Жидкостные ракетные двигатели в России
Материал из Documentation.
Жидкостные ракетные двигатели в России — один из основных видов ракетных двигателей в России.
Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров жидкостных ракетных двигателей.
Содержание |
[править] Производство
НПО «Энергомаш» разрабатывает и производит жидкостные ракетные двигатели.
НПО «Энергомаш» — крупнейший в России производитель жидкостных ракетных двигателей.[1]
Самарское предприятие «Кузнецов» серийно выпускает жидкостные ракетные двигатели РД-107А/РД-108А, которыми оснащаются I и II ступени ракет-носителей типа «Союз».[2]
Воронежский механический завод выпускает жидкостные ракетные двигатели.
Завод «Протон-ПМ» производит жидкостные ракетные двигатели.
[править] История
[править] 1930-е годы
Осенью 1933 года был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), в состав которого вошёл актив ГДЛ по созданию ЖРД под руководством В. П. Глушко.[3]
Двигатель ОРМ-52 прошёл официальные стендовые испытания в 1933 году.[4]
В 1936 году прошёл официальные стендовые испытания опытный двигатель ОРМ-65 (тяга 175 кгс, удельная тяга 210 с, азотная кислота с керосином) для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва.[5]
В 1939 году двигатель ОРМ-65 прошёл лётные испытания в составе крылатой ракеты 212.[6]
[править] 1960-е годы
В 1961 году была начата разработка ЖРД-253 для первой ступени РН «Протон».[7]
26 мая 1962 года ОКБ-456 (ныне НПО Энергомаш) утверждено головным исполнителем работ по двигателю РД-253 для ракеты «Протон».[8]
26 июня 1962 года принято постановление Правительства о начале разработки РД-270 для первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса УР-700.[9]
18 июля 1962 года принято постановление Правительства о проведении в ОКБ-456 поисковых работ по выбору оптимальных схем и параметров ЖРД с тягой до 1000 тс.[10]
Разработка двигателя РД-0110 началась в 1963 году.
22 октября 1965 года Министерством общего машиностроения (MOM) принято решение о выполнении в ОКБ-456 предэскизного проекта РД-270 в связи с предложением главных конструкторов В. Н. Челомея, В. П. Глушко, В. П. Бармина, В. И. Кузнецова.[11]
Октябрь 1967 года — июль 1969 года. Проведение огневых испытаний экспериментальных ЖРД РД-270 с укороченным соплом (29 испытаний на 22 двигателях).[12]
III квартал 1969 года. Остановка работ по разработке РД-270 из-за отсутствия решения о дальнейших работах по РН УР-700.[13]
[править] 1970-е годы
Первая половина 1973 года. Проведение проработок возможных вариантов кислородно-керосиновых двигателей с тягой не менее 500 тс.[14]
В конце 1973 года состоялось совещание, на котором было принято решение о выборе четырёхкамерной конструкции для разработки мощного кислородно-керосинового двигателя. С этого фактически началась разработка двигателя РД-170 (171).[15]
Август 1974 года — ноябрь 1977 года. Проведение огневых испытаний модельных двигателей 1УК и 2УК для отработки процессов в камере сгорания и модельном газогенераторе для РД-170 (171) (346 огневых испытаний с общей наработкой 19 658 с).[16]
Формально началом разработки двигателя РД-170 (171) следовало бы считать дату получения технического задания от головных разработчиков, а это февраль — март 1976 года. НПО «Энергия» в феврале 1976 года заказало двигатель тягой 740 тс для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». КБ «Южное» заказало в марте 1976 года двигатель для ракеты-носителя «Зенит». Двигатели для ракет-носителей «Энергия» и «Зенит» отличались по техническим заданиям обеих организаций очень незначительно, поскольку 1-я ступень ракеты-носителя «Зенит» была задумана как боковой блок ракеты-носителя «Энергия».[17]
Июнь 1976 года — октябрь 1978 года. Проведены огневые испытания модельного двигателя ЗУК для отработки конструкции газогенератора РД-170 (132 огневых испытания с наработкой 5193 с).[18]
Май 1977 года — июнь 1978 года. Проведены огневые испытания модельного двигателя 2УКС для отработки конструкции камеры сгорания ЖРД РД-170 (171) (68 огневых испытаний с наработкой около 6000 с).[19]
Июнь 1978 года — декабрь 1980 года. Проведены огневые испытания модельного двигателя 6УК для отработки конструкции ТНА РД-170 (171) (31 огневое испытание с наработкой 280 с).[20]
В 1978 году были начаты работы по организации серийного производства ЖРД РД-170 (171) на ПО «Полёт» в Омске.[21]
