Модернизация экономики России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Отрасли экономики

[править] Чёрная металлургия

Подробнее см. также: Чёрная металлургия России

[править] Производство стальных труб

Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 Объединённой металлургической компании
Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 Объединённой металлургической компании

В середине 2000-х компания Северсталь заявила о планах развития в Санкт-Петербурге двух крупных инвестиционных проектов. Первый был нацелен на доводку недостроенного в советские времена Ижорского трубного завода по производству труб большого диаметра. Второй — на реконструкцию листопрокатного цеха № 3 (стана-5000) в Колпине. Оба проекта были завершены в 2008 году, общий объём инвестиций составил около $600 млн.[1]

В 2005 году ОМК на своей основной производственной площадке в Выксе ввела в строй линию мощностью 450—500 тыс. тонн в год по производству одношовных труб диаметром 1420 мм самых высоких классов прочности, которые сразу же стали хитом продаж. В мае 2007 года ОМК приступила к строительству толстолистового прокатного стана 5000, в ноябре 2011 года этот стан был введён в эксплуатацию.[2][3]

В июне 2008 года на Выксунском металлургическом заводе был завершён Объединённый проект реконструкции трубоэлектросварочного комплекса производства труб большого диаметра (ТЭСК ТБД). В результате модернизации мощности комплекса по производству труб увеличены с 1,6 млн тонн до 2 млн тонн в год, по наружному АКП — с 1 до 2 млн тонн в год, по внутреннему покрытию — с 400 до 800 тыс. тонн в год. ВМЗ стал обладать самым мощным и современным в мире комплексом по производству ТБД.[4]

В июле 2009 года на ММК был запущен стан-5000, производящий толстый лист для производства труб большого диаметра. Объём инвестиций в его возведение составил $1,5 млрд. Строительство заняло чуть меньше трех лет. Построенный стан способен производить 1,5 млн тонн толстого пятиметрового листа в год, это одно из крупнейших таких производств в мире. Проект создания стана-5000 нацелен на импортозамещение.[5][6]

В июле 2010 года Выксунский металлургический завода завершил модернизацию комплекса по производству обсадных труб, используемых для обустройства нефтегазовых месторождений. Цель проекта — увеличение объёмов производства труб за счет расширения их сортамента и улучшение качественных характеристик.[7]

В середине 2010 года отмечалось, что, по данным министерства промышленности и торговли, за последние несколько лет в модернизацию российской трубной отрасли было вложено около $8 млрд, около 40 % труб сегодня выпускается на новом оборудовании.[8]

В июле 2010 года отмечалось, что с запуском четырёх новых трубных производств и трёх станов-5000 завершается первый этап тотальной модернизации российской чёрной металлургии. На втором этапе должны появиться современные производства автолиста и сортового проката для строительства.[9]

По мнению директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Олега Калинского, модернизация производственных мощностей трубной промышленности России, проведённая в последние годы, позволяет сегодня российским трубным компаниям успешно конкурировать на мировом рынке стальных труб практически по всему ассортименту производимой продукции.[10]

[править] Производство автомобильного листа

В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь (непрерывно-травильный агрегат, совмещенный с пятиклетевым станом 2000 холодной прокатки) комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В церемонии запуска стана принял участие Владимир Путин. Он отметил высокую значимость данного проекта для всей промышленности России.[11] В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. «С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам», — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников. Проект создания комплекса холодной прокатки нацелен на импортозамещение.[12][13]

[править] Производство рельсов

В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства.[14] В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. По этой причине компания вынуждена приобретать японские рельсы для скоростных магистралей, в частности, Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Хельсинки.[15][16]

В 2013 году компания РЖД закупила 950 тыс. тонн рельсов, из них 20 % были иностранного производства, остальные поставил Evraz.[17]

Российские металлургические компании Evraz и «Мечел» провели модернизацию своих производств, после чего стали располагать станами для прокатки длинных рельсов, которые можно укладывать встык и они при изменении температуры не будут деформироваться. Всего на модернизацию «Мечел» потратил $750 млн, а Evraz — более $500 млн. В частности, в июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате (входит в состав «Мечела») был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.[18][19][20]

C января 2014 года компания «РЖД» перестала импортировать рельсы, поскольку российские производители, проведя модернизацию производств, начали выпускать рельсы с нужными характеристиками.[21]

[править] Нефтеперерабатывающая промышленность

После распада СССР и формирования первых ВИНК модернизацией НПЗ почти никто не занимался. В частности, в 1990‑х годах в основном завершались лишь те проекты, которые были начаты ещё в 1980-х годах. Тогда была проведена модернизация Киришского завода, контролируемого «Сургутнефтегазом», группы уфимских и Московского НПЗ, оказавшихся под контролем региональных властей.[22]

Бурная автомобилизация страны в сочетании с постоянно растущим числом иномарок вызвала быстрый рост спроса на более качественные бензины с высоким октановым числом. Долгое время единственной компанией, откликнувшейся на этот рыночный вызов, была ТНК-ВР. С 2000 по 2003 год она вложила около $1 млрд в реконструкцию и модернизацию принадлежащего ей Рязанского НПЗ. Он стал первым нефтеперерабатывающим заводом, который начал производить полноценное высокооктановое топливо, то есть не путём разгона прямогонного бензина присадками, а на основе крекингового бензина, дополненного алкилированными фракциями.[23]

Большинство остальных компаний сосредоточилось на иных проблемах. В 1999 году были введены дифференцированные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, причём наиболее низкими пошлины оказались для мазута, и этот продукт стал для нефтяников весьма интересным в качестве альтернативного экспортного товара. В дальнейшем соотношение пошлин на нефть и нефтепродукты менялось, но выгодность экспорта мазута оставалась неизменной. После 2005 года объемы первичной переработки стали расти быстрее, чем объемы добычи нефти, а экспорт нефти начал сокращаться. Однако, несмотря на то, что «субсидия» обеспечивала достаточно высокий уровень операционной прибыли нефтепереработки, это не привело к инвестиционному буму в отрасли. Выгодным экспортным товаром стало и дизтопливо; его, как и мазут, начали использовать на европейских НПЗ в качестве сырья для дальнейшей переработки. Однако для того, чтобы экспортировать российскую солярку по нефтепродуктопроводам, её необходимо было предварительно очищать от вредных примесей, в первую очередь от серы. По этой причине нефтяники были вынуждены массово инвестировать в относительно простые и недорогие установки гидроочистки. Что касается бензина, то инвестиции ограничились относительно небольшими по мощности установками по производству присадок для повышения октанового числа прямогонного бензина. По числу реализованных инвестиционных проектов такие типы установок уверенно лидируют. Их строительством занималось большинство нефтеперерабатывающих компаний. Всё это позволило сравнительно быстро начать выпуск более качественных типов бензина и дизельного топлива, но увеличить глубину переработки нефти все равно не смогло. Дефицит инвестиций в полноценную модернизацию привёл к парадоксальной ситуации: отрасль наращивала объёмы переработки, заводы приближались к 100%-й загрузке производственных мощностей, однако внутренний рынок всё острее ощущал дефицит бензина.[24]

Главным толчком, приведшим к качественному росту инвестиций в российскую нефтепереработку, стало принятие в 2008 году нового технического регламента, в соответствии с которым в России должны вводиться европейские экологические стандарты на производство моторных топлив. В частности, за несколько лет на территории страны должно прекратиться производство топлив стандарта «Евро-2» и начаться переход к стандартам «Евро-4» и «Евро-5».[25]

В 2008—2010 годах в модернизацию НПЗ нефтяными компаниями было инвестировано 177 млрд рублей. За этот период было построено шесть новых и реконструировано десять действующих установок по производству качественных моторных топлив на нефтеперерабатывающих заводах вертикально-интегрированных нефтяных компаний.[26]

В середине 2011 года отмечалось, что модернизация ведётся на большинстве крупных нефтеперерабатывающих заводов России.[27]

