Дмитрий Медведев и российские реформы
Материал из Documentation.
При участии Д. А. Медведева в России был осуществлён ряд реформ, наиболее масштабные из которых — военная реформа и реформа МВД.
Содержание |
[править] Политика
[править] Реформа политической системы
В ходе послания федеральному собранию в декабре 2011 года Медведев выступил с рядом инициатив по масштабному реформированию политической системы. Помимо поправок об упрощении процедуры регистрации партий, был предложен ещё целый ряд радикальных изменений: например, упрощение выдвижения кандидатов на выборах различных уровней, возвращение прямых выборов губернаторов, изменение порядка формирования Госдумы.[1]
Медведев 16 января 2012 года внёс в Госдуму законопроект, который даёт россиянам право напрямую выбирать глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям — выдвигать кандидатов в губернаторы. При этом за главой государства остается право увольнять губернаторов в связи с утратой доверия, а у граждан появляется возможность отзывать руководителя субъекта путем референдума. В законопроекте предлагалось ввести механизм добровольных консультаций с политическими партиями, желающими выдвинуть кандидатов в главы регионов.[2]
3 апреля 2012 года Медведев подписал закон, упрощающий процедуру регистрации политических партий. Подпись под законом Медведев поставил в ходе встречи с руководителями инициативных групп по созданию политических партий. Медведев отметил, что законом предусматривается, в частности, и упрощение отчетности. «Вместо ежегодного отчета в ЦИК и Минюст надо будет его отправлять раз в три года в ЦИК. Так гораздо проще», — добавил Медведев. Медведев напомнил, что закон снижает минимальное количество членов партии, необходимых для её регистрации, с 40 тыс. до 500 человек. «Я рад, что обсуждение законопроекта проходило очень активно, высказывались различные мнения… Меня убеждали в том, что нужно поднять этот процент, их количество, что будут появляться политические маргиналы, карлики политические. Я считаю, что нам нужно идти нормальной современной дорогой — той, которой идет весь мир», — заявил Медведев. Он добавил, что в большинстве государств требования к минимальному количеству членов партии для ее регистрации является номинальным. «Именно поэтому я настаивал, чтобы эта цифра была сохранена. Я рад, что федеральное собрание меня в этом поддержало», — сказал Медведев.[3]
2 мая 2012 года Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“». В соответствии с законом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами. В субъектах Российской Федерации кандидатов должны поддержать от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов также должны поддержать от 5 до 10 % депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. При этом кандидату необходимо получить поддержку не менее чем в трёх четвертях соответственно муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения указанной поддержки необходимо собрать от 0,5 % до 2 % подписей избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусматривается отзыв избирателями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае установления судом фактов нарушения им законодательства Российской Федерации или законодательства субъекта Российской Федерации либо неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей, а также устанавливаются основные требования к процедуре отзыва. Закон вступает в силу 1 июня 2012 года.[4]
[править] Реформа госслужбы
10 марта 2009 года Медведев подписал указ N 261 «О федеральной программе „Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)“». Указом была утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)». Программа обеспечивает продолжение реформы и призвана создать единую систему государственной службы как важнейшего механизма эффективного государственного управления. Мероприятия программы будут направлены на сокращение затрат в сфере государственной службы, внедрение лучшего отечественного и зарубежного опыта ее организации. Программа учитывает различия в темпах развития законодательства о видах государственной службы. С принятием новых федеральных законов о военной службе и правоохранительной службе будет создана комплексная нормативно-правовая база государственной службы в целом. Предполагается разработать и внедрить современные кадровые, информационные и образовательные технологии. К основным задачам программы отнесены меры противодействия коррупции на государственной службе, при этом особое внимание уделено ее профилактике. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в программе предусмотрена разработка антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в рамках единой системы запретов и ограничений.[5][6]
[править] Судебная реформа
20 мая 2008 года Медведев объявил о начале нового этапа судебной реформы, целью которой стала задача «на деле добиться независимости суда».[7]
31 декабря 2008 года Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму», который отменил суды присяжных при рассмотрении дел о преступлениях террористического характера.[8]
