Реформы на Украине


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Реформы на Украине — преобразования в различных сферах, осуществлённые на Украине.

Содержание

[править] История

Программу экономических реформ в Украине утвердили летом 2010 года. Планы были — широкомасштабные и грандиозные. В частности, среди направленных на экономическое развитие страны: стабилизация госбюджета, реформа налоговой системы, реформа межбюджетных отношений. Ради повышения стандартов жизни в высших эшелонах власти запланировали: реформу медицинского обслуживания, системы пенсионного страхования (она самая — пенсионная), реформу системы образования и системы социальной поддержки. Во имя модернизации инфраструктуры и базовых секторов: реформа электроэнергетики, угольной отрасли, нефтегазовой промышленности, земельная реформа. Тем не менее, на сегодняшний день удалось завершить, но не полностью, реализацию двух реформ: налоговой и административной.[1]

[править] Налоговая реформа

Налоговую реформу выносили на всенародное обсуждение, ветировали, корректировали, критиковали в экспертных и оппозиционных кругах. Поправок и замечаний было настолько много, что Верховный совет вынужден была голосовать постатейно.[2]

7 октября 2010 года, Парламент принял в первом чтении проект Налогового кодекса. Голосование депутатов в первом чтении проходило под крики протестующего бизнеса под стенами Парламента. Тогда в столице и регионах начали формировать налоговые майданы.[3]

12 октября 2010 года, В.Янукович заявил о намерении пресекать любые попытки блокирования реформ, проводимых правительством и местными властями, согласно принятой программы экономических реформ.[4]

30 ноября 2010 года Виктор Янукович заявил, что применил вето к Налоговому кодексу, принятому ранее Верховным советом Украины. И уже 2 декабря Парламент принял Налоговый кодекс в новой редакции с предложениями главы государства. 1 января 2011 года Налоговый кодекс вступил в силу.[5]

19 апреля 2011 года Верховный совет усовершенствовал некоторые нормы Налогового кодекса. Так, принятыми изменениями усовершенствуется Налоговый и Бюджетный кодексы Украины, Кодекс об административных правонарушениях и закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предлагается урегулировать проблемные вопросы, возникшие при применении положений Налогового кодекса Украины. В частности, в разделе «Общие положения» Налогового кодекса предлагается определение понятия «векселедатель» для целей Раздела VI привести в соответствие с дефиниции «налоговый вексель» и положений раздела «Акцизный налог» в части возможности предоставления векселя, как гарантии уплаты акциза, при получении спирта для производства продукции. Также определяется порядок выдачи налогового поручительства центральным органом государственной налоговой службы по согласованию с Национальным банком Украины, а порядок регистрации — центральным органом государственной налоговой службы. Кроме того, в изменениях речь идет о том, что налоговым периодом могут быть: календарный год, календарное полугодие, календарный квартал, календарный месяц, календарный день. В то же время, Налоговый кодекс предполагается дополнить положением, согласно которому «при осуществлении налогоплательщиком операций по продаже или иного отчуждения ценных бумаг, или иных, чем ценные бумаги, корпоративных прав или в момент их обратного выкупа или погашения эмитентом, приобретении налогоплательщиком при их размещении или в результате осуществления взноса в уставный капитал эмитента корпоративных прав доходы от операций определяются в момент их продажи или иного отчуждения с учета расходов, понесенных при приобретении таких ценных бумаг». При этом, понесенные расходы на приобретение названных ценных бумаг учитываются в составе прочих расходов и не учитываются при определении объекта налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом. Изменения также устанавливают, что при начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (оказание услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.[6]

[править] Административная реформа

10 дек 2010 года в ночь с четверга на пятницу в Украине стартовала административная реформа, а в пятницу утром обновленный Кабинет министров провел свое первое заседание.[7]