8 июля 2011 года Путин провёл совещание «О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации». Путин заявил, что нужно увеличить глубину переработки нефти, чтобы это полностью покрывало потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах. По мнению Путина, надо вплотную заняться увеличением объёмов нефтепереработки, причём именно вторичной переработки, в том числе по таким технологическим процессам, как изомеризация, риформинг, крекинг. Он предложил начать постепенное сближение уровней пошлин на сырую нефть и тёмные нефтепродукты. Первоначально, сказал Путин, предлагается снизить экспортную пошлину на нефть до уровня 60 % и установить ставку экспортной пошлины на нефтепродукты на уровне 66 % от ставки экспортной пошлины на сырую нефть, а с 2015 года — выйти на равные ставки по мазуту и по сырой нефти. Путин заявил, что процесс модернизации нефтепереработки нужно взять под самый тщательный контроль и самим компаниям, и под государственный контроль, причём все компании должны представить конкретные программы реконструкции и развития НПЗ.[28]

В 2011 году были заключены трёхсторонние модернизационные соглашения (нефтекомпаний, правительства и ФАС), которые оговаривают, что к 2015 году в России будет производиться около 180 млн тонн светлых нефтепродуктов. В соглашениях было заявлено, что в ходе модернизации НПЗ на период до 2020 года нефтяными компаниями будет реализована реконструкция и строительство 124 установок вторичных процессов на НПЗ. Минэнерго России обеспечивает постоянный контроль и в рамках своей компетенции проводит мониторинг выполнения программ по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводу новых мощностей вторичной переработки нефти в целях исполнения поручения Путина от 8 июля 2011 года и 28 декабря 2011 года.[29]

В конце августа 2011 года Путин подписал постановление правительства № 716, устанавливающее новый порядок расчёта вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Постановление было принято в рамках введения так называемой схемы «60-66», призванной стимулировать развитие отрасли и увеличивать глубину нефтепереработки. Согласно этой схеме, с 1 октября 2011 года были повышены пошлины на экспорт тёмных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7 % от пошлины на нефть до 66 %. При этом экспортная пошлина на сырую нефть по схеме 60—66 была снижена, чтобы компенсировать нефтяным компаниям затраты, которые возникнут у них в связи с повышением пошлин на нефтепродукты. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65 % от разницы между этой ценой и $182 за 1 тонну ($25 за 1 баррель — цена, принятая за основную)», теперь в формуле фигурируют 60 % от разницы цен. Согласно постановлению № 716, с 1 января 2015 года пошлина на темные нефтепродукты увеличится до 100 % от пошлины на сырую нефть, пошлина на светлые не изменится.[30][31][32][33]

Программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов на 2011 год была полностью выполнена нефтяными компаниями. Компанией «Роснефть» было реконструировано пять установок по вторичной переработке нефти: одна установка гидрокрекинга, одна установка гидроочистки дизельного топлива на Куйбышевском НПЗ и три установки каталитического риформинга на Куйбышевском, Сызранском и Комсомольском НПЗ. Кроме того, раньше срока в 2011 году введена в эксплуатацию установка изомеризации на НПЗ ОАО «Славнефть-ЯНОС» мощностью 718 тыс. тонн в год. По итогам 2011 года план по выпуску топлива, который был положен в основу модернизационных соглашений, компании даже перевыполнили. Так, дизельного топлива произвели на 1,8 млн тонн больше, чем было заявлено. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил: «По сути, впервые за много лет российские компании начали серьёзно заниматься нефтепереработкой. Они вообще не считали нужным вкладываться в модернизацию и предпочитали более легкие пути. К примеру, выпускали мазут и экспортировали его. Но после того, как вывозные таможенные пошлины на темные и светлые нефтепродукты уравняли, гнать мазут стало невыгодно. Теперь с экономической точки зрения интереснее выпускать продукты с более глубокой степенью переработки. Более того, действующая сейчас система акцизов стимулирует нефтяников выпускать более качественные светлые нефтепродукты».[34][35][36]

По состоянию на весну 2012 года велись работы по реконструкции и строительству 40 установок, ввод в эксплуатацию которых планируется осуществить в период 2013—2015 годов; строительство установок вторичных процессов, ввод в эксплуатацию которых запланирован на 2016—2020 годы, в основном находился на стадии планирования либо базового проектирования.[37]

В середине 2012 года отмечалось, что модернизация НПЗ идёт в рамках установленной программы.[38]

[править] Оборонно-промышленный комплекс

В 2011 году Путин объявил о том, что в ближайшие три года на модернизацию российской оборонной промышленности будет потрачено 9 млрд евро.[39]

7 мая 2012 года Путин подписал указ «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».[40]

31 августа 2012 года Путин заявил, что в сжатые сроки необходимо провести технологическую модернизацию предприятий ОПК России. Путин отметил, что за последние 30 лет по ряду причин — и прежде всего из-за хронического недофинансирования — ОПК России пропустил несколько циклов модернизации. По мнению Путина, нужно навёрстывать упущенное. Путин заявил, что нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было в 1930-х годах; нужно освоить наукоёмкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции и на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством.[41]

В октябре 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о том, что на модернизацию ОПК России до 2020 года будет выделено около $100 млрд государственных средств. Причём условием предоставления этих денег являются собственные вложения предприятий. Кроме того, возможность модернизации предприятий также заложена в определенную норму рентабельности. По мнению Рогозина, эта норма должна составлять примерно 15 %. По словам Рогозина, в процессе модернизации все оборонные предприятия, вероятно, не будут сохранены. Избыточные предприятия будут перепрофилированы и заполнены гражданскими заказами или станут основами для технопарков. Для сотрудников, которые потеряют рабочие места в результате модернизации (таких может быть немало, так как современные станки могут замещать сразу нескольких человек), будет организована помощь в поиске новой работы или профессиональном переобучении.[42]

[править] Судостроение

Подробнее см. также: Судостроение России

К ноябрю 2012 года на предприятии «Адмиралтейские верфи» завершился первый этап реконструкции основного корпуса цеха № 12, в котором ведётся строительство дизель-электрических подводных лодок. В ходе реконструкции в первом пролёте основного корпуса была восстановлена прерванная стапельная нитка и дополнительно проложена ещё одна. В результате появилось дополнительное место для размещения двух блоков корпуса. Также был установлен новый фундамент в первом пролёте корпуса «Д» и выполнено удлинение рельсовых путей трансбордерной ямы, по которой осуществляется перевозка секций и блоков между корпусами. Указанные виды работ проводились без остановки производственного процесса. С реконструкции двух цеховых пролётов началась реализация большой программы технического перевооружения производства на ОАО «Адмиралтейские верфи», в результате которой на базе цеха № 12 будет создан современный производственный комплекс подводного кораблестроения.[43]

28 августа 2012 года в корпусозаготовительном цехе Зеленодольского завода им. А. М. Горького состоялся торжественный запуск машины плазменной резки металла «OmniMat L5000» (производство MESSER Cut ting Systems, Германия). Машина позволяет обрабатывать листы размером 2,5х12 метров, толщиной от 3 до 80 мм; одновременно срезаются фаски. Скорость резки (при толщине металла 4-7 мм) — 12 метров в минуту, что в 3-3,5 раза выше, чем на старом оборудовании. А в сентябре 2012 года были запущены станок гидроабразивной резки материала и дробемет.[44]

[править] Электроэнергетика

Подробнее см. также: Электроэнергетика России

В августе 2011 года пресс-служба Минэнерго РФ сообщила, что модернизация российской электроэнергетики требует инвестиций в объеме 11,1 триллиона рублей в ближайшее десятилетие. «На выполнение программы модернизации потребуется 11,1 триллиона рублей. Источниками финансирования программы являются, прежде всего, кредитование по льготным ставкам (не более 8 %) в государственных банках на возвратной основе, запуск механизмов оптового рынка мощности с использованием конкурсных процедур, средства от приватизации государственных пакетов в генерирующих и электросетевых компаниях», — отмечалось в сообщении. Концепция программы была представлена министерством 22 августа 2011 года на заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. В соответствии с программой на предприятия энергетического машиностроения возлагается задача обеспечения объектов энергетики надежным, высокотехнологичным, энергоэффективным оборудованием. Основными направлениями модернизации отрасли названы вывод из эксплуатации устаревшей и строительство новой генерации, оптимизация размещения объектов генерации и сетевого комплекса, создание Центра инновационных разработок, льготные программы кредитования государственными банками. В документе заложен принцип унификации и типизации, в соответствии с которым будет произведена унификация мощностного ряда оборудования, технологических решений и комплектации, типизация проектных решений. Основное типовое решение по модернизации газовых и угольных ТЭС — унификация мощностного ряда парогазовых установок (ПГУ) с использованием газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 60-80 МВт, 100—130 МВт, 150—180 МВт, 270—300 МВт. Для угольных энергоблоков — это 225 МВт, 330 МВт, 660 МВт.[45]

