Отношения Украины с МВФ

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Отношения Украины с МВФ — отношения Украины с Международным валютным фондом. В основном заключаются в предоставлении Украине кредитов.

К началу 2014 года Украина получила от МВФ кредиты на общую сумму 12,3 млрд СДР.[1]

Содержание

[править] История

[править] 1992—1993 годы

В 1992 году Украина стала членом МВФ.[2]

[править] 1994—1995 годы

В апреле 1993 года МВФ объявил о начале программы «Механизм финансирования системных преобразований». Это был инструмент поддержки стран, осуществлявших переход от плановой экономики к свободному рынку. Он создавался, главным образом, для республик бывшего СССР, не способных выполнить традиционные требования Фонда. В программе могли принять участие страны, пострадавшие от сокращения доходов от экспорта и удорожания импорта вследствие трансформации экономической системы. При этом максимальная сумма кредита не должна была превышать 50 % квоты страны в МВФ.[3]

Условия получения средств достаточно точно описывали Украину начала 1990-х. В октябре 1994 года правительство страны приняло предложенную Фондом программу реформ, направленную на снижение темпов инфляции, преодоление разницы между официальным и рыночным обменными курсами, а также повышение реальных процентных ставок до позитивного значения. Квота в 997 млн SDR позволила Украине получить два транша (в конце 1994 и в начале 1995 годов) по 249 млн SDR, или по $392 млн по курсу того времени.[4]

Украина выполнила большинство рекомендаций МВФ, особенно касающихся ужесточения финансовой политики. Положительные результаты сотрудничества проявились уже в первые месяцы 1995 года — инфляция немного замедлилась, экспорт увеличился, обменный курс стабилизировался. Тем не менее, у правительства оставались проблемы с контролем роста цен и дефицитом платёжного баланса. Для дальнейшего поддержания структурных реформ в апреле МВФ одобрил первую программу stand by для Украины.[5]

[править] 1995—1998 годы

Прогресс Украины конца 1994 — начала 1995 годов нуждался в дальнейшей поддержке. Одновременно с осуществлением второго транша кредита в рамках «Механизма финансирования системных преобразований» в апреле 1995 года МВФ одобрил 12-месячную программу stand by на сумму $1,57 млрд. В меморандуме закладывались три главные цели: замедление инфляции путём сокращения дефицита бюджета, увеличение экспорта и развитие либеральных реформ. Но в этот раз правительство медлило с имплементацией программы, а также нарушило несколько её пунктов. В результате МВФ отказался предоставить Украине последний транш займа — Фонд выделил только $850 млн (54 % от запланированных средств).[6]

В 1996 году правительство предприняло новую попытку исправить ситуацию. 10 мая МВФ согласился на ещё один кредит stand by. В этот раз на 9 месяцев и в меньшем объёме — $870 млн. До конца 1996 года планировалось снизить месячный темп инфляции до 1-2 %, сократить дефицит консолидированного бюджета с 5 % в 1995 году до 3,5 %. Программа предусматривала также упразднение некоторых налоговых исключений, сокращение субсидий и другие структурные реформы. По большей части Украина справилась — инфляция действительно замедлилась, появился налог на добавленную стоимость, довольно успешно шли приватизация и либерализация цен. После «Механизма финансирования системных преобразований» кредит stand by 1996 года был последней программой МВФ, в рамках которой Украина получила финансирование в полном объёме.[7]

В августе 1997 года Украина представила директорам МВФ программу реформ 1997—1998 годов, которая показалась им достаточно убедительной для открытия ещё одной годовой кредитной линии (на $540 млн). Принципиальных отличий от предыдущих программ новый меморандум не содержал — необходимо было продолжить экономический рост, основанный на экономических реформах, ещё больше снизить инфляцию и укрепить золотовалютные резервы НБУ. Однако в марте 1998 года МВФ остановил финансирование, поскольку правительство не выполнило условия МВФ относительно показателя дефицита бюджета и максимальных темпов роста денежной базы. Украина получила только 46 % оговорённой суммы ($250 млн).[8]

