Права человека в Великобритании


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Коалиционное правительство Великобритании стремится сохранить за собой имидж непримиримого борца за права человека во всем мире. Вместе с тем, за последнее время Лондон уже не раз вынужден был оправдываться за прегрешения британских властей в этой области.[1]

1. В связи с реакцией на погромы в августе с.г., подавление их правоохранительными органами и автоматическое штампование приговоров участникам беспорядков судебной системой правозащитники выдвинули в адрес властей обвинения во вмешательстве в принцип разделения властей, а также в политизации уголовного судопроизводства. Причинами бунтов стали, в том числе многочисленные случаи гибели представителей этнических меньшинств от рук полицейских, расовое профилирование, отсутствие доверия к институтам власти в обществе и недовольство несовершенством судебной и правоохранительной систем в целом.[2]

После августовских событий британские суды начали штамповать обвинительные приговоры участникам беспорядков. К сентябрю количество заключенных превысило местные нормы по их содержанию. По мнению правозащитников, условия содержания в пенитенциарных учреждениях сейчас наихудшие за последние годы, процветает антисанитария. Масла в огонь подлил доклад о качестве содержания заключенных в тюрьме Вэндсворф, в котором перечислены факты нарушения прав заключенных (нет доступа к элементарным средствам гигиены и пр.). Ежемесячно в знак протеста против условий содержаний до 32 случаев заключенных пытаются свести счеты с жизнью, фиксируется также до 11 смертей в месяц, 4 из них, как правило, — самоубийства.[3]

2. В сентябре 2011 года специальная гражданская комиссия под руководством У.Гейга завершила трехлетнее расследование факта гибели иракского гражданина Б.Мусы и нанесения тяжких телесных повреждений еще 9 задержанным британскими военнослужащими иракцам в Басре в 2003 г. Комиссия признала, что военнослужащие первого батальона Королевского ланкаширского полка применяли незаконные и недопустимые методы ведения допроса военнопленных, по сути — пытки. Избиения привели к гибели одного из 10 задержанных. Министерство обороны официально признано ответственным за недоведение до военнослужащих норм ведения допроса.[4]

Председатель комиссии определил 4 военнослужащих, несущих личную ответственность за смерть Б.Мусы. Среди них капрал Д.Пейн (единственный британец, понесший уголовную ответственность за это преступление — в 2006 г. приговорен к году тюрьмы, впоследствии — оправдан) и подполковник Дж. Мендонка, который, являясь командиром подразделения, не мог не знать о бесчинствах своих подчиненных. Комиссия выявила также еще 19 военнослужащих, причастных к жестокому обращению с заключенными, включая капеллана батальона. Как ожидается, результаты работы комиссии серьезно повлияют на работу британского Минобороны, в отношении которого гражданами Ирака и так уже поданы более сотни исков о возмещении ущерба. Прогнозируется возобновление уголовного разбирательства по делу Б.Мусы.[5]

3. В августе 2011 года в британских СМИ появились материалы о тесных контактах британских спецслужб и спецподразделений с режимом М.Каддафи. В частности, речь идет о задержании в 2004 г. в Таиланде с подачи англичан одного из руководителей Ливийской исламской боевой группы А.Бельхаджа (ныне глава Военного совета Триполи) и его дальнейшей совместно с ЦРУ транспортировке на родину, где британские разведчики принимали участие в его «допросах» после пыток спецслужбами Каддафи.[6]

Кроме того, сообщалось о том, что британские спецслужбы следили за проживавшими на территории Великобритании противниками режима Каддафи и регулярно сообщали Триполи о всех их шагах. Лондон приложил руку и к обучению ливийских военных, а для инструктирования ливийского спецназа в Ливию командировались сотрудники спецназа САС.[7]

