Отношения Узбекистана с США


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Теракты в США 11 сентября 2001 года положили начало новому этапу в противостоянии мирового сообщества с международным экстремизмом. После этих событий руководство США внесло корректировки в свою геостратегию, что отразилось и на его позиции в постсоветской Центральной Азии. Особое значение приобрели взаимоотноше ния США с Узбекистаном, которому отныне отводилась роль глав ного партнёра американцев в данном регионе.

Узбекистан ещё в процессе создания своей государственности столкнулся с проблемой исламского экстремизма. Действия Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) вплоть до настоящего момента яв лялись фактором, дестабилизирующим обстановку в регионе. Опас ность продолжения конфликта существует и сейчас, несмотря на фактический разгром этой организации в ходе антитеррористичес кой операции международных сил. На начальном этапе своего существования ИДУ ставило целью создание исламского государства на территории Республики Узбеки стан и, таким образом, представляло непосредственную угрозу режиму Ислама Каримова. Особенно реальной она была в течение 1999—2000 гг. В этот период позиция официального Ташкента в отношении религиозно экстремистских групп (особенно тех, кото рые действовали в центрально азиатском регионе) являлась жесткой и непримиримой. В силу объективных причин в борьбе Узбекистана с религиозным экстремизмом его важнейшим союзником являются США. Этот факт обуславливается, прежде всего, непосредственной заинтересо ванностью Белого дома в борьбе с исламским терроризмом и особой привлекательностью Узбекистана как союзника в контртеррористической операции.

Главным противником США — террористом № 1 — объявлен саудовский миллионер, ветеран различных конфликтов в исламском мире Усама бин Ладен. Уже на начальном этапе борьбы оппозиции с просоветским режимом в Афганистане Усамой бин Ладеном были созданы Исламский фонд спасения (ИФС) и действующая в его рамках организация «Аль Каида». Именно через его организации в Афганистан шёл поток моджахедов из стран с мусульманским населением, оружия, денежных средств. Парадокс заключается в том, что сами американцы «вырастили» будущего противника, используя его, как карту в своей геостратегической игре. Однако очаг терроризма и религиозного экстремизма, созданный при поддержке американцев, вышел из под контроля. Сам глава «Аль Каиды», прикрываясь высокими лозунгами «за щиты исламских интересов во всем мире», стал в глазах широких слоев мусульманской уммы, видящих в Америке источник всех своих бед, борцом за веру и общеисламским лидером. Об этом свидетель ствуют митинги в поддержку бин Ладена и неоднозначная реакция на теракты в США сентября 2001 г. в ряде стран Востока. Теракты, направленные против американцев в Эр Рияде, Дахране, Найроби, Дар эс Саламе, и приписываемые бин Ладену, по ставили его вне закона, а события сентября 2001 г. побудили Ва шингтон приступить к созданию контртеррористической коалиции и начать вооруженную операцию по уничтожению структур между народного терроризма.

Наряду с «Аль Каидой» в «черный список» попали различные экстремистские организации, в том числе ИДУ и «Хизб ут Тахрир». В условиях подготовки операции на территории Афганистана од ной из важнейших задач стало обеспечение действий антитеррорис тической коалиции государствами постсоветской Центральной Азии. Здесь следует отметить различную степень их активности. Наиболь шее содействие союзникам оказал Узбекистан, безотлагательно пре доставивший свои воздушные базы в распоряжение коалиции. Это объясняется непосредственной заинтересованностью узбекских властей в исходе конфликта, поскольку «Талибан» и «Аль Каида» оказывали всестороннюю помощь ИДУ — врагу № 1 для режима И. Каримова. К тому же Узбекистан, еще в 1920 е гг. путем во левого перекраивания карты Средней Азии превращенный советским руководством в сверхреспублику, на сегодня — самая экономически развитая страна региона, а потому — наиболее выгодный союзник международной коалиции, и прежде всего США Таким образом, оба эти государства, — и США, и Узбекистан — стремились покончить с наиболее крайними проявлениями религиозного экстремизма, что и стало основой сотрудничест ва Ташкента и Вашингтона по целому кругу проблем. ИДУ, не сумев выиграть борьбу с Ташкентом, в результате создания между народной антитеррористической коалиции получило противника (и не одного) куда более сильного, чем правительство Узбекистана. Узбекистано американский альянс подпитывался и другими фак торами. Некоторые из них уже с начала 1990 х гг. играли заметную роль во взаимоотношениях США и Узбекистана. На первоначаль ном этапе (1992—1995 гг.) США пытались навязать Узбекистану свой образец демократии, проводили жесткую политику в отноше нии республики, поднимая вопрос о нарушении в ней прав человека, но впоследствии, по мере повышения стратегического статуса Узбе кистана в регионе, эти проблемы отошли на второй план. Об этом, в частности, говорил министр обороны США У. Перри во время своего визита в Ташкент в апреле 1995 г.3 Ключевое значение Узбекистана в центрально азиатском регионе отмечал также прези дент США У. Клинтон на встрече с И. Каримовым в Вашингтоне в июне 1996 г. В условиях проведения контртеррористической опера ции оно возросло еще больше. Стремление Узбекистана к сближению с США отмечалось на протяжении 1990 х гг. в различных внешнеполитических акциях режима И. Каримова.

