Импортозамещение машиностроительной продукции в России
Материал из Documentation.
Импортозамещение машиностроительной продукции в России — один из видов импортозамещения в России.
В последние годы импортозамещение, в частности, коснулось автомобилей (импорт готовых машин заменяется их сборкой в России со значительной локализацией) и железнодорожной техники. Отдельно следует отметить импортозамещение украинской продукции. Рост российского производства железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники привёл к постепенному сворачиванию их импорта из Украины.
[править] Железнодорожная техника
В постсоветские годы в России практически с нуля было налажено производство электропоездов. На территории СССР электропоезда выпускались только рижским вагоностроительным заводом, сегодня Демиховский машиностроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг»), который приступил к освоению прицепных вагонов для электричек только в начале 1990-х, стал крупнейшим в Европе предприятием по разработке и серийному производству электропоездов постоянного и переменного тока. Торжокский вагоностроительный завод не только освоил выпуск электропоездов разработки петербургского ЦНИИ «Трансэлектроприбор», но и создал первый в России «гибридный» дизель-электропоезд ДТ1 — с возможностью автономного хода на тепловозных участках.[1]
Точно так же, с нуля, в Российской Федерации появилось производство пассажирских электровозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов, пассажирских вагонов, включая международные вагоны класса RIC (последние никогда не разрабатывались и не производились в СССР).[2]
Ключевыми факторами успеха импортозамещения железнодорожной техники стали наличие мощного и богатого заказчика в лице компании «РЖД» (хотя со временем часть продукции стала поставляться и на экспорт), а также координирующая роль собственника ключевых предприятий — ЗАО «Трансмашхолдинг».[3]
[править] Автомобили
Один из самых удачных и масштабных примеров импортозамещения и реализации активной промышленной политики государства демонстрирует автомобилестроение. Последовательные и активные действия по локализации на территории России производства мировых автоконцернов полностью изменили лицо российского автопрома, привели к сокращению импорта автомобилей-иномарок при росте их внутреннего производства со значительной локализацией.[4]
Хотя сборочные производства автомобилей-иномарок стали появляться в России ещё на рубеже 1990—2000-х годов, режим промышленной сборки, введённый в 2006 году («Промсборка-1»), спровоцировал настоящий инвестиционный бум в отрасли. В его рамках автопроизводители получали право ввозить автокомпоненты по льготным таможенным ставкам (0-5 % против 30 % на импорт готовых иномарок) в обмен на обязательство в течение семи лет создать мощности по сварке, окраске кузова и сборке в объёме не менее 25 тыс. автомобилей в год и сократить перечень импортируемых компонентов на 30 %.[5]
В результате за 2006—2010 годах в автомобильной отрасли России было создано 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнёрстве с российскими игроками). Сборочные производства в России открыли практически все крупнейшие мировые автопроизводители: Toyota, General Motors, Volkswagen, Renault-Nissan, Ford, PSA Peugeot-Citroёn, Mitsubishi, Hyundai-Kia и другие.[6]
В феврале 2011 года вышли новые Правила работы иностранных автопроизводителей в России («Промсборка-2»), которые обязывали автоконцерны в течение семи лет (до 2018 года) расширить производственные мощности до 300—350 тыс. автомобилей в год, поднять уровень локализации до 60 % и инвестировать в НИОКР. Отверточная сборка, согласно новым правилам, ограничивалась 5 % от общего объема производства и не могла длиться более двух лет. При этом контрольные цифры относились ко всему модельному ряду, то есть автопроизводители сами решали, какой уровень локализации установить для каждой конкретной модели и какие именно компоненты закупать или производить в России.[7]
По данным заведующего лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимира Бессонова, поддержка внутреннего производства и спроса привела к сокращению импорта автомобилей на 50 % относительно уровня 2008 года. «В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на 20 млрд долларов за год», — отметил Бессонов.[8]
[править] Электросетевое оборудование
В основу общеотраслевой программы импортозамещения легла корпоративная «Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем в ОАО „ФСК ЕЭС“ на период 2015—2019 гг.». Её несомненное достоинство — тщательная разработка плана мероприятий, согласованного как с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, так и со Стратегией развития энергетического машиностроения Российской Федерации на 2010—2020 годы и на перспективу до 2030 года.[9]
