Оконная индустрия России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Оконная индустрия России — отрасль строительства в России.

Содержание

[править] История

В 1990-х годах произошёл почти двукратный спад объёмов производства/потребления оконных и фасадных конструкций. Одновременно происходила коренная структурная перестройка отрасли.[1]

Интенсивное развитие оконной индустрии России в 1998—2008 годах (опережающее по сравнению с увеличением объёмов строительства и производства других строительных материалов и изделий) позволило уже в 2005 году превзойти показатели 1990 года. Причём развитие на принципиально новом техническом и технологическом уровне.[2]

В развитие оконной индустрии (и прежде всего — в развитие сектора ПВХ) за десятилетие перед кризисом 2008—2009 годов были вложены значительные средства. Модернизировались действующие и создавались новые сборочные и экструзионные производства, были закуплены и смонтированы десятки высокопроизводительных автоматизированных линий. Производственные мощности наращивались опережающими темпами.[3]

Первый предупреждающий сигнал о «перегреве» российского оконно-фасадного рынка прозвучал ещё в 2007 году, когда, после рекордного роста в 2006 году (прежде всего, в секторе ПВХ), рынок «внезапно» затормозил. Платёжеспособный спрос практически перестал расти. Темпы роста объёмов продаж и, соответственно, объёмов производства резко снизились. Стало очевидным, что фаза интенсивного роста рынка закончилась и сменилась фазой насыщения. При этом продолжалось интенсивное наращивание производственных мощностей, создание новых сборочных и экструзионных производств. Оправданное с точки зрения конкретного производителя как способ получения конкурентных преимуществ, оно уже к 2008 году создало все предпосылки для кризиса относительного перепроизводства в отрасли.[4]

В первой половине 2008 года темпы роста рынка вновь стали расти, но уже в третьем квартале года ситуация стала развиваться по совершенно иному сценарию, а к концу года страну накрыл мировой финансово-экономический кризис. Строительство оказалось близким к параличу. Оконно-фасадный рынок не стал исключением, хотя влияние кризиса большинство компаний в полной мере ощутили на себе не в 2008, а в последующем, 2009 году. Тем не менее, несмотря на кризисные явления, в 2008 году российский оконно-фасадный рынок достиг максимальных объемов за всю историю своего развития. Рынок окон из ПВХ (сектор ПВХ оконно-фасадного рынка) также достиг рекордных показателей. Совокупное потребление «светопрозрачных» строительных конструкций из ПВХ-профилей за 2008 год составило около 37 млн м2.[5]

В начале 2009 года произошёл «обвал» рынка. Он был обусловлен воздействием не только мирового кризиса, но и синхронного с ним кризиса в российском строительстве, и кризиса относительного перепроизводства в оконно-фасадной индустрии. После падения рынка в 2009 году в 2010 году произошёл «отскок» вверх. Причём рост оконно-фасадного рынка происходил, главным образом, за счёт увеличением рыночных объёмов в секторе ПВХ. В остальных секторах наблюдалась стагнация. По итогам 2011 года прирост к показателям предшествующего года составил около 5 %.[6]

[править] Виды материалов

Структура потребления оконных, фасадных и других строительных конструкций в России по видам используемых рамных материалов в 2011 году:[7]

  • ПВХ — 80,1 %
  • Алюминий — 12,5 %
  • Древесина — 6,9 %
  • Другие — 0,5 %

[править] ПВХ

Сектор ПВХ объединяет производителей экструдированных оконных, дверных и вспомогательных ПВХ-профилей, производителей оконных и дверных блоков из ПВХ-профилей и монтажные фирмы.[8]

Сектор ПВХ начиная с середины 1990-х годов является локомотивом развития российской оконной индустрии. Первые российские предприятия-производители оконных блоков из ПВХ-профилей появились в начале 1990-х ходов. Уже к 1998 году доля конструкций из ПВХ в структуре потребления оконных и фасадных конструкций достигла 20 % (остальное приходилось на окна из древесины, конструкции из алюминия и стали). С 2003 году сектор ПВХ стал преобладающим на рынке. В 2008—2011 годах на его долю приходилось уже более 75 % в совокупных объемах потребления оконных и фасадных конструкций в РФ. Увеличение потребления окон из ПВХ сопровождалось значительным снижением потребления деревянных окон устаревших конструкций.[9]

