Особые экономические зоны в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Особая экономическая зона (ОЭЗ) по законодательству России — это часть территории России, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.[1]

На территории России на начало 2014 года было создано 28 особых экономических зон под управлением ОАО «ОЭЗ», из которых 14 — туристско-рекреационные, 6 — промышленно-производственные, 5 — технико-внедренческие и 3 — портовые. Все они предлагают своим резидентам таможенные преференции (без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования), льготы на налоги (на прибыль, добавленную стоимость, земельный, транспортный и прочее), а также готовую инфраструктуру. При этом льготы на налог на имущество предоставляются на то имущество, которое создано или приобретено, находится и фактически используется на территории ОЭЗ.[2]

Динамика инвестиций в ОЭЗ в 2007—2013 годах была положительна, в октябре 2013 года зафиксировано 78,5 млрд рублей частных инвестиций и 55,6 млрд из федерального бюджета. Важно отметить, что с 2010 года объём частных вложений стал превышать объём государственных, направленных на развитие инфраструктуры, что свидетельствует о качественном развитии ОЭЗ. Так, к середине мая 2014 года на территории ОЭЗ было зафиксировано 379 резидентов, и каждая пятая компания — иностранная. При этом более половины инвесторов сосредоточены в наиболее желаемых для инвесторов типах ОЭЗ — промышленных.[3]

К середине мая 2014 года суммарный объём заявленных инвестиций, по данным управляющей компании ОАО «ОЭЗ», составляет 456 млрд рублей. По оценке аналитиков Intesco Research Group, инвесторы уже вложили порядка четверти всех заявленных инвестиций.[4]

Содержание

[править] 1990-е годы

Выделением территорий с более благоприятными условиями для ведения бизнеса, чем в стране в целом, российская власть занималась с начала 1990-х годов. По мировой традиции эти территории назывались свободными, или специальными, зонами, иногда — зонами свободного предпринимательства. В России такие зоны учреждались самых разных размеров — от маленьких локальных площадок на небольших участках территории до суперкрупных структур в границах муниципальных образований и даже субъектов федерации. В этом вопросе власть пыталась следовать сложившейся мировой практике, прежде всего практике тогдашних лидеров роста — стран Юго-Восточной Азии и восходящего Китая. В практике 1990-х годов отдельные территории со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов.

[править] 2000-е годы

В 2000-е годы столь пёстрое многообразие зональных структур было признано неэффективным, и принятые в 1990-е годы решения официально отменили. В 2005 году государство начало второй этап строительства особых экономических зон — практически с нуля: все ранее созданные в стране зональные режимы, за двумя исключениями, были ликвидированы.

Исключениями же стали две суперзоны в границах проблемных областей — Калининградской и Магаданской, получившие статус ОЭЗ индивидуально, по отдельным федеральным законам (первая — в 1996 году, с продлением статуса до 2026 года на основании нового закона 2006 года, вторая — в 1999 году, с прекращением срока действия льгот в 2007 году). Хотя обе территории не относятся к институтам развития в их строгом понимании, обе зоны с точки зрения задачи развития данных регионов изначально работали вхолостую. Более того, вместо модернизации экономики оба субъекта федерации оказались в растущей зависимости от новых пакетов федеральной помощи, а вместо экспортного рывка подсели на массовые теневые сделки и импортное посредничество. По настоянию Минфина и Минэкономразвития Магаданская область не получила дальнейшего продления особого статуса, а Калининградская область продолжает работать в нагрузку для федерального центра, но пока сохраняет преференции.

Новый, а по сути, первый сводный закон «Об особых экономических зонах» федерального уровня был принят весной 2005 года. Принципиальное отличие новых зон — их исключительно локальные размеры (до нескольких десятков квадратных километров), запрет на проживание здесь населения и обязательное таможенное обустройство границы. Все резиденты зон должны быть зарегистрированы на территории соответствующего муниципального образования как российские юридические лица. Для них введены существенные налоговые льготы: часть определяется федеральными решениями, другая — устанавливается на уровне регионов. Исключительно федеральными являются таможенные льготы: беспошлинный импорт товаров, необходимых для производства, а также беспошлинный экспорт товаров собственного производства. А регионы вправе частично или полностью освобождать резидентов зон от своих налогов. В частности, резидентов первых шести зон, учреждённых в январе 2006 года, на пять лет освободили от всех местных налогов.

