Бартерные операции в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] До 1992 года

Прямой обмен товарами и услугами существовал ещё в плановой экономике.[1] Правда, его экономический смысл не имел особого отношения к рыночной логике.[1] Такой обмен затевался предприятиями не ради увеличения сбыта собственной продукции, а для получения материальных ресурсов, которые нельзя было получить в рамках централизованного распределения.[1] С технологией классических бартерных сделок российские предприятия познакомились позже — уже после начала рыночных экспериментов в позднем СССР.[1] Примерно с конца 1989 года некоторые производители получили право напрямую экспортировать свою продукцию.[1] При организации бартерных операций отечественный и зарубежный партнёры устанавливали на свои товары и услуги условные цены в какой-либо валюте.[1] Обмен осуществлялся в соответствии с этими ценами, но фактически перевода денег со счета на счет не происходило, и в распоряжение каждого из партнёров поступало только определенное совместным договором количество продукции.[1] Таким образом, прямой обмен товаров на товары позволял обоим партнёрам обходить проблему неконвертируемости рубля и некоторых зарубежных валют, а также увеличивать объёмы собственных продаж.[1]

Впоследствии, когда система централизованного снабжения начала рушиться, а благополучие предприятий всё больше и больше стало зависеть от собственных доходов, масштабы бартерных сделок начали расти и внутри страны.[1]

[править] 1992—1999 годы

В 1992 году, после либерализации цен и попыток ужесточения монетарной политики, натуральный обмен товарами и услугами быстро превратился в чрезвычайно распространённое явление.[1] Предприятия, у которых на расчётном счёте не было денег для расплаты с партнёрами, но имелась готовая продукция, посредством бартерных операций поддерживали нормальную хозяйственную деятельность и предотвращали остановки производства.[1] Таким образом, в условиях нехватки денежных средств эти операции помогали ускорять оборот реального капитала (хотя в нормальной ситуации натуральный обмен обычно осуществляется медленнее, чем сделки на основе денежных платежей).[1]

На многих предприятиях, по оценкам их представителей, в некоторые периоды времени до 95 % сделок осуществлялось в бартерной форме.[1]

Особенно активно бартерные операции использовались в рамках замкнутых технологических циклов.[1] В частности, металлурги часто расплачивались своей продукцией за товары и услуги угольщиков, машиностроителей и железных дорог; электростанции — за поставки энергоносителей и транспортное обслуживание.[1] А химическое предприятие ПО «Азот» из Кемерова, например, в своё время частично погашало свои долги перед электроэнергетиками, снабжая их наполнителями для фильтров ТЭЦ.[1] Таким образом, там, где существовали обусловленные технологией производства встречные поставки, бартерный обмен стал надежным средством сохранения кооперационных связей в условиях нехватки у партнёров денежных средств.[1]

К бартеру предприятия прибегали и в тех случаях, когда им было невыгодно проводить платежи через свой банковский счет.[1] Ситуации такого рода возникали, например, в случае наличия крупной задолженности перед энергоснабжающими организациями или по бюджетным платежам, когда любые появлявшиеся на счете предприятия деньги могли быть списаны в пользу влиятельного кредитора в безакцептном порядке.[1]

Начав использовать бартерные сделки, предприятия очень скоро поняли, что натуральный обмен создаёт, помимо прочего, возможность весьма эффективно уклоняться от налогов.[1] В этих целях участники подобных операций обменивали продукцию по условным стоимостям, заметно (иногда в несколько раз) уступавшим рыночным ценам, занижая, таким образом, реальный оборот и, соответственно, налогооблагаемую базу.[1]

Борясь с этим явлением, правительство ввело в налоговое законодательство нормы, в соответствии с которыми нельзя было продавать или обменивать продукцию по ценам ниже себестоимости.[1] Однако опытные бухгалтеры и налоговые консультанты постоянно изобретали всё новые способы, позволявшие обойти эти нормы.[1] Они манипулировали величиной себестоимости, относя издержки на другие виды продукции (заодно уменьшая номинальную прибыль); объявляли, что часть затрат была произведена в предшествующие годы и калькулировали ее по ценам прошлых периодов и т. д.[1] Кроме того, многоступенчатые бартерные и бартерно-денежные схемы сотрудничества, проводимые с участием нескольких партнёров по принципу взаимозачёта, во многих случаях позволяли вообще не отражать реальные сделки в официальном бухгалтерском делопроизводстве, полностью выводя их из-под налогообложения.[1]

В других случаях предприятия наоборот умышленно завышали стоимость товаров и услуг, получаемых по бартеру.[1] Это позволяло им искусственно увеличивать издержки, отражаемые в бухгалтерских отчётах, и таким образом занижать базу по налогу на прибыль.[1]

Своеобразной формой бартерных операций стала выдача зарплаты готовой продукцией.[1] В 1992 году некоторые предприятия, не имея в достатке наличных денег, стали рассчитываться со своими работниками натурой, предлагая последним самим реализовывать полученные в качестве зарплаты товары.[1] Помимо решения трудовых проблем этот метод, судя по всему, давал предприятиям возможность уменьшать некоторые обязательные платежи и налоги (например, начисления на фонд заработной платы).[1] Кроме того, предприятия, таким образом, отчасти решали свои сбытовые проблемы и снижали издержки реализации.[1] В ряде случаев такая форма получения трудовых доходов оказалась выгодной и для работников.[1] Поэтому, несмотря на архаичность подобного стиля взаимоотношений работников и работодателей, метод надолго прижился на некоторых предприятиях и, в первую очередь, на тех, которые производили сами или получали от своих партнеров потребительские товары массового спроса.[1] Примерами такого рода были стекольные заводы в Дятькове (Брянская область) и Гусь-Хрустальном (Владимирская область), ряд машиностроительных заводов, производивших металлическую посуду, и некоторые другие предприятия, вблизи которых в 1990-е годы существовали оживленные самодеятельные рынки, где работники торговали изделиями собственного производства.[1]

