Рынок вертолётов в России
Материал из Documentation.





Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжелых вертолетов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолеты семейства Ми-8/17, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, боевые вертолеты семейства Ми-24, соосные средние вертолеты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в 1960-е — 1970-е годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолёты нового поколения Ми-28 Н и Ка-52.[1]
По состоянию на 2010 год на долю ОАО «Вертолёты России» приходилось около 85 % российского рынка вертолётов и 17 % всех мировых продаж (без учёта России) в долларовом эквиваленте.[2]
Содержание |
[править] История
[править] Советское время
Особенностью развития вертолётной техники в СССР было доминирование в производстве машин среднего и тяжёлого классов и слабое развитие лёгких вертолётов.[3]
С 1960-х годов и в народном хозяйстве, и в вооружённых силах использовались преимущественно средние транспортные вертолеты семейства Ми-8, производившиеся наиболее массовой серией. На базе Ми-8 был создан и основной советский боевой вертолет Ми-24. В том же классе находились и вертолёты конструкции Камова с соосными винтами — морские Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-31 и гражданский Ка-32. Активно велся выпуск и тяжелых транспортных вертолетов (Ми-6 и Ми-10, затем Ми-26).[4]
Использование же легких вертолетов, по сравнению с западными странами, носило в СССР относительно ограниченный характер — частная и деловая авиация в Советском Союзе отсутствовала, а у советских военных легкие вертолеты практически не нашли применения. После снятия с эксплуатации поршневого Ми-4 в СССР полностью отсутствовал класс вертолетов промежуточной грузоподъемности между Ми-2 и Ми-8.[5]
[править] С 1992 года
В 2003 году в России было произведено около 70 вертолётов.[6]
В России в январе-июле 2006 года было произведено 37 вертолётов, в том числе 7 Ми-17-В5, 12 Ми-8, 5 Ми-17-1В, 5 Ми-172 и 4 КА-32 «Ансат».[7]
Всего в 2006 году в России было произведено около 90 вертолётов.[8]
В 2007 году на базе всех вертолётостроительных заводов России была создана компания «Вертолёты России». Генеральным директором компании был назначен Андрей Шибитов.[9]
В 2007 году в России было произведено 120 вертолётов.[10] В 2007 году «Казанским вертолётным заводом» было произведено 33 вертолёта, в том числе один вертолет «Ансат».[11]
В 2008 году в России было произведено 169 вертолётов. Объём продаж составил $1,75 млрд, это в 3,5 раза выше уровня 2003 года.[12][13]
На авиасалоне МАКС-2009 был подписан контракт между предприятием вертолетостроительного холдинга ОАО «Вертолеты России» ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и Airfreight Aviation Ltd. (Шарджа, ОАЭ), согласно которому предприятие поставит заказчику 20 вертолетов Ми-171 в 2010 году. В августе 2009 года отмечалось, что за последние два года предприятия холдинга «Вертолеты России» заключили с компанией Airfreight Aviation Ltd. контракты на поставку в общей сложности 70 вертолетов Ми-171.[14]
2010 год стал рекордным по вертолётному производству в России более чем за полтора десятилетия. По данным Минпромторга, в 2010 году в России было произведено 214 вертолётов.[15][16]
В 2011 году в России было произведено 65 гражданских вертолётов, из них 50 ед. — на экспорт (Ми-17-В5 — 3 ед. (все на экспорт), Ми-8МТВ-1 — 8 ед.(1 на экспорт), Ка-32Т — 4 ед., Ми-171Е — 45 ед. (43 ед. на экспорт), Ми-8АМТ — 1 ед. (на экспорт), Ми-171А — 3 ед.(2 ед. на экспорт), Ка-226.50 — 1 ед.[17]
[править] Экспорт
За 2008—2010 годы «Вертолёты России» поставили на экспорт 314 вертолетов, в том числе 114 вертолетов военного назначения.[18]
В 2010 году экспорт вертолётов из России по-прежнему превышал внутренние продажи. В том году количество поставленных на экспорт из России вертолётов выросло на 30 %. В первую очередь это связано с успешными продажами вертолётов серии Ми-8/Ми-17, ставшими подлинным бестселлером российского вертолётостроения.[19][20]
В сентябре 2011 года сообщалось о закупке Азербайджаном нескольких вертолётов производства КВЗ.[21]
В конце 2011 в Индию были поставлены первые двенадцать Ми-17В-5 по контракту 2008 года на 80 машин.[22]
В 2011году КВЗ начал производство 21 вертолёта по американскому контракту для Афганистана. В 2011 году КВЗ поставил американцем 9 машин из этой партии.[23]
В августе 2011 года отмечалось, что значительным резервом наращивания продаж является выход на рынок легких вертолетов. Здесь Россия уже продвигает легкие машины «Ансат» (семь проданы в Южную Корею, есть заказы от Казахстана и Лаоса) и Ка-226 Т (принимает участие в тендере индийского министерства обороны на закупку 197 легких машин). В ближайшие годы к ним должны присоединиться модернизированные версии вертолета Ми-34 (Ми-34 С1 и Ми-34 С2). Можно ожидать, что окончательная доводка всех указанных машин и повышение их ресурса и надежности позволят российским поставщикам получить «свой кусок» и в данном сегменте рынка.[24]