Так, Узбекистан был одним из трёх государств (включая сами США), проголосовавших против резолюции ООН, осуждавшей эмбарго США против Кубы (12 ноября 1996 года). В то же время президентом Узбекистана И. Каримовым было одобрено эмбарго Белого дома против Ирана. Один из ведущих американских экспертов по Центральной Азии Ф. Старр считает, что Узбекистан заинтересован в привлече нии западных (в первую очередь американских) инвестиций в эко номику страны, однако для Запада капиталовложения в экономику должны иметь не только далеко идущие стратегические, но и непос редственные экономические выгоды. США крайне заинтересованы в уране, титане, золоте, добываемых в Узбекистане4. С 1992 по 1995 гг. общий объем американских финансовых вливаний в эко номику этой страны составил 30965 тыс. долл. После улучшения отношений между двумя государствами финансовый поток в Узбе кистан значительно увеличился. В США под влиянием событий сентября 2001 г. был принят закон об ассигновании зарубежных операций, согласно которому Узбекистану предоставлялись значительные дотации. По некото рым данным, доходы страны в результате обслуживания междуна родной коалиции во время антитеррористической операции в ре гионе составят около 8 млрд долл.5 Для Узбекистана эта сумма является довольно существенной, не сопоставимой с инвестициями иностранных государств в 1990 е гг. За сотрудничество в военной операции в Афганистане США выделили Узбекистану 160 млн. Представитель Госдепартамента Р. Баучер отметил на брифинге 30 января 2002 г. в Вашингтоне, что эти деньги будут направлены в экономику Узбекистана, обеспечение безопасности страны, по строение в ней гражданского общества. Важным моментом для Узбекистана, помимо вложений в экономику, является финансовая помощь в сфере образования, здравоохранения, экологии и др. Тем самым США пытаются создать здесь оазис прозападной демокра тии. Но, как отмечают исследователи, «цена узбекско американ ского сотрудничества, особенно в долгосрочной перспективе, будет немалой для обеих сторон. Для США это — участие в подъеме узбекской экономики, принципиальное согласие на консервацию режима И. Каримова, для Узбекистана — политическое, диплома тическое и иное обеспечение долговременного американского при сутствия в стране и регионе»5. Изменение геополитической ситуации позволило по иному взгля нуть на историю и современное состояние ИДУ. Ранее сам факт его возникновения рассматривался через призму западной демокра тии как нарушение прав свободы вероисповедания (сена тор А.Д’ Амато и конгрессмен К. Смит, июнь 1997 г.)6. Впрочем, американцы и сейчас не забывают о правах человека в стране: А. Каратники, корреспондент газеты «Крисчен Сайенс Монитор», требует от президента Дж. Буша надавить на И. Каримова в воп росах о соблюдении прав человека7. Сенатор Веллстоун, выступив ший с предложением о поправке по Узбекистану в рамках обсуж дения закона об ассигновании иностранных государств, заявил, что необходим жесткий контроль над использованием финансовой помощи и услуг оборонного характера, оказываемых США этому государству. Возможно, эта поправка от 24 октября 2001 г. была некой демонстрацией традиционной американской линии на со блюдение прав человека, где бы то ни было. США в очередной раз продемонстрировали всему миру, что они не теряют бдительности в этой сфере, но не изменили основной стратегии, предписываемой этим законом. Среди узбекской демократической оппозиции нет единства по вопросу американского влияния в Узбекистане. Так, лидер оппозиционной партии «Эрк» МСалих считает, что теракты 11 сен тября 2001 г. стали для И. Каримова шансом расправиться с исламской оппозицией в стране. Их результатом стало усиление нажима правительства на диссидентов. Он не верит, что Узбеки стан станет демократическим государством в связи с проникнове нием американцев в регион, то есть ставит под сомнение позитив ное влияние поправки сенатора Веллстоуна. В качестве примера лидер оппозиции приводит Саудовскую Аравию, в которой также находятся американские военные базы. В противоположность ему один из лидеров партии «Бирлик» Абдуррахим Пулатов считает, что американо узбекистанское сближение окажет только позитив ное влияние на становление демократии в регионе. Но он же отмечает, что взаимодействие с США выгодно прежде всего лично И. Каримову, хотя оно нужно и самой оппозиции, потому что Америка, по его мнению, будет способствовать развитию де мократии в Узбекистане9. Поддержка США в области военных поставок еще более усили вает Узбекистан, и без того считающийся ключевой региональной державой. Имея вооружение советского образца, он выказывает озабоченность по этому поводу, поскольку зависит от поставок из России. Именно поэтому Узбекистан активно переориентируется в сторону стран НАТО. Определенную роль в особом курсе США в отношении Узбеки стана сыграла близость этой страны к району предполагаемых бо евых действий и наличие развитой инфраструктуры, в частности, авиабаз, подходящих для использования воздушных сил междуна родной коалиции. На базе в Ханабаде находится сейчас 1200 аме риканских военнослужащих, а на аэродроме около Термеза скоро разместится контингент войск бундесвера10. Оценивая интересы США в регионе, Объединенный комитет на чальников штабов, Атлантический совет, Институт Центральной Азии и Кавказа в одном из совместно подготовленных аналитичес ких документов заявили о том, что эти интересы являются только лишь стратегическими, то есть речь может идти о предоставлении стра нам постсоветской Центральной Азии помощь в плане их безопас ности. Общая военная помощь, оказанная Ташкенту к 2000 г., оце нивается в сумме 10 млн долл.11 Изменение геополитической ситуации в Центральной Азии и в осо бенности расширение в регионе американского присутствия и влияния прямо затрагивает интересы России, для которой, по определению специалистов, постсоветские государства Центральной Азии являются жизненно важной сферой. Узбекистан же, согласно «особому курсу» президента И. Каримова, фактически отходит от Москвы в сторону Запада (прежде всего США). Это выразилось в свертывании узбе кистано российского взаимодействия по различным направлениям. В 1999 г. Узбекистан вышел из соглашения по коллективной безопасно сти стран СНГ (СКБ), и при этом присоединился к подгруппе СНГ ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), которая тяготилась доминированием Москвы в СНГ.

