Импортозамещение машиностроительной продукции в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Импортозамещение машиностроительной продукции в России — один из видов импортозамещения в России.

В последние годы импортозамещение, в частности, коснулось автомобилей (импорт готовых машин заменяется их сборкой в России со значительной локализацией) и железнодорожной техники. Отдельно следует отметить импортозамещение украинской продукции. Рост российского производства железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники привёл к постепенному сворачиванию их импорта из Украины.

Содержание

[править] Железнодорожная техника

В постсоветские годы в России практически с нуля было налажено производство электропоездов. На территории СССР электропоезда выпускались только рижским вагоностроительным заводом, сегодня Демиховский машиностроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг»), который приступил к освоению прицепных вагонов для электричек только в начале 1990-х, стал крупнейшим в Европе предприятием по разработке и серийному производству электропоездов постоянного и переменного тока. Торжокский вагоностроительный завод не только освоил выпуск электропоездов разработки петербургского ЦНИИ «Трансэлектроприбор», но и создал первый в России «гибридный» дизель-электропоезд ДТ1 — с возможностью автономного хода на тепловозных участках.[1]

Точно так же, с нуля, в Российской Федерации появилось производство пассажирских электровозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов, пассажирских вагонов, включая международные вагоны класса RIC (последние никогда не разрабатывались и не производились в СССР).[2]

Ключевыми факторами успеха импортозамещения железнодорожной техники стали наличие мощного и богатого заказчика в лице компании «РЖД» (хотя со временем часть продукции стала поставляться и на экспорт), а также координирующая роль собственника ключевых предприятий — ЗАО «Трансмашхолдинг».[3]

[править] Автомобили

Один из самых удачных и масштабных примеров импортозамещения и реализации активной промышленной политики государства демонстрирует автомобилестроение. Последовательные и активные действия по локализации на территории России производства мировых автоконцернов полностью изменили лицо российского автопрома, привели к сокращению импорта автомобилей-иномарок при росте их внутреннего производства со значительной локализацией.[4]

Хотя сборочные производства автомобилей-иномарок стали появляться в России ещё на рубеже 1990—2000-х годов, режим промышленной сборки, введённый в 2006 году («Промсборка-1»), спровоцировал настоящий инвестиционный бум в отрасли. В его рамках автопроизводители получали право ввозить автокомпоненты по льготным таможенным ставкам (0-5 % против 30 % на импорт готовых иномарок) в обмен на обязательство в течение семи лет создать мощности по сварке, окраске кузова и сборке в объёме не менее 25 тыс. автомобилей в год и сократить перечень импортируемых компонентов на 30 %.[5]

В результате за 2006—2010 годах в автомобильной отрасли России было создано 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнёрстве с российскими игроками). Сборочные производства в России открыли практически все крупнейшие мировые автопроизводители: Toyota, General Motors, Volkswagen, Renault-Nissan, Ford, PSA Peugeot-Citroёn, Mitsubishi, Hyundai-Kia и другие.[6]

В феврале 2011 года вышли новые Правила работы иностранных автопроизводителей в России («Промсборка-2»), которые обязывали автоконцерны в течение семи лет (до 2018 года) расширить производственные мощности до 300—350 тыс. автомобилей в год, поднять уровень локализации до 60 % и инвестировать в НИОКР. Отверточная сборка, согласно новым правилам, ограничивалась 5 % от общего объема производства и не могла длиться более двух лет. При этом контрольные цифры относились ко всему модельному ряду, то есть автопроизводители сами решали, какой уровень локализации установить для каждой конкретной модели и какие именно компоненты закупать или производить в России.[7]

По данным заведующего лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимира Бессонова, поддержка внутреннего производства и спроса привела к сокращению импорта автомобилей на 50 % относительно уровня 2008 года. «В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на 20 млрд долларов за год», — отметил Бессонов.[8]