[править] Типы вертолётов
[править] Ми-8
Средний транспортный вертолет Ми-8 выпускается уже более 40 лет и является «рабочей лошадкой» отечественных вооруженных сил и народного хозяйства и визитной карточкой отечественного авиационного экспорта. Производство различных вариантов модификации Ми-8 МТВ (экспортное обозначение Ми-17) с двигателями серии ТВ3—117 продолжается на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах. Машина постоянно совершенствуется (в том числе параллельно силами обоих предприятий), в результате чего создано большое количество вариантов, включая транспортно-боевые, как, например, Ми-171Ш. С 90-х годов ежегодно обоими заводами суммарно выпускалось от 70 до 100 машин семейства, подавляющая часть которых (около 90 процентов) шла на экспорт для военных либо гражданских заказчиков. В последние годы объем поставок рос, и суммарный выпуск в 2009—2010 годах превышает 150 вертолетов в год, причем с перспективой роста.[25]
Мощные, грузоподъемные, неприхотливые и относительно недорогие вертолеты Ми-8/Ми-17 остаются широко востребованными военными и гражданскими заказчиками во многих регионах мира. В западной печати вертолеты Ми-8/17 по популярности, распространенности и простоте иногда сравнивают с другим «знаковым» продуктом российской оборонки — автоматом Калашникова. В этом есть резон.[26]
Основной причиной популярности вертолетов Ми-8 МТВ/Ми-17 на мировом рынке (особенно в развивающихся странах) является их низкая цена. Стоят они менее 10 миллионов долларов за машину в зависимости от комплектации, что в два-три-четыре раза дешевле западных аналогов (Sikorsky S-70 Blackhawk и S-92, Eurocopter EC225 Super Puma и EC725 Cougar), которых Ми-17 к тому же превосходит по грузоподъемности. В связи с недавней закупкой трех Ми-17 Таиландом (за 29 миллионов долларов) один таиландский военный привел такое сравнение: «Мы купили три Ми-17 по цене одного Blackhawk. При этом один Ми-17 может перевозить более 30 солдат, в то время как Blackhawk — только 13».[27]
На концептуальном уровне успешное продолжение и расширение продаж Ми-8/17 связано с тем, что он остается одной из немногих остающихся в производстве машин, противостоящих современным тенденциям стремительного роста стоимости вертолетной техники. Вместо простых и относительно дешевых вертолетов, символами которых, помимо Ми-8, были американский UH-1H и французские Alouette II и III, в производство и на вооружение сейчас на Западе поступают все более дорогостоящие машины специальной конструкции. Они выполнены с широким применением композиционных материалов, оснащены мощными двигателями, круглосуточными и навигационными системами, цифровой авионикой, развитыми комплексами самообороны, различным дополнительным оборудованием и вооружением. Стоимость таких машин приближается к стоимости эскадрильи UH-1H или Ми-8 МТВ. В результате армии многих даже развитых стран не могут позволить себе закупки достаточного количества вертолетов нового поколения, а сами вертолеты утрачивают важную роль дешевого транспортного средства поля боя — своего рода «расходного материала» войны.[28]
В итоге вооруженные силы многих стран (не исключая такую не последнюю в этом мире страну, как, например, Великобритания) переживают «вертолетный кризис», особенно обострившийся в связи с участием в войнах в Ираке и Афганистане. Неудивительно, что именно военные кампании США и их союзников в Ираке и Афганистане дали толчок ренессансу продаж машин серии Ми-8/17. В операциях в этих странах «летающие Калашниковы» зарекомендовали себя с лучшей стороны, в результате чего вертолетный парк восстанавливаемых весьма многочисленных ВВС Ирака и Афганистана формируется за счет закупок новых вертолетов Ми-17.[29]
Первоначально американцы стыдливо прикрывали начатые массовые закупки российских Ми-17 для военной авиации Ирака и Афганистана путем использования всяких посреднических фирм с Украины, из Польши или ОАЭ. Однако в последнее время маски были сброшены, и для Афганистана Пентагон начал осуществлять прямые закупки этих машин в России за свой счет, подписав в начале 2011 года контракт на приобретение 21 вертолета Ми-17. Последнее вызвало негодование в конгрессе США, но выбирать американцам попросту не из чего — свои Blackhawk многократно дороже.[30]
Вертолеты Ми-17 начали активно брать и другие участники афганской кампании — от члена НАТО Канады до еще недавно воротивших нос от «советской» техники Польши и других стран бывшего Варшавского договора.[31]