[править] Комбикормовая промышленность

В середине 2012 года отмечалось, что за последние 10 лет произошло качественное техническое перевооружение комбикормовой промышленности России. За последние 4 года в России были построены более 40 новых комбикормовых предприятий. Таким образом, за год отрасль прирастает в среднем на 10-15 предприятий в год.[46]

[править] Транспорт

Подробнее см. также: Транспорт России

В апреле 2012 года Путин заявил, что в предстоящие 10 лет в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется вложить около 5 трлн руб. Часть этих средств пойдёт на повышение транспортной доступности Восточной Сибири и Дальнего Востока и развитие подходов к основным морским портам России. По словам Путина, из-за роста экономики спрос на железнодорожные перевозки многократно увеличился. БАМ и Транссиб сейчас работают «фактически на пределе пропускной способности», и это сдерживает многие проекты развития в стране в целом, и в первую очередь Дальнего Востока и Сибири. Из-за этого страна теряет темпы выхода на новые рынки, «российский бизнес вынужден откладывать интересные идеи и работать вполсилы на этом направлении», сказал он.[47]

В конце мая 2012 года новый руководитель министерства транспорта РФ Максим Соколов заявил, что одной из первоочередных задач министерства является модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе.[48]

[править] Связь

Подробнее см. также: Связь в России

В сентябре 2011 года министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щёголев сообщил, что объём инвестиций, направляемых на модернизацию российской сети радиосвязи в рамках развития федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в 2009—2015 годах», до 2015 года составит 13 млрд рублей. По его словам, в модернизации радиосети могут принимать участие частные инвесторы, в частности, 13 млрд рублей это не только бюджетные средства, но и привлеченный капитал. По его словам, в рамках модернизации радиосети будет внедрен новый цифровой стандарт радиопередачи DRM, который был принят 14 сентября. По словам Щеголева, этот стандарт уникален тем, что позволяет вещать и принимать сигнал как аналоговыми приемниками, так и цифровыми, что позволит сократить стоимость приемников для населения. По словам министра, до 2015 года планируется плавный переход с аналогового радиовещания на цифровое. «Новый стандарт позволит рынку радиорекламы прекратить свое падение, а, возможно, и вырасти», — сказал Щеголев. По словам главы российской теле-радиосети (РТРС) Андрея Романченко, «сегодняшняя модернизация это первая за последние 50-60 лет, когда правительство вплотную занялось проблемами радио».[49]

[править] Компании

[править] КнААПО

В июне 2011 года технический совет корпорации «Роснано» одобрил разработанный в КнААПО проект выпуска наноинструмента. Проект важен для авиационной промышленности, поскольку металлообрабатывающий инструмент, изготовленный с применением нанотехнологий, позволяет значительно облегчить обработку титана — перспективного для использования в самолетостроении металла.[50]

В августе 2011 года завершена реконструкция малярного отделения одного из производственных цехов КнААПО. В новом малярном отделении КнААПО площадью примерно 2 тыс. кв. метров производится окраска всех военных самолетов и внутренней части фюзеляжа SSJ100.[51]

КнААПО в 2011 году направило на модернизацию производства 1,14 млрд рублей. Комсомольским авиационным объединением в 2011 году вложено почти 600 млн рублей в процесс капитального строительства и реконструкции производственных площадей. На техническое перевооружение производства потрачено 540 млн рублей. В конце декабря 2011 года генеральный директор КНААПО Александр Пекаш отметил, что продолжается модернизация производства на основе федеральной целевой программы развития авиации. Объединение проводит реконструкцию производственных площадей для выпуска самолета пятого поколения. Значительное внимание уделяется реконструкции аэродромной базы «Дземги», техническому перевооружению производства для выпуска самолета Су-35. Кроме того, на предприятии продолжается работа по программе многопрофильной реконструкции гальванического производства и центральной заводской лаборатории. Проект общей стоимостью 9,5 млрд рублей предполагает строительство нового корпуса с использованием современных энерго- и ресурсосберегающих, природоохранных технологий.[52]

[править] Чепецкий механический завод

Подробнее см. также: Чепецкий механический завод

Модернизация ЧМЗ (единственного в России циркониевого завода) началась ещё в начале XXI века. Осенью 2011 года отмечалось, что истинный размах она приобрела пару лет назад, когда госконцерну «Росатом» правительством был дан карт-бланш как на интенсивное строительство атомных станций внутри России, так и на зарубежную экспансию.[53]

Только в 2010 году в модернизацию циркониевого производства на Чепецком механическом заводе в Удмуртии концерн «Росатом» вложил более 4 млрд рублей.[54]

В октябре 2011 года отмечалось, что инвестиции государственного концерна «Росатом» в модернизацию мощностей циркониевого производства ядерного применения на Чепецком механическом заводе до 2020 года составят почти 16 млрд рублей. На эти деньги на Чепецком механическом заводе (ЧМЗ) внедряется современное высокотехнологичное оборудование и осваиваются новые передовые технологии как по производству конкурентоспособной циркониевой продукции ядерного применения, так и новых видов сопутствующей продукции — металлического гафния и его соединений, технической керамики.[55]

[править] Магнитогорский металлургический комбинат

Магнитогорский металлургический комбинат направил $5,5 млрд на реализацию программ по модернизации производственных фондов с 1996 по 2008 годы. Только за 2005—2007 затраты на эти цели превысили $2 млрд. Рекордным стал 2008 год, в течение которого на обновление комбината было потрачено $1,6 млрд.[56]

[править] Красноярский алюминиевый завод

Весной 2012 года отмечалось, что проведённая модернизация производства позволила КрАЗу перейти от сырьевого производства к выпуску высокотехнологичных сплавов. Русал осуществляет миллиардные вложения в модернизацию КрАЗа, одну из стратегических промплощадок компании, и перевод завода на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.[57]

[править] Уралхим

Подробнее см. также: Уралхим

Летом 2011 года заместитель председателя Совета директоров ОАО «ОХК „УРАЛХИМ“» Дмитрий Осипов заявил: «Мы каждый год вкладываем около 100 млн долларов в модернизацию производства и намерены продолжать его обновлять. В частности, в 2011 году в модернизацию будет вложено около 160 млн долларов».[58]

[править] Илим

Подробнее см. также: Илим

В феврале 2011 года в пресс-службе компании «Илим», в 2011 году в модернизацию своих лесопромышленных комплексов в Братске и Усть-Илимске планируется вложить 14,4 млрд рублей.[59]

[править] Омский НПЗ

В настоящее время на ОНПЗ продолжается реализация среднесрочной инвестиционной программы, которая предусматривает ряд высокобюджетных проектов.[60]

В числе этих проектов — установка изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2» мощностью 800 тыс. тонн в год. Установка введена в эксплуатацию осенью 2010 года. Изомеризат применяется при производстве высокооктановых бензинов — он не содержит олефиновые и ароматические углеводороды и помимо улучшения эксплуатационных свойств двигателей позволяет значительно снизить содержание вредных выбросов в отработанных газах.[61]

Один из крупных проектов также — строительство комплекса гидроочисток дизельного топлива и бензинов каталитического крекинга, первая очередь которого введена в промышленную эксплуатацию в мае 2012 года. Комплекс предназначен для выпуска дизтоплива и бензина экологических классов 4 и 5.[62]

Кроме того, в 2011 году проведена реконструкция комплекса КТ-1/1 производства глубокой переработки нефти и алкилирования бензинов, что позволило существенно повысить качество выпускаемой продукции, увеличить производительность технологической установки.[63]

Среди проектов, направленных на повышение уровня промышленной и экологической безопасности на предприятии, основными являются модернизация азотно-кислородной станции, строительство нового парка для темных нефтепродуктов, парка для сырья на производстве битумов и кокса, парка сжиженных углеводородных газов, парка серной кислоты и парка щелочи, реконструкция хозяйственных стоков на очистных сооружениях.[64]

До 2020 года компания «Газпром нефть» инвестирует в дальнейшее развитие Омского НПЗ более 115 млрд рублей.[65]