[править] Электросетевое оборудование

В основу общеотраслевой программы импортозамещения легла корпоративная «Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем в ОАО „ФСК ЕЭС“ на период 2015—2019 гг.». Её несомненное достоинство — тщательная разработка плана мероприятий, согласованного как с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, так и со Стратегией развития энергетического машиностроения Российской Федерации на 2010—2020 годы и на перспективу до 2030 года.[9]

В рамках названных стратегий уже в 2012—2014 годах в России было реализовано несколько крупных проектов по локализации производства силового оборудования и компонентов лучших мировых производителей. Так, в 2012 году в Воронеже запущен завод ООО «Сименс Трансформаторы», выпускающий силовые и тяговые трансформаторы по немецкой технологии. В начале 2013 года в г. Артёме (Приморский край) южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries открыла завод «Хендэ Электросистемы» по производству комплектных распределительных устройств (КРУЭ). В конце 2014 года под Санкт-Петербургом начат выпуск силовых трансформаторов и автотрансформаторов ООО «Силовые машины — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» — по лицензии японской компании.[10]

[править] Вертолётные двигатели

Вертолётные двигатели типа ТВ3-117/ВК-2500 до недавнего времени поставлялись с Украины или в готовом виде, или в виде комплектов для сборки. Двигателями этого типа оснащаются все самые массовые российские вертолёты Ми-8/17, включая военные модификации, а также боевые вертолёты Ми-28, Ми-35 и Ка-52.[11]

Запуск производства этих двигателей в России — одна из самых крупных программ импортозамещения. Построенный ОАО «Климов» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию, ОДК) завод под Санкт-Петербургом выпустил первые 10 двигателей ВК-2500 в 2014 году.[12]

В 2015 году, по словам бывшего гендиректора ОДК Владислава Масалова, новый завод должен выпустить 60 двигателей. Полностью же все 100 % потребностей заказчиков этих двигателей, по информации представителя ОДК Анастасии Денисовой, планируется закрыть в 2017 году.[13]

При закупке российскими военными ежегодно около сотни вертолётов и украинском запрете поставлять двигатели для нужд Минобороны России выход был найден в использовании имевшихся в России в достаточном количестве ремонтных комплектов и до 2017 года вместо недостающих двигателей будут частично устанавливаться капитально отремонтированные.[14]

[править] Радиоэлектронная продукция

В 2015 году Минпромторг России опубликовал план мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 года, подписанный министром Денисом Мантуровым. Перечень продукции, которую предстоит развивать, содержит 534 различных вида вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, полупроводниковой СВЧ-электроники, периферийного оборудования и электронных компонентов. Импорт такого оборудования к 2020 году должен снизиться на десятки процентов.[15]

Так, в России должны быть созданы планшеты и смартфоны для массового рынка и корпоративного использования, которые предполагают повышенные требования к защите информации. Кроме того, должны появиться персональные настольные компьютеры (ПК), ноутбуки, моноблоки и рабочие станции для офисных сотрудников, а также научных и инженерных расчетов. Объем импорта этих устройств, по данным Минпромторга, сейчас находится в пределах 90-100 %. К 2020 году объем зарубежного ввоза планшетов и смартфонов должен снизиться до 75 %. Доля зарубежных ПК в госсекторе к этому времени должна составлять не более 25 %, а на массовом рынке — не более 90 %.[16]

Минпромторг планирует снизить импорт суперкомпьютеров, серверов, в том числе файловых и почтовых, а также систем хранения данных и систем управления базами данных (СУБД). Кроме того, планируется снизить ввоз микропроцессоров, телекоммуникационного оборудования — как пользовательского, так и для операторов связи.[17]

[править] Чип-модули для интеллектуальных карт

В сентябре 2006 года на российском заводе «Микрон» было запущено производство чип-модулей для интеллектуальных карт. Технологии и оборудование для этого проекта поставлено немецкой компанией Infineon. Объём инвестиций составил свыше $10 млн. На тот момент это было единственным в России производством чип-модулей. Ранее на территории России компании, выпускающие пластиковые карты, использовали чип-модули, изготовленные за границей.[18]