27 ноября 2009 года Медведев подписал изменения в статью 7 закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», исключив из списков присяжных судей, прокуроров, следователей, дознавателей, адвокатов, нотариусов, должностных лиц службы судебных приставов, а также частных детективов, спецсотрудников МВД, ФСКН, ФТС, ФСИН, включая уволенных из органов или с военной службы по контракту сотрудников ФСБ, ФСО и СВР в течение пяти лет со дня прекращения профессиональной деятельности.[9]
В конце 2009 года — начале 2010 года Медведев внёс на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, в том числе предусматривающих изменения в законах «О судах общей юрисдикции в РФ», «О статусе судей в РФ», «Об органах судейского сообщества в РФ», «О дисциплинарном судебном присутствии», главной целью которых стало, по выражению Медведева, сокращение обращений граждан России в международные суды. На это же был направлен принятый Думой закон о компенсации гражданам за судебную волокиту.[10]
[править] Реформа уголовно-исполнительной системы
В 2011 году Медведев подписал закон о внесении ряда поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации. Коснулись они почти 200 составов преступлений, за которые отныне необязательно сажать. В их числе, самые распространённые — кража и грабёж. В 68 статьях УК РФ исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы. По 11 составам преступлений в качестве основного вида наказания предусмотрен штраф, по 12 составам введены исправительные работы, по 118 исключён нижний предел наказания в виде исправительных работ и ареста.[11]
В ноябре 2011 года Медведев заявил: «Во-первых, наша уголовно-исполнительная система, она действительно советская, и она действительно очень консервативная, и мы знаем все её недостатки. Во-вторых, эта система должна быть реформирована, но не за полгода — это невозможно, а за достаточно продолжительный срок. Какой срок? У нас есть специальная программа реформирования, она рассчитана на период, условно говоря, до 2020 года».[12]
[править] Реформа антикоррупционной системы
В середине февраля 2008 года на экономическом форуме в Красноярске Медведев заявил о необходимости принятия специального антикоррупционного плана.[13]
25 марта 2008 года Медведев заявил, что антикоррупционный план должен включать в себя как минимум три раздела: законодательные изменения в области уголовного права и процессы, связанные как с международными обязательствами России, так и с текущей ситуацией в стране, создание антикоррупционных стимулов и «изменение правосознания, изменение мышления людей».[14]
19 мая 2008 года Медведев провёл в Кремле совещание по противодействию коррупции и подписал в этот же день указ о создании совета по противодействию коррупции при президенте России.[15]
30 июля 2008 года Медведев подписал национальный план по борьбе с коррупцией. В соответствии с ним все высшие чиновники и сотрудники правоохранительных органов теперь отчитываются не только о своих доходах, но и о доходах своих ближайших родственников.[16]
[править] Силовые структуры
[править] Вооружённые силы
Мощный импульс для немедленного и ускоренного проведения реформ в военной сфере появился в августе 2008 года, после Пятидневной войны. Несмотря на то что российские вооруженные силы смогли подавить противника, стало очевидно, что армия оказалась не такой боеспособной, как это представлялось. «В армии на тот момент практически отсутствовали воинские части, способные немедленно приступить к выполнению боевых задач,— вспоминал источник журнала „Власть“ в Генштабе.— В 2008 году приходилось создавать сводные полки и батальоны из частей сокращенного состава, усиливать их огневыми средствами и только после этого применять по назначению. А для того, чтобы создать одну батальонную тактическую группу, требовалось до 75 % всех средств и сил полка». По-другому в принципе быть и не могло, ведь все уставы были ориентированы на устаревшие формы и способы применения войск. После анализа Пятидневной войны Генштаб признал, что вооружённые силы оказались неспособны оперативно реагировать на возникающие угрозы безопасности государства.[17]
Этот факт не остался незамеченным: в конце августа 2008 года вышла директива Медведева об осуществлении радикальной реформы. Открыто об этом было сказано министром обороны Анатолием Сердюковым 14 октября 2008 года по окончании заседания коллегии военного ведомства.[18]
Осенью 2008 года было объявлено о начале создания нового облика российской армии. Военная реформа предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ — армия — дивизия — полк) на трехзвенную (округ — оперативное командование — бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов и другие меры. В рамках реформы будут расформированы ряд воинских частей и вузов. К 2012 году Вооруженные силы планируется сократить с 1,13 млн до 1 млн военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства — в 2.5 раза — до 8,5 тыс. человек, а количество офицерских должностей в армии и флоте — с 355 тыс. до 150 тыс.[19]
Изменения затронули практически все элементы вооружённых сил.[20]
В ноябре 2011 года Медведев заявил, что численность военнослужащих в результате реформы армии уже сократилась до 1 млн человек.[21]