[править] Саратовский НПЗ

Подробнее см. также: КЧХК

В июле 2011 года было сообщено, что ТНК-ВР инвестировала более 2,3 млрд руб. в реконструкцию и модернизацию производства Саратовского НПЗ за первые шесть месяцев 2011 года и планирует увеличить объём инвестиций до 7,5 млрд руб. по итогам 2011 года.[66]

[править] ПО «Элек­тро­хи­ми­чес­кий за­вод»

В 2010 году в модернизацию оборудования ПО «Элек­тро­хи­ми­чес­кий за­вод» вложил около 3,5 млрд рублей.[67]

В начале 2011 года генеральный директор ОАО «ПО „Электрохимический завод“» Сергей Филимонов заявил, что в 2011 году завод увеличит вложения в модернизацию оборудования на 15 % по сравнению с 2010 годом. Таким образом, в 2011 году объем вложений в модернизацию составит около 4 млрд рублей.[68]

[править] КЧХК

Подробнее см. также: КЧХК

В 2009—2010 годах на модернизацию ЗМУ КЧХК было направлено около 1 млрд рублей.[69]

В августе 2011 года было сообщено, что ОАО «Завод минеральных удобрений КЧХК» (Кировская область, филиал ОХК «УралХим») завершило модернизацию одного из двух технологических корпусов цеха сложных минеральных удобрений стоимостью 200 млн рублей. На предприятии заменен последний барабан гранулятор-сушилка из трех, составляющих единый технологический корпус по производству сложных минеральных удобрений. Первые два барабана были заменены в 2010 году в рамках реализации программы технического перевооружения производства. Модернизация одного из технологических корпусов цеха сложных минеральных удобрений позволит увеличить выпуск готовой продукции на 3-5 %. В планах компании — подготовка инвестиционного проекта по модернизации и замене оборудования второго аналогичного технологического корпуса цеха сложных удобрений, что обеспечит дальнейший рост показателей цеха и его стабильную работу. В 2011 году в модернизацию ЗМУ КЧК планируется вложить 1,2 млрд рублей.[70]

[править] Уралвагонзавод

Подробнее см. также: Уралвагонзавод

В 2010 году начал разрабатываться проект модернизации производства на Уралвагонзаводе.[71]

В июне 2011 года Путин отмечал, что государство утвердит комплексную программу модернизации Уралвагонзавода в конце 2011 года. Названная Путиным стоимость модернизации — около 55 млрд руб.[72]

7 сентября 2011 года гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко раскрыл детали проекта модернизации. По его словам, в Нижнем Тагиле Уралвагонзавод с нуля построит производство вагонов, вагонного литья и военной техники. Проект потребует $3 млрд, отметил Сиенко, Уралвагонзавод планирует вложить 20 % этих средств, а остальные собирается получить из госбюджета через федеральные целевые программы. Фактически нужно строить новое производство, которое заменит старые мощности. Производство вагонов на новых мощностях должно составить около 30 тыс. штук в год. А мощности литейного производства, по словам Сиенко, превысят 185 000 т, литье пойдет не только на изготовление тележек для вагонов, но и для выпуска техники специального назначения. В основном литейное производство будет удовлетворять потребности других цехов УВЗ, но планируются и поставки на рынок, отмечает Сиенко.[73]

В ФЦП по развитию оборонно-промышленного комплекса на 2012—2014 годы было заложено 6,2 млрд руб. на модернизацию Уралвагонзавода, объём поддержки в 2012 году составит 1,1 млрд руб.[74]

[править] Регионы

[править] Бурятия

Летом 2011 года было сообщено, что в 2011 году в модернизацию железнодорожных предприятий и станций Бурятии компания РЖД инвестирует свыше 5,2 млрд рублей.[75]

[править] Челябинская область

В 2010 году в модернизацию челябинского аэропорта было вложено 100 млн рублей. Летом 2011 года отмечалось, что в 2011 году в модернизацию аэропорта вложат 215 млн рублей.[76]

[править] История

8 февраля 2000 года исполняющий обязанности Президента В. В. Путин заявил, что перед Россией стоит стратегическая задача — стремительная модернизация экономики.[77]

В октябре 2001 года Путин заявил, что правительство подготовило и уже реализует «предельно либеральную и сбалансированную с интересами населения программу модернизации экономики». Она, в частности, предусматривает дальнейшее реформирование налоговой системы, снижение налогового бремени, стабилизацию в сфере налогообложения.[78]

В середине 2000-х годов российским политическим руководством был объявлен курс на технологическую модернизацию экономики. В соответствии с этой стратегической задачей были приняты законодательные, бюджетные и другие решения, призванные стимулировать государство и частных инвесторов к созданию новых конкурентоспособных технологий. Впоследствии этот масштабный процесс был назван второй индустриализацией, поскольку должен был в первую очередь сместить ВВП в сторону наукоёмкого промышленного производства.[79]

2 марта 2010 года Путин утвердил правительственный план на 2010 год по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики.[80][81]

11 ноября 2011 года под председательством президента Медведева состоялось заседание президиума Государственного совета «О повышении роли регионов в модернизации экономики России». В частности, обсуждался ряд мер по совершенствованию межбюджетных отношений.[82]

8 мая 2012 года Дмитрий Медведев, выдвинутый на должность главы российского правительства, во время выступления в Госдуме заявил: «Хотел бы сразу подчеркнуть: всё, что должно и будет делать будущее правительство, — это продолжение той стратегии модернизации, которая уже началась и уже сейчас реализуется в нашей стране. Всё, что было заявлено в предыдущие годы, должно быть доведено до успешного завершения, чтобы каждый раз не начинали работать с чистого листа».[83]

В июне 2012 года Путин подписал указ, в соответствии с которым был образован Совет при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Председателем Совета стал Путин. Одновременно была упразднена Комиссия при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.[84]

В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию.[85] Комментируя вхождение в ВТО Путин заявил: «Мы рассчитываем, что присоединение к ВТО станет стимулом для модернизации национальной экономики».[86]

[править] Прогнозы

В период 2011—2015 годов ожидается значительный приток инвестиций в модернизацию НПЗ: нефтяные компании планируют инвестировать около 1 трлн рублей.[87]

В 2012 году ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Таикаев заявил, что после 2020 года, когда глобальная модернизация НПЗ в России завершится, объём производства бензина в России увеличится вдвое (вместо нынешних 36 млн тонн производить будут около 70 млн тонн).[88][89]