31 января 1979 года проведено первое огневое испытание ЖРД РД-120 для второй ступени РН «Зенит».[22]
[править] 1980-е годы
25 августа 1980 года проведено первое огневое испытание ЖРД РД-170 — самого мощного в мире ЖРД, предназначенного для первой ступени РН «Энергия».[23]
11 октября 1980 года подписан приказ MOM о разработке эскизного проекта семейства ЖРД МД-185 для первой ступени РН «Зенит» и «Энергия».[24]
9 июня 1981 года проведено первое успешное огневое испытание ЖРД РД-170.[25]
В сентябре 1981 года было успешно проведено контрольно-технологическое испытание ЖРД РД-171 № 18, предназначенного для дальнейших испытаний в составе первой ступени РН «Зенит».[26]
В 1981 году был изготовлен первый макет ЖРД-170 на ПО «Полёт» в Омске.[27]
26 мая 1982 года произошло аварийное огневое испытание ЖРД РД-171 в составе первой ступени РН «Зенит» на стенде НИИХиммаш в Загорске. Был разрушен дорогостоящий, созданный специально для совместных испытаний ракетной ступени и двигателя стенд, разработка мощных ракет-носителей была заторможена на полтора-два года.[28]
Май 1983 года. Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-170 на номинальном режиме.[29]
7 июня 1983 года создан Омский филиал КБЭМ НПО «Энергия» для авторского надзора и конструкторского сопровождения изготовления ЖРД РД-170 и РД-171.[30]
Июнь 1983 года. Изготовлен первый двигатель РД-170 на ПО «Полет» в Омске.[31]
1 декабря 1984 года проведено первое успешное огневое испытание ЖРД РД-171 в составе первой ступени РН «Зенит» на стенде НИИХиммаш в Загорске.[32]
Лётные испытания двигателя РД-171 прошли в апреле 1985 года.[33]
Ноябрь 1985 года. Проведены огневые стендовые испытания ЖРД РД-170 в составе блока «А» ракеты-носителя «Энергия».[34]
В 1985 году было завершено создание однокамерного двигателя РД-120 с турбонасосной системой подачи топлива.[35]
Июль 1986 года. Выдано заключение о допуске РД-170 к летным испытаниям в составе блока «А» ракеты-носителя «Энергия».[36]
Декабрь 1988 года. Начата отработка ЖРД РД-170 на десятикратный ресурс работы.[37]
Июнь 1989 года. ЖРД РД-170 демонстрируется на Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).[38]
1989 год. Официально подтверждена возможность четырехкратного ресурса работы ЖРД РД-170.[39]
[править] 1990-е годы
1992 год. Официально подтверждена возможность десятикратного использования ЖРД РД-170 для полетов.[40]
11 октября 1995 года впервые в истории проведены демонстрационные огневые испытания российского серийного ЖРД РД-120 в США на стенде компании Пратт энд Уитни во Флориде.[41]
Январь 1996 года. НПО Энергомаш объявлено победителем конкурса на разработку ЖРД для модернизированной ракеты-носителя «Атлас» компании Локхид Мартин (США).[42]
15 ноября 1996 года проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180, разрабатываемого для первой ступени американской ракеты-носителя «Атлас», на стенде НПО Энергомаш в Химках.[43]
Июнь 1997 год. ЖРД РД-180 демонстрируется на Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).[44]
29 июля 1998 года проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180 в составе ступени РН «Атлас» компании Локхид Мартин на стенде Центра Маршалла в Хантсвилле (США).[45]
Разработка двигателя РД-191 началась в конце 1998 года.
2 января 1999 года первый серийный двигатель РД-180 отправлен в США.[46]
17 марта 1999 года первый полномасштабный макет ЖРД РД-191 для семейства РН «Ангара» поставлен в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.[47]
[править] 2000-е годы
25 мая 2000 года осуществлен запуск американской РН «Атлас 3» с российским двигателем РД-180, являющимся модификацией РД-170.[48]
[править] 2010-е годы
В 2014 году в России началась разработка детонационных жидкостных ракетных двигателей на экологически чистом топливе.[49]
В НПО «Энергомаш» летом 2016 года успешно прошли испытания двух полноразмерных детонационных жидкостных ракетных двигателей на экологически чистом топливе. Специалистам удалось добиться их работоспособности в течение нескольких пусков.[50]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Компании из КНР оценили аэрокосмический опыт нашего региона | ТолькоЧто. Ru // Tolkochto.ru
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ Осуществление мечты
- ↑ [2]
- ↑ [3]