В рамках названных стратегий уже в 2012—2014 годах в России было реализовано несколько крупных проектов по локализации производства силового оборудования и компонентов лучших мировых производителей. Так, в 2012 году в Воронеже запущен завод ООО «Сименс Трансформаторы», выпускающий силовые и тяговые трансформаторы по немецкой технологии. В начале 2013 года в г. Артёме (Приморский край) южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries открыла завод «Хендэ Электросистемы» по производству комплектных распределительных устройств (КРУЭ). В конце 2014 года под Санкт-Петербургом начат выпуск силовых трансформаторов и автотрансформаторов ООО «Силовые машины — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» — по лицензии японской компании.[10]
[править] Вертолётные двигатели
Вертолётные двигатели типа ТВ3-117/ВК-2500 до недавнего времени поставлялись с Украины или в готовом виде, или в виде комплектов для сборки. Двигателями этого типа оснащаются все самые массовые российские вертолёты Ми-8/17, включая военные модификации, а также боевые вертолёты Ми-28, Ми-35 и Ка-52.[11]
Запуск производства этих двигателей в России — одна из самых крупных программ импортозамещения. Построенный ОАО «Климов» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию, ОДК) завод под Санкт-Петербургом выпустил первые 10 двигателей ВК-2500 в 2014 году.[12]
В 2015 году, по словам бывшего гендиректора ОДК Владислава Масалова, новый завод должен выпустить 60 двигателей. Полностью же все 100 % потребностей заказчиков этих двигателей, по информации представителя ОДК Анастасии Денисовой, планируется закрыть в 2017 году.[13]
При закупке российскими военными ежегодно около сотни вертолётов и украинском запрете поставлять двигатели для нужд Минобороны России выход был найден в использовании имевшихся в России в достаточном количестве ремонтных комплектов и до 2017 года вместо недостающих двигателей будут частично устанавливаться капитально отремонтированные.[14]
[править] Радиоэлектронная продукция
В 2015 году Минпромторг России опубликовал план мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 года, подписанный министром Денисом Мантуровым. Перечень продукции, которую предстоит развивать, содержит 534 различных вида вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, полупроводниковой СВЧ-электроники, периферийного оборудования и электронных компонентов. Импорт такого оборудования к 2020 году должен снизиться на десятки процентов.[15]
Так, в России должны быть созданы планшеты и смартфоны для массового рынка и корпоративного использования, которые предполагают повышенные требования к защите информации. Кроме того, должны появиться персональные настольные компьютеры (ПК), ноутбуки, моноблоки и рабочие станции для офисных сотрудников, а также научных и инженерных расчетов. Объем импорта этих устройств, по данным Минпромторга, сейчас находится в пределах 90-100 %. К 2020 году объем зарубежного ввоза планшетов и смартфонов должен снизиться до 75 %. Доля зарубежных ПК в госсекторе к этому времени должна составлять не более 25 %, а на массовом рынке — не более 90 %.[16]
Минпромторг России планирует снизить импорт суперкомпьютеров, серверов, в том числе файловых и почтовых, а также систем хранения данных и систем управления базами данных. Кроме того, планируется снизить ввоз микропроцессоров, телекоммуникационного оборудования — как пользовательского, так и для операторов связи.[17]
[править] Чип-модули для интеллектуальных карт
В сентябре 2006 года на российском заводе «Микрон» было запущено производство чип-модулей для интеллектуальных карт. Технологии и оборудование для этого проекта поставлено немецкой компанией Infineon. Объём инвестиций составил свыше $10 млн. На тот момент это было единственным в России производством чип-модулей. Ранее на территории России компании, выпускающие пластиковые карты, использовали чип-модули, изготовленные за границей.[18]
[править] Электронные компоненты приборов ночного видения
В начале 2016 года предприятия российского холдинга «Швабе» выпустили первую группу прицелов ночного видения с использованием исключительно отечественных радиоэлектронных компонентов. Разработка, работа над которой велась в рамках программы по импортозамещению, успешно выдержала испытания и в 2016 году внедрена в производство.[19]
Генеральный директор АО «Швабе — Приборы» и АО «Швабе — Оборона и Защита» Василий Рассохин заявил: «За два года мы провели масштабную исследовательскую работу по замене радиоэлектронных компонентов импортного производства на российскую элементную базу. Сегодня на ее основе мы приступили к изготовлению первой группы приборов ночного видения. И в настоящее время готовим уже широкий ассортимент продукции, которая будет отечественной на все 100 %.»[20]