Не менее важными считаются два других направления поддержки. Во-первых, государство на собственные деньги, на паях с частным бизнесом, готово строить в зонах инфраструктуру. Во-вторых, оно обещает заметно упростить на территории зон бюрократические проволочки и процедуры, то есть позволить предпринимателям вести дела с госорганами по известному принципу «одного окна».

Первоначально законом предусматривались три типа особых зон: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. Позднее на основании поправок 2007 года к ним добавился четвёртый тип — портовые зоны. Предполагается, что промышленно-производственные зоны (ППЗ) должны стать очагами промышленного роста, технико-внедренческие (ТВЗ) — интеллектуальными лабораториями, а туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) выведут Россию на мировой туристический рынок. Портовые же зоны призваны «стимулировать развитие портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам».

Срок жизни зон всех типов — 20 лет, кроме технико-внедренческих, для них — 15 лет.

В качестве общего органа управления зональной практикой летом 2005 года был создан РосОЭЗ (федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами), подчиненный Минэкономразвития. Сначала агентством руководил генерал-лейтенант МВД Юрий Жданов, через год его сменил глава Роснедвижимости Юрий Мишустин, в марте 2008 года ушедший в частный бизнес. После чего во главе РосОЭЗ оказался его бывший заместитель Андрей Алпатов.

Кроме того, в каждой зоне для обустройства и обеспечения её деятельности создается свой орган управления — администрация ОЭЗ.

Данные о планируемых затратах на обустройство особых зон существенно расходятся. Ю.Мишустин в апреле 2007 года сообщал, что государство вложит до 2010 года в инфраструктуру всех зон, без учёта портовых, 148 млрд рублей, а еще 200 млрд будет привлечено от частных инвесторов. Однако тогдашний руководитель Минэкономразвития Герман Греф указывал, что на создание инфраструктуры только семи туристско-рекреационных зон потребуется 325 млрд рублей (в ценах 2007 года), из них 44,5 млрд выделит федеральный бюджет. Обещания А.Алпатова значительно скромнее: он говорит о государственных инвестициях в 43 млрд рублей и о частных в 50 млрд до 2011 года на все ОЭЗ.

В конце 2005 года МЭРТ РФ подвело итоги конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон (ОЭЗ). На создание ОЭЗ было подано 73 заявки из 43 регионов. Отобрано шесть регионов.

  • Технико-внедренческие зоны. В Санкт-Петербурге предполагается проводить научные исследования и производить продукцию в сфере информационных технологий и аналитического приборостроения, в Дубне будут развиваться ядерно-физические технологии, в Зеленограде — микроэлектроника, в Томске — новые материалы.
  • Промышленно-производственные зоны. Комиссия выбрала только два проекта. Первый — особая экономическая зона «Липецк» в Липецкой области, где уже начат совместный проект с Италией и предполагается производство бытовых приборов, бытовой электротехники и мебели (в этой зоне будет работать компания Merloni). Второй — в Елабуге (Татария), где намечается производство автокомпонентов, а также высокотехнологичной продукции нефтехимии. Там будут работать компании General Motors, Toyota, Caterpillar, KFZ, George Fisher, RBL, Mando и Nicolson.

К настоящему времени в России на основании закона 2005 года и его последующих дополнений создано уже 13 ОЭЗ. Из них две ППЗ — в Липецкой области и Татарстане, четыре ТВЗ — в Санкт-Петербурге (одна ОЭЗ на двух участках — Ново-Орловский и «Нойдорф»), Зеленограде, Дубне и Томске, а также семь ТРЗ — в Калининграде, Краснодарском и Ставропольском краях, на Алтае (две ОЭЗ — «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»), в Бурятии и Иркутской области. В ближайшее время появятся ещё две портовые, точнее аэропортовые, зоны — в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона — на территории порта Советская Гавань в Хабаровском крае. По словам нынешнего руководителя РосОЭЗ, к сентябрю 2008 года в ОЭЗ было зарегистрировано 112 резидентов, в том числе 88 — в ТВЗ, 16 — в ППЗ и 8 — в ТРЗ. Эти резиденты вложили в свой «зональный» бизнес свыше 13,5 млрд рублей и создали более 5 тыс. рабочих мест.