[править] 1998—2002 годы

В 1998 году Украина и МВФ перешли от краткосрочных кредитов для поддержки платёжного баланса к более продолжительной программе реформ. 4 сентября Украина стала участницей «Механизма расширенного финансирования», или, другими словами, получила кредит в большем размере по отношению к своей квоте в МВФ, чем это предусмотрено в рамках его политики. Правительство утвердило трёхлетний пакет реформ, на который МВФ собирался выделить $2,2 млрд. Целями программы были 4%-ный рост ВВП и 7%-ная инфляция по состоянию на 2001 год.[9]

В мае 1999 года срок программы перенесли на 12 месяцев, а сумма финансирования выросла до $2,6 млрд. Об изменении условий попросила Украина, мотивировав это снижением мировых цен на металлы и падением экспорта в Россию, где продолжали бороться с последствиями кризиса 1998 года.[10]

В этот раз сотрудничество Украины и МВФ основывалось на ежеквартальных отчётах, которые составляло правительство страны. На их основе оценивался прогресс внедрения реформ, а также решалась судьба дальнейших траншей. С октября 1999 года с этим начались проблемы. Темп имплементации программы был слишком низким, выполнения некоторых рекомендаций Украина избегала. В добавок ко всему МВФ обнаружил недостоверность отчётов НБУ о состоянии золотовалютных резервов в 1996—1998 годах. В 2000 и 2001 годах Украина получила всего два транша по $250 млн и $360 млн соответственно. За третий период сотрудничества с МВФ Украина получила около 62 % суммы, на которую рассчитывала.[11]

За это время правительству страны так и не удалось справиться с задолженностью по возмещению НДС и ликвидировать налоговые привилегии для крупных налогоплательщиков, как того требовал МВФ. Были и другие нерешённые проблемы. Но, несмотря на это, Украина добилась изначальных целей программы. В 2001 году ВВП вырос на 9,1 %, инфляция была на уровне 6,1 %, а золотовалютных резервов хватало уже почти на 8 недель импорта.[12]

[править] 2002—2008 годы

В конце 2002 года Кабинет министров среди приемлемых форм дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ избрал программу «Предупредительный стенд-бай». Утверждена была она уже в 2004 году советом директоров МВФ. Согласно программе, Украина могла обращаться к организации с целью получения кредита на сумму $605 млн в случае резкого ухудшения платёжного баланса или уменьшения ЗВР. Однако острой потребности в займах Украина не ощущала, следовательно, и не хотела проводить все требуемые МВФ реформы.[13]

Сотрудничество застопорилось после того, как правительство отказалось выполнять структурные критерии, которые касались верхнего предела кассового дефицита консолидированного бюджета и просроченной задолженности по возмещению НДС. Сотрудничество с МВФ стало фактически невозможным до 29 марта 2005 года, когда формально истёк срок реализации этой программы.[14]

В период с 2005 по 2008 годы сотрудничество Украины с МВФ было сконцентрировано в сфере технической помощи. Этот подход соответствовал тезисам, высказанным президентом Украины Виктором Ющенко: «В будущее — без долгов». Так, сотрудничество МВФ и Украины заключалось по большей части в согласовании главных параметров макроэкономической политики с тенденциями и прогнозами развития мировой конъюнктуры, с динамикой и направлениями мировых финансовых и инвестиционных потоков и углубления координации в области валютной политики.[15]

[править] 2008—2013 годы

В условиях обострения мирового кризиса, и, как следствие, потери взаимного доверия финансовых институтов по всему миру, а также неопределённости мировой экономики Украина оказалась перед необходимостью получить поддержку со стороны МВФ. 15 октября 2008 года Украина пригласила в Киев миссию МВФ для проведения консультаций по вопросу о привлечении Украиной ресурсов МВФ в рамках программы сотрудничества «Стенд-бай». В конце работы миссии с экспертами МВФ была достигнута договорённость относительно сумм и условий привлечения средств.[16]

