Импортозамещение металлургической продукции в России
Материал из Documentation.
Импортозамещение металлургической продукции в России — один из видов импортозамещения в России.
Содержание |
[править] Виды продукции
[править] Трубы
По состоянию на начало 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом.[1]
В 2000-х годах в России было инициировано большое количество масштабных трубопроводных проектов в газовой и нефтяной сфере. Большая часть расходов по ним — затраты на приобретение сварных труб большого диаметра, особенно максимального диаметра 1420 мм (для магистральных газопроводов). Проблема в том, что такие трубы в России не производились. Точнее, существовало производство так называемых спиралешовных и двушовных труб, однако их прочностные характеристики уступали трубам с одним прямым швом, поэтому их использование в магистральных газопроводах было ограниченным. Ещё одна проблема состояла в том, что имеющееся у трубных компаний оборудование для сварки труб чуть меньшего диаметра имело ограничения по так называемому классу прочности. По сути дела, это оборудование не могло нормально гнуть и сваривать трубы из толстого листа. Из-за этого и «Газпрому», и «Транснефти» приходилось покупать много труб импортного производства, речь шла о многих миллиардах долларов в год. Понятно, что задача импортзамещения стала весьма актуальной.[2]
Чтобы сварить одним прямым швом трубу диаметра 1420 мм, надо, грубо говоря, свернуть в трубочку стальной лист шириной 1420*π мм = 4,461 м. Стальной лист такой ширины в России на тот момент не производился. А его покупка за рубежом, в той же Германии, сводила на нет все усилия по импортзамещению. Чтобы производить в России ещё и лист пятиметровой ширины, нужно было фактически построить целый металлургический завод — стан для проката таких листов (стан-5000) и машину для непрерывного литья заготовок для него (МНЛЗ). Требуемые инвестиции зашкаливали за $2 млрд.[3]
Заявления о строительстве станов-5000 сделали две трубные (ОМК, ТМК) и три сталелитейные компании (ММК, «Северсталь» и «Металлоинвест»). Совокупная мощность заявленных проектов в два-три раза превышала внутрироссийские потребности. И стало очевидно, что за право выбиться в модернизационные лидеры в отрасли развернется жесточайшая конкуренция. Позже ТМК и Металлоинвест отказались от планов по строительству станов-5000.[4]
В середине 2000-х компания «Северсталь» заявила о планах развития в Санкт-Петербурге двух крупных инвестиционных проектов. Первый был нацелен на доводку недостроенного в советские времена Ижорского трубного завода по производству труб большого диаметра. Второй — на реконструкцию листопрокатного цеха № 3 (стана-5000) в Колпине. Оба проекта были завершены в 2008 году, общий объём инвестиций составил около $600 млн. В 2010 году отмечалось, что сейчас Северсталь стала исправно получать заказы на трубы большого диаметра для строящегося газопровода Бованенково—Ухта.[5]
В 2005 году ОМК на своей основной производственной площадке в Выксе ввела в строй линию мощностью 450—500 тыс. тонн в год по производству одношовных труб диаметром 1420 мм самых высоких классов прочности, которые сразу же стали хитом продаж. В мае 2007 года ОМК приступила к строительству толстолистового прокатного стана 5000, в ноябре 2011 года этот стан был введён в эксплуатацию. Одной из целей строительства стана-5000 является импортозамещение высококачественного широкого листа, необходимого для трубной отрасли, атомной промышленности, судостроения, военно-промышленного комплекса.[6][7]
В июле 2009 года на ММК был запущен стан-5000, производящий толстый лист для производства труб большого диаметра. Объём инвестиций в его возведение составил $1,5 млрд. Строительство заняло чуть меньше трёх лет. Построенный стан способен производить 1,5 млн тонн толстого пятиметрового листа в год, это одно из крупнейших таких производств в мире. Проект создания стана-5000 нацелен на импортозамещение.[8][9]
В результате реализации проектов в металлургии ситуация на рынке труб изменилась кардинальным образом, в России создано современное производство ТБД по законченному циклу.[10]
Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006—2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.[11][12]
[править] Рельсы
В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства.[13] В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. По этой причине компания вынуждена приобретать японские рельсы для скоростных магистралей, в частности, Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Хельсинки.[14][15]
В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными.[16]
Российские металлургические компании Evraz и «Мечел» провели модернизацию своих производств, после чего стали располагать станами для прокатки длинных рельсов, которые можно укладывать встык и они при изменении температуры не будут деформироваться. Всего на модернизацию «Мечел» потратил $750 млн, а Evraz — более $500 млн. В частности, в июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате (входит в состав «Мечела») был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.[17][18][19]
C января 2014 года компания «РЖД» перестала импортировать рельсы, поскольку российские производители, проведя модернизацию производств, начали выпускать рельсы с нужными характеристиками.[20]
[править] Автомобильный лист