О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них ещё даже не достроена инфраструктура. Основные работы по её созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных — до 2012 года, а в портовых — до 2014 года.

Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года предполагала выпустить 7 тыс. одноимённых грузовых автомобилей, а российско-итальянская «Соллерс-Елабуга» — 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано несколько российско-итальянских СП по производству стройматериалов и сложной бытовой техники. Предполагалось, что к концу 2008 года объём выпуска двух этих ОЭЗ составит 11 млрд рублей.

Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

Во-первых, инициатор создания зоны — будь то частная компания или государственное агентство — не изобретает льготы, а выступает в роли девелопера, действующего на свой страх и риск. На собственные деньги и на собственном (или подконтрольном) участке территории он создаёт привлекательную инфраструктуру, а затем приглашает туда инвесторов-пользователей для размещения производственных мощностей. Функция организатора зоны ограничивается предоставлением услуг: он не вправе контролировать производственные планы инвесторов, а взаимодействует с ними на равноправных договорных началах. При этом все преференции и правила поведения для участников зон обычно прописаны в соответствующем законе заранее и напрямую, то есть не подлежат дальнейшим уточнениям с администрацией зоны или федеральными ведомствами. В российских же зонах органы их управления выступают в странной двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития), они одновременно берут на себя ряд контролирующих функций.

Во-вторых, в современной мировой практике отраслевая специализация резидентов особых зон, как правило, не регламентируется: приоритет отдаётся заявительному порядку осуществления инвестиций, особенно в частных зонах. Хотя это не означает, что зоны не имеют специализации: на стадии бизнес-плана, просчитывая потенциальный спрос на свои услуги, инициатор-девелопер, конечно же, представляет, на пользователей какого масштаба и профиля он ориентируется. То есть в мировой практике отбор инвесторов осуществляет сам рынок: в каждую зону приходят те, кому она больше всего подходит по особенностям инфраструктуры и условиям ведения бизнеса. А в России государство в лице РосОЭЗ и местных зональных администраций не только ведёт отбор будущих пользователей (то есть реализует разрешительный порядок инвестирования — наименее привлекательный для бизнеса), но и принуждает их брать на себя задачи девелоперов — финансировать исходные инфраструктурные затраты. Не удивительно, что наши предприниматели как-то вяло пока стремятся брать на себя несвойственную ношу и делить с государством слабо просчитанные риски. Вот если бы власти допустили возможность создания частных зон, как это делается сегодня повсюду, тогда в среде бизнеса нашлись бы, возможно, и свои застройщики, и свои пользователи.

Пока же правительство уповает на механизм частно-государственного партнёрства, хотя при создании локальных ОЭЗ оно нигде за рубежом не применяется (в отличие, скажем, от крупных энергетических проектов национального масштаба). Популярный же аргумент о том, что государство вправе рассчитывать на «взаимность», так как даёт льготы и недобирает налоги, безоснователен: ОЭЗ создаются на территориях, где не было ни производств, ни налоговых сборов.

Надо к тому же заметить, что классические промышленно-производственные зоны, где инвесторы-резиденты пользуются широкими таможенными и налоговыми льготами,— это прежде всего инструмент догоняющего развития. Поэтому своё наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на этапе их индустриализации. Что же касается США и развитых стран Европы, то там давно поняли, что для стимулирования технологической модернизации нужны не столько таможенные анклавы, сколько промышленные и научные парки, где преференции (налоговые и административные) предоставляются частным инициаторам-застройщикам, а отнюдь не резидентам-пользователям. Последние не имеют здесь каких-то особых льгот, но стремятся в парки по той причине, что эффекты компактного размещения и эксплуатации единой инфраструктуры обеспечивают приличную экономию затрат.

Например, Южная Корея, пройдя этап индустриализации и экспортного рывка, ликвидировала в своих локальных зонах специальные таможенные льготы, но сохранила модельную основу таких территорий — их парковый принцип организации. То же самое во многих случаях сделали и другие азиатские «тигры». Не исключено, что через какое-то время эти парковые структуры снова станут полноценными особыми зонами, но только уже с другим составом инвестиционных льгот, рассчитанных на задачи инновационного, постиндустриального роста.