[править] Ссылки

[править] Разделы на сайтах

[править] Прочее

[править] Литература

  • Абрамов М. Д. Модернизация России. Это реально! — М.: ЭкООнис, 2011. — 176 с + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). — (Экспертное мнение).
  • Абрамов М. Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и совр. мир. — 2010. — N 4. — С.79-91.
  • Аганбегян А. Г. О модернизации общественного производства России // Инновации. — 2012. — N 1. — С.31-33.
  • Аганбегян А. Г. Финансы для модернизации // Деньги и кредит. — 2009. — N 3. — С.3-11.
  • Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года // Вопросы экономики. — 2012. — N 4. — С. 97-116.
  • Акаев А. А. Анализ и моделирование стратегических возможностей модернизации российской экономики // Мир России: социология, этнология. — 2012. — N 2. — С.27-61.
  • Акаев А. А. Технологическая модернизация промышленности и инновационное развитие — ключ к экономическому возрождению России в XXI веке / А. А. Акаев, И. Е. Ануфриев, Г. Н. Попов // Инновации. — 2011. — N 11. — С.15-28.
  • Алексеев А. Новая индустриализация: оценка потребности в накоплении // Экономист. — 2012. — N 3. — С.29-41.
  • Алексеев А. В. Модернизация российской экономики: процесс пошел? // Россия и совр. мир. — 2010. — N 4. — С.66-78.
  • Альпидовская М. Л. Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики / М. Л. Альпидовская, А. А. Свитич // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 20. — С.2-5.
  • Альпидовская М. Л. Современный этап развития экономики: прокрустово ложе модернизации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 41. — С.30-35.
  • Андреев А. Модернизация и промышленная политика государства // Свободная мысль. — 2010. — N 8. — С.5-26.
  • Андреев А. Модернизация экономики: институциональные аспекты / А.Андреев, Г.Цепов // Свободная мысль. — 2009. — N 1. — С.5-20.
  • Андреев А. Л. О модернизации в России: историко-социологический анализ // Социол. исслед. — 2011. — N 9. — С.111-120.
  • Аникин В. Модернизационный потенциал профессиональной структуры занятого населения России // Общество и экономика. — 2011. — N 11-12. — С.35-63.
  • Антонова З. Неоиндустриальная модернизация как фактор интенсивного развития / З.Антонова, В.Лившиц / З.Антонова, В.Лившиц // Экономист. — 2012. — N 11. — С.38-44.
  • Архангельский В. Об условиях инновационной модернизации // Экономист. — 2012. — N 6. — С.6-15.
  • Аузан А. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации / А.Аузан, Г.Сатаров // Вопросы экономики. — 2012. — N 6. — С.65-74.
  • Баранов А. Модернизация в головах: увидеть и включить резервы // Эксперт. — 2010. — N 18. — С.43-48.
  • Батукова Л. Р. Модернизация: общие закономерности, основные аспекты управления // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 3. — С.9-18.
  • Батукова Л. Р. Модернизация: основные аспекты формирования модернизационного проекта. Роль государства как основного координатора проекта // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 10. — С.8-13.
  • Беликов И. В. Модернизация: корпоративное управление и инновации / И. В. Беликов, В. К. Вербицкий, А. К. Пономарев // Экон. стратегии. — 2010. — N 9. — С.22-27.
  • Белкин В. Д. Инновационная модернизация российской экономики — утопия или реальность / В. Д. Белкин, В. П. Стороженко // Экон. наука соврем. России. — 2009. — N 1. — С.73-82.
  • Белкин В. Д. Незадействованные источники финансирования модернизации и направления их использования / В. Д. Белкин, В. П. Стороженко // Экон. наука соврем. России. — 2012. — N 2. — С.66-78.
  • Белозерова С. Опыт советской индустриализации в контексте неоиндустриализации // Экономист. — 2012. — N 6. — С.22-38.
  • Беляева Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам европейского социального исследования) // Социол. исслед. — 2011. — N 12. — С.13-24.
  • Бессонова О. Институциональная матрица для модернизации России // Вопросы экономики. — 2012. — N 8. — С.122-144.
  • Близнюк О. В. Модернизация как средство реализации национальных экономических интересов // Микроэкономика. — 2011. — N 4. — С.138-142.
  • Блинов А. Модернизация экономики: влияние коммуникаций на качество человеческого капитала / А.Блинов, В.Захаров, И.Захаров // Пробл. теории и практики управл. — 2010. — N 4. — С.31-36.
  • Блинов А. Модернизация экономики: единство технологической, образовательной и коммуникационой стратегий / А.Блинов, В.Захаров, И.Захаров // Пробл. теории и практики управл. — 2012. — N 4. — С.8-15.
  • Бобков В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модернизации? // Экономист. — 2010. — N 10. — С.57-70.
  • Бобылев С. Н. Модернизация экономики и устойчивое развитие / С. Н. Бобылев, В. М. Захаров. — М.: Экономика, 2011. — 294 с.
  • Богомолов О. Т. Неолиберализм — тормоз модернизации. Российский опыт // Экон. стратегии. — 2011. — N 5(91). — С.12-17.
  • Богомолов О. Т. Социально-гуманитарные аспекты модернизации России // Вестн. Рос. акад. наук. — 2012. — Т.82, N 1. — С.64-69.
  • Бодрунов С. Д. Очередная реинкарнация идеи модернизации России: выбор модели // Экон. стратегии. — 2011. — N 3. — С.24-31.
  • Буланов В. Модернизация экономики России и развитие человека // Общество и экономика. — 2011. — N 11-12. — C.20-34.
  • Быков П. Геополитика реиндустриализации // Эксперт. — 2012. — N 9. — С.16-22.
  • Быков П. Модернизаторам всех стран / П.Быков, О.Власова // Эксперт. — 2010. — N 36. — С.17-19.
  • Васильев Ю. О факторах риска в условиях капиталистической модернизации в России: цикличность кризисов // Власть. — 2012. — N 10. — С.18-22.
  • Винслав Ю. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Рос. экон. журнал. — 2012. — N 4. — С.3-26.
  • Вишневский А. Ловушки консервативной модернизации // Знание — сила. — 2010. — N 10. — С.34-43.
  • Водомеров Н. О теоретических основах политики модернизации // Экономист. — 2012. — N 4. — С.10-25.
  • Волков А. 2050 год — модернизация 2.0 // Знание — сила. — 2010. — N 10. — С.5-9.
  • Волков Н. С. Эффективность права и модернизация экономики // Журн. рос. права. — 2010. — N 2. — С.136-141.
  • Глазкова Л. Модернизация: завтра будет поздно // Рос. Федерация сегодня. — 2011. — N 21. — С.30-31.
  • Глазкова Л. Новая реиндустриализация // Рос. Федерация сегодня. — 2011. — N 22. — С.32-34.
  • Глазьев С. Какая модернизация нужна России? // Экономист. — 2010. — N 8. — С.3-17.
  • Глазьев С. Ю. Антикризисная модернизация // Инновации. — 2009. — N 10. — С.49-54.
  • Глазьев С. Ю. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Рос. экон. журнал. — 2011. — N 4. — С.68-85.
  • Глазьев С. Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». — М.: Экономическая газета, 2011. — 575 с — (Русская классическая библиотека «Экономика и духовность»).
  • Голикова Е. И. Рыночная экономика требует реальной модернизации амортизационной политики // Финансы. — 2010. — N 9. — С.28-32.
  • Гонтмахер Е. Российская модернизация: институциональные ловушки и цивилизационные ориентиры // Свободная мысль. — 2010. — N 10. — С.3-11.
  • Гончаров П. П. Социальное кредитование и экономическая модернизация // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — N 10. — С.87-92.
  • Гринберг Р. Как преодолеть риски модернизации? // Business excellence = Деловое совершенство. — 2012. — N 5. — C.4.
  • Гришин В. И. Роль региональной инновационной инфраструктуры в модернизации экономики страны / В. И. Гришин, Р. А. Абрамов // Нац. проекты. — 2010. — N 11. — С.2-8.
  • Грызлов Б. «Модернизация страны — задача долговременная и многоплановая» // Рос. Федерация сегодня. — 2011. — N 1. — С.26-29.
  • Грызлов Б. Моторы модернизации // Рос. Федерация сегодня. — 2011. — N 9. — С.26-29.
  • Гульбинский Н. Модернизация или «отстой»? // Свободная мысль. — 2010. — N 3. — С.73-84.
  • Гурова Т. Нация-предприниматель // Эксперт. — 2010. — N 36. — С.26-34.
  • Давыдов Б. Организационные аспекты неоиндустриального развития // Экономист. — 2012. — N 6. — С.43-48.
  • Давыдов В. П. Какая там еще модернизация? / В. П. Давыдов, С. Ф. Гребениченко // Соц.-гуман. знания. — 2010. — N 2. — С.3-25.
  • Даниленко Л. Н. Модернизационная адекватность социально-трудовой сферы российской экономики // Инновации. — 2012. — N 6. — С.15-22.
  • Дубенецкий Я. Н. Модернизация экономики: направления, ресурсы, механизмы // Пробл. прогнозирования. — 2011. — N 4. — С.3-12.
  • Дубинин С. Альтернативы модернизации // Свободная мысль. — 2010. — N 2. — С.5-14.
  • Емельянов Ю. Модернизация российской хозяйственной культуры: исторический подход / Ю.Емельянов, А.Хачатурян // Пробл. теории и практики управл. — 2010. — N 6. — С.8-22.
  • Ермаков Е. Е. Риски стратегии модернизации российской экономики // Страховое дело. — 2012. — N 1. — C.54-59.
  • Жеребин В. М. Модернизация экономики и занятость населения // Вопросы статистики. — 2011. — N 10. — С.19-30.
  • Заборцев П. Г. Модернизация экономики: современный капитализм не поможет, нужны решения // Экон. стратегии. — 2010. — N 9. — С.28-33.
  • Запатрина И. В. Роль государственно-частного партнерства в модернизации развивающихся экономик // Экон. наука соврем. России. — 2012. — N 1. — C.49-61.
  • Запесоцкий А. Возможна ли модернизация России в условиях кризиса социально-культурной сферы // Экон. стратегии. — 2012. — N 1. — С.18-23.
  • Зубаревич Н. В. Российские регионы: вызовы кризиса и модернизации // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — N 5. — С.86-97.