В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь (непрерывно-травильный агрегат, совмещенный с пятиклетевым станом 2000 холодной прокатки) комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В церемонии запуска стана принял участие Владимир Путин. Он отметил высокую значимость данного проекта для всей промышленности России.[21] В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. «С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам», — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников. Проект создания комплекса холодной прокатки нацелен на импортозамещение.[22][23]
[править] Лифтовые канаты
В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту.[24] Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».[25]
[править] Метизы
В 2012 году произошло снижение объёма импорта метизов (на 4 % в физическом объёме) на фоне роста их производства в России (на 5 %). В результате доля продукции российского производства в объёме предложения на рынке повысилась с 33 % в 2011 году до 35 % в 2012 году.[26]
[править] Редкоземельные металлы
В настоящее время внутренний спрос на редкоземельные металлы (РЗМ) России приходится удовлетворять в основном за счёт импорта из Казахстана и Китая.[27][28]
В России принята программа развития добычи и переработки РЗМ. Планируется, что по её результатам Россия к 2020 году полностью откажется от импорта РЗМ и выйдет на ежегодное производство 20 тыс. тонн продукции.[29][30]
Для реализации проектов в этой сфере используется модель частно-государственного партнёрства. В развитие отрасли до 2020 года будет вложено 145 млрд рублей. Из этой суммы 23,5 млрд рублей составит бюджетное финансирование, а остальное — привлечённые средства инвесторов.[31]
[править] Компания «Евраз»
В мае 2015 года отмечалось: Крупнейшему игроку на российском рынке строительного проката, поставщику рельсов, арматуры и железнодорожных колес не нужно участвовать в госпрограммах импортозамещения, чтобы вытеснить с российского рынка зарубежных конкурентов. В 2014 году «Евраз» освоил производство новых видов рельсов, доля холдинга на российском рынке приблизилась к 99 % (данные компании). В том же 2014 году повезло и с заказчиком: от покупки зарубежных рельс отказалась РЖД. На руку оказалось и резкое сокращение импорта с Украины. За счет чего у «Евраза» на 8,5 % выросло производство труб, на 24 % — катанки, прутков и стержней. [32]
[править] Прочее
В начале 2012 года отмечалось, что российскими исследователями П. В. Ковалёвым и В. В. Орловым были разработаны технологии получения хладостойких сталей (в первую очередь — для устанавливаемых на арктическом шельфе энергоконструкций высокой надёжности). Эти технологии были введены в производство листового проката Ижорского, Магнитогорского и Череповецкого металлургических комбинатов. Успешно применены в производстве металлоконструкций для нефтегазодобывающих платформ «Арктическая» и «Приразломная» (Печорское море), а также магистрального газопровода Бованенково — Ухта. Эти технологии, являющиеся итогом реализации важнейших инновационных проектов государственного значения «Металл» и «Магистраль», обеспечили импортозамещение высококачественного проката на отечественном и высокую конкурентоспособность на международном рынках. Объём продаж разработанной по новой технологии продукции превысил 21 млрд рублей, а совокупные налоговые отчисления в государственный бюджет от продажи труб, произведённых по новым технологиям, составил более 3 млрд рублей.[33]
[править] Ссылки
- Крупнейшие импортзамещающие проекты в черной металлургии по линии труб большого диаметра
- Металлургия и внешняя политика
- Новый металлургический порядок
- Стальные окна роста
- Импортозамещение трубной продукции
- Атомэнергомаш первым в России освоил новую технологию наплавки труб большого диаметра для ГЦТ
- Своя труба надежнее
- Иностранцам труба
- НЛМК и ОМК продлили контракт на поставку стальных слябов для труб большого диаметра
- Украина и Россия: дело — труба? 6 августа 2013
[править] Примечания
- ↑ Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г
- ↑ Они сделали это
- ↑ Они сделали это
- ↑ Они сделали это
- ↑ Они сделали это
- ↑ Они сделали это
- ↑ История
- ↑ Магнитка строит и строит
- ↑ Они сделали это
- ↑ Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г
- ↑ Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г
- ↑ Миллер: «Газпром» считает процедуру закупок трубной продукции полностью прозрачной
- ↑ РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014
- ↑ Технологии производства рельсов. 26 апреля 2012
- ↑ СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
- ↑ СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
- ↑ Обзор новых производств: июль 2013 г.
- ↑ Юревич о рельсобалочном стане ЧМК: «Гигантское, высокорентабельное, востребованное производство»
- ↑ РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014
- ↑ СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
- ↑ ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
- ↑ ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
- ↑ Магнитка строит и строит
- ↑ EN 12385 (DIN 3062)
- ↑ «Северсталь-метиз» развивает сотрудничество с «Могилевлифтмашем»
- ↑ Итоги 2012 года на российском рынке метизов[1]
- ↑ Импортозамещение подстегнет промышленный рост в РФ. 25 октября 2013
- ↑ Академик РАН Юрий Михайлов: Российскому ВПК нужна российская редкоземельная металлургия
- ↑ К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов
- ↑ Редкоземельная металлургия — стратегические инвестиции Ростеха
- ↑ К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов
- ↑ Западозаместители: кто встает на место иностранных компаний. Евраз. 12 мая 2015
- ↑ Павел Валерьевич Ковалёв, Виктор Валерьевич Орлов — лауреаты премии Президента Российской Федерации 2011 года в области науки и инноваций для молодых учёных