Российские же власти всё смешали в кучу, поскольку не сделали четкого стратегического выбора в своей политике развития. С одной стороны, в апреле 2008 года правительство вроде отказалось от идеи энергетической сверхдержавы и взяло курс на инновационный прорыв, о чем свидетельствует известная «Концепция-2020». С другой стороны, оглядываясь на Китай 1980—1990-х годов, мы культивируем в зонах селективную поддержку отраслей-лидеров и технологий-локомотивов, то есть используем методы господдержки из арсенала догоняющей реиндустриализации. Но в эпоху глобальной конкуренции невозможно заранее угадать, какой именно сектор или технология станут бесспорными лидерами лет через двадцать.

Поэтому никакой гарантии того, что затея с особыми зонами окажется на этот раз успешной, у нас, увы, нет. И практика уже начинает подтверждать эти сомнения.

Прежде всего при создании зон очень быстро проявилась непоследовательность. Даже базовый принцип локальности, положенный в основание закона 2005 года, строго говоря, реализован только для двух типов ОЭЗ, которые создавались первыми,— промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но дальше стали появляться туристско-рекреационные зоны, охватывающие крупные и, главное, неопределённые по размерам территории. И именно этот, «негабаритный» тип зон сегодня численно доминирует в российской практике.

Второй момент: закон об ОЭЗ не является актом прямого действия. Слишком многое при их организации отдано на усмотрение исполнительной ветви власти — и федеральной, и региональной. В результате все ключевые вопросы жизнедеятельности ОЭЗ требуют сложных бюрократических согласований в рамках триады РосОЭЗ—администрация региона—администрация конкретной ОЭЗ. Это ухудшает инвестиционный климат, создаёт широкие возможности для коррупции. Пикантный момент: администрации ОЭЗ по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями, то есть выпадают из регулярной системы как хозяйственного, так и административного права.

