Отношения США с Украиной

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Отношения Украины с США)
Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Торговые отношения

В 2016 году экспорт товаров из Украины в США составил $427 млн, экспорт из США на Украину — $1,69 млрд, отрицательное сальдо — $1,26 млрд (данные статистики Украины).[1]

В I полугодии 2017 года произошёл значительный рост товарооборота Украины с США.[2]

[править] Американские визы

В марте 2018 года отмечалось, что ежегодно за получением визы в США обращаются более 120 тыс. граждан Украины.[3]

Выдача неиммиграционных виз США гражданам Украины (тыс., данные по фискальному году):[4]

  • 2009 год: 43,698
  • 2011 год: 50,086
  • 2013 год: 51,934
  • 2015 год: 77,203
  • 2018 год: 63,726

Доля отказов гражданам Украины в гостевых визах (B-visas) для поездок в США (данные по фискальному году):

  • 2012 год: 26,9 %[5]
  • 2013 год: 26,7 %[6]
  • 2014 год: 27,7 %[7]
  • 2015 год: 34,03 %[8]
  • 2016 год: 40,83 %[9][10]
  • 2017 год: 34,54 %[11][12]
  • 2018 год: 40,97 %[13]

[править] Участие в лотерее Green Card

1,5 млн граждан Украины (около 3 % населения страны) участвуют в лотерее Green Card.[14]

[править] История

[править] 1990-е годы

США официально признали независимость Украины 25 декабря 1991 года.[15]

3 января 1992 года были установлены дипломатические отношения между США и Украиной.

Первый официальный визит президента Украины Л. Кравчука в США состоялся в мае 1992 года.

В январе 1993 г. к власти в США пришел Б. Клинтон, который продолжил в отношении Украины политику Дж. Буша-старшего.

В феврале 1993 г. возникла серьезная опасность отхода Украины от взятых на себя обязательств по отказу ядерного оружия, поскольку Верховная Рада отложила рассмотрение Договора о сокращении стратегических вооружений. Подобная задержка объяснялась тем, что в обмен на вывод ядерного оружия Украина рассчитывала получить экономическую помощь в размере нескольких миллиардов долларов и гарантии безопасности.

В апреле 1993 г. Госдепартамент США выступил с заявлением о необходимости и неотложности «совместного преодоления кризиса доверия» между странами.

В мае 1993 года в Киев прибыл посол США по особым поручениям, специальный советник Государственного секретаря США по связям с новыми независимыми государствами С. Тэлботт, который заявил о заинтересованности американской стороны начать новый этап в отношениях с Украиной.

В июне 1993 г. Президент США Б. Клинтон предложил трехсторонний вариант решения ядерной проблемы. В соответствии с этим планом американская сторона должна была выступить третьей стороной в вопросе разоружения Украины.

В сентябре 1993 года Конгресс США принял решение о предоставлении финансовой помощи Украине в размере 350 млн долл.

В октябре 1993 года Киев с официальным визитом посетил Государственный секретарь США У. Кристофер. На встрече с ним президент Украины вновь подтвердил, что Украина готова соблюдать Лиссабонский протокол, но ратификация Договора о сокращении стратегических вооружений может состояться только в случае финансовых компенсаций. Подобное заявление поставило под угрозу все прежние американо-украинские договоренности.

Определенный прорыв по вопросу вывода с территории Украины ядерного оружия был достигнут 13 января 1994 г. благодаря российско-американскому взаимодействию. Сначала на Украину с визитом прибыл Президент США Б. Клинтон. Затем 14 января в Москве Президенты России, США и Украины подписали трёхстороннее соглашение, в соответствии с которым Киев обязывался ликвидировать весь ядерный потенциал. США согласились заплатить России 60 млн долл. за поставку Украине 100 тонн ядерного топлива. Россия и США подтвердили территориальную целостность Украины. Кроме того, российская сторона заявила о готовности списать часть долгов Украины за поставки энергоносителей, а США согласились увеличить помощь Украине до 750 млн долл.