1 декабря 2011 года указом Медведева к несению боевой службы приступили новые войска воздушно-космической обороны, созданные на базе космических войск и командования ПВО Московского района. Основной целью их создания было объединение возможностей систем ПВО и ПРО, а также систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Отныне всё это замыкается на один центр управления.[22]
20 марта 2012 года в Военной академии Генштаба состоялось заседание итоговой коллегии Министерства обороны, участие в котором в качестве верховного главнокомандующего принял Медведев. Выступая перед военными, он заявил, что реформа армии в России «практически завершена». Медведев сказал, что большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями.[23]
В конце марта 2012 года было сообщено, что закрытым указом Медведева начальник Генштаба Николай Макаров был удостоен звания Героя России за большой вклад в укрепление боеготовности страны и успешное приведение Вооружённых сил к новому облику.[24]
[править] МВД
24 декабря 2009 года Медведев подписал указ N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел России». В нём сказано, почему это совершенствование необходимо: в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти. Другая причина — существующая структура милиции, организация ее деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение органов МВД не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. Согласно указу, до 1 января 2012 года численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации будет сокращена на 20 %. Также будет сокращено количество департаментов самого министерства.[25][26]
В декабре 2009 года сообщалось, что Медведев поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел России, представить предложения по совершенствованию структуры МВД (исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности). Медведев также поручил разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе МВД, который подразумевает введение практики ротации руководящего состава. Одновременно правительству поручено рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников МВД, в том числе за счёт средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 года представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов. Правительство также должно провести реорганизацию государственных образовательных учреждений профессионального образования МВД.[27]
18 февраля 2010 года Медведев принял решение о самых масштабных кадровых перестановках в системе МВД в новейшей истории России. Были уволены два замминистра и более десятка милицейских генералов.[28]
6 августа 2010 года Медведев заявил: «На мой взгляд, пришла пора вернуть милиции её прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией». Медведев сказал, что со времен Октябрьской революции органы правопорядка стали называться милицией, что подчёркивало их народный, рабоче-крестьянский характер — «дружинники в погонах». «Нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно», — заявил он. Медведев отметил, что законопроект «О полиции» предполагает, что каждый сотрудник МВД должен будет представлять сведения о своих доходах и доходах членов семей. «Надо подумать и над системой экзаменов сотрудников милиции на предмет знания нормативных актов. Естественно, (должно быть) доскональное знание Конституции. Это одна из тем, которая потребует отдельной регламентации в законе», — сказал Медведев.[29]
В феврале 2011 года Медведев подписал федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции».[30] Закон вступил в силу 1 марта 2011 года. Документ, в частности, предусматривает переименование ведомства, а также усиление общественного контроля над ним.[31] Согласно закону, предельная численность личного состава органов внутренних дел должна быть сокращена на 22 % и к 2012 году должна составить 1 млн 106 тысяч 472 человека. Ранее штатная численность сотрудников МВД составляла 1,28 млн человек.[32]
1 марта 2011 года Медведев подписал семь указов, реформирующих органы внутренних дел. Медведев утвердил положение об МВД и его центральном аппарате, ограничения на штатную численность сотрудников органов внутренних дел, типовые положения об органах МВД в регионах, а также предписал провести внеочередную аттестацию сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, Медведев утвердил перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел и отменил положения своих прежних указов, входившие в противоречие с новым законодательством. Новая структура МВД РФ предусматривает, как и ранее, наличие Главного командования Внутренних войск и Национального центрального бюро Интерпола, но департаментов вместо прежних 14 будет всего восемь. В состав обновленного МВД будут входить: следственный департамент; департамент государственной службы и кадров; департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; департамент информационных технологий, связи и защиты информации; департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; договорно-правовой департамент; организационно-аналитический департамент. Главных управлений также будет восемь: вневедомственной охраны; по обеспечению безопасности дорожного движения; по обеспечению охраны общественного порядка; по противодействию