После недавней проверки ОЭЗ прокуратура предъявила РосОЭЗ претензии по поводу нецелевого использования свободных средств (их прокрутки через банковские счета), а отдельным зонам — по поводу того, что реальную деятельность здесь ведёт абсолютное меньшинство зарегистрированных пользователей.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
  2. Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
  3. Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
  4. Инвестирование в особые экономические зоны в России. 27 августа 2014
Статьи
Россия  Место среди стран мираСписок позиций среди стран мираЛидирующие позиции в миреПервое место России среди стран мираРоссия в международных рейтингахВузы России в международных рейтингахНаукаСеверный КавказАнгараТ-50Комплектующие и материалы МС-21Характеристики МС-21МинфинМинистерство образования и наукиПрезидентская программа подготовки управленческих кадровРелигии на Северном КавказеТраурные дниНаводненияЛесные пожарыНесчастные случаи на аттракционахСлучаи захватов самолётовБеспризорникиБаженовская свитаРоссийские фильмы — лауреаты Каннского фестиваляЗемельный кодексМФЦ
Экономика России  Валовой национальный доходВаловые национальные расходыРасходы на конечное потреблениеОборонно-промышленный комплексВысокотехнологический комплексРыболовствоСтроительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия) • Канализация (Централизованные системы) • Мобильная связьИнтернетТуризмТорговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсыВаловое накопление основного капиталаОсобые экономические зоныНанотехнологииИнновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательствоМодернизация экономикиПроизводительность трудаБезработицаОсновные фондыФондоотдачаДоходы населенияЗаработная платаПенсииМинимальный размер оплаты труда и прожиточный минимумБартерКрупнейшие производителиМонополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • ПриватизацияРаздаточная экономикаТехнологическое отставаниеМежрегиональная дифференциация по уровню экономического развитияДоля России на мировом рынкеСписок продукции, производящейся в РоссииСписок проектируемых и строящихся производств в РоссииРынок машин и оборудованияРынок молока и молочных продуктовЛоббизм российских компанийЛьготы, предусмотренные для молодежи и студентовПодземные хранилища природного газаЭкономические рекорды
ВВП России  Структура ВВПСписок регионов России по ВРП на душу населения
Промышленность России  Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Производство автокомплектующихЛесная промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьЭлектроэнергетикаТепловая энергетикаГидроэнергетикаАтомная энергетикаАтомная промышленностьПроизводство оружейных делящихся материаловДобыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность
Машиностроение России  РакетостроениеАэрокосмическая промышленностьРакетно-космическая промышленностьАвиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Кораблестроение, Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленностьМикроэлектроникаТранспортное машиностроениеЖелезнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Энергетическое машиностроениеМеталлургическое машиностроениеРадиоэлектроникаАвтопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • ТанкостроениеСтанкостроениеПодъёмно-транспортное машиностроениеПриборостроениеТяжёлое машиностроениеНефтяное машиностроениеДвигателестроение
Топливная промышленность России  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленность
АПК России  Сельское хозяйствоРастениеводствоЖивотноводствоПищевая промышленностьСахарная промышленность
Транспорт России  Автомобильный транспортЖелезнодорожный транспортРоссийские железные дорогиТрубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспортТранзит через РоссиюВСТОБТС-2Северный потокСеверный морской путьЛиния метро «Подольск — Раменское»Байкало-Амурская магистраль
Финансы в России  Банковская системаФондовый рынокГосударственные финансыГосударственный долг (Внешний долг) • Валютный рынокМеждународный финансовый центрРоссийский рубльИспользование рубля в международных расчётахИспользование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭСАнтиинфляционная политикаДолговая политикаВнешний долгГосударственные и муниципальные облигацииБюджетные послания президента РоссииНеплатежи
Налогообложение в России  НалогиУклонение от налоговПодоходный налог с физических лицНалогообложение добычи полезных ископаемых
Инвестиции в России  Инвестиционный климатИнвестиционная политикаИнвестиции в обрабатывающей промышленностиИностранные инвестицииИнвестиции Германии в РоссиюИнвестиции Франции в РоссиюИностранные инвестиции в автомобильной промышленности РоссииИностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении РоссииНациональная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
Внешнеэкономические отношения России  Внешняя торговляВоенно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежом (Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компанийЛиберализация внешней торговлиТаможенный союз ЕврАзЭСОтношения с ВТООтношения с ЕСОтношения с Латинской АмерикойОтношения с АфганистаномОтношения с ГрузиейОтношения с КазахстаномОтношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной АзиейОтношения с ЮАРДенежные переводы из РоссииПриток капитала в РоссиюРоссийские инвестиции на УкраинеДеятельность компании Siemens в России
Экспорт из России  Металлургическая продукцияХимическая продукцияУрановая продукцияВысокотехнологическая продукцияПоставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • УслугиТранспортные услугиIT-экспортПошлиныТранспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспортеКрупнейшие компании-экспортёры
Экспорт энергоносителей из России  Нефть и нефтепродуктыЭкспортные пошлины на мазут в РоссииДоля экспорта в производстве энергоносителей