В результате первого этапа реформы почти вдвое сократили количество органов центральной исполнительной власти и ликвидировали семь министерств. Всего было определено 6 типов центральных органов исполнительной власти: Министерство, Служба, Инспекция, Агентство, независимые регуляторы и органы со специальным статусом. Из 112 органов центральной исполнительной власти создано 63. Из них 16 министерств, 28 служб, 12 агентств и 7 инспекций.[8]

При этом Президент Украины рекомендовал реформировать Кабинет Министров как в части правительства, так и в части Секретариата, который обеспечивает деятельность КМУ. С 36 до 17 уменьшилось количество членов Кабинета Министров. Количество работников КМУ (1174 человека) решили сократить более чем на половину.[9]

Одним из самых ярких моментов админреформы стало устранение от власти Михаила Бродского, и «понижение» Сергея Тигипко.[10]

Президент оставил без должностей в новом правительстве девять министров. «Безвозвратно» были уволены Министр жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич, Министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба, Министр по делам семьи, молодежи и спорта Равиль Сафиуллин, Министр труда и социальной политики Василий Надрага, Министр транспорта и связи Константин Ефименко, Министр угольной промышленности Юрий Ященко, Министр промышленной политики Дмитрий Колесников, а также Министр Кабинета министров Анатолий Толстоухов. Помимо этого, должности лишился Министр экономики Василий Цушко, который был представлен на должность председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).[11]

Премьер-министр Николай Азаров в то время заявил, что суть реформы — новое качество власти. «Прежде всего, админреформа заключается не в том, что мы сократим количество государственных служащих, хотя это неизбежно и это обязательно. Смысл административной реформы заключается в повышении качества управления страной, в повышении эффективности управления», — заявил Николай Азаров. — То есть, создания такой системы, когда меньше ошибок будет, когда система управления будет стройная, когда из этой системы управления устранят дублирующие органы. Потому что дублирующие органы — это хуже чем вообще не иметь ни какого органа, это значит, ответственность расплывается, теряется, некому принять решение. Вот поэтому главная идея создать простую эффективную систему управления и сократить издержки на финансирование этой структуры", — пояснил Премьер.[12]

21 декабря 2010 г., В.Янукович назначил руководителей, ответственных за проведение реформ в Украине. Он постановил, что «работа по внедрению программы экономических реформ на 2010—2014 гг. „Благополучное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство“, реализации национального плана действий на 2011 г. по внедрению программы экономических реформ по соответствующим направлениям организуют и персональную ответственность за состояние этой работы несут руководители направлений реформ».[13]

[править] Пенсионная реформа

Президент Янукович во время избирательной кампании обещал улучшить пенсионное обеспечение, в частности, установить с 1 января 2011 года минимальную пенсию в размере 1200 грн. и среднюю пенсию в размере 2000 грн.[14]

Планировали принять пенсионную реформу в марте 2011 года, но пришлось долго согласовывать с Международным валютным фондом (МВФ). Но шеф реформы — С. Тигипко — сохранял оптимизм и уверенность, заявляя, что впервые за 12 лет попыток пенсионная реформа впервые удастся.[15]

«Пенсионную реформу пыталось провести несколько правительств… Но не смогли, не хватило денег. За 12 лет попыток, мы впервые подошли к результату. Наши сегодняшние проблемы в пенсионной системе нарабатывают риски для дальнейшей выплаты пенсий. Мы имеем угрожающие демографические тенденции по отношению к Пенсионному фонду (ПФ). У нас есть проблемы с социальной справедливостью. Мужчины в 2010 году получали среднюю заработную плату в размере 1327 грн, женщины — 872 грн. Мы не имеем ограничений на уровень пенсий. 3802 человека имеют пенсию больше 10 тыс. грн. Мы не первые и не последние, кто сталкивается с этой проблемой. Вся Европа это проходила. Чем раньше начнем, тем лучше», — сказал С. Тигипко.[16]

