Противоракетная оборона США


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Национальная система противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки (НПРО США) (National Missile Defense — NMD) — система противоракетной обороны, создаваемая, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран, Сирию (ранее также Ирак и Ливию).[1]

Содержание

[править] История

Впервые с идеей создания системы обороны от ракет командование армии США выступило в 1945 году. Тогда исследовательская группа ВВС США предложила использовать для борьбы с ракетами потоки энергии. В конце 1940-х годов США начали разработку противоракетных систем, предназначенных для противодействия советским баллистическим ракетам. Первые американские противоракетные программы носили названия Nike-Zeus и Nike-X.

В середине 1960-х годов СССР и США предпринимали попытки заключить договор по ПРО, которые тогда закончились безрезультатно. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) был подписан 26 мая 1972 года в Москве генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном (вступил в силу 3 октября 1972 года). Договор был заключен на неограниченный срок с правом выхода из него каждой из сторон. В соответствии с договором СССР и США обязались не развёртывать системы ПРО на территории своих стран и не создавать основу для такой обороны, кроме 2 комплексов ПРО: вокруг столицы и в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Радиус каждого из этих районов не должен превышать 150 км, в его пределах может быть развернуто не более 100 ПУ противоракет. Договор разрешал модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов, но обязывал стороны не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

Попытки нарушить договор со стороны США предпринимались неоднократно. 23 марта 1983 года президент США Рональд Рейган заявил о начале работ, которые ставили своей целью изучение дополнительных оборонительных мер против межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Была разработана программа «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), которая в случае её реализации должна была обеспечить защиту всей территории США от МБР. Это достигалось путём размещения перехватчиков в космосе, поэтому программа получила неофициальное название «звёздные войны». В 1991 году президент Джордж Буш-старший выдвинул новую концепцию программы СОИ, так называемую Глобальную защиту от ограниченного удара (ГЗОУ). Она позволяла перехватывать ограниченное число ракет. С этого момента начались попытки США создать НПРО в обход договора по ПРО.

4 февраля 1999 года 58 конгрессменов от Республиканской партии внесли в сенат США законопроект, в котором содержалось требование провозгласить развертывание национальной системы противоракетной обороны (НПРО) государственной политикой США. 17 марта сенат проголосовал за соответствующую резолюцию подавляющим большинством голосов. 23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал одобренный ранее конгрессом законопроект. Разработка НПРО, по мнению Клинтона, вызвана «усиливающейся угрозой возможного создания и размещения странами-изгоями ракет большой дальности, способных нести оружие массового поражения против США и их союзников». К таким странам США относят, в частности, Северную Корею, Иран, Ирак. Закон уполномочил Пентагон разместить элементы этой системы для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет «технически возможно». В соответствии с планами, на первом этапе такой системы к 2005 году в центральных районах Аляски должны быть развернуты 100 ракет-перехватчиков, построена одна новая РЛС и модернизировано несколько уже действующих РЛС раннего предупреждения. На втором этапе — до 2010 года — на низкую околоземную орбиту должны быть выведены 24 спутника, которые будут следить за запусками ракет. На третьем — до 2015 года — еще 150 ракет-перехватчиков будут размещены в Северной Дакоте.

Избранный в ноябре 2000 года президент Джордж Буш-младший в своих выступлениях неоднократно подтверждал намерение создать систему НПРО, несмотря на решительные возражения со стороны России и заявлял, что со временем США выйдут из Договора по ПРО от 1972 года, чтобы расширить исследования и разработки в этой области. Разработка системы НПРО, утверждал Буш, «не является попыткой создать такой баланс сил, который будет выгоден только США». По его выражению, это «послужит миру» и безопасности других стран, «сознающих наличие реальных угроз в период после окончания холодной войны».

В июне 2002 года США официально вышли из Договора по ПРО от 1972 года. В заявлении Белого дома Буш указал, что развёртывание представляет собой «ещё один важный шаг» в противодействии угрозам XXI века, стоящим перед США, их друзьями и союзниками.

В создаваемую американцами систему ПРО войдут плавучие и наземные элементы на Аляске, в Калифорнии, Японии, Гренландии и ряде европейских стран. В августе 2003 года Пентагон принял решение расконсервировать свою военно-морскую базу на острове Адак Алеутской гряды для поддержки ключевого элемента создаваемой системы ПРО — плавучей РЛС. База была закрыта в 1996 году, но вся её инфраструктура осталась в рабочем состоянии. Мощная РЛС установлена на модернизированной нефтяной платформе, способной передвигаться со скоростью до 4 узлов. Радар станет составной частью интегрированной системы ПРО вместе с ракетами-перехватчиками, размещенными на Аляске. Осенью 2004 года Пентагон смонтировал 6 пусковых установок ракет-перехватчиков, которые размещены на базе Форт-Грили (штат Аляска), и в декабре 2004 года — 4 на базе Ванденберг (штат Калифорния). В 2005 году в Форт-Грили появилось ещё 10 таких установок.