Экспорт машиностроительной продукции из России  ВооруженияВоенно-морские вооруженияАвиатехникаВоенная авиатехникаГражданская авиатехника
Экспорт пищевой продукции из России  Мясо и мясопродуктыШоколад и шоколадные изделия
Экспорт из России по импортёрам  АзербайджанАргентинаАфрикаБахрейнБелоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • БразилияВеликобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ) • Грузия • Дания (Природный газ) • ЕвросоюзИзраильИндия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • ИспанияИталияКазахстанКанадаКитай (Энергоносители, Нефть, Уголь, Вооружения, Пищевая продукция) • КолумбияНидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели, Вооружения, Удобрения) • Судан (Вооружения) • ТунисТурция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • ФинляндияФранция (Природный газ) • ЧехияШвецияЭстонияЯпония
Импорт в Россию  Доля России в мировом импортеДоля импортной продукции на российском рынкеМашиностроительная продукцияПищевая продукцияДоля импортного продовольствия на российском рынкеМясо и мясопродукты (История) • Молоко и молочные продуктыИмпортозамещениеИмпортозамещение машиностроительной продукцииИмпортозамещение вертолётной техникиИмпортозамещение химической продукцииИмпортозамещение пищевой продукцииИмпортозамещение металлургической продукцииИмпортозамещение продукции из УкраиныАзербайджанБелоруссияБразилияВеликобританияГерманияКанадаКитайЛитваМолдавияПольшаСША • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
Экономические реформы в России  Реформа электроэнергетикиРеформа ЖКХПенсионная реформа (с 2002)Реформа железнодорожного транспортаРеформа системы обязательного медицинского страхованияНалоговые реформы
Компании России  ГоскомпанииКомпании-экспортёрыМашиностроительные компанииКомпании ОПКРостехАлмаз-АнтейТ-платформыАмурский судостроительный заводЛуховицкий машиностроительный заводАнгстремСитрониксНПО «Сатурн»GM AutoТрансмашхолдингРостсельмашАвтоВАЗГазпромЛУКойлСУЭКРосатомОбъединённая металлургическая компанияРоссийская венчурная компанияМагнитогорский металлургический комбинатХендэ Мотор Мануфактуринг РусКоломенский заводРоснаноРособоронэкспортВНИИЭФТяжмехпрессГруппа ГАЗОптоганБассольABBYYСевмашЛебедянскийX5 Retail Group N.V.АэрофлотВСМПО-АвисмаМосковский завод полиметалловКировлесОмский нефтеперерабатывающий завод
Товары в России  Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
Машиностроительная продукция в России  Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • Беспилотники (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Паровые турбины (Производство) • Самолёты (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
Энергоносители в России  Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Попутный нефтяной газПриродный газ (Добыча, Экспорт, Запасы, Газификация) • Ракетное топливо • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
Пищевая продукция в России  Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Импорт, Твёрдые сорта) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Тритикале • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
Металлургическая продукция в России  Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
Внутренняя политика в России  Государственное устройствоПредседатель правительстваГосдумаПослания президента Федеральному собраниюЧеченский конфликтСписок иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
ЦФО  ЭкономикаВРППромышленностьАгропромышленный комплексТЭКТранспортВнешнеэкономические отношенияПриродные ресурсыПродолжительность жизни населенияРека Моча • Белгородская область (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, ВРП, Автомобильная промышленность, Трудовые ресурсы) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Доходы населения Подольска, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
СЗФО  ЭкономикаВРПДобыча полезных ископаемыхАвтопромСельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Занятость, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
ЮФО  ЭкономикаВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Крым (Экономика, ВРП, Растениеводство, Производство зерна, Животноводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых) • Промышленность Крымского полуостроваЭлектроэнергетика Крымского полуостроваНефтегазовый комплекс Крымского полуостроваСельское хозяйство Крымского полуостроваТранспорт Крымского полуостроваДоходы населения Крымского полуострова
СКФО  ЭкономикаВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Кабардино-Балкария (Промышленность) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
ПФО  ЭкономикаВРПСудостроениеПроизводство вертолётовБашкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика) • Удмуртия (Экономика) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население, Производство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых)
УФО  ЭкономикаВРПДобыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика, Население) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
СФО  ЭкономикаВРППромышленностьЗанятость • Тыва (Продолжительность жизни населения) • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт, Население) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения)
ДФО  ЭкономикаВРПСельское хозяйствоЖелезнодорожный переход на Сахалин • Амурская область (Экономика, ВРП) • Магаданская область (ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика) • Приморский край (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
Внешняя политика России  Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Пакистан, Польша, Словакия, США, Украина, Швейцария, Швеция, Эфиопия, Япония) • Политика России в Центральной Азии и ЗакавказьеСовет Россия-НАТОРоссия и Швейцария