[править] Электронные компоненты приборов ночного видения

В начале 2016 года предприятия российского холдинга «Швабе» выпустили первую группу прицелов ночного видения с использованием исключительно отечественных радиоэлектронных компонентов. Разработка, работа над которой велась в рамках программы по импортозамещению, успешно выдержала испытания и в 2016 году внедрена в производство.[19]

Генеральный директор АО «Швабе — Приборы» и АО «Швабе — Оборона и Защита» Василий Рассохин заявил: «За два года мы провели масштабную исследовательскую работу по замене радиоэлектронных компонентов импортного производства на российскую элементную базу. Сегодня на ее основе мы приступили к изготовлению первой группы приборов ночного видения. И в настоящее время готовим уже широкий ассортимент продукции, которая будет отечественной на все 100 %.»[20]

[править] Электронные компоненты космических аппаратов

По состоянию на 2015 год, в серийных российских спутниках доля иностранной электронной компонентной базы (ЭКБ) колебалась от 25 до 75 %, в перспективных аппаратах доля импортных деталей превышала 90 % (например, в аппаратах «Глонасс-К»). При этом большая часть использовавшейся в спутниках ЭКБ либо производится в США, либо в США разработана.[21]

Экспорт американских (в том числе частично американских, например прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется International Traffic in Arms Regulations (ITAR) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.[22]

В соответствии с правилами ITAR, экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в Россию возможен с разрешения Госдепартамента США.[23]

До лета 2013 года американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения достаточно лояльно, и российские компании закупали ЭКБ, подпадающую под правила ITAR, примерно на $2 млрд в год только в интересах космической промышленности. Летом 2013 года у США и России наметились разногласия — случился скандал с Эдвардом Сноуденом, также страны разошлись в оценках событий, происходивших в Сирии. Охлаждение отношений вскоре сказалось на режиме поставок продукции двойного назначения: в 2013 году Госдеп не санкционировал поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2».[24]

В 2014 году на фоне украинского конфликта ситуация еще более усложнилась: американцы стали запрещать поставки и для научных космических аппаратов. Так, британской компании E2V не удалось получить разрешения на импорт в Россию оснастки для космической обсерватории «Спектр-УФ».[25]

Российские предприятия стали искать замену американским комплектующим в Европе и Китае, а на правительственном уровне была принята программа импортозамещения, предусматривающая в том числе воссоздание производств ЭКБ.[26]

В мае 2015 года было сообщено, что компания «Российские космические системы» (РКС) совместно с ИСС имени Решетнёва начали разработку перспективного спутника системы ГЛОНАСС, оснащённого комплектующими исключительно российского производства. По мнению генерального директора РКС Андрея Тюлина, такой аппарат российской промышленности под силу создать за 4-5 лет.[27]

«Перспективный космический аппарат „Глонасс-К“ по техническому заданию спроектирован преимущественно на импортной электронной компонентной базе, — говорит Тюлин. — Потому что одним из требований было использование компонентной базы категории space [то есть радиационно стойких]. Сейчас, чтобы не рисковать с поддержанием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, мы изготавливаем необходимое количество аппаратов по этой конструкторской документации, а параллельно ведём разработку нового космического аппарата на отечественной электронной компонентной базе. Это не задел „на полку“, а реальная работа, которую мы развернули совместно с ИСС имени Решетнёва.»[28]

Крупнейшим разработчиком и производителем электронной компонентной базы (ЭКБ) в России является холдинг «Росэлектроника», сейчас объединяющий 112 предприятий, НИИ и КБ. Генеральный директор «Росэлектроники» Андрей Зверев заявил, что программа интенсивного импортозамещения касается не только системы ГЛОНАСС. «В рамках стратегии развития холдинга планируется, что к 2019 году 80 % электронной компонентной базы полезной нагрузки спутников будет отечественного производства, — говорит Зверев. — В этих целях общий объём инвестиций в холдинг „Росэлектроника“ до 2020 года составит более 210 млрд рублей, в том числе предусмотрена модернизация промышленных площадок, на которых производится ЭКБ для космоса.»[29]