[править] Электронные компоненты космических аппаратов
По состоянию на 2015 год, в серийных российских спутниках доля иностранной электронной компонентной базы (ЭКБ) колебалась от 25 до 75 %, в перспективных аппаратах доля импортных деталей превышала 90 % (например, в аппаратах «Глонасс-К»). При этом большая часть использовавшейся в спутниках ЭКБ либо производится в США, либо в США разработана.[21]
Экспорт американских (в том числе частично американских, например прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется International Traffic in Arms Regulations (ITAR) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.[22]
В соответствии с правилами ITAR, экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в Россию возможен с разрешения Госдепартамента США.[23]
До лета 2013 года американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения достаточно лояльно, и российские компании закупали ЭКБ, подпадающую под правила ITAR, примерно на $2 млрд в год только в интересах космической промышленности. Летом 2013 года у США и России наметились разногласия — случился скандал с Эдвардом Сноуденом, также страны разошлись в оценках событий, происходивших в Сирии. Охлаждение отношений вскоре сказалось на режиме поставок продукции двойного назначения: в 2013 году Госдеп не санкционировал поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2».[24]
В 2014 году на фоне украинского конфликта ситуация еще более усложнилась: американцы стали запрещать поставки и для научных космических аппаратов. Так, британской компании E2V не удалось получить разрешения на импорт в Россию оснастки для космической обсерватории «Спектр-УФ».[25]
Российские предприятия стали искать замену американским комплектующим в Европе и Китае, а на правительственном уровне была принята программа импортозамещения, предусматривающая в том числе воссоздание производств ЭКБ.[26]
В мае 2015 года было сообщено, что компания «Российские космические системы» (РКС) совместно с ИСС имени Решетнёва начали разработку перспективного спутника системы ГЛОНАСС, оснащённого комплектующими исключительно российского производства. По мнению генерального директора РКС Андрея Тюлина, такой аппарат российской промышленности под силу создать за 4-5 лет.[27]
«Перспективный космический аппарат „Глонасс-К“ по техническому заданию спроектирован преимущественно на импортной электронной компонентной базе, — говорит Тюлин. — Потому что одним из требований было использование компонентной базы категории space [то есть радиационно стойких]. Сейчас, чтобы не рисковать с поддержанием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, мы изготавливаем необходимое количество аппаратов по этой конструкторской документации, а параллельно ведём разработку нового космического аппарата на отечественной электронной компонентной базе. Это не задел „на полку“, а реальная работа, которую мы развернули совместно с ИСС имени Решетнёва.»[28]
Крупнейшим разработчиком и производителем электронной компонентной базы (ЭКБ) в России является холдинг «Росэлектроника», сейчас объединяющий 112 предприятий, НИИ и КБ. Генеральный директор «Росэлектроники» Андрей Зверев заявил, что программа интенсивного импортозамещения касается не только системы ГЛОНАСС. «В рамках стратегии развития холдинга планируется, что к 2019 году 80 % электронной компонентной базы полезной нагрузки спутников будет отечественного производства, — говорит Зверев. — В этих целях общий объём инвестиций в холдинг „Росэлектроника“ до 2020 года составит более 210 млрд рублей, в том числе предусмотрена модернизация промышленных площадок, на которых производится ЭКБ для космоса.»[29]
В июле 2016 года было сообщено, что «НИИМЭ и Микрон» начал поставку радиационно-стойких интегральных схем космического применения в навигационные спутники третьего поколения «ГЛОНАСС-К».[30]
[править] Серверы
В сентябре 2014 года было сообщено, что компания «Т-Платформы» разработала первую российскую серверную платформу E-Class, на базе которой будут создаваться сервера электронной почты и баз данных. Президент группы компаний Aquarius Александр Калинин тогда заявил: «В данном устройстве используются компоненты западных производителей, но это все равно следующий шаг к импортозамещению в IT». По его словам, разработка «Т-Платформ» не уступает западным аналогам. Использование серверных платформ в отличие от их производства серверов «с нуля» позволяет значительно снизить издержки и ускорить вывод на рынок конкурентоспособных продуктов, пояснил директор по продукту Depo Computers Сергей Кочепасов.[31]