  • Иванов В. Н. О проблемах социально-экономической и научно-технической модернизации России / В. Н. Иванов, Ю. В. Овсиенко, Н. Н. Сухова // Экономическая наука современной России. — 2011. — N 3. — С.75-90.
  • Иванова Л. К вопросу о стратегии неоиндустриальной модернизации // Экономист. — 2012. — N 2. — С.18-26.
  • Ивантер В. В. Необходимость модернизации и скорость экономического роста // Инновации. — 2011. — N 8. — С.6-7.
  • Ивантер В. В. Основные положения концепции инновационной индустриализации России / В. В. Ивантер, Н. И. Комков // Пробл. прогнозирования. — 2012. — N 5. — С.3-12.
  • Ивахнюк И. В. Миграционная политика: вклад в модернизацию России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2011. — N 2. — С.29-36.
  • Иглицкая Е. А. Политика государства на рынке труда — важнейшее направление модернизации экономики России // Соц.-гуман. знания. — 2011. — N 1. — С.323-329.
  • Имитация модернизации, или Зачем нам «Силиконовая долина» // Ученый совет. — 2010. — N 7. — С.5-18.
  • Инновации и модернизация — две стороны одной медали? // ЭКО. — 2010. — N 6. — С.2-5.
  • Информационные ресурсы и их использование в механизме модернизации национальной экономики / Крюков В. В. и др. // Актуал. пробл. совр. науки. — 2011. — N 3. — С.12-17.
  • Какими должны быть показатели модернизируемой экономики: обсуждение научного сообщения // Вестн. Рос. акад. наук. — 2012. — Т.82, N 7. — С.604-606.
  • Карасева Л. А. Экономико-теоретические основы модернизации экономики (к вопросу о действительной и мнимой модернизации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 33. — С.11-17.
  • Карпова Ю. А. Инновационное развитие (модернизация): социальные феномены и парадоксы / Ю. А. Карпова, В. М. Нурков // Инновации. — 2012. — N 5. — С.64-68.
  • Квасов И. Н. Основные направления сотрудничества бизнеса и государства в вопросах модернизации экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 10. — С.27-36.
  • Коваль И. Ю. Прямые иностранные инвестиции как фактор модернизации российской экономики: логистический аспект // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 36. — С.46-49.
  • Корель Л. В. Российские промышленные предприятия в зеркале многовекторной концепции модернизации: социологический ракурс // Регион: экономика и социология. — 2010. — N 4. — С.167-186.
  • Косинова Н. Н. Перспективы взаимодействия государства и бизнеса в модернизации экономики региона // Нац. проекты. — 2010. — N 12. — С.58-61.
  • Косова Л. Перспективы российской модернизации в контексте международных сопоставлений // Вестник обществ. мнения. — 2012. — N 1. — С.64-74.
  • «Круглый стол»: Модернизация в России и Китае в сравнительной перспективе // Рос. история. — 2012. — N 3. — С.45-76.
  • Крылова И. А. Роль науки в модернизации экономики России // Филос. науки. — 2011. — N 10. — С.21-33.
  • Крюков А. Целесообразность использования зарубежного опыта модернизации экономики в современной России // Власть. — 2011. — N 8. — С.158-160.
  • Ксенофонтов М. Ю. К вопросу о целевых установках, ограничениях и рисках структурно-технологической модернизации российской экономики // Пробл. прогнозирования. — 2010. — N 3. — С.3-18.
  • Кулешов В. В. Модернизация экономики и ее кадровое обеспечение // ЭКО. — 2010. — N 6. — С.18-35.
  • Куликов А. Г. Россия и Китай: пути модернизации / А. Г. Куликов, Е. Г. Куликова // Деньги и кредит. — 2011. — N 5. — С.27-36.
  • Кураков А. Л. Совершенствование планирования и прогнозирования развития экономики как необходимое условие ее модернизации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 28. — С.35-37.
  • Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. — 2010. — N 9. — С.3-13.
  • Кушлин В. Институциональная среда инновационной модернизации // Экономист. — 2011. — N 11. — С.65-73.
  • Лаврентьева Л. Управление модернизацией на промышленном предприятии на основе оптимизации качества продукции / Л.Лаврентьева, А.Самойлов, А.Шарина // Пробл. теории и практики управл. — 2011. — N 8. — С.74-80.
  • Лапин Н. И. Об опыте стадийного анализа модернизации // Обществ. науки и современность. — 2012. — N 2. — С.53-65.
  • Лапин Н. И. Человеческое лицо модернизации // Человек. — 2011. — N 6. — C.5-18.
  • Лебедева Н. Н. Препятствия модернизации в современной России / Н. Н. Лебедева, К. А. Туманянц // Обществ. науки и современность. — 2012. — N 1. — С.16-26.
  • Липкович Э. Модернизация экономики и ее моделирование // Экономист. — 2011. — N 6. — С.39-54.
  • Лисина Е. Б. Ресурсы управления модернизацией российской экономики на основе инноваций // Инновации. — 2010. — N 9. — С.73-76.
  • Лифшиц И. Модернизация // Природа и человек. XXI век. — 2011. — N 9. — С.13-16; N 10. — С.9-12; N 11. — С.9-12.
  • Логинова Е. В. «Сетевые координаты» инновационной модели модернизации современной российской экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 45. — С.31-40.
  • Лунеев В. В. Модернизация в условиях преступности // Государство и право. — 2012. — N 5. — С.56-67.
  • Макаренко Е. Модернизация экономики и техническая интеллигенция: образовательный аспект // Власть. — 2010. — N 8. — С.85-87.
  • Макаренко И. В. Государственные заимствования на службу модернизации российской экономики // Деньги и кредит. — 2010. — N 9. — С.36-39.
  • Макаров В. О муниципальной ячейке модернизации / В.Макаров, М.Глазырин // Экономист. — 2010. — N 7. — С.58-67.
  • Мартынов А. Модернизация как трансформация // Общество и экономика. — 2010. — N 6. — С.3-30.
  • Маршова Т. Н. Оценка структуры российского промышленного потенциала и ее соответствие задачам модернизации экономики // Вопросы статистики. — 2011. — N 7. — С.30-43.
  • Матковская Я. С. Модернизация экономики: новые направления развития государственного маркетинга // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 35. — С.28-33.
  • Матюш И. О духовно-ценностном аспекте модернизации постсоветской экономики // Общество и экономика. — 2012. — N 5. — С.90-97.
  • Мау В. Модернизация и сырьевое проклятие // Forbes. — 2010. — N 8. — С.24.
  • Местников А. А. Инновационный дискурс как фактор модернизации российской экономики // Инновации. — 2010. — N 3. — C.54-57.
  • Мещеряков А. Модернизационный опыт Японии // Знание — сила. — 2010. — N 10. — С.71-78.
  • Микульский К. Модернизация российской экономики: необходимость и возможность // Общество и экономика. — 2011. — N 11-12. — С.5-19.
  • Микульский К. О концептуальной проработке задач модернизации российской экономики // Общество и экономика. — 2010. — N 12. — С.5-12.
  • Модернизация России в контексте глобализации / А. И. Амосов, В. А. Красильщиков, Р. С. Дзарасов, В. Л. Иноземцев, В. Г. Хорос; материал подготовил И.Гришин // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2010. — N 2. — С.90-103; N 3. — С.105-117.
  • Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата // Вопросы экономики. — 2010. — N 10. — С.68-89.
  • Модернизация экономики России: роль финансовой системы // Финансы. — 2011. — N 11. — С.15-17.
  • Модернизация — это что? // Рос. Федерация сегодня. — 2010. — N 22. — С.5-7, 18-23.
  • Морозов В. Модернизация и внутренний спрос // Экономист. — 2012. — N 11. — С.54-58.
  • Набиуллина Э. Модернизации нет альтернативы // Рос. Федерация сегодня. — 2011. — N 8. — С.38-39.
  • Наумов С. А. Российский модернизационный проект как ответ на вызов времени // Инновации. — 2010. — N 5. — С.15-20.
  • Нешитой А. Некоторые меры по обеспечению неоиндустриального развития // Экономист. — 2012. — N 10. — С.14-22.
  • Нещадин А. А. Внешнеэкономические факторы модернизации: мешающие стереотипы / А. А. Нещадин, Г. Л. Тульчинский // Социол. исслед. — 2011. — N 8. — С.132-135.
  • Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. — 2010. — N 6. — С.25-32.
  • Обухов Н. Некоторые проблемы обеспечения модернизации // Экономист. — 2010. — N 4. — С.17-27.
  • Орленко Л. П. Модернизация экономики в России: проблемы, состояние и перспективы (или как выполнить Послание Президента России?) // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 34. — С.20-30.
  • Орлов В. П. Геолого-разведочная отрасль в условиях модернизации экономики // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. — 2010. — N 2. — С.3-6.
  • Осипов В. «Страна, которая не развивает науку, превращается в колонию» / Подготовили П.Анохин, А.Сухопаров // Рос. Федерация сегодня. — 2012. — N 16. — С.38-40.
  • Осокина Н. В. Глобальный кризис и перспективы модернизации в России: миросистемный подход / Н. В. Осокина, М. Р. Макарейкина // Экономическая наука современной России. — 2012. — N 3. — С.46-59.
  • Павленко Ю. Г. Социальные факторы модернизации российской экономики // Россия и совр. мир. — 2012. — N 3. — С.62-71.
  • Павлов К. Особенности модернизации экономики // Экономист. — 2010. — N 6. — С.90-95.
  • Павлов К. В. Особенности и факторы модернизации российской экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 16. — С.32-36.
  • Павлов П. В. Направления реструктуризации российской экономики посредством особых экономических зон // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 5. — С.31-39.
  • Палий В. Ф. Модернизация экономики и совершенствование методологии бухгалтерского учета // Бух. учет. — 2009. — N 3. — С.7-10.
  • Патрушев С. В. Кликократический порядок как институциональная ловушка российской модернизации // ПОЛИС: Полит. исследования. — 2011. — N 6. — С.120-133.