экстремизму; собственной безопасности; на транспорте; уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции. Кроме этого, в МВД будет образовано девять управлений: контрольно-ревизионное; оперативное; организационно-штатное; оперативно-разыскной информации; по организации дознания; по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий. Сохраняется в прежнем виде Национальное центральное бюро Интерпола. В действующую структуру центрального аппарата МВД входят: Федеральная миграционная служба, Главное командование Внутренних войск, Следственный комитет, 14 прежних департаментов, Главное управление на транспорте, два центра (информационно-аналитический и экспертно-криминалистический), два бюро (Интерпола и специальных технических мероприятий) и одно управление (по обеспечению государственной защиты). В структуре полиции, которая утверждена Медведевым, выделено несколько блоков, в частности — полицейский и следственный. Руководители территориальных органов МВД РФ будут иметь трех заместителей: начальника полиции, начальника следствия и куратора прочих вопросов. Исключение будет сделано лишь для территориальных органов по Московской области, по городу Москве, по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и по Краснодарскому краю. Заместители руководителей территориальных органов внутренних дел будут назначаться на должность и освобождаться от должности президентом РФ по представлению министра или министром в соответствии с законодательством РФ. Штатная численность органов внутренних дел РФ, которая сейчас составляет около 1 миллиона 280 тысяч человек, к 1 января 2012 года сократится более чем на 170 тыс. человек. «Я подписал указ о предельной штатной численности, 1 января 2012 года предельная штатная численность органов внутренних дел, которые финансируются за счет бюджетных ассигнований, составит 1 миллион 106 тысяч 472 единицы», — сказал Медведев. В соответствии с указом президента из этого числа 907 тысяч 630 человек составят сотрудники органов внутренних дел, 5 тысяч человек — федеральные государственные гражданские служащие и 193 тысячи 842 человека — работники.[33]
В марте 2011 года Медведев внёс в Госдуму проект федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законопроект разработан в развитие положений федерального закона «О полиции» и направлен на регулирование отношений, связанных с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.[34] В июле 2011 года Медведев подписал федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[35] Подписанный закон выстраивает новую модель социального обеспечения полиции, он закладывает основу для повышения престижа профессии правоохранителя. Закон о социальных гарантиях охватывает все аспекты жизни — от денежного довольствия и пенсионного обеспечения до медицинского обслуживания и социальных гарантий семьям. Меняется структура денежного довольствия сотрудников. Она выводится на новый уровень, при котором основной частью зарплаты является денежное содержание, состоящее, в свою очередь, из должностного оклада и оклада по специальному званию, который равен примерно половине денежного довольствия. До 8 видов минимизируется количество дополнительных выплат, которых в ранее действующем законодательстве насчитывалось около сорока. Такая мера позволит не только упорядочить структуру денежного довольствия, но, что самое главное, значительно увеличить сумму выплачиваемых пенсий, в расчёт которых входит оклад денежного содержания и надбавка за выслугу лет.[36]
В мае 2011 года Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. Министерству внутренних дел совместно с полпредами в федеральных округах и руководителями регионов поручено до 1 сентября 2011 года образовать общественные советы при территориальных органах МВД. Согласно документу, общественный совет является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер. Совет для выполнения возложенных на него задач может получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий. Срок полномочий членов общественного совета истекает через два года со дня первого заседания.[37]
В июне 2011 года Медведев внёс в Госдуму проект федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Проект регламентирует вопросы, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел РФ. Данный федеральный закон призван заменить устаревшее «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года. Положениями законопроекта:[38]
- регулируются правоотношения при поступлении граждан РФ на службу в органы внутренних дел и её прохождении;
- учреждаются специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции);
- определены общие квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел;
- устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;
- устанавливается обязательность конкурсного порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности;
- детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта с согласия сотрудника;
- определяется исчерпывающий перечень оснований прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований увольнения сотрудников со службы в органах внутренних дел;
- описывается порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.