Однако в целом организация бартерных операций была сложным и трудоемким делом.[1] Недостаточная ликвидность большинства материальных продуктов сильно ограничивает сферу применения подобных сделок.[1] Использование многоступенчатых и смешанных натуральноденежных схем обмена ненамного расширяет этот диапазон.[1] Кроме того, постепенное распространение принципа 100%-й предоплаты на бартерные сделки сделало их слишком длительными, в результате чего в значительной степени терялся смысл их применения.[1] Вот почему в 1994—1995 годах, когда более-менее наладились новые кооперационные связи, были выработаны более эффективные способы ухода от налогов, а проблема нехватки оборотных средств смягчилась массовыми неплатежами, роль бартерных операций в поддержании устойчивости предприятий несколько уменьшилась.[1] Однако и в этот период времени, судя по некоторым данным, на большинстве крупных предприятий доля бартерных операций составляла не менее 10-30 % общего числа сделок, а в чёрной металлургии, например, доля бартера в товарном обмене до поры до времени держалась на уровне 70-80 %.[1]

Повторный всплеск бартерных операций и взаимозачётов имел место в период, предшествовавший финансовому кризису 1998 года.[1] В это время ограничительная монетарная политика финансовых властей спровоцировала очередное резкое обострение «денежного голода» в российской экономике.[1] Как следствие, в 1998 году доля бартерных операций поднялась, по данным Российского Экономического Барометра, до 51 %.[1]

В 1990-е годы бартерные сделки использовались и для противодействия быстрому обесценению денег, и для восстановления производственных связей, и с целью уклонения от налогов, и с целью преодоления нехватки оборотных средств, и для увеличения объемов сбыта.[2]

Вплоть до начала 2000-х годов бартерные операции, несмотря на их нетехнологичность и дороговизну, сохранялись как масштабное явление.[1]

[править] 2000-е годы

2001 год можно считать годом прощания с засильем бартера в России. Он опустился до уровня, характерного для большинства рыночных стран.[3]

В 2000-х годах круг задач, решаемых при помощи бартерных сделок, резко сузился по сравнению с 1990-ми годами.[2] В новых экономических условиях сохранился только один серьёзный мотив для проведения бартерных сделок — устойчивая нехватка оборотных средств для проведения сделок между партнёрами.[2] Для решения прочих проблем, решавшихся с помощью бартера в 1990-е годы, предприятия теперь могли найти более дешёвые способы.[2] Это было связано с тем, что в нормальных условиях бартерные сделки обычно влекут за собой более значительные трансакционные издержки, чем сделки при помощи «живых» денег.[2] Поэтому уменьшение числа форс-мажорных ситуаций в экономике постепенно превращало бартерный обмен в неконкурентоспособную технологию.[2]

Таким образом, из всеобщего явления бартер трансформировался в специфический вид деятельности, который стал использоваться только в некоторых случаях.[2] Как следствие, доля предприятий, полностью отказавшихся от бартерных сделок, в годы экономического подъема устойчиво росла.[2] Если к началу 2001 года бартерные сделки исключили из своей практики только 22,60 % предприятий, то в начале 2008 года, по данным ИНП РАН, таких предприятий было уже 70,29 %.[2] Если в 1999 году бартерные сделки и взаимозачёты с целью преодоления нехватки оборотных средств использовали 66,39 % опрошенных предприятий, то к 2008 году эта доля сократилась почти в 10 раз — до 7,10 %.[2]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 'Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009
  3. [1]
Торговля в России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Виды торговли  Розничная торговляОптовая торговляВнешняя торговля
Компании  X5 Retail Group N.V.МагнитДикси ГруппОАО «Лента»Седьмой континентГруппа компаний «Виктория»Торговый дом «Копейка»Аптечная сеть 36,6ЕвросетьИНВАЭльдорадо
Рынки  АвтомобилиАвтобусыВооруженияМясоНефтьПшеницаЗерноПриродный газУгольКаменный угольСтальУдобренияМагнийНефтепродуктыМатрасыСчётчики электроэнергииСчётчики газаСчётчики водыМикросхемыМукаМясо и мясопродуктыЭлектроэнергияПолиэтиленовые трубыНефть и нефтепродуктыДревесинаМеталлургическая продукцияУрановая продукцияАлкогольМашины и оборудованиеМясо птицыШиныРисЯдерное топливоСигаретыЦементМолоко и молочные продуктыСахарБумагаГовядинаСвининаКарамельВиноПроволокаЛакокрасочная продукцияПолимерыМебельЯблокиОдеждаБаранинаПеченьеЛизингПивоБытовая техникаТелевизорыЛекарстваТелевизионная рекламаУслуги связиКосметикаИнтернет-рекламаРекламаДетские товарыСамолётыВертолётыФанераМедьАлюминий
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  БартерДоля импортной продукции на российском рынкеДоля импортного продовольствия на российском рынкеМинистерство торговли Российской Федерации
Личные инструменты