Реформы в России  Дмитрий Медведев и реформыАдминистративные реформыАдминистративная реформа (с 2002)Второй этап административной реформы (с 2006 года)Административная реформа в субъектах федерацииРеформа здравоохраненияСудебные реформыРеформа уголовно-исполнительной системы
Вооружённые силы России  Главное оперативное управление ГенштабаВВСВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
Население России  Продолжительность жизниСмертностьДемографическая политикаНаселение с высшим образованиемРождаемость
Преступность в России  Иностранная преступностьУбийстваОграбления банковПогибшие в результате преступных посягательствКоррупцияДело Hermitage Capital
Терроризм в России  Теракты в РоссииНациональный антитеррористический комитетВихрь-антитеррор
Терроризм  Исламский джихад — Джамаат моджахедовИсламская партия ТуркестанаИсламское движение Восточного ТуркестанаДжунд аш-ШамДжамаат-и-ИсламиОбщество социальных реформКонтртеррористическая операция
Экономика  Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центрНалоговый менеджментДоходы населенияЭкспортные пошлиныКонференция ООН по торговле и развитиюАТЭСЦены на нефтьКиберсинЭкономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы, 1990-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной ЕвропыМеждународный валютный фондСписок стран по потреблению электроэнергии на душу населенияPetroleos de Venezuela S.A.Kuwait Petroleum CorporationRepsol YPFNational Iranian Oil CompanyУгольная промышленность ЕвропыСебестоимость добычи сланцевого газаЗатраты-выпускМТК ЕЗКОсакская программа действий
Энергоносители  Сланцевая нефтьСжиженный природный газСланцевый газРасход топлива у самолётовОПЕКМетодики оценки запасов нефтиСланцевый газ в Америке
США  ЭкономикаЖильёУгольная промышленностьСельское хозяйствоВнешнеэкономические отношенияЭкспорт природного газаФинансыСланцевый газПрава человекаОтношения с УзбекистаномПротиворакетная оборонаКоррупция
Германия  МашиностроениеУгольная промышленностьВнешняя торговляЖильёПрава человекаКоррупцияТеракты
Украина  ВВПОбрабатывающая промышленностьАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьРакетно-космическая промышленностьЖелезнодорожное машиностроениеДоходы населенияБедностьЭкспорт (Пищевая продукция, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия, Доля в мировом экспорте) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке УкраиныЭлектроэнергияПальмовое маслоВыездной туризм из УкраиныЖильёПриродный газГазификацияАвтомобильный кабельОтношения Украины с МВФЗоря-МашпроектКанализация КиеваРеформыКоррупцияКанализацияКачество продовольствияМиграционная политика УкраиныДискриминация русских на УкраинеАн-132Ан-140Ан-148
Грузия  ЭкономикаВВПМашиностроениеТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемыхСельское хозяйствоТранспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золотаИнвестицииВнешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсыЗестафонский завод ферросплавовТбилисское авиационное государственное объединениеОбразованиеНаукаГосударственное устройствоГеографияКоррупцияОтношения с СШАОтношения с Францией
Постсоветское пространство  СНГКоллективные силы по поддержанию мира в СНГОбъём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и БелоруссииПокупательная способность средней зарплаты в России и УкраинеСписок продукции, потребляемой в России, Украине и БелоруссииРусские в Центральной Азии и ЗакавказьеГрузино-абхазский конфликтГрузино-осетинский конфликтЗакавказьеНагорный КарабахЭкономика ПрибалтикиТранспорт ПрибалтикиВопрос об оккупации стран Прибалтики Советским СоюзомРоль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
Страны  Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, IT-сектор, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Оборонная промышленность, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Машиностроение, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция, Права человека) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Коррупция, Прокуратура)
Персоналии  Дмитрий МедведевАлексей КудринВладимир КасатоновЕвгений РыбинСергей ГорьковУвайс МагомадовТамерлан ХасаевЮсуф КрымшамхаловЗаур АкавовАрасул ХубиевЛечи ИсламовМихаил КоданёвТони БлэрВладимир ЭренбургСергей ОганесянМарио БлюменфельдИльяз МуслимовИгорь СтрелковСергей КарнауховВалерий МальцевДмитрий ГололобовМирей МатьеДенис НикандровБорис ЛомакинИгорь ДанилевскийАлексей Навальный
В. В. Путин  Путин и российские реформыПрезидентствоТретий президентский срокПрезидентские указыСоциально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, Судостроение, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и транспортПутин и судебная система РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и внешняя политика РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и образование в РоссииПутин и регионы РоссииРоссия во время президентства ПутинаОценки деятельности
Право  Международный розыскМеждународные трибуналыЗакрытые судебные заседанияПравовой режим Каспийского моря
Международные отношения  Дипломатические отношенияШанхайская организация сотрудничестваАСЕАНБольшая восьмёркаПолитика Китая в Центральной АзииПолитика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
Прочее  GRICSФутбольный трансферНанотехнологииЛев ЩаранскийКреативная партия свободы совестиМежнациональные конфликтыКаспийское мореКоррупцияОтложенные неисправности в самолётахДискриминация русскихИсламский экстремизмСпуск с орбиты космических аппаратовКаспийский регионВыход в открытый космосИндекс восприятия коррупцииОтветственность родителей за оставление детей без присмотраНезаконное вооружённое формированиеПрава человека в ЕвросоюзеТермины Counter-StrikeАн-2ПТетрахлорэтиленУглеводыСписок стран по числу больничных коек на 1000 человек населения
Личные инструменты