё такого же количества двигателей самостоятельно или в кооперации с ремонтными заводами. Под своей маркой ОАО «Климов» выпускал лишь небольшие партии моторов ТВ3-117 для обеспечения нужд Министерства обороны России и других силовых ведомств. На 2010 год «Климовым» было освоено около 30 % полного цикла производства этих двигателей. На базе ТВ3-117 «Климов» разработал модификацию этого двигателя — ВК-2500. В 2000—2001 годах двигатель завершил сертификационные и государственные стендовые испытания. Основная часть деталей для ВК-2500 производилась на Украине компанией «Мотор Сич», однако некоторые специфические агрегаты, например цифровая система управления БАРК, изготавливались в Санкт-Петербурге.[2]

В конце 2004 года на Украине произошла «оранжевая революция», после чего российско-украинские отношения резко обострились.

В 2005 году было дано поручение президента России Путина (№ 2704 от 09.04.2005), за которым последовали два поручения правительства РФ (№МФ-П-7-189СС от 14.04.2005, а также №МФ-П-7-241С от 07.05.2005), приказы Минпромэнерго (№ 13 от 22.01.2008) и Минпромторга (№ 403 от 10.12.2008), предписывающие организовать полный цикл производства вертолётных двигателей на территории России.[3]

Компании «Оборонпром» и «Объединённая двигателестроительная корпорация» приняли решение организовать полный цикл производства вертолётных двигателей на ОАО «Климов».[4] В 2011 году началось строительство нового конструкторско-производственного комплекса.[5]

В октябре 2014 года компания «Климов» ввела в строй в Санкт-Петербурге первую очередь нового конструкторско-производственного комплекса «Петербургские моторы». В течение 3 ближайших лет планируется довести мощность предприятия до 600 вертолётных двигателей ежегодно. За счёт нового завода планируется более чем вдвое увеличить объёмы производства двигателей, полностью обеспечив потребности российского рынка в них. Программа импортозамещения предусматривает изготовление на территории России всех комплектующих изделий и окончательную сборку двигателей.[6][7][8][9]

В октябре 2014 года было сообщено, что холдинг «Вертолёты России» подготовил к отгрузке в воинские части ВВС РФ модернизированные вертолёты Ми-8АМТШ-В, произведённые на Улан-Удэнском авиационном заводе с учётом курса на импортозамещение. В целях снижения зависимости от зарубежных поставщиков все вертолёты Ми-8АМТШ-В оснащены современным оборудованием российского производства. На вертолёте установлены более мощные двигатели ВК-2500-03 производства компании «Климов». Двигатели ВК-2500-03 отличаются улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надёжность и безопасность боевого применения и в целом лётно-технические характеристики вертолета. Кроме того, увеличенный ресурс российских двигателей благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолетов. Ещё одним направлением модернизации стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6000 м против 4000 м у АИ-9В). Таким образом, возможности вертолета при эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании существенно возросли. Генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев тогда заявил: «Результаты этой работы [по импортозамещению] на примере Ми-8АМТШ-В свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться существенных улучшений характеристик вертолета».[10]

9 октября 2014 года гендиректор «Вертолётов России» Александр Михеев заявил, что российские военные вертолёты комплектуются только отечественными двигателями, украинские агрегаты поставляются только на коммерческие и гражданские вертолёты.[11]

В 2014 году компания «Климов» собрала первые 10 вертолётных двигателей полностью из российских комплектующих. Поэтому можно констатировать, что производство российских двигателей освоено, и дальше стоит задача увеличения серийности производства.[12]

В июне 2015 года было сообщено, что Московским машиностроительным предприятием им. В. В. Чернышёва освоено производство компрессоров, ранее изготавливавшихся на Украине, для двигателей ВК-2500.[13]

[править] Перспективы

К 2017 году планируется увеличить до 350 единиц производство двигателя ВК-2500, что практически полностью покроет потребности в рамках Государственного оборонного заказа.[14]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[1]
  2. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[2]
  3. Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут. 15 апреля 2010[3]
  4. Вертолетные двигатели не добрались до Уфы. 10 августа 2010
  5. Дан старт инвестиционному проекту «Петербургские моторы». 6 декабря 2011
  6. Обойтись без Украины
  7. Инновации, кооперация, далее везде
  8. Рособоронэкспорт: «К 2018 году поставим на экспорт более 300 вертолетов». 21 мая 2014
  9. Обзор новых производств: октябрь 2014 г.
  10. «Вертолеты России» демонстрируют успехи импортозамещения на вертолетах Ми-8АМТШ-В. 30 октября 2014
  11. Минобороны РФ не нуждается в украинских вертолетных двигателях. 9 октября 2014
  12. Газотурбинная независимость. 18 февраля 2015
  13. В РФ освоено производство деталей для авиационных двигателей, ранее изготавливающихся на Украине. 30 июня 2015
  14. [4]
Импортозамещение в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды продукции  Пищевая продукцияМеталлургическая продукцияМашиностроительная продукция (Авиационная техника, Вертолётная техника, Ракетная техника, Ракетные двигатели) • Химическая продукция (Лекарства) • Энергоносители
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Импортозамещение украинской продукцииИмпортозамещение в «Газпроме»Импортозамещение в «Транснефти»Импортозамещение в «ФСК ЕЭС»
Личные инструменты