В середине 1990-х годов одним из приоритетных направлений внешней политики США в отношении Украины являлось развитие военного и политического сотрудничества. В качестве механизма расширения взаимодействия двух стран в этой сфере был использован потенциал НАТО. В 1994 году Украина присоединилась к программе НАТО «Партнёрство ради мира».

В 1995 году Президент США Б. Клинтон посетил Украину с официальным визитом.

Роль Украины во внешней политике США нашла свое отражение в согласованной резолюции, принятой в сентябре 1996 года палатой представителей и сенатом конгресса США № 120 «В поддержку независимости Украины». В этом документе была отмечена ключевая роль Украины, которая объявлялась важным элементом национальной безопасности США, а также подчеркивалось, что Украина «противостояла появлению любой политической или военной организации, которая способствовала бы реинтеграции государств бывшего Советского Союза».

США инициировали создание постоянных механизмов взаимодействия Украины с НАТО. В мае 1997 г. генеральный секретарь НАТО Х. Солана открыл в Киеве Центр информации и документации НАТО. Затем, в июле 1997 года была подписана Хартия «Об особом партнерстве между Украиной и НАТО», которая стала первым документом, который юридически закрепил отношения Украины с НАТО и заложила законодательную основу для расширения их последующего сотрудничества, в котором США играли ключевую роль.

Другим направлением американской внешней политики стало втягивание Киева в формат многостороннего взаимодействия с другими странами постсоветского пространства. При поддержке США в 1997 г. была создана организация ГУАМ, в которую вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривался в качестве альтернативы интеграционным проектам, которые предлагались Россией.

В июле 1998 г. визиты на Украину совершили Генеральный секретарь НАТО Х. Солана и вице-президент США А. Гора, который заявил о неизменности курса американской администрации на поддержку демократической, независимой Украины. В ноябре 1998 года была принята Государственная программа сотрудничества Украина — НАТО.

В апреле 1999 г. открылась миссия НАТО, которая должна была способствовать углублению контактов альянса с Украиной.

[править] 2000-е годы

В 2000 г. государственный секретарь США М. Олбрайт заявила, что Украина является ключевой страной для создания безопасной и неразделенной Европы.

В 2002 году США обвиняли Украину в продаже Ираку нескольких радиолокационных комплексов «Кольчуга».

В апреле 2005 г. Украина и США подписали заявление «Повестка нового века для украинско-американского партнерства», которая заложила основы для развития политического диалога в последующие годы.

В 2008 г. США активизировали политические контакты с украинскими властями. В начале года руководство Украины в лице Президента, спикера Верховной Рады и премьер-министра направили в НАТО документ, в котором изложили просьбу включить страну в ПДЧ в НАТО.

В декабре 2008 г. Украина и США подписали Хартию о стратегическом партнерстве двух стран. В этом документе Вашингтон подтвердил свою готовность поддержать Украину в ее стремлении вступить в НАТО, а также учитывать украинские интересы: защищать безопасность и территориальную целостность, укреплять верховенство права, способствовать расширению экономических свобод и демократических институций.

С приходом к власти американского Президента Б. Обамы взаимоотношения Украины с США получили новый импульс развития. Новая администрация США подтвердила значимость украинско-американской Хартии о стратегическом партнерстве. Некоторое время спустя была создана Комиссия стратегического партнерства (КСП) под председательством министра иностранных дел Украины и госсекретаря США. В апреле 2009 г. состоялся визит в Украину первого заместителя госсекретаря Джеймса Стайнберга, который отметил необходимость развивать уже существующие консультативные органы, углублять сотрудничество на основе «Дорожной карты» и Хартии о стратегическом партнерстве.

[править] 2010-е годы

Победа на Украине в 2010 г. в ходе президентских выборов В. Януковича привела к переоценке американской политики на украинском направлении. Причиной этому послужили заявления нового главы украинского государства о готовности изменения внешнеполитического курса в сторону углублений отношений с Россией и последовавшее затем подписание Харьковских соглашений.