По словам помощника госсекретаря США по вопросам нераспространения и международной безопасности Джона Руда, «более чем 15 стран, … в той или иной степени вовлечены в усилия по созданию системы ПРО». Среди этих стран, отметил он, выступая в Лондоне 27 февраля 2007 года на конференции по вопросам ПРО «Международная оборона: вызовы для Европы», — Великобритания, Австралия, Дания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Индия, Япония, Нидерланды, Тайвань, Украина, Польша и Чешская республика.

Сотрудничество США, Германии и Италии в области создания ПРО началось в 1997 году. В этом же году к этой программе присоединилась Великобритания. В 1998 году были проведены первые испытания этой системы. В 2003 году Великобритания и позднее Дания согласились на модернизацию расположенных на их территории систем разведки и раннего предупреждения противоракетной обороны, которые были созданы еще в эпоху «холодной войны». Переговоры с США о создании совместного «противоракетного зонтика» провели Нидерланды и Норвегия. Интерес к ПРО проявляют также Турция и Канада.

В конце 2004 года Япония и США подписали соглашение о сотрудничестве в области создания ПРО, которое предусматривало и обмен секретными технологиями. В 2005 году стороны согласились разделить пополам расходы на этот проект. В Японии также размещены американские станции слежения за ракетными пусками. К 2010 году в Японии должен появиться совместный американо-японский командный пункт.

За восьмилетний период правления администрации Джорджа Буша США значительно продвинулись вперед в деле совершенствования многослойной системы ПРО в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), придавая ей способность уничтожать любые виды баллистических ракет, любой дальности и на любой траектории полета (на стадии ускорения, срединной и заключительной части полета).[2]

Соединенные Штаты разместили в данном регионе все 11 ключевых компонентов стратегической и тактической систем ПРО — шесть в ВВС, четыре в Сухопутных войсках и один в ВМС («приписка» двух новых элементов систем ПРО к конкретным видам Вооруженных Сил еще не определена). Региональный центр США по глобальному управлению указанными информационно-разведывательными и боевыми средствами находится на Гавайских островах.[3]

Стратегическая система ПРО США в АТР включает как разведывательно-информационные средства раннего предупреждения в виде РЛС стратегического назначения, позволяющие засекать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) на дальности полета свыше 5,5 тысяч км, так и ударно-боевые средства в виде ракет-перехватчиков наземного и морского базирования.[4]

В частности, в интересах разведывательно-информационного обеспечения стратегической системы ПРО, находящейся в зоне Тихого океана, Пентагон развернул крупнейшую стационарную РЛС раннего предупреждения с фазированной решеткой в Биле (Калифорния). Три другие: РЛС SBХ-Band Radar размещена на морской платформе с водоизмещением 50 тыс. тонн у берегов Аляски, вторая наземная РЛС «Кобра Дэйн», прошедшая модернизацию под задачи ПРО, установлена на о. Шемия (Аляска), а третья мобильная AN/TPY-2 наземного базирования размещена у местечка Шарики (северная часть о. Хонсю, Япония).[5]

Разведывательно-информационная тактическая система ПРО США в АТР включает РЛС морского базирования SPY-1 и SPY-2, позволяющие фиксировать в полете баллистические ракеты тактического назначения.[6]

В АТР США также располагают ударно-боевыми средствами стратегической системы ПРО: 26 ракетами-перехватчиками наземного базирования, установленными в шахтах в Форт Грили на Аляске, а также 4 ракетами-перехватчиками на базе ВВС «Ванденберг» в Калифорнии. В 2010 финансовом году планировалось довести общее количество таких ракет до 44.[7]

«Противоракетные» усилия США в АТР в основном направлены на резкое развитие морской составляющей тактической системы ПРО, размещаемой в Тихом и Индийском океанах. Особенность данного компонента системы ПРО заключается в том, что корабли ВМС США, имеющие многофункциональную систему ПРО морского базирования «Иджис» («Эгида») производства Lockheed Martin Corporation, могут беспрепятственно курсировать в Мировом океане и нести на борту фактически «средства ПРО передового базирования», блокируя баллистические ракеты на срединной и заключительной стадиях траектории их полета. Система «Иджис» устанавливается на отдельных типах крейсеров и эсминцев с управляемым ракетным оружием (УРО).[8]