В июле 2016 года было сообщено, что «НИИМЭ и Микрон» начал поставку радиационно-стойких интегральных схем космического применения в навигационные спутники третьего поколения «ГЛОНАСС-К».[30]

[править] Серверы

В сентябре 2014 года было сообщено, что компания «Т-Платформы» разработала первую российскую серверную платформу E-Class, на базе которой будут создаваться сервера электронной почты и баз данных. Президент группы компаний Aquarius Александр Калинин тогда заявил: «В данном устройстве используются компоненты западных производителей, но это все равно следующий шаг к импортозамещению в IT». По его словам, разработка «Т-Платформ» не уступает западным аналогам. Использование серверных платформ в отличие от их производства серверов «с нуля» позволяет значительно снизить издержки и ускорить вывод на рынок конкурентоспособных продуктов, пояснил директор по продукту Depo Computers Сергей Кочепасов.[31]

Гендиректор и основной владелец «Т-Платформы» Всеволод Опанасенко в сентябре 2014 года заявил, что в течение календарного года «Т-Платформы» планируют реализовать около 10 тыс. серверных платформ, выручив около $15 млн. Таким образом, средняя стоимость устройства составит порядка $1,5 тыс. Дистрибуцией серверных платформ OEM-производителям займется компания 3logic.[32]

[править] Нефтегазовое оборудование

В конце июля 2014 года ЕС ввёл санкции, ограничивающие ввоз в Россию оборудования для разведки и добычи на шельфе, в Арктике и на сланцевых месторождениях. Бюро по делам промышленности и безопасности Министерства торговли США, отвечающее за экспортный контроль, 6 августа сообщило о фактическом введении запрета на продажу американскими компаниями «энергетическому сектору России» специализированного оборудования для проведения геологоразведочных работ и добычи углеводородов в рамках «глубоководных проектов — более 500 футов (примерно 152 метров), на шельфе в Арктике и в сланцевых пластах». Речь идёт, в частности, о такой продукции, как буровые платформы, оборудование для горизонтального бурения, программное обеспечение для добычи нефти и газа методом гидравлического разрыва пласта, насосы высокого давления, компрессоры, техника для сейсморазведочных работ.[33]

В октябре 2014 года было сообщено о плане Минпромторга России по снижению зависимости российского ТЭКа от импорта оборудования, для чего подготовлен комплекс мер, которые должны помочь российским производителям нефтегазового оборудования заместить импорт.[34]

В мае 2015 года Дмитрий Медведев по итогам заседания президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию поручил разработать предложения по стимулированию импортозамещения в области ГРР. Минфин, Минэкономики, Минприроды и Минэнерго до 14 июля 2015 года должны представить проект изменений в Налоговый кодекс о введении с 2016 года вычетов расходов на ГРР из базы налога на прибыль (20 %). Льготу получат компании, использующие российские технологии, оборудование, услуги, комплектующие и программное обеспечение. Для льгот введут и повышающие коэффициенты, в частности, в зависимости от региона ГРР.[35]

[править] Судовые энергетические установки

В 2014 году были сорваны поставки ряда зарубежных двигателей для строящихся российских кораблей, что активизировало процесс импортозамещения судовых энергетических установок.