29 июля 2011 года Медведев положительно оценил итоги работы комиссии по внеочередной аттестации высшего руководящего состава МВД и принял решение продолжить её работу на постоянной основе. «Комиссия накопила неплохой опыт, его можно было бы использовать и дальше во всех правоохранительных ведомствах», — заявил Медведев. «Я принял решение о создании постоянно действующей комиссии по вопросам кадровой политики, о чем я подписал указ президента», — сообщил Медведев. Он вкратце подвел итоги переаттестации сотрудников МВД, которую, по его словам, прошли около 1 млн человек. «В ходе первой фазы из МВД было уволено 183 тысячи сотрудников, выведены за штат и будут уволены в ближайшее время 48 тысяч сотрудников», — сказал Медведев, добавив, что это составляет примерно 22 % от списочной численности личного состава МВД. «Это существенное сокращение и изменение кадрового состава», — сказал Медведев. По его словам, «произошла существенная ротация руководящего состава органов внутренних дел, что является способом минимизации коррупционной привязанности и схем». «Каждый третий получил переназначение в другой регион страны», — пояснил Медведев. Медведев также особо отметил, что в ходе переаттестации, которая проходила с участием представителей гражданского общества, изучались не только деловые и личные качества сотрудников, но также анализировались сведения о доходах, показатели служебной деятельности и информация из СМИ и других источников о подозрениях в противоправных действиях.[39]
22 октября 2011 года Медведев на встрече с руководящим составом МВД РФ заявил: «В результате внеочередной аттестации сформирована полиция, в которую перешли свыше 875 тысяч сотрудников МВД. Более 12 тысяч не выдержали этот экзамен и подлежат увольнению. Сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Это сокращение является необходимым и достаточным. Больше мы ничего сокращать не будем, во всяком случае, в ближайшее время». Медведев также призвал развивать систему профессионального образования полицейских и подумать над тем, как повысить эффективность применения кадрового резерва всех уровней. Медведев отметил также, что после 20-процентного сокращения численности МВД, несмотря на скептические прогнозы, «никакого всплеска преступности не произошло». Медведев отметил, что организационная структура министерства внутренних дел подверглась серьёзным изменениям, органы внутренних дел постепенно освобождаются от несвойственных им функций. В целом, как отметил Медведев, в рамках реформирования МВД сделаны довольно существенные шаги. «Но это только первые шаги. Значительная часть работы — еще впереди, в том числе работы по общему улучшению атмосферы в министерстве, оптимизации структуры и по выполнению всех основных задач, возложенных на министерство», — сказал Медведев.[40]
[править] Социальная сфера
[править] Образование
В июле 2008 года Медведев заявил, что в России должна быть сформирована сеть учебных и учебно-образовательных центров. По замыслу Медведева, в сеть учебных и учебно-образовательных центров должны войти новые создаваемые вузы, а также традиционные университеты, которые получат статус «исследовательских центров». На совещании по развитию сети научно-образовательных центров Медведев напомнил, что уже принято решение о создании Южного федерального университета в Ростове-на-Дону и Сибирского в Красноярске. «Нам надо окончательно определиться с площадками для организации федеральных университетов в других округах», — сказал он. В частности, отметил он, уже подготовлено решение о создании такого университета на Дальнем Востоке. «В ближайшее время необходимо рассмотреть возможность создания федеральных университетов на Урале, в Калининграде и в Поволжье (на базе казанских учебных заведений)». Также Медведев считает возможным придать ряду ведущих российских вузов статуса «исследовательских центров». Это касается, в частности, таких учреждений, как МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский физико-технический институт, считает Медведев. При этом Медведев пообещал, что будут предприняты и реальные шаги по развитию специализированных вузов. «Ими могут стать Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе Московского института стали и сплавов», — сказал он. Он подчеркнул, что таким вузам «как центрам концентрации российской науки надо оказать приоритетную поддержку». Медведев подчеркнул, что необходимо «всемерно содействовать развитию конкурентоспособных научных школ». При этом «надо более широко внедрять принцип конкурсного распределения госфинансирования, причем на основе неангажированной, неаффилированной экспертизы», — подчеркнул Медведев. Для того, чтобы этот конкурсный механизм заработал, президент предложил сформировать госпрограмму фундаментальных исследований для академических институтов, университетов и других научных организаций. Медведев отметил, что должны быть сформированы долгосрочные программы развития российских научных и научно-образовательных центров, а объемы их финансирования должны корректироваться «по результатам мониторинга их деятельности». При этом Медведев подчеркнул, что программы создания центров должны иметь конкретные сроки реализации.[41]