США оказывают широкое содействие в создании тактической системы ПРО некоторым своим союзникам в АТР. С целью дальнейшего усовершенствования находящейся в их распоряжении тактической системы ПРО, Вашингтон развивает тесное военно-техническое сотрудничество с тремя странами региона (Японией, Австралией и Южной Кореей), а также договорился о передаче наземных компонентов аналогичной системы Тайваню. В 2007 г. для координации действий в деле развертывания противоракетных систем в АТР Соединенные Штаты учредили «Трехсторонний форум по ПРО» с участием Австралии и Японии.[9]

По словам старшего помощника заместителя министра обороны по политическим вопросам Джеймса Миллеа, у США налажено партнерство по ПРО с Израилем — сотрудничество по ряду программ и совместные учения, а также развернуты элементы ПРО в районе Персидского залива. Для защиты своих войск и объектов в Персидском заливе США заключили ряд двусторонних соглашений по противоракетной обороне с участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.[10]

После прихода к власти Барака Обамы США начали корректировать свои планы. Речь пошла о создании более мобильной и гибкой системы, обеспечивающей в основном перехват баллистических ракет малой и средней дальности. В качестве главного оружия теперь рассматривается не массивный перехватчик GBI шахтного базирования, а куда более компактный и легкий SM-3, имеющий одно существенное преимущество — мобильность. Ракеты SM-3 размещаются на боевых кораблях, оснащенных системой боевого управления «Иджис» и вертикальными пусковыми установками, и таким образом могут перебрасываться в любой район, откуда исходит угроза. Разрабатывается также и грунтовая мобильная версия SM-3.[11]

17 сентября 2009 г. президент США Барак Обама выступил со специальным заявлением по ПРО. Он заявил о готовности Пентагона и впредь развивать систему ПРО в глобальном масштабе, а также скорректировать планы развертывания третьего позиционного района противоракетной системы на территории Польши и Чехии, ранее энергично отстаивавшихся прежней американской администрацией.[12]

Президент США Барак Обама рассказал, что США по-прежнему видят в ракетной программе Ирана опасность и намерены помочь союзникам в Европе обеспечить безопасность. США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 г.[13]

1 февраля 2010 г. администрация Барака Обамы представила в конгресс (впервые после публикации в 1999 году национальной стратегии в области ПРО) обзор политики США в области ПРО (Ballistic Missile Defense Review Report 2010).[14]

В обзорном докладе Вашингтон акцентирует необходимость сотрудничества с Россией в области ПРО и обозначено также желание подключить Россию к новой структуре сдерживания нарастающих вызовов со стороны небольшого количества государств, пытающихся заполучить «незаконные потенциалы».[15]

В Израиле с конца 1980-х годов совместно с США разрабатывается система Arrow или «Хец» («стрела» на иврите). При этом Вашингтон выделяет две трети необходимых средств, Израиль — треть. В 2003 году, перед началом вторжения в Ирак американские комплексы Patriot были развернуты в Кувейте. В 2006 году Южная Корея официально объявила о создании командования противоракетной обороны, основу вооружений которой составили поставленные США комплексы Patriot и крейсера Aegis. США официально предложили Польше и Чехии разрешить создание на своей территории систем противоракетной обороны. В Чехии должны быть размещены 20 ракет-перехватчиков, в Польше — радар. Как заявил глава агентства по ПРО США Генри Оберинг, в рамках развития системы противоракетной обороны Соединенные Штаты хотели бы разместить радар противоракетной обороны на Кавказе.

[править] Эшелоны

К 2008 г. глобальная система ПРО США включала в себя три эшелона.[16]

Главным эшелоном, обладающим наибольшими возможностями по перехвату межконтинентальных баллистических ракет, являлся наземный. Он включал в себя два позиционных района развертывания ракет-перехватчиков GBI на Аляске и в Калифорнии. Эти ракеты, производимые компанией Boeing, наводятся на цель с помощью системы радаров раннего обнаружения и целеуказания. В частности, радарные установки системы ПРО США расположены в Норвегии и Гренландии.[17]

Планировалось, что в ближайшие 10 лет наземный эшелон будет дополнен третьим позиционным районом, расположенным в Европе. Этот район, также как и два первых, будет включать в себя ракеты GBI и радиолокационные станции раннего обнаружения и целеуказания (в настоящее время эти функции объединяются в едином радаре — «стрельбовой РЛС»).[18]

Ракеты-перехватчики GBI составляют основу наземного эшелона системы ПРО. Кроме того, для борьбы с баллистическими целями планировалось использовать комплексы PAC-3 и перспективные ЗРК THAAD, преимущественно ориентированные на борьбу с ракетами малой и средней дальности.[19]