  • Перская В. В. Модернизация национальной экономики России в рамках монополярной мировой конфигурации // Экон. стратегии. — 2010. — N 7-8. — С.26-33.
  • Петраков Н. К вопросу о модернизации экономики // Экономист. — 2010. — N 2. — C.3-6.
  • Плискевич Н. М. Тупики инструментальной модернизации // Обществ. науки и современность. — 2010. — N 2. — С.78-85.
  • Плышевский Б. Деформации против модернизации // Экономист. — 2011. — N 5. — С.3-17.
  • Погосов И. Источники финансирования модернизации экономики // Экономист. — 2012. — N 5. — С.3-17.
  • Погосов И. Потенциал накопления и проблема модернизации // Экономист. — 2011. — N 3. — С.3-16.
  • Полтерович В. «Модернизация — это творческий процесс» / Беседовал М.Рубченко // Эксперт. — 2010. — N 26. — С.42-48.
  • Преобразуя себя и общество. Модернизация России: от теории к практике: специальный доклад // Эксперт. — 2010. — N 36. — С.15-57.
  • Примаков Е. Нам нужна новая индустриализация // Российская газета. — 2012. — 9 июня. — С.6.
  • Райнерт Э. Реформирование России: раунд третий. Соревнование или сравнительное преимущество? // Эксперт. — 2010. — N 36. — С.20-24.
  • Ракитов А. Смена ментальности // Свободная мысль. — 2010. — N 9. — С.119-134.
  • Рогова О. Финансовое дерегулирование несовместимо с неоиндустриальной модернизацией // Экономист. — 2010. — N 7. — С.15-19.
  • Роль СМИ в модернизации экономики // Стандарты и качество. — 2010. — N 6. — С.16-19.
  • Ромащенко Т. Д. Использование индекса технологического уклада при разработке и реализации программы модернизации российской экономики / Т. Д. Ромащенко, С. А. Трощенко // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 7. — С.60-66.
  • Рыбаков Ф. Ф. Промышленность как фундамент модернизации экономики России // Инновации. — 2011. — N 6. — С.27-30.
  • Рыжков Н. Проблемы модернизации // Рос. Федерация сегодня. — 2010. — N 6. — С.40-41.
  • Савина Т. Н. Налоговое стимулирование инновационного бизнеса как стратегическое направление модернизации российской экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 18. — С.8-16.
  • Сапрыкин В. А. Социальный оптимизм — решающий фактор успеха модернизации // Инновации. — 2012. — N 5. — С.85-88.
  • Селезнев А. Бюджетная система: вклад в неоиндустриализацию // Экономист. — 2012. — N 2. — С.3-17.
  • Семенова Н. Н. Модернизация — основа инновационного развития аграрного сектора экономики / Н. Н. Семенова, Е. О. Князькина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 17. — C.22-27.
  • Сенчагов В. Модернизация финансовой сферы // Вопросы экономики. — 2011. — N 3. — С. 53-64.
  • Соколов В. В. Энергоэффективность и модернизация российской промышленности // Эколог. вестник России. — 2011. — N 1. — С.12-16.
  • Соловьев А. И. Институты власти и управления в стратегии российской модернизации: проблемы и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). — 2010. — N 3. — С.3-20.
  • Солозобов Ю. «Неоиндустриальная модернизация» Казахстана // Свободная мысль. — 2010. — N 11. — С.61-70.
  • Сорокожердьев В. В. Проблемы и приоритеты развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России / В. В. Сорокожердьев, З. М. Хашева // Экон. наука соврем. России. — 2012. — N 2. — С.141-143.
  • Структурная модернизация финансовой системы России / А.Ведев, Ю.Данилов, Н.Масленников, С.Моисеев // Вопросы экономики. — 2010. — N 5. — С.26-42.
  • Сундиев И. Ю. Офлайн- и онлайн-угрозы субъекту российской модернизации // Экон. стратегии. — 2010. — N 7-8. — С.34-45.
  • Сухарев О. О приоритетах политики модернизации // Экономист. — 2010. — N 3. — С.20-24.
  • Сухарев О. С. Институциональный анализ проблем модернизации экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 6. — С.23-31.
  • Татаркин А. И. Инновационная миссия модернизации общественного уклада — потребность устойчивого развития России / А. И. Татаркин, Д. А. Татаркин // Экон. наука соврем. России. — 2011. — N 2. — С.7-24.
  • Терентьева Н. С. Актуализация роли банковской системы в модернизации экономики // Деньги и кредит. — 2009. — N 3. — С.34-36.
  • Тихонов Д. Несвоевременные мысли о модернизации // Рос. Федерация сегодня. — 2010. — N 16-17. — С.22-23.
  • Толкачев С. Поиск модели неоиндустриализации России // Экономист. — 2010. — N 2. — C.26-43.
  • Травин Д. Медведевская модернизация и горбачесвкая перестройка // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. — 2010. — N 6. — С.155-171.
  • XIII Апрельская международная конференция «Модернизация экономики и общества» // Экономическая наука современной России. — 2011. — N 3. — С.169-171.
  • Трудосбережение как основной вектор неоиндустриальной модернизации // Экономист. — 2011. — N 5. — С.18-36.
  • Тяглов С. Г. Современные подходы к решению проблем модернизации региональной экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 36. — С.26-29.
  • Федоров Е. А. Рынок интеллектуальной собственности как необходимое условие для модернизации России // Инновации. — 2010. — N 5. — С.43-44.
  • Федюкин И. Предсмертная модернизация // Коммерсантъ-Власть. — 2010. — N 11. — С.42-43.
  • Фельдштейн Д. И. Основополагающий ресурс для модернизации страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 22. — С.71-75.
  • Феофанов К. А. Цивилизационные проблемы и перспективы российской модернизации // Соц.-гуман. знания. — 2012. — N 1. — С.3-19.
  • Фиговский О. Л. Модернизация в России и за рубежом — особенности «русского» пути // Нанотехника. — 2011. — N 4. — С.13-20.
  • Фиговский О. Модернизация в России и за рубежом — особенности «русского» пути // Знание — сила. — 2012. — N 7. — С.18-27.
  • Филоненко И. «Делайте российское — покупайте российское!» // Business excellence = Деловое совершенство. — 2012. — N 1. — С.36-37.
  • Фролов И. Э. Возможности и проблемы модернизации российского высокотехнологичного комплекса // Пробл. прогнозирования. — 2011. — N 3. — С.31-55.
  • Фрумкин К. Модернизация: хорошо, но мало // Финанс. — 2010. — N 44. — С.12-14. — (Венчурные инвестиции).
  • Ханин Г. Все не так плохо. На самом деле все еще хуже // Новая Сибирь. — 2011. — 3 июня (N 22). — С.1, 5.
  • Ханин Г. Деньги для модернизации / Г.Ханин, Д.Фомин // Свободная мысль. — 2011. — N 1. — С.45-60.
  • Холодков В. Г. Возможно ли использовать опыт Китая в модернизации России? // Россия и совр. мир. — 2012. — N 3. — С.97-107.
  • Хубиев К. Модернизация и отношения собственности // Экономист. — 2010. — N 9. — С.14-22.
  • Цветков В. Модернизация российской экономики: возможности и ограничения // Пробл. теории и практики управл. — 2011. — N 11. — С.8-15.
  • Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации // Экономист. — 2010. — N 11. — С.16-26.
  • Цветков В. А. Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход (части 1 и 2) // Инновации. — 2012. — N 3. — С.16-24.
  • Чалдаева Л. А. Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 25. — С.24-28.
  • Чепенко В. Модернизация российской экономики и возрождение отечественного машиностроения / В.Чепенко, В.Андреев // Вопросы экономики. — 2011. — N 5. — С.125-129.
  • Черковец В. Н. Тенденции, типы и виды модернизации современной российской экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2011. — N 2. — С.3-19.
  • Черногузова Т. Н. Страхование и модернизация российской экономики // Финансы. — 2011. — N 4. — С.49-51.
  • Чистякова В. Социальные ресурсы модернизации // Экономист. — 2010. — N 5. — С.65-72.
  • Чувакова С. Г. Возможности и ограничения на пути модернизации национальной экономики России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N 23. — С.8-12.
  • Чувакова С. Г. Инновации в социальной сфере и сфере занятости как базовые предпосылки модернизации отечественной экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 17. — С.75-79.
  • Чудодеев А. Долины и вершины / А.Чудодеев, С.Сухова // Итоги. — 2010. — N 15. — С.14-16.
  • Чучалин А. И. Модернизация экономики и повышение качества инженерного образования в условиях модернизации экономики страны // Alma mater = Вестн. высш. школы. — 2011. — N 11. — С.12-18.
  • Шабунова А. А. Через кризис к модернизации / А. А. Шабунова, М. А. Ласточкина // Филос. науки. — 2012. — N 7. — С.19-31.
  • Шаров А. В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства — необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. — 2010. — N 5. — С.21-25.
  • Шиобара Т. Коррупция и модернизация: новая теория // Экономическая наука современной России. — 2011. — N 3. — С.32-55.
  • Шмелев Н. Модернизация экономики: императивы государственного участия // Свободная мысль. — 2010. — N 2. — С.15-26.
  • Щербакова Л. А. Модернизация российской экономики: многофакторная задача со многими неизвестными // ЭКО. — 2010. — N 9. — С.73-93.
  • Явлинский Г. Долгосрочная стратегия модернизации страны: децентрализация власти и стимулы для исполнителей // Муницип. экономика. — 2010. — N 2. — С.2-11.
  • Явлинский Г. Некоторые проблемы модернизации страны // Муницип. экономика. — 2009. — N 3. — С.2-16.
  • Явлинский Г. А. Перспективы российского общества в XXI веке — окончательный «уход» или модернизация / Г. А. Явлинский, А. В. Космынин // Мир России. — 2011. — N 3 — С.3-18.
  • Ясин Е. Институциональные ограничения модернизации, или Приживется ли демократия в России? // Вопросы экономики. — 2011. — N 11. — С.4-24.
  • Ясин Е. Г. Модернизация России: докл. для 10 конф. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.