26 мая 2009 года Медведев подписал указ N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».[42]
В августе 2009 года Медведевым был внесён в Госдуму проект федерального закона «О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».[43]
10 ноября 2009 года Медведев подписал федеральный закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Документ разрешает двум университетам самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования, проводить дополнительные вступительные испытания. Университетам разрешено выдавать выпускникам собственные дипломы с официальной символикой Российской Федерации и печатью вуза. Форма дипломов утверждается вузами самостоятельно. До сих пор все высшие учебные заведения выдавали своим выпускникам дипломы единого государственного образца. В законе прописано, что ректоры МГУ и СПбГУ отныне назначаются и освобождаются от должности (в том числе и досрочно) президентом РФ. Медведев сказал министру образования и науки Андрею Фурсенко: «На основании закона должны быть подготовлены программы развития двух наших крупнейших университетских центров. Хотел бы, чтобы вы занялись этим вместе с университетами, подготовили необходимые подзаконные документы, организационные решения и предложения по кадрам для соответствующих университетов». Фурсенко заявил, что в ближайшее время уже будет готов представить соответствующие программы и предложения по кадровым назначениям. Одновременно идет работа над программами создаваемых федеральных и национальных исследовательских университетов. «Таким образом, мы надеемся к концу года сформировать некую структуру, во главе которой будут стоять два госуниверситета. Эта сеть позволит более четко структурировать систему высшей школы», — сказал Фурсенко. Медведев обратил внимание, что реформа университетов должна сделать их конкурентоспособными. «В результате мы должны создать современную систему высшей школы, — заявил он. — Наша главная цель — качественное высшее образование для наших людей». Медведев при этом выразил сожаление, что два крупнейших российских образовательных центра — Московский и Петербургский госуниверситеты — в международных рейтингах занимают не лучшие места. В связи с этим Медведев напомнил об идее оценки университетов через рейтинги цитируемости их научных работ. Эта методика, сказал Медведев, не является универсальной — если для фундаментальных наук она применима, то с гуманитарными все несколько сложнее. «Но тем не менее внедрять это надо», — заявил Медведев.[44]
В феврале 2011 года было сообщено, что Медведев подписал поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», касающиеся проведения процедуры Единого государственного экзамена. Закон, в частности, запрещает в местах проведения ЕГЭ, государственной итоговой аттестации, олимпиад школьников, вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, размещать, а участникам этих мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, — иметь при себе и использовать «средства связи и электронно-вычислительной техники». Для проведения ЕГЭ создаются соответствующие федеральная и региональная информационные системы. Предусматривается, что сведения, содержащиеся в используемых при проведении единого государственного экзамена контрольных измерительных материалах (КИМ), относятся к информации ограниченного доступа, за разглашение которой лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, и его участники несут установленную законодательством РФ ответственность. Кроме того, устанавливается статус общественных наблюдателей, которые имеют право присутствовать при проведении аттестации.[45]
[править] Здравоохранение
В ноябре 2010 года Медведев подписал федеральный закон об обязательном медицинском страховании (ОМС), а также внес изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием документа об ОМС. Согласно закону, с 2011 года россияне получают право на ежегодный выбор и замену страховой организации или врача. Кроме того, граждане РФ имеют право на полис единого образца, действующий на всей территории страны и не требующий замены при смене страховщика. Вводятся заявительный порядок участия в системе ОМС и равные условия для медорганизаций любой организационно-правовой формы, а также частнопрактикующих врачей.[46]
[править] Реформа бюджетных учреждений
В мае 2010 года было сообщено, что Медведев подписал закон, направленный на реформирование бюджетных учреждений в России. Документ предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений — казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения. Минобрнауки РФ отмечало, что закон о реформе сети бюджетных учреждений даст большую самостоятельность школам в распоряжении средствами и сделает их более открытыми для контроля со стороны общественности, но сохранит бесплатность школьного образования.[47]
[править] Ссылки
- Раздел о реформе МВД на сайте РГ
- Медведев призвал бизнесменов развивать профобразование и предложил создавать ПТУ при корпорациях
- Президент Медведев снова исправляет УК: клевета и оскорбление перестанут быть преступлениями
- Президент достиг умеренности и равновесия в судебных вопросах[16]
- Политика в России: возвращение путинского статус-кво
- Судебная реформа Медведева. Результаты?