Отсутствие ГТУ привело к остановке строительства в общей сложности четырёх уже заложенных кораблей (для фрегатов проекта 11356 — «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», проекта 22350 — «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков»). Вопрос с фрегатами не решить как минимум до 2018 г., когда ожидается получение первой ГТУ российского производства.[36]

Наличие немецких дизельных агрегатов MTU 16V1163TB93 для двух корветов проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» вынудило перерабатывать проект под установку российских аналогов (дизельных двигателей 16Д49 и реверс-редукторных передач), что привело к продлению сроков постройки, а также снижению ходовых качеств. При этом разработчик дизельных двигателей — АО «Коломенский завод» создал и передал на испытания модификацию дизеля, чья мощность превышает даже показатели MTU, что позволяет рассчитывать на улучшение показателей следующих в серии корветов.[37]

На пограничные сторожевые катера проекта 12150 вместо немецких MU 10V2000M93 установлены дизели М-470МК производства АО «Звезда». Это предприятие также стало поставщиком и для большой серии МРК проекта 22800, на которых также изначально планировалось установить немецкие дизели.[38]

[править] Газовые энерготурбины

По состоянию на 2015 год новые крупные энергоблоки строятся в России в основном с газовыми турбинами GE, Alstom и Siemens. Российские компании создали ряд совместных предприятий, но лицензии на производство горячей части турбин, как правило, остаются у зарубежных партнёров.[39]

Проблема отсутствия российских газовых турбин остро встала, когда из-за западных санкций иностранные компании и их совместные предприятия в России отказались поставлять оборудование для ТЭС Крыма.[40]

Вопрос о разработке российской крупной ГТУ подняли глава Минпромторга Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак и президент РАН Владимир Фортов в обращении к президенту Владимиру Путину, рассказали два источника «Ъ» в отрасли. По словам одного из них, в письме речь шла как раз о ГТУ 320—340 МВт, и президент дал положительную резолюцию.[41]

В конце января 2015 года появилась межведомственная рабочая группа для обсуждения импортозамещения в секторе газовых энерготурбин, которую возглавили замминистра энергетики Алексей Текслер и заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин. В неё вошли представители машиностроительных предприятий, научных институтов и энергокомпаний.[42]

Рабочая группа при Минпромторге и Минэнерго определилась с тем, что можно делать в России. В перспективе 20 лет наиболее востребованы будут газотурбинные установки (ГТУ) 110—180 МВт (для замещения конденсационных блоков 200—500 МВт) и 40-65 МВт (для замены теплофикационных турбин 40-100 МВт), следует из протокола совещания от 16 марта 2015 года. Создание ГТУ такой мощности возможно в относительно короткие сроки, для них есть проекты и технологии. Предложено завершить разработку проектов «Силовых машин» (65 МВт) и входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) «Ростеха» «Авиадвигателя» (30 МВт) и НПО «Сатурн» (110 МВт), повысив их технико-экономические характеристики так, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт при разработке ГТУ более 300 МВт. Но на такую ГТУ пока в отрасли не рассчитывают: её разработка займёт не менее десяти лет.[43]

[править] Станки

Важное значение по содействию импортозамещению на рынке станков имеет принятое в декабре 2013 года постановление правительства России № 1224, в соответствии с которым Минпромторгом России разработан механизм повышения технологической независимости машиностроительных предприятий от импортного оборудования. Документ предусматривает введение требований по достижению установленных показателей импортозамещения в рамках реализации проектов техперевооружения.[44]

[править] Винто-рулевые колонки

На АО «Центр судоремонта „Звездочка“» к середине 2015 года освоено производство винто-рулевых колонок ДРК-1200, которые заменили продукцию компании Rolls-Royce.[45]

[править] Электронасосное оборудование

По программе импортозамещения налажено производство электронасосного оборудования для танков Т-14 и Т-72Б3, боевых машин пехоты «Курганец-25» и БМП-3.[46]

[править] Матрицы прицелов ночного видения

Важным достижением российского ОПК стало производство матриц прицелов ночного видения вместо французских и белорусских образцов.[47]

[править] Ссылки

[править] Российские официальные источники

[править] Sdelanounas

[править] ЖЖ

[править] Прочее

[править] Литература

  • Лебедев К. К. Диверсификация структуры промышленного производства в условиях экспортной экспансии и импортозамещения продукции высокотехнологичного машиностроения [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук : 08.00.05 / К. К. Лебедев. — М., 2010. — 28 c.