Таким образом, продажи Ми-17 сейчас переживают значительный подъем. При этом стабильными крупными заказчиками машин этой серии остаются такие их традиционные потребители, как Китай, Индия и Пакистан (последнему, как и частично Китаю, российские машины деликатно поставляются под «гражданской» вывеской). Особенно следует указать на Индию, подписавшую в 2008 году контракт на закупку 80 новых вертолетов Ми-17, поставки которых были начаты из Казани в этом году. Сейчас ведутся переговоры о заказе еще 59 машин. Начаты закупки новых машин серии Ми-17 республиками СНГ — Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией. Наконец, вертолеты Ми-17 прокладывают себе дорогу во все новые страны — достаточно упомянуть недавние контракты с Аргентиной, Боливией, Индонезией, Кенией, Таиландом.[32]
Ожидается, что при условии постоянного совершенствования машины серии Ми-8/17 будут продаваться примерно до 2035 года. Ведутся работы и по созданию радикально обновленной версии этой машины, обозначаемой как Ми-171 М, которая, как ожидается, должна быть запущена в серию в 2015 году.[33]
[править] Ми-26
Самый тяжелый в мире транспортный вертолет Ми-26 взлетным весом до 56 тонн и грузоподъемностью до 20 тонн производится заводом «Роствертол» в Ростовена-Дону и не имеет аналогов за рубежом. Ввиду своей уникальности Ми-26 по-прежнему находит достаточно устойчивый спрос: поставки производятся в штучных количествах как для гражданских, так и для военных инозаказчиков. Среди последних самым крупным выступила Венесуэла, получившая в 2006 году три Ми-26 Т, а по гражданской линии его регулярно покупают китайские компании. Интерес к приобретению проявляет еще ряд стран, в том числе Франция и Бразилия.[34]
Главные надежды по дальнейшему продвижению Ми-26 на внешний рынок и увеличению его коммерческой привлекательности связаны с разрабатываемой модификацией Ми-26 Т2 с новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Испытания Ми-26 Т2 начаты в 2011 году. Эта модификация участвует в индийском тендере на 15 транспортных вертолетов. Дальнейшим развитием машины должен стать радикально модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 М, планируемый к запуску в серию в 2015 году.[35]
[править] Ка-27/Ка-32
На заводе в башкирском Кумертау осуществляется выпуск разработанного ОКБ Камова семейства соосных средних вертолетов на базе морского вертолета Ка-27. С 1993 года в КНР было поставлено минимум семь противолодочных вертолетов Ка-28 (экспортный вариант Ка-27 ПЛ) и три поисково-спасательных Ка-27 ПС, а в 2009—2011 годах — еще девять противолодочных Ка-28. Индия вместе с авианесущим крейсером «Адмирал Горшков» заказала еще восемь Ка-28 (в дополнение к 19, полученным в советское время). Планируется с 2015 года выпуск обновленной версии вертолета Ка-27, в том числе и на экспорт. На основе Ка-27 создан также корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31. Стартовым заказчиком серийных машин этого типа стала Индия, получившая в 2003—2004 годах девять Ка-31, а в рамках контракта на авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» заказавшая еще девять Ка-31. Китай заказал девять Ка-31 с поставкой в 2010—2011 годах.[36]
В Кумертау производится и гражданский вариант вертолета Ка-27, обозначаемый Ка-32, который пользуется устойчивым (хотя и небольшим) спросом на мировом рынке, главным образом по причине сочетания хороших характеристик с очень низкой для вертолета такого класса (11—13 тонн) ценой (4—6 млн долларов). В год за рубеж поставляется семь — десять машин Ка-32. Наиболее крупным их эксплуатантом стала Южная Корея, получившая к 2011 году, главным образом в счет покрытия российской задолженности, до 60 машин (включая семь в поисково-спасательном варианте для ВВС). Ведутся работы по созданию модифицированных вариантов Ка-32.[37]
[править] Боевые вертолёты
В последние полтора десятилетия бывшие в эксплуатации советские боевые вертолеты Ми-24 стали одним из экспортных хитов республик СНГ, особенно в странах Африки, которые считают своего рода обязанностью обзавестись хотя бы парой машин этого типа. Традиционными потребителями Ми-24 выступают и государства, вовлеченные в различные конфликты. Привлекательность Ми-24 объясняется возможностью получить полноценную эффективную боевую машину по цене всего нескольких миллионов долларов — в то время как современные западные боевые вертолеты нового поколения (такие как Boeing AH-64D Apache и Eurocopter Tiger) имеют умопомрачительную стоимость минимум на порядок больше, сопоставимую со стоимостью современного истребителя.[38]