Второй эшелон системы ПРО США — это ракеты SM-3 морского базирования, размещенные на крейсерах и эсминцах ВМС, оснащенных боевой информационно-управляющей системой AEGIS. Эти ракеты способны перехватывать как ракеты средней дальности, так и МБР. Они несут боевое дежурство в районах, приближенных к территории потенциального противника — в 2008 г. группировка «противоракетных» кораблей класса AEGIS базировалась в Японии.[20]

Третий эшелон системы ПРО обеспечивает действия двух первых — это сеть спутников обнаружения. Планировалось, что в ближайшие 10-20 лет США могут развернуть в космосе боевые аппараты, способные осуществлять перехват ракет, а также создать серийные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и самолеты-перехватчики с лазерными установками, которые будут нести дежурство в воздухе близ территории потенциального противника и перехватывать ракеты на старте.[21]

[править] Развёртывание в Европе

17 сентября 2009 года, Белый дом обнародовал программу размещения объектов ПРО в Европе.[22]

Планируется, что развертывание противоракетных систем пройдет в четыре этапа.[23]

Первая фаза (завершится приблизительно к 2011 году) предусматривает размещение (в Европе) уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы морского базирования Aegis, перехватчик SM-3 (Блок-IA) и морскую мобильную радарную систему обнаружения AN/TPY-2 с тем, чтобы иметь возможность отражать региональные баллистические ракетные угрозы Европе».[24]

Вторая фаза (завершится к 2015 году). После необходимого тестирования разместить более мощную модификацию перехватчика SM-3 (Блок-IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия.[25]

Третья фаза, которая должна окончиться в 2018 г., предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM-3 (Блок IIA).[26]

Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 г. Она предполагает размещение SM-3 (Блок IIB) с тем, чтобы "лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам против США.[27]

Предполагается, что до момента появления первых наземных объектов у берегов Европы на боевом дежурстве будут находиться корабли ВМС США с ракетами-перехватчиками на борту.[28]

К настоящему времени в Европе уже развернуты разведывательно-информационные системы тактического и стратегического назначения в виде различных типов РЛС раннего предупреждения и сенсоров дальнего радиуса действия, работающих в интересах обеспечения потенциала и тактической, и стратегической системы ПРО. К ним относятся: соответствующие средства ведущих стран НАТО, а также давно действующие наземные РЛС раннего предупреждения стратегической системы ПРО США, которые были развернуты на территории Великобритании (в Файлингдейлсе) в 1962 г., Дании (под г. Туле, о. Гренландия) в 1961 г. и в 1998 г. на севере Норвегии (Вардё), что примерно в 60 км от границы с Россией. Все указанные РЛС прошли в последние годы модернизацию.[29]

На саммите НАТО, прошедшем 19-20 ноября 2010 г., был одобрен предложенный США «поэтапный адаптивный подход» к развитию их противоракетных систем в Европе. Решено, что система ПРО НАТО будет создаваться в период 2011—2021 гг., и ее окончательная конфигурация будет определяться с учетом реальности ракетных угроз, наличия технологий и других факторов. В ее основу войдут элементы глобальной ПРО США (позиционные районы ракет-перехватчиков в Румынии и Польше, а также противоракетные корабли «Иджис» в Средиземном, Северном и, не исключается, в Черном и Баренцевом морях).[30]

[править] Затраты

По предварительным оценкам экспертов бюджетного управления конгресса, создание в США НПРО обойдется почти в 60 млрд долларов в период по 2015 года. Однако эта сумма может быть значительно превышена: на 2008 год Агентство противоракетной обороны (которое реализует программу создания НПРО США) запросило $10.85 млрд. В 2007 году оно израсходовало $9.3 млрд, в 2006 году — $7.8 млрд, в 2005 году — $7.6 млрд, в 2004 году — $7.7 млрд, в 2003 году — немногим более $7 млрд.

Затраты США на создание Национальной системы противоракетной обороны постоянно растут. Точные суммы, затраченные на НПРО, неизвестны. По оценкам, ежегодно на НПРО США будут тратить 8-10 млрд долларов, а к 2030 г. общие расходы на этот проект составят от 100 млрд до 1 трлн долларов.[31]

Бюджет американского агентства по противоракетной обороне в 2012 г. будет увеличен до 8,6 млрд долларов с 7,8 млрд в 2010 г. На 2011 финансовый год администрация запрашивала бюджет в 8,4 млрд долларов.[32]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  2. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  3. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  4. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  5. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  6. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  7. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  8. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  9. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  10. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  11. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  12. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  13. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  14. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  15. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  16. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  17. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  18. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  19. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  20. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  21. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  22. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  23. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  24. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  25. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  26. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  27. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  28. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  29. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  30. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  31. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
  32. http://www.ria.ru/spravka/20110713/399998194.html
Личные инструменты