[править] Примечания

  1. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  2. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  3. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  4. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  5. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  6. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  7. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  8. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  9. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  10. Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
  11. Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
  12. Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
  13. Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
  14. Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
  15. Планшеты и смартфоны готовят к перезагрузке. Минпромторг предлагает замещать импортную электронику отечественной. 17 апреля 2015
  16. Планшеты и смартфоны готовят к перезагрузке. Минпромторг предлагает замещать импортную электронику отечественной. 17 апреля 2015
  17. Планшеты и смартфоны готовят к перезагрузке. Минпромторг предлагает замещать импортную электронику отечественной. 17 апреля 2015
  18. Президент России присмотрелся к микросхемам. 18 октября 2006
  19. Швабе приступил к производству прицелов с отечественной электросхемой. 25 февраля 2016
  20. Швабе приступил к производству прицелов с отечественной электросхемой. 25 февраля 2016
  21. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  22. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  23. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  24. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  25. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  26. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  27. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  28. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  29. Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
  30. [1]
  31. «Т-Платформы» поедут E-классом. Разработчик суперкомпьютеров начинает производство серверов. 9 сентября 2014
  32. «Т-Платформы» поедут E-классом. Разработчик суперкомпьютеров начинает производство серверов. 9 сентября 2014
  33. «Газпром»: импортозамещение нефтегазового оборудования можно провести за 2-3 года. 24 ноября 2014
  34. Чиновники предложили план спасения российской нефтянки от импорта. 20 октября 2014
  35. Разведке пообещали налоговые льготы при переходе на российские технологии. 6 мая 2015
  36. [2]
  37. [3]
  38. [4]
  39. России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
  40. России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
  41. России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
  42. России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
  43. России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
  44. О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности // Москва, ноябрь 2014
  45. [5]
  46. [6]
  47. [7]
Импортозамещение в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды продукции  Пищевая продукцияМеталлургическая продукцияМашиностроительная продукция (Авиационная техника, Вертолётная техника, Ракетная техника, Ракетные двигатели) • Химическая продукция (Лекарства) • Энергоносители
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Импортозамещение украинской продукцииИмпортозамещение в «Газпроме»Импортозамещение в «Транснефти»Импортозамещение в «ФСК ЕЭС»