В марте 2011 года принять ее так и не удалось по причине недоработок. Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о намерении проводить пенсионную реформу поэтапно. «Мы предлагаем пойти на добровольный переход на повышение пенсионного возраста. Хочешь выйти на пенсию с 57 лет — пожалуйста, работай и в 57 лет получишь соответствующие стимулы, то есть увеличенную пенсию… Эту схему надо разработать, она у нас есть примерно. Не хочешь до 57 лет работать — пожалуйста, государство заставлять не будет. Иди на пенсию в 55 лет — получай солидарную пенсию и будь здоров. Но такой период может продолжаться 2-3 года. А затем надо будет переходить на обязательный переход… Но можно растянуть на 10 лет, как мы сейчас предложили и каждый год увеличивать. Можем на 15 лет растянуть, но рано или поздно нам придется на это идти», — пояснил глава Правительства.[17]

С. Тигипко подтвердил подобные планы, добавив, что все изменения еще не готовы. «Мы работаем над пенсионной реформой. Да, мы выступили с предложением введения такой категории, чтобы дать возможность людям досрочно выходить на пенсию… Чтобы они сами решали, продолжать работать дальше или нет, но с определенными финансовыми потерями. Сейчас мы просчитываем эти изменения. Я не могу говорить наверняка», — сказал вице-премьер.[18]

Планируется, что измененная пенсионная реформа с дополнениями будет презентована после майских праздников.[19]

По словам вице-премьера, чтобы получить очередной транш МВФ в конце лета Верховному совету нужно принять законы о пенсионной реформе в конце июня — начале июля. Иначе МВФ может вообще никогда не выдать денег Украине.[20]

«Я думаю так: нам нужно в июне принять соответствующее решение, максимум, в начале июля. Тогда, в конце июля, или в августе, мы сможем получить решение МВФ относительно выделения следующих траншей. Причем, есть такие варианты, что можно будет получить сразу два транша за один раз», — сказал чиновник.[21]

[править] Земельная реформа

10 февраля 2011 года Виктор Янукович высказался за начало общественного обсуждения проведения земельной реформы и «формирования хозяина на земле». «По большому счету, нужно эту реформу довести до логического завершения. Нужно, чтобы на земле был хозяин, были правила пользования землей, и собственники их использовали. И реформу уже нужно сейчас обсуждать», — отметил Президент. Помимо этого, глава государства заявил, что земля сельскохозяйственного назначения должна иметь цену и возможность продажи. «Если земля не будет иметь цены, и не будет продаваться, тогда смысл земельной реформы теряется. То, что не будет иметь цены, не можно будет пустить в оборот», — подчеркнул Янукович.[22]

Далеко не все эксперты разделяют подобную инициативу, аргументируя это тем, что снятие моратория на торговлю землей является критическим фактором для дальнейшего развития украинского сельского хозяйства. «Снятие моратория на торговлю землей является критическим фактором для дальнейшего развития украинского сельского хозяйства. Пока реальный рынок земли начнет развиваться, нужно решить целый комплекс проблем: как технического уровня, так и инфраструктурные. Это поставит в наиболее уязвимое положение, прежде всего, фермерские хозяйства. Им будет сложно привлечь необходимые средства для покупки земли. Ничего не останется, чем изъять часть денег, дефицит которых они испытывают, из системы производства и пытаться решать вопросы, связанные с покупкой земли. А это значит, что потенциальная возможность повышения эффективности сельского хозяйства будет отсрочена еще на многие-многие годы», — пояснил эксперт.[23]

[править] Примечания

  1. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  2. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  3. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  4. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  5. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  6. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  7. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  8. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  9. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  10. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  11. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  12. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  13. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  14. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  15. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  16. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  17. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  18. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  19. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  20. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  21. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  22. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
  23. http://ubr.ua/ukraine-and-world/power/kak-provodili--iat-reformy-v-ukraine-hronika-oshibki-plany-87959
Реформы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Либерализация цен
Личные инструменты