После получения нескольких траншей в 2010 году программа была пересмотрена. 28 июля 2010 года Украина приняла новую совместную с МВФ программу «Стенд-бай» на общую сумму $15,1 млрд, сроком на 2,5 года, отменив соглашение «Стенд-бай», утверждённое в ноябре 2008 года, в том числе все транши, которые ещё остались в соответствии с прошлым соглашением.[17]

В декабре того же года был завершён первый пересмотр программы и подписан новый меморандум о намерениях. После выполнения украинской стороной предварительных мер совет директоров 22 декабря 2010 года принял решение о завершении пересмотра программы. Результатом этого стало выделение транша на $1,5 млрд, из которых $1 млрд поступил в поддержку государственного бюджета.[18]

Для дальнейшего сотрудничества Украина должна была решать «наболевшие» вопросы, связанные с дефицитом бюджета, проблему цен на энергоносители и девальвировать гривну. На непопулярные меры правительство Украины идти не хотело, и далее следовали «меморандумы о меморандумах». Украина стремительными темпами начала наращивать государственный долг и тратить ЗВР.[19]

В целом в рамках этой программы Украина получила три транша общим объёмом около $10,6 млрд. Формально программа закончилась 28 декабря 2012 года. После этого сотрудничество Украины с МВФ было сконцентрировано в сфере технических консультаций.[20]

[править] 2015 год

В марте 2015 года Украина и МВФ подписали меморандум об экономической и финансовой политике, которую страна должна проводить в рамках программы EFF.[21]

[править] Показатели

Займы МВФ Украине, погашение и обслуживание займов МВФ, в млн СДР.[22]

Годы Перечисление средств займов Погашение основного долга Выплата процентов
199424900
1995788028
1996536051
1997207074
19982827785
199946740781
200019064392
200129136168
2002014143
2003014531
2004020230
2005020334
2006027936
2007027925
200830002169
200940005787
201022500158
201100230
201202234198
201303656111

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Отношения Украины и МВФ. 4 марта 2014
  2. Отношения Украины и МВФ. 4 марта 2014
  3. История отношений Украины с МВФ. 1994—1995. 21 октября 2014
  4. История отношений Украины с МВФ. 1994—1995. 21 октября 2014
  5. История отношений Украины с МВФ. 1994—1995. 21 октября 2014
  6. История отношений Украины с МВФ. 1995—1998. 21 октября 2014
  7. История отношений Украины с МВФ. 1995—1998. 21 октября 2014
  8. История отношений Украины с МВФ. 1995—1998. 21 октября 2014
  9. История отношений Украины с МВФ. 1998—2002. 21 октября 2014
  10. История отношений Украины с МВФ. 1998—2002. 21 октября 2014
  11. История отношений Украины с МВФ. 1998—2002. 21 октября 2014
  12. История отношений Украины с МВФ. 1998—2002. 21 октября 2014
  13. История отношений Украины с МВФ. 2002—2008. 21 октября 2014
  14. История отношений Украины с МВФ. 2002—2008. 21 октября 2014
  15. История отношений Украины с МВФ. 2002—2008. 21 октября 2014
  16. История отношений Украины с МВФ. 2008—2013. 21 октября 2014
  17. История отношений Украины с МВФ. 2008—2013. 21 октября 2014
  18. История отношений Украины с МВФ. 2008—2013. 21 октября 2014
  19. История отношений Украины с МВФ. 2008—2013. 21 октября 2014
  20. История отношений Украины с МВФ. 2008—2013. 21 октября 2014
  21. [1]
  22. Отношения Украины и МВФ. 4 марта 2014
Внешняя политика Украины
История 

1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)

Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОМВФЕвросоюз
Личные инструменты