Малое предпринимательство в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

К началу 2013 года в России было зарегистрировано 2,00 млн малых предприятий (в том числе 1,76 млн микропредприятий), что на 8,7 % больше, чем годом ранее. При этом количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 1396 единиц, что превышает показатель прошлого года на 111 единиц.[1]

Содержание

[править] Отраслевая структура

В 2005 году отмечалось, что отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32 % от общего объема производства товаров и услуг), объёмы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 процентов соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании ничтожно мала — 1,9 %.[2]

По данным исследования, проведённого в 2011 году, 38 % малых и средних предприятий — юрлиц в России работают в сфере оптовой и розничной торговли[3]; 21 % — в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. На долю строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, электроэнергетики приходится по 11 %. При этом 53 % индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей[4]; по 11 % — транспортной деятельностью и операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Почти 7 % индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве.[5]

[править] История

В 2000 году отмечалось, что, по разным оценкам, малые предприниматели производят от 9 до 13 % ВНП. Из существовавших тогда 800 тыс. малых предприятий меньше половины работали в белом секторе, большая часть оборота малого бизнеса находилось в тени.[6]

В период до 2003 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта.[7]

В 2004 году количество малых предприятий в России составляло 950 тыс., а количество занятых на них — около 8,3 млн человек, что составляет 17 % всех наёмных работников. Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3 %, объём производства товаров и услуг увеличился на 33 % по сравнению с 2003 годом) во многом была обусловлена осуществленной в 2003—2004 годах государственной политикой по следующим направлениям:[8]

  • упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна», в течение 5 рабочих дней;
  • введение трёхлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий;
  • установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход).

В 2007 году на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству министр экономики Герман Греф приводил данные, что с 2001 по 2004 год малый бизнес удвоил свой вклад в ВВП.[9][10]

В 2007 году отмечалось, что по данным Минэкономразвития, вклад малого бизнеса в российскую экономику составляет 15-17 % ВВП.[11]

В начале 2005 года утверждалось, что хотя Правительство Российской Федерации постоянно осуществляло различные меры поддержки, обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны не удалось.[12]

Согласно докладу «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году», подготовленному Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), малые предприятия (МП) в России по таким показателям, как объемы оборота, численность работников, налоговые поступления, имеют достаточно хорошие результаты. Количество предприятий увеличивается — так, на начало 2007 года число зарегистрированных МП достигло 1 млн (1032,8 тыс.), увеличившись за год на 5,5 %. Малые предприятия сосредоточены крайне неравномерно. Если в среднем по России в расчете на 100 тыс. населения зафиксировано 719,9 организации, то в Северо-Западном федеральном округе — 1183 предприятия на 100 тыс. человек, Центральном — 940, Дальневосточном — 679. Средние показатели у Приволжского и Сибирского ФО, меньше всего МП зарегистрировано в Южном ФО — 490. Этот сектор экономики растет крайне неравномерно. Так, при среднем приросте в 37,3 малого предприятия на 100 тыс. населения в 2006 году самый большой прирост зафиксирован в Дальневосточном округе — 97 предприятий на 100 тыс., Уральском — 78, Центральном — 41. У лидера — северо-запада — зафиксирован отрицательный рост: на 100 тыс. населения в 2006 году малых предприятий стало на 5,8 меньше. Максимальный прирост отмечен в Томской области, Республике Коми, Калининградской и Сахалинской областях. Сильнее всего число малых предприятий сократилось в Магаданской области. В докладе отмечается, что увеличение числа малых предприятий происходило на фоне роста численности занятых на них (без учета совместителей) — в 2006 году число работников в малом бизнесе достигло 8,58 млн человек, увеличившись за год на 6,7 %. В это число не входят 2,9 млн предпринимателей, работающих без образования юридического лица. Из других положительных тенденций в малом бизнесе — рост объема оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал и рост оборотов. В 2006 году последний вырос на 15 % по сравнению с 2005 годом, он зафиксирован во всех федеральных округах, наиболее значительное увеличение продаж малых предприятий отмечено в Сибирском и Северо-Западном ФО.[13]

Число малых предприятий в России на начало 2007 года превысило один миллион, увеличившись за год на пять с половиной процентов. Об этом 19 июня 2007 года написала газета «Коммерсант» со ссылкой на доклад Национального института системного изучения проблем предпринимательства (НИСИПП). Исследователи отмечают неравномерный рост числа малых предприятий по регионам. Так, если в Северо-Западном федеральном округе на сто тысяч человек зарегистрировано 1183 малых предприятия, то в Южном федеральном округе — 490. Средний прирост числа малых предприятий по России в целом за 2006 год составил около 37 новых организаций на сто тысяч жителей. Самый заметный рост зарегистрирован в Дальневосточном федеральном округе — 97, а в Северо-Западном округе, лидирующему по числу малых предприятий на душу населения, отмечено снижение показателя.[14]

В 2007 году отмечалось, что по оценкам МЭРТа сейчас малый бизнес генерирует около 15-17 % ВВП.[15]

В 2007 году президент ассоциации «Опора России» Сергей Борисов заявил, что считает рост в малом бизнесе в 5 % непоказательным. «Незначительный рост есть, но пока мы можем говорить только о стабилизации. О росте сможем говорить, только если его темпы перевалят за 10 %. Сейчас это просто клонирование предприятий, которые работают по „упрощенке“. Кроме того, пока малые предприятия работают в основном в торговле, а не в инновационных сферах или строительстве»,— заметил он. Среди ключевых проблем он называет сложности с подключением к энергосетям и проблему контрольно-кассовых аппаратов.[16]

Малый и средний бизнес в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 году была создана специальная комиссия при правительстве России, которую в настоящее время возглавляет первый вице-премьер И. И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах.[17]

[править] Микробизнес

Микробизнес — это бизнес с годовой выручкой до 120 млн рублей с численностью до 15 человек. В России 96 % из 5,7 млн субъектов малого и среднего предпринимательства — это микробизнес.[18]

Микробизнес в настоящее время в основном «сидит» на налоговых спецрежимах, поскольку в общей системе налогообложения налоговая нагрузка существенно выше.[19]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Число малых предприятий в РФ за год выросло почти на 9 %
  2. http://www.tambov.gov.ru/site/ekon/flash/metod_mater_zakon/programma.doc
  3. Включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
  4. Включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
  5. Торговля остается самой привлекательной сферой для малого бизнеса
  6. http://www.kommersant.ru/Doc-y/142633
  7. http://www.tambov.gov.ru/site/ekon/flash/metod_mater_zakon/programma.doc
  8. http://www.tambov.gov.ru/site/ekon/flash/metod_mater_zakon/programma.doc
  9. http://www.kommersant.ru/doc/775471
  10. http://lenta.ru/news/2007/06/19/small/
  11. http://lenta.ru/news/2007/06/19/small/
  12. http://www.tambov.gov.ru/site/ekon/flash/metod_mater_zakon/programma.doc
  13. http://www.kommersant.ru/doc/775471
  14. http://lenta.ru/news/2007/06/19/small/
  15. http://www.kommersant.ru/doc/775471
  16. http://www.kommersant.ru/doc/775471
  17. Малый и средний бизнес в России
  18. [1]
  19. [2]
  20. [3]
Личные инструменты