По этой причине Ташкент не нуждается в согласии Кремля на предоставление в распоряжение иностранных войск военных баз. Опора на США может позволить Узбекистану стать стратегичес ким противовесом другим постсоветским государствам региона, в своей внешней политике больше ориентирующимся на Россию, в частности, Таджикистану, российское влияние в котором в значи тельной степени обусловлено тем, что российские войска охраняют участок таджикско афганской границы. В столице страны, Душан бе, и на юге расположена 201-я мотострелковая дивизия вооружённых сил Российской Федерации, общая численность российских войск составляет около 25 тыс. человек. Россия предпринимает действия по укреплению своего положения в регионе, проводятся совещания и совместные учения стран Московского договора по коллективной безопасности. Так 16 мая на военном совете в Екатеринбурге командующий Приволжско Уральским военным округом генерал полковник Александр Баранов заявил, что 201 й дивизии будет придан статус военной базы. Россия объективно проигрывает США как первостепенный партнёр для государств постсоветской Центральной Азии. Она, в част ности, не может обеспечить сопоставимый с американским поток инвестиций. Основным стержнем политики России могут быть со хранившиеся традиционные связи с правительствами среднеазиатс ких республик, власть в которых пока осуществляется постсоветс кими режимами, однако такого рода ставки значительно ниже кон кретных американских инвестиций14. Оспаривать положение Узбекистана как главного партнера США в центрально азиатском регионе может лишь Казахстан, но экономи ческое превосходство последнего в условиях антитеррористической операции в Афганистане стало второстепенным фактором в схе мах построения региональных альянсов. Маркус Венер отмечает, что Казахстан слишком удален от места проведения операции (Афгани стана) и в то же время слишком близок к России. Новые геополитические реалии перевесили многие прежние аргументы, в частности, то, что именно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рань ше других руководителей среднеазиатских государств заявил, что все возможные запросы Америки и НАТО, касающиеся военной поддер жки, могут быть рассмотрены положительно. У постсоветских государств Центральной Азии и России есть немало общих проблем: так, Узбекистан стремится устранить очаг наркопроизводства и наркотраффика вблизи своих границ — эту беду он разделяет со своими соседями. Однако в главном вопросе сегодняшней политики, и региональной, и мировой — вопросе борь бы с терроризмом — он предпочитает ориентироваться на США, а не на Россию.

[править] Ссылки

Личные инструменты