Гендиректор и основной владелец «Т-Платформы» Всеволод Опанасенко в сентябре 2014 года заявил, что в течение календарного года «Т-Платформы» планируют реализовать около 10 тыс. серверных платформ, выручив около $15 млн. Таким образом, средняя стоимость устройства составит порядка $1,5 тыс. Дистрибуцией серверных платформ OEM-производителям займется компания 3logic.[32]
[править] Нефтегазовое оборудование
В конце июля 2014 года ЕС ввёл санкции, ограничивающие ввоз в Россию оборудования для разведки и добычи на шельфе, в Арктике и на сланцевых месторождениях. Бюро по делам промышленности и безопасности Министерства торговли США, отвечающее за экспортный контроль, 6 августа сообщило о фактическом введении запрета на продажу американскими компаниями «энергетическому сектору России» специализированного оборудования для проведения геологоразведочных работ и добычи углеводородов в рамках «глубоководных проектов — более 500 футов (примерно 152 метров), на шельфе в Арктике и в сланцевых пластах». Речь идёт, в частности, о такой продукции, как буровые платформы, оборудование для горизонтального бурения, программное обеспечение для добычи нефти и газа методом гидравлического разрыва пласта, насосы высокого давления, компрессоры, техника для сейсморазведочных работ.[33]
В октябре 2014 года было сообщено о плане Минпромторга России по снижению зависимости российского ТЭКа от импорта оборудования, для чего подготовлен комплекс мер, которые должны помочь российским производителям нефтегазового оборудования заместить импорт.[34]
В мае 2015 года Дмитрий Медведев по итогам заседания президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию поручил разработать предложения по стимулированию импортозамещения в области ГРР. Минфин, Минэкономики, Минприроды и Минэнерго до 14 июля 2015 года должны представить проект изменений в Налоговый кодекс о введении с 2016 года вычетов расходов на ГРР из базы налога на прибыль (20 %). Льготу получат компании, использующие российские технологии, оборудование, услуги, комплектующие и программное обеспечение. Для льгот введут и повышающие коэффициенты, в частности, в зависимости от региона ГРР.[35]
[править] Судовые энергетические установки
В 2014 году были сорваны поставки ряда зарубежных двигателей для строящихся российских кораблей, что активизировало процесс импортозамещения судовых энергетических установок.
Отсутствие ГТУ привело к остановке строительства в общей сложности четырёх уже заложенных кораблей (для фрегатов проекта 11356 — «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», проекта 22350 — «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков»). Вопрос с фрегатами не решить как минимум до 2018 г., когда ожидается получение первой ГТУ российского производства.[36]
Наличие немецких дизельных агрегатов MTU 16V1163TB93 для двух корветов проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» вынудило перерабатывать проект под установку российских аналогов (дизельных двигателей 16Д49 и реверс-редукторных передач), что привело к продлению сроков постройки, а также снижению ходовых качеств. При этом разработчик дизельных двигателей — АО «Коломенский завод» создал и передал на испытания модификацию дизеля, чья мощность превышает даже показатели MTU, что позволяет рассчитывать на улучшение показателей следующих в серии корветов.[37]
На пограничные сторожевые катера проекта 12150 вместо немецких MU 10V2000M93 установлены дизели М-470МК производства АО «Звезда». Это предприятие также стало поставщиком и для большой серии МРК проекта 22800, на которых также изначально планировалось установить немецкие дизели.[38]
[править] Газовые энерготурбины
По состоянию на 2015 год новые крупные энергоблоки строятся в России в основном с газовыми турбинами GE, Alstom и Siemens. Российские компании создали ряд совместных предприятий, но лицензии на производство горячей части турбин, как правило, остаются у зарубежных партнёров.[39]
Проблема отсутствия российских газовых турбин остро встала, когда из-за западных санкций иностранные компании и их совместные предприятия в России отказались поставлять оборудование для ТЭС Крыма.[40]
Вопрос о разработке российской крупной ГТУ подняли глава Минпромторга Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак и президент РАН Владимир Фортов в обращении к президенту Владимиру Путину, рассказали два источника «Ъ» в отрасли. По словам одного из них, в письме речь шла как раз о ГТУ 320—340 МВт, и президент дал положительную резолюцию.[41]