Импорт в Россию
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Нефть и нефтепродукты  НефтьНефтепродукты (Бензин, Дизельное топливо, Керосин, Мазут)
Пищевая продукция  Алкоголь (Вино, Виски, Водка) • Безалкогольные напитки (Квас) • Зерно (Горох, Гречиха, Кукуруза, Овёс, Рис, Рожь, Пшеница, Ячмень) • КапустаКартофельКондитерские изделияКрахмалКрупаМакаронные изделияМёдМинеральные водыМоллюскиМолоко и молочные продуктыМороженоеМукаМясо и мясопродукты (Говядина, Мясо птицы, Свинина) • ПивоПодсолнечное маслоРакообразныеРыбаСахарСемена подсолнечникаСемена рапсаСоевое маслоСолодСырТоматыУксусЧайДоля импорта на российском рынке
Химическая продукция  Азотная кислотаАммиакБензолЗубная пастаКарбид кальцияКарбонатыЛакокрасочные материалыЛекарстваМетанолМинеральные удобрения (Азотные, Калийные, Смешанные) • Моющие средстваМылоПластификаторыПластмассыПолипропиленПолиэтиленСерная кислотаСернокислый натрийСераСиликатыСинтетические красителиСинтетический каучукСинтетические смолыСодаСтиролУглеродФенолЭтилен
Металлургическая продукция  Алюминиевый прокатАлюминийБронзовый прокатВольфрамЖелезная рудаЗолотоКобальтМагнийМедный прокатМедьМеталлокордНикелевый прокатНикельОловоПлатинаСвинецСвинцовый прокатСтальСтальной прокатТрубы из чёрных металлов (Стальные трубы) • ТитанФерросплавы (Ферромарганец) • ЦинкЦинковый прокатЧугун
Военная авиатехника  ВертолётыСамолёты (Истребители, Штурмовики)
Прочие вооружения  Военно-морские вооруженияСредства ПВОТанки
Авиационная техника  Вертолёты (Военные, Гражданские) • Самолёты (Военные, Гражданские) • Гражданская авиатехника (Вертолёты, Самолёты) • Военная авиатехника (Вертолёты, Самолёты)
Железнодорожный подвижной состав  Вагоны (Грузовые, Пассажирские)
Прочая машиностроительная продукция  АвтобусыАвтомобили (Легковые, Грузовые) • АвтопогрузчикиБульдозерыВелосипедыВесыГенераторыДвигатели (Внутреннего сгорания, Турбовинтовые, Турбореактивные, Электродвигатели) • Железнодорожные локомотивыКомбайныКомпрессорыКонтрольно-кассовые машиныКраныКузнечно-прессовые машиныЛифтыМеталлургическое оборудованиеМикроскопыМикросхемыМорозильникиМотоблокиМотокультиваторыМотороллерыМотоциклыНасосыПечатное оборудованиеПлавучие средстваПодшипникиПрядильные машиныПылесосыРадиоприёмникиСтанки (Металлорежущие, Ткацкие, Токарные) • Стиральные машиныСчётчики водыСчётчики газаСчётчики электроэнергииТелевизорыТепловозыТракторные косилкиТракторные культиваторыТракторные плугиТракторные сеялкиТракторыТрансформаторыТроллейбусыТурбиныУгольные электродыФотоаппаратыХлебопекарные печиХолодильникиХолодильное оборудованиеЧасыШвейные машиныЭкскаваторыЭлектрические аккумуляторыЭлектрические изоляторыЭлектрические счётчикиЭлектровозыЭлектродуховкиЭлектрокофемолкиЭлектромиксерыЭлектромясорубкиЭлектроплиткиЭлектросоковыжималкиЭлектроутюгиЭлектрочайники
Целлюлозно-бумажная продукция  БумагаКартонОбоиЦеллюлоза
Продукция деревообработки  Дверные блокиДревесноволокнистые плитыДревесностружечные плитыОконные блокиПиломатериалыФанера
Стройматериалы  Керамическая плиткаКирпичОконное стеклоЦементЦементно-стружечные плитыЧерепицаШифер
Продукция лёгкой промышленности  БлузкиБрюкиКовры и ковровые изделияКостюмыКурткиОбувьПалаткиПальтоПапкиПлатьяПортфелиРюкзакиСумкиТканиТрикотажные изделияЧулочно-носочные изделияШвейные изделияЮбки
Мебель  ДиваныДиваны-кроватиКреслаКроватиМатрасыСтолыСтульяШкафы
Прочие товары  АлмазыДревесинаКоксЛинолеумЛыжиПластмассовые изделияПолиэтиленовые трубыПриродный газСланцыТабачные изделия (Сигареты) • ТорфУгольУдобренияУрановая продукцияШины (Для легковых автомобилей, Для грузовых автомобилей) • ЭлектроэнергияЯдерное топливо
Услуги  ГосударственныеКомпьютерные и информационныеСтраховыеСтроительныеТранспортные (Водный транспорт, Воздушный транспорт) • Услуги в сфере культуры и отдыхаУслуги связиФинансовые
Импортные пошлины 
Крупнейшие компании-импортёры 
Компании-импортёры автомобилей 
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Импортозамещение  Пищевая продукцияМеталлургическая продукцияМашиностроительная продукцияХимическая продукцияЭнергоносители
Прочее  Доля импортной продукции на российском рынкеИмпорт из СНГИмпорт высокотехнологической продукцииТранспортировка импортируемых в Россию товаровВладимир Путин и импорт в РоссиюИмпорт Россией транспортных услуг из стран постсоветского пространства
Личные инструменты