[править] Примечания

  1. Они сделали это
  2. Они сделали это
  3. История
  4. История
  5. Магнитка строит и строит
  6. Они сделали это
  7. История
  8. Трубная промышленность России готова к участию в крупных международных проектах[1]
  9. Они сделали это
  10. Украина и Россия: дело — труба?[2]
  11. ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
  12. ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
  13. Магнитка строит и строит
  14. РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014
  15. Технологии производства рельсов. 26 апреля 2012
  16. СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
  17. СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
  18. Обзор новых производств: июль 2013 г.
  19. Юревич о рельсобалочном стане ЧМК: «Гигантское, высокорентабельное, востребованное производство»
  20. РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014
  21. СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
  22. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли РФ
  23. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли РФ
  24. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли РФ
  25. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли РФ
  26. Модернизация НПЗ в России в 2012 году идет по графику — Минэнерго
  27. Принуждение к крекингу[3]
  28. В. В. Путин провёл в г. Кириши совещание «О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации»
  29. Модернизация НПЗ в России в 2012 году идет по графику — Минэнерго
  30. Принуждение к крекингу[4]
  31. Бюджет подогреется мазутом
  32. Оценка налогообложения по системе «60-66»
  33. Экономисты предлагают ликвидировать в России нефтепереработку
  34. Нефтегазовое налогоотложение
  35. ФАС проверит топливо[5]
  36. Модернизация НПЗ в России в 2012 году идет по графику — Минэнерго
  37. Модернизация НПЗ в России в 2012 году идет по графику — Минэнерго
  38. Нефтегазовое налогоотложение
  39. [6][7]
  40. Подписан Указ о реализации планов развития Вооружённых Сил и модернизации ОПК
  41. Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
  42. Дмитрий Рогозин: на модернизацию ВПК до 2020 года выделено 100 млрд долларов
  43. Модернизация судостроительных заводов[8]
  44. Модернизация судостроительных заводов[9]
  45. [10][11]
  46. Россия теряет свое комбикормовое машиностроение[12]
  47. Путин: на модернизацию железнодорожной инфраструктуры за 10 лет нужно потратить 5 трлн руб.[13]
  48. Максим Соколов назвал главные задачи Минтранса[14]
  49. [15][16]
  50. КнААПО инвестировало в текущем году в модернизацию производства более 1 млрд руб.[17]
  51. КнААПО инвестировало в текущем году в модернизацию производства более 1 млрд руб.[18]
  52. КнААПО инвестировало в текущем году в модернизацию производства более 1 млрд руб.[19]
  53. Топливное ускорение[20]
  54. Топливное ускорение[21]
  55. Топливное ускорение[22]
  56. Доклад партии «Единая Россия». Инновации[23]
  57. КрАЗ поддержит мировое авиа- и автостроеине
  58. [24][25]
  59. [26][27]
  60. Модернизация
  61. Модернизация
  62. Модернизация
  63. Модернизация
  64. Модернизация
  65. Модернизация
  66. [28][29]
  67. [30][31]
  68. [32][33]
  69. [34][35]
  70. [36][37]
  71. «Уралвагонзавод» посчитал стоимость модернизации[38]
  72. «Уралвагонзавод» посчитал стоимость модернизации[39]
  73. «Уралвагонзавод» посчитал стоимость модернизации[40]
  74. Путин пообещал модернизацию поддержавшему его «Уралвагонзаводу»[41]
  75. [42][43]
  76. [44][45]
  77. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31004/2000.shtml
  78. Владимир Путин объявляет о возможном снижении НДС и скором задействовании финансовой разведки
  79. Удар по скептикам
  80. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы
  81. «План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год» (утв. Правительством РФ 02.03.2010)[46]
  82. Заседание президиума Госсовета по вопросу повышения роли регионов в модернизации экономики
  83. Медведев намерен сохранить курс на модернизацию[47]
  84. Указ о Совете по модернизации экономики и инновационному развитию России
  85. Россия официально вступила в ВТО
  86. Заседание Совета Безопасности в расширенном составе. Основная тема — выработка мер по обеспечению национальной безопасности и защите российских экономических интересов на начальном этапе функционирования экономики России в рамках Всемирной торговой организации
  87. Модернизация НПЗ в России в 2012 году идет по графику — Минэнерго
  88. Цены на бензин растут, а машина потребляет все больше. Как быть?[48]
  89. Что будет с ценой на бензин[49]
Личные инструменты