- На что бросают Медведева: непопулярные реформы-2012
- Шесть пунктов политической реформы Дмитрия Медведева
- Медведев утвердил пенсионную реформу
[править] Примечания
- ↑ Медведев подписал закон о партиях и заверил, что реформа продолжится
- ↑ Медведев подписал закон о партиях и заверил, что реформа продолжится
- ↑ Медведев подписал закон об упрощении регистрации партий
- ↑ Медведев подписал закон о выборах губернаторов
- ↑ Президент Дмитрий Медведев подписал указ об утверждении федеральной программы реформирования и развития системы госслужбы
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 «О федеральной программе „Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)“»
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[1]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[2]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[3]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[4]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[5]
- ↑ Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев ответил на вопрос о реформе уголовно-исполнительной системы России
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[6]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[7]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[8]
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[9]
- ↑ Штабные мучения[10]
- ↑ Штабные мучения[11]
- ↑ http://ria.ru/defense_safety/20090930/186995919.html
- ↑ Штабные мучения[12]
- ↑ http://www.gazeta.ru/politics/2011/11/25_a_3848378.shtml
- ↑ Штабные мучения[13]
- ↑ Штабные мучения[14]
- ↑ Начальник Генштаба стал Героем России
- ↑ Медведев подписал указ о реформе МВД
- ↑ Опорный пункт для милиции
- ↑ Медведев подписал указ о реформе МВД
- ↑ Введение к книге «Подразделения охраны уголовно-исполнительной системы на фоне реформирования службы исполнения наказаний и других силовых структур Российской Федерации»[15]
- ↑ Медведев предложил переименовать милицию в полицию
- ↑ Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»
- ↑ Дмитрий Медведев подписал закон о соцгарантиях полицейским
- ↑ Дмитрий Медведев пообещал уволить 48 тысяч сотрудников МВД
- ↑ Медведев подписал семь указов о реформировании МВД
- ↑ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона о социальных гарантиях сотрудникам МВД
- ↑ Дмитрий Медведев подписал закон о соцгарантиях полицейским
- ↑ Дмитрий Медведев подписал закон о социальных гарантиях сотрудникам полиции
- ↑ Дмитрий Медведев подписал указ о создании региональных общественных советов при МВД
- ↑ Дмитрий Медведев внес в Думу законопроект, регламентирующий службу в органах внутренних дел РФ
- ↑ Дмитрий Медведев пообещал уволить 48 тысяч сотрудников МВД
- ↑ Новых сокращений в системе МВД в ближайшее время не будет: Риа новости -Медведев
- ↑ Президент пообещал вузам поддержку, а министр образования Фурсенко — закрытие
- ↑ «Российская газета» публикует указ президента о реформе юридического образования
- ↑ МГУ и СПбГУ — ведущие в стране
- ↑ МГУ и СПбГУ — ведущие в стране
- ↑ Президент законодательно запретил использовать мобильные телефоны на ЕГЭ
- ↑ Медведев подписал закон об обязательном медстраховании
- ↑ Медведев подписал закон о реформе бюджетных учреждений
Дмитрий Анатольевич Медведев | |
---|---|
Периоды | 1965—1989 годы • 1990—1999 годы • 2000—2008 годы • Президентство |
Годы | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 |
Политика | Социально-экономическая политика |
Реформы | Налоговая • Пенсионная • ЖКХ • Образования (Среднего образования) • Системы госуправления (Административная) • Военная • МВД • Федеративная |
Послания Федеральному собранию | 2008 • 2009 • 2010 • 2011 |
Публикации | |
Прочее | Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Оценки деятельности) • Предположения • Россия во время президентства Медведева (Экономика, Внешняя политика, Изменение социально-экономических показателей) |