В конце января 2015 года появилась межведомственная рабочая группа для обсуждения импортозамещения в секторе газовых энерготурбин, которую возглавили замминистра энергетики Алексей Текслер и заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин. В неё вошли представители машиностроительных предприятий, научных институтов и энергокомпаний.[42]
Рабочая группа при Минпромторге и Минэнерго определилась с тем, что можно делать в России. В перспективе 20 лет наиболее востребованы будут газотурбинные установки (ГТУ) 110—180 МВт (для замещения конденсационных блоков 200—500 МВт) и 40-65 МВт (для замены теплофикационных турбин 40-100 МВт), следует из протокола совещания от 16 марта 2015 года. Создание ГТУ такой мощности возможно в относительно короткие сроки, для них есть проекты и технологии. Предложено завершить разработку проектов «Силовых машин» (65 МВт) и входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) «Ростеха» «Авиадвигателя» (30 МВт) и НПО «Сатурн» (110 МВт), повысив их технико-экономические характеристики так, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт при разработке ГТУ более 300 МВт. Но на такую ГТУ пока в отрасли не рассчитывают: её разработка займёт не менее десяти лет.[43]
[править] Станки
Важное значение по содействию импортозамещению на рынке станков имеет принятое в декабре 2013 года постановление правительства России № 1224, в соответствии с которым Минпромторгом России разработан механизм повышения технологической независимости машиностроительных предприятий от импортного оборудования. Документ предусматривает введение требований по достижению установленных показателей импортозамещения в рамках реализации проектов техперевооружения.[44]
[править] Винто-рулевые колонки
На АО «Центр судоремонта „Звездочка“» к середине 2015 года освоено производство винто-рулевых колонок ДРК-1200, которые заменили продукцию компании Rolls-Royce.[45]
[править] Электронасосное оборудование
По программе импортозамещения налажено производство электронасосного оборудования для танков Т-14 и Т-72Б3, боевых машин пехоты «Курганец-25» и БМП-3.[46]
[править] Матрицы прицелов ночного видения
Важным достижением российского ОПК стало производство матриц прицелов ночного видения вместо французских и белорусских образцов.[47]
[править] Ссылки
[править] Российские официальные источники
- Импортозамещение: основные вызовы и задачи в электроэнергетике России. Опыт Группы «Интер РАО». 28 апреля 2015
- Заседание Комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами. 7 июля 2014
- Совещание о выполнении гособоронзаказа. 14 мая 2014
[править] Sdelanounas
- ОПК модернизировала авиационные радиокомпасы. 23 декабря 2014
- «PRIDE» — держим курс на импортозамещение! 16 января 2015
- Челябинский завод разработал компрессор для тормозов электричек вместо немецкого аналога. 21 июля 2015
- Уральские промышленники успешно испытали импортозамещающее оборудование для буровых установок. 5 августа 2015
- РФ заместила украинские комплектующие изделия в «оборонке» на 64 %. 9 октября 2015
- Группа СТАН стала победителем национальной премии в области импортозамещения. 10 декабря 2015
- Вторая свердловская импортозамещающая буровая установка заработала на нефтяном месторождении в ХМАО. 10 декабря 2015
- Отечественный электроинструмент отвоевывает позиции у импорта. 9 марта 2016
[править] ЖЖ
- Раздел об импортозамещении в ЖЖ bmpd
- Рост уровня локализации дизельных двигателей на ПАО «Автодизель». 30 сентября 2016
- Минпромторг потратит три миллиарда рублей на ОКР по замене микросхем из США, Германии и Японии. 3 сентября 2017
[править] Прочее
- Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. N 645 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации»
- Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 653 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности Российской Федерации»
- Исследование возможности импортозамещения оборудования связи и вещания российскими предприятиям
- ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ: УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
- Минпромторг консолидирует отрасль нефтегазового машиностроения. 25 сентября 2014
- Эксперты: утилизационный сбор на автомобили стимулирует локальное производство машин в России
- Уральские предприятия активизируют импортозамещение машиностроительной продукции для ОПК. 1 апреля 2014
- Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона // Проблемы развития территории, вып 3 (59) 2012
- Импортозамещение на российском рынке автомобильных деталей для легковых автомобилей
- Импортозамещение на российском рынке автомобильных деталей для легковых автомобилей
- Импортозамещение элементной базы вычислительных систем
- Опыт импортозамещения запасных частей зарубежной сельскохозяйственной техники -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. − 32 с.