Россия, Украина и Белоруссия продали за рубеж более 400 подержанных вертолетов серии Ми-24 из наличия своих сокращающихся вооруженных сил. Однако интерес заказчиков к машинам этой серии оказался столь велик, что с 2000 года завод «Роствертол» возобновил производство этих вертолетов в экспортной модификации Ми-35 — пушечной Ми-35 П, а затем и более продвинутой модифицированной круглосуточной Ми-35 М. С этого времени на экспорт поставлен 41 вертолет Ми-35 П новой постройки (Индонезии, Кипру, Нигеру, Перу, Чехии), 10 вертолетов Ми-35 М — Венесу эле, а сейчас реализуется контракт на поставку 12 Ми-35 М Бразилии. В 2010 году был заключен крупный контракт на поставку 24 машин Ми-35 М Азербайджану, а всего на конец года руководство «Роствертола» заявило о наличии контрактов на поставку за рубеж 30 Ми-35 П и 28 Ми-35 М.[39]
В 2008—2009 годах, началось, наконец, серийное производство для Вооруженных сил России боевых вертолетов нового поколения Ми-28 Н (на «Роствертоле») и Ка-52 (Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» на Дальнем Востоке). На основе строевого Ми-28 разработана экспортная модификация Ми-28 НЭ. Машина участвует в тендере на поставку в Индию 22 боевых вертолетов, соперничая в нем с американским AH-64D. Проявляют к закупке Ми-28 НЭ интерес Алжир, Венесуэла, Казахстан, Туркмения и ряд других стран. В начале 2011 года было заявлено о наличии первого экспортного контракта на 12 вертолетов Ми-28 Н.[40]
[править] Перспективы

Руководство «Вертолетов России» связывает перспективы увеличения экспорта своей продукции с расширением гаммы предлагаемых машин, для чего активизируются работы по созданию вертолетов новых типов и модернизации существующих. К настоящему времени холдингом разработана обширная программа перспективных работ в вертолетостроении на период до 2020—2025 годов.[41]
Особое внимание уделяется запуску в серию нового транспортного вертолета Ми-38, который должен частично заменить на рынке серию Ми-8/17. Кроме того, ожидается запуск в серию к 2015 году среднего вертолета Ка-62.[42]
К 2020 году «Вертолетами России». планируется разработать и довести до серии три новых типа коммерческих вертолетов — тяжелый транспортный AHL (на основе проекта Ми-46), средний вертолет в классе веса 4,5 тонны (на основе проекта Ми-54) и легкий вертолет в классе веса 2,5 тонны. Кроме того, к этому времени должен быть создан и доведен принципиально новый перспективный морской вертолет Ка-65 (соосной схемы), радикально модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 (обозначение Ми-26 М), транспортный Ми-383 (военный вариант Ми-38), а также беспилотный вертолетный комплекс. Наконец, начата программа создания принципиально нового перспективного скоростного вертолёта со схемой с дополнительным толкающим винтом, что рассматривается как шанс совершить масштабный качественный рывок в вертолетостроении.[43]
[править] Примечания
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[1]
- ↑ О холдинге
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[2]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[3]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[4]
- ↑ «Деньги нам нужны не для спасения, а для развития»[5]
- ↑ В этом году в России произведено 10 самолетов и 37 вертолетов[6]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[7]
- ↑ «Деньги нам нужны не для спасения, а для развития»[8]
- ↑ Двигатели и прогресс[9]
- ↑ Казанский вертолетный завод увеличил производство
- ↑ «Цыганочка» с выходом (часть 2)[10]
- ↑ «Деньги нам нужны не для спасения, а для развития»[11]
- ↑ «Цыганочка» с выходом (часть 2)[12]
- ↑ Российскую авиапромышленность поддержат 70 миллиардами рублей[13]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[14]
- ↑ В 2011 году в России произведено 13 гражданских самолетов[15]
- ↑ «Вертолеты России» под грузом рекламаций
- ↑ КВЗ — мечта банкира[16]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[17]
- ↑ КВЗ — мечта банкира[18]
- ↑ КВЗ — мечта банкира[19]
- ↑ КВЗ — мечта банкира[20]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[21]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[22]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[23]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[24]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[25]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[26]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[27]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[28]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[29]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[30]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[31]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[32]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[33]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[34]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[35]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[36]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[37]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[38]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[39]
- ↑ Советских вертолетов хватит еще на четверть века[40]