В 2009 году произошёл кризис на оконно-фасадном рынке, однако затем он вновь стал расти. По итогам 2011 года объемы производства и потребления в секторе ПВХ вплотную приблизились к показателям 2008 года.[10]

[править] Древесина

Окна из древесины, в начале 1990-х годов занимавшие доминирующее положение на рынке, уже к 2003 году уступили первенство окнам из ПВХ. Очередной резкий спад потребления деревянных окон начался ещё в 2008 году, до общего кризиса в отрасли. По итогам 2011 года их доля на рынке составила менее 7 %.[11]

[править] Виды конструкций

Структура потребления «светопрозрачных» строительных конструкций из ПВХ-профилей в 2011 году:[12]

  • Окна и балконные двери — 72,3 % (26,2 млн м2)
  • Остекление лоджий, балконов и веранд — 12,7 % (4,8 млн м2)
  • Двери входные и межкомнатные — 6 %
  • Витрины, витражи, входные группы — 4,3 %
  • Другие конструкции — 4,9 %

[править] Международные сравнения

В 2006 году российский оконно-фасадный рынок по основным показателям вышел на первое место в Европе и на третье в мире (после Китая и США).[13]

[править] Компании

В российской оконной индустрии в 2006—2008 годах работало более 10 тыс. фирм. В основном — представители малого бизнеса.[14]

Доля крупнейших, крупных, средних и малых компаний-производителей в совокупном объёме производства светопроницаемых строительных изделий в России по итогам 2011 года:[15]

  • Крупнейшие (более 100 тыс. м2) — 26 %
  • Крупные (50-100 тыс. м2) — 18 %
  • Средние (10-50 тыс. м2) — 33 %
  • Малые (до 10 тыс. м2) — 23 %

Соотношение доли крупнейших, крупных, средних и малых компаний-производителей в регионах и федеральных округах России значительно отличаются от средних показателей по стране. При этом общей тенденцией является увеличение доли крупных и крупнейших компаний, то есть усиление концентрации производства.[16]

Крупнейшими производителями по итогам 2011 года являются транс-региональные компании (точнее, группы компаний) имеющие сборочные производства в нескольких регионах-субъектах РФ:[17]

  1. «БиМакс»-"ЕвроОкна" (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара и др.).
  2. «БФК» (Новосибирск, Красноярск).
  3. «Консиб» (Барнаул, Новосибирск, Ижевск, Нижний Новгород, Орел).

[править] Показатели

К середине 2000-х годов совокупный годовой оборот предприятий отрасли достиг нескольких миллиардов долларов.[18]

[править] Литература

  • Российский оконно-фасадный рынок: итоги развития в 2000—2010 годах и перспективы на 2011—2015 годы: Аналитический отчет. — М., НП «СТРС», 2011. — 244 с, ил.
  • Российский оконно-фасадный рынок. Итоги 2009 года и перспективы на 2010—2012 годы: Аналитический отчет. — М., НП «СТРС», 2010. — 180 с, ил.
  • «РОССИЙСКАЯ ТЫСЯЧА. Ведущие производители оконных и фасадных конструкций»: 9 отчетов-книг. — М., ИЦ «Современные Строительные Конструкции», НП «СТРС», 2011—2012.
  • Гаврилов-Кремичев Н. Л. После рекордного роста рынок потребовал отдыха. / / «Окна и Двери», 2007, № 6 (123), с.3-5.
  • Николаева И. Л., Гаврилов-Кремичев Н. Л. Кризис как новый этап. Оценка и прогноз развития ситуации. // «Окна и Двери», 2008, № 8-9 (13-135), с.14-21.
  • Гаврилов-Кремичев Н. Л. Российский оконный рынок: мифы и реальность. / / «Окна и Двери», 2007, № 8-9 (125-126), с. 32-36.

[править] Примечания

  1. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  2. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  3. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  4. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  5. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  6. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  7. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  8. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  9. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  10. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  11. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  12. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  13. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  14. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  15. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  16. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  17. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
  18. Гаврилов-Кремичев Н. Л., Николаева И. Л. Российский оконно-фасадный рынок: тенденции посткризисного развития
Личные инструменты