- Глава Росэлектроники заявил о готовности к импортозамещению на 80 %. 28 июля 2014
- Оборонке придется отказаться от импортных чипов
- В санкциях полно лазеек. 29 сентября 2014
- Чиновники предложили план спасения российской нефтянки от импорта. 20 октября 2014
- «Газпром»: импортозамещение нефтегазового оборудования можно провести за 2-3 года. 24 ноября 2014
- ВГТРК будет заменять импортное телеоборудование на отечественное. 13 февраля 2015
- «2009 год может показаться цветочками». Президент группы ГАЗ Вадим Сорокин о кризисе в автопроме. 29 апреля 2015
- Это провал импортозамещения. 2 июля 2015
- Импортозамещение для Рогозина. 10 января 2016
- В России появился уникальный прибор для проведения сложнейших операций. 13 февраля 2016
- Лучшие примеры импортозамещения в России. 3 сентября 2015
- Импортозамещение у российских производителей серверов. 6 мая 2015
[править] Литература
- Лебедев К. К. Диверсификация структуры промышленного производства в условиях экспортной экспансии и импортозамещения продукции высокотехнологичного машиностроения [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук : 08.00.05 / К. К. Лебедев. — М., 2010. — 28 c.
[править] Примечания
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение: от слов к делу. 20 февраля 2016
- ↑ Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
- ↑ Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
- ↑ Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
- ↑ Импортозамещение в авиапроме необходимо в военном секторе. 24 августа 2015
- ↑ Планшеты и смартфоны готовят к перезагрузке. Минпромторг предлагает замещать импортную электронику отечественной. 17 апреля 2015
- ↑ Планшеты и смартфоны готовят к перезагрузке. Минпромторг предлагает замещать импортную электронику отечественной. 17 апреля 2015
- ↑ Планшеты и смартфоны готовят к перезагрузке. Минпромторг предлагает замещать импортную электронику отечественной. 17 апреля 2015
- ↑ Президент России присмотрелся к микросхемам. 18 октября 2006
- ↑ Швабе приступил к производству прицелов с отечественной электросхемой. 25 февраля 2016
- ↑ Швабе приступил к производству прицелов с отечественной электросхемой. 25 февраля 2016
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ Из спутников «Глонасс» уберут импортные комплектующие. 21 мая 2015
- ↑ [1]
- ↑ «Т-Платформы» поедут E-классом. Разработчик суперкомпьютеров начинает производство серверов. 9 сентября 2014
- ↑ «Т-Платформы» поедут E-классом. Разработчик суперкомпьютеров начинает производство серверов. 9 сентября 2014
- ↑ «Газпром»: импортозамещение нефтегазового оборудования можно провести за 2-3 года. 24 ноября 2014
- ↑ Чиновники предложили план спасения российской нефтянки от импорта. 20 октября 2014
- ↑ Разведке пообещали налоговые льготы при переходе на российские технологии. 6 мая 2015
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
- ↑ России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
- ↑ России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
- ↑ России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
- ↑ России показали потолок мощности. На турбины свыше 300 МВт пока сил не хватает. 14 мая 2015
- ↑ О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности // Москва, ноябрь 2014
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]