4. Нарушения прав человека встречаются также в работе правоохранительных органов. В июле 2011 года полиция округа долины Темзы организовала слежку за зрителями, пришедшими на показ документального фильма о ядерном оружии, что было расценено как оказание давления на граждан и нарушение свободы собраний. Сотрудники органов фиксировали данные о регистрационных номерах машин гостей показа, а также вели фото- и видео-съемку. Подобные меры применялись в Великобритании ранее для противодействия активистам-экологам. Директор организации «Ядерная информационная служба» (Nuclear Information Service) П.Бёрт заявил, что подобные меры, принятые в отношении политических активистов, возможны лишь при «тоталитарном режиме».[8]

5. Одним из самых громких скандалов, связанных с нарушением права на неприкосновенность частной жизни, переписки и телефонных переговоров, стал так называемый «Ньюсгейт». Издание «Ньюс оф зе уорлд», чьи сотрудники практиковали перехват телефонов знаменитостей, политиков, а также жертв и родственников резонансных преступлений, было закрыто. Параллельно идут полицейское и судебное следствия, арестовано порядка десятка журналистов и частных детективов. В отставку вынуждено было подать руководство Скотланд-Ярда. Тюремные сроки грозят сотрудникам правоохранительных органов.[9]

6. В последнем квартале было зафиксировано несколько случаев гибели подозреваемых в результате непрофессиональных действий полицейских во время задержания. У 53-летнего Филиппа Хулмса и 27-летнего Дейла Бёрнса не выдержало сердце после применения электрошокеров. 25-летний Джейкоб Майкл скончался из-за аллергической реакции на перечный газ после перенесенных на глазах родственников и соседей избиений, в которых участвовали 11 полицейских.[10]

7. Еще одно резонансное судебное разбирательство по факту применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство видов обращения и наказания — дело кенийского бизнесмена О.Авадха Омара, который подал иск к британским властям с требованием признать причастность спецслужб к похищениям подозреваемых в терроризме. Он был похищен угандийскими спецслужбами 17 сентября 2010 г. (через 2 месяца после июльского теракта в Кампале), которые обвинили его в организации взрыва, унесшего жизни 76 человек. Во время допросов его избивали и пытали. В дознании О.Авадха Омара, по его словам, принимали участие представители американских и британских спецслужб. В частности, он заявляет, что в январе 2011 года лица, представившиеся сотрудниками МИ-5, предъявляли ему для опознания фотографии британских подданных, имеющих связи в Сомали или посещавших эту страну. Представители Форин Оффиса и МВД Великобритании традиционно отказываются комментировать ситуацию, касающуюся деятельности спецслужб. Они пытаются прикрыться тем, что опубликовали 29 марта 2011 года инструкцию для сотрудников британских дипмиссий, обязывающую их сообщать о фактах применения пыток, даже если допрашиваемое лицо не входит в число тех, кому они обязаны оказывать консульское содействие.[11]

8. МВД Великобритании не отказывается от практики насильственной депортации нелегальных иммигрантов, в том числе в те страны, где им грозят пытки и жестокое обращение. В мае 2010 г. было объявлено, что правительство не намерено отказываться от «дипломатических гарантий» и расширит их применение. При этом утверждалось, что этой меры достаточно для того, чтобы снизить риск пыток. В рамках этой практики в июне 2011 года иммиграционные службы депортировали группу из более чем 20 тамилов на Шри-Ланку. Однако операция по депортации не прошла абсолютно гладко, несколько из нелегалов предпочли совершить попытки самоубийства. Один из неудавшихся самоубийц сообщил, что получил несколько звонков из Шри-Ланки с угрозами. Сейчас они находятся в больницах, однако после выписки, иммиграционные власти намерены отправить на родину.[12]

[править] Примечания

  1. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[1][2]
  2. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[3][4]
  3. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[5][6]
  4. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[7][8]
  5. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[9][10]
  6. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[11][12]
  7. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[13][14]
  8. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[15][16]
  9. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[17][18]
  10. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[19][20]
  11. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[21][22]
  12. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[23][24]
Права человека
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Права человека в ЕвросоюзеПрава человека в ПрибалтикеЕСПЧ
Личные инструменты