Госсекретарь США Х. Клинтон во время своего визита в Киев 2 июля 2010 г. заявила: «кое-кто пытается принуждать Украину сделать свой выбор между Россией и Западом. Мы убеждены, что это фальшивый выбор. Украина является независимым государством… мы уверены, что украинцы сами могут прокладывать свой путь и в этом могут рассчитывать на поддержку США».

6-20 июня 2011 года США и Украина провели военно-морские учения Sea Breeze-2011.

В середине 2010 г. украинские власти заявили о заинтересованности в дальнейшем развитии отношений с США. В июле состоялось заседание Комиссии по стратегическому партнерству, на котором обсуждались вопросы международной и региональной безопасности, внешней политики и обороны, военно-технического сотрудничества. Американская сторона отметила готовность увеличить финансирование в рамках программы утилизации твердого ракетного топлива. Одновременно США расширили сотрудничество в торгово-экономической сфере. В октябре в Киеве состоялось третье заседание украинско-американского совета по торговле и инвестициям, на котором обсуждались перспективы сотрудничества в торгово-экономической и финансово-инвестиционной сфере.

В феврале 2011 г. состоялось третье заседание украинско-американской Комиссии по стратегическому партнерству, которая выступала основным координирующим механизмом двустороннего сотрудничества по всему комплексу вопросов, представляющих взаимный интерес для Украины и США. По результатам переговоров было обнародовано совместное заявление, вновь подтвердившее актуальность подписанной в декабре 2008 г. Хартии о стратегическом партнерстве между Украиной и США. В документе также был отмечен значительный прогресс в реализации договоренностей Президентов Украины и США, достигнутых в апреле 2010 г. в Вашингтоне во время саммита по ядерной безопасности, очерчены приоритеты украинско-американского взаимодействия на двусторонней основе. Тогда же был подписан Меморандум о сотрудничестве Украины с американской компанией «ExxonMobil» в сфере разведки запасов нетрадиционных углеводородов.

В мае 2012 г. в Сенате США обсуждался вопрос введении визовых ограничений в отношении Президента Украины Виктора Януковича и ряда должностных лиц, ответственных за тюремное заключение экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко.

В сентябре 2012 г. в преддверие парламентских выборов на Украине США вновь обратились к теме политических заключенных. Сенат США одобрил резолюцию № 466, в которой осудил действия администрации Президента В. Януковича, направленные на политически мотивированный арест бывшего главы правительства Ю. Тимошенко, и призывал Государственный департамент США выдать запрещение на выдачу виз тем, кто ответственен за арест Тимошенко и плохое обращение с ней. Согласно документу резолюция была дополнением к международному анализу и протестам по поводу нарушений, которые происходили на Украине.

В январе 2013 г. Украина подписала соглашение с американской компанией «Shell» о разработке месторождений сланцевого газа, расположенных на украинской территории.

В 2015 году США и Украина подписали соглашение о предоставлении Киеву кредитных гарантий на сумму 2 миллиарда долларов.

20 июня 2017 года президент Украины Петр Порошенко встретился с новоизбранным американским коллегой Дональдом Трампом.

[править] Показатели

Объём денежных переводов физических лиц из США на Украину по официальным и неофициальным каналам ($млрд):[16]

  • 2015 год: 0,516
  • 2016 год: 0,576
  • 2017 год: 0,679
  • 2018 год: 0,870

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. Nonimmigrant Visas Issued by Nationality (Including Border Crossing Cards) Fiscal Year 2009—2018
  5. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2012
  6. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2013
  7. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2014
  8. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2015
  9. [4]
  10. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2016
  11. [5]
  12. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2017
  13. ADJUSTED REFUSAL RATE — B-VISAS ONLY BY NATIONALITY FISCAL YEAR 2018
  14. [6]
  15. [7]
  16. Украинские Трудовые мигранты: стимул или тормоз для экономики?
Внешняя политика США
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз


Внешняя политика Украины
История 

1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)

Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОМВФЕвросоюз
Личные инструменты