Полёт (завод)
Материал из Documentation.
Полёт — крупный российский машиностроительный завод. Расположен в Омске. Является филиалом ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.[1]
Содержание |
[править] История
[править] СССР
Производственное объединение «Полёт» было создано 24 июля 1941 года на базе московских эвакуированных авиазаводов № 156 (ныне АО «Туполев») и 81 (ныне АО «Тушинский машиностроительный завод») и омских заводов: автосборочного им. Коминтерна № 6, завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ.[2]
Первым директором объединения был назначен летчик, Герой Советского Союза (Золотая Звезда Героя СССР № 1) Анатолий Васильевич Ляпидевский. В 1941—1943 годах на заводе работало опытно-конструкторское бюро выдающегося авиаконструктора А. Н. Туполева. В числе специалистов КБ был будущий основоположник советской практической космонавтики С. П. Королёв.[3]
За годы Великой Отечественной войны на омском «Полёте» изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Полётовские самолёты участвовали в крупнейших битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. На омских Як-ах сражались французские летчики из полка «Нормандия-Неман». Всего с 1942 по 1945 годы выпущено более 3800 самолетов разных марок и модификаций.[4]
После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции. С июля 1949 года по август 1955 года на «Полете» производили лучший реактивный бомбардировщик того времени Ил-28 (произведено 758 самолетов). Быстрый технический рост и успешное освоение заводом реактивного бомбардировщика позволили Совету министров СССР выпустить постановление об организации серийного производства на Омском заводе первого гражданского реактивного самолета Ту-104. Внедрение в серию начато в январе 1955 года. За период производства с 1955 по 1960 годы выпущено 54 самолета для Аэрофлота, 4 — для авиалиний ЧССР, 3 — по заказу МО СССР.[5]
В 1958 году государственной комиссией завод выбран для производства баллистических ракет, тем самым «Полёт» открыл ракетно-космическую эпоху своей истории. С 1958 года на предприятии развертывается серийное производство одноступенчатых баллистических ракет средней дальности Р-12 (8К63) и Р-12У (8К63У). Это потребовало от Омского завода полного технического перевооружения, создания новых цехов, отделов, испытательных стендов и контрольно-испытательных станций, освоение и внедрение новых технологических процессов. Первый пуск Р-12 произведен с полигона Капустин Яр в апреле 1959 года. Всего изготовлено более 500 ракет Р-12. Начиная с 1961 года, ПО «Полет» начинает выпускать двухступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 (8К64) и Р-16У (8К64У). Выпущено около 330 ракет. В 1963 году освоено серийное производство двухступенчатых межконтинентальных баллистических ракет РС-10 (МБР 8К84). Первый пуск состоялся 20 октября 1968 года с шахтной пусковой установки космодрома Байконур. На вооружении комплекс находился с июля 1967 по 1990 годы.[6]
С 1968 года развернуто производство ракеты-носителя легкого класса «Космос-3М», которая стала самой надежной в своем классе. Полётная надежность ракеты-носителя составила 97 %. Более 750 раз ракета-носитель «Космос-3М» успешно выводила на эллиптические и круговые орбиты космические аппараты как по российским, так и по международным программам. С полигона Капустин Яр и с космодрома Плесецк были произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая.[7]
В середине 1970-х годов заводу поручено освоить производство новой баллистической межконтинентальной ракеты морского базирования РСМ-50. Для изготовления сложных элементов конструкции на предприятии в кратчайшие сроки смонтированы специальные станки с ЧПУ, разработана новая система автоматизированного расчета, а для проверки систем изделия создана специальная контрольно-измерительная станция. Первая продукция была сдана заказчику в 1976 году. Качество работы омских ракетчиков многократно подтверждалась учебными стрельбами. Тридцать лет РСМ-50 являлась важным составляющим звеном ракетного щита страны.[8]
В 1978 году на ПО «Полёт» начались работы по организации «с нуля» серийного производства ракетных двигателей РД-170 для ракетно-космической системы «Энергия-Буран». В 1981 году выпущен макет двигателя, а в июне 1983 — первый двигатель. В общей сложности произведено около 50 двигателей. Для проведения контрольно-технологических огневых испытаний двигателей для РН «Энергии» специально был создан стенд в поселке Крутая Горка с использованием самой современной на то время техники.[9]
[править] С 1991 года
В начале 1990-х годов в рамках реализации концепции конверсии оборонно-промышленного комплекса страны на ПО «Полет» возобновлено производство самолетов. В 1992 году на предприятии освоен выпуск многоцелевого среднемагистрального самолета Ан-74. В декабре 1993 года Ан-74 совершил первый полет. В эксплуатацию передано 5 самолетов Ан-74.[10]
Однако в 1995 году производство этой серии было приостановлено, и в 1998 году завод освоил новый легкий многоцелевой самолет Ан-3Т. 24 февраля 1998 года состоялся первый полет самолета. Его отличительными особенностями являются возможность подбора посадочных площадок с воздуха, низкая скорость сваливания, высокие прочностные качества планера, значительная дальность полета, высокие взлетно-посадочные характеристики. Это один из немногих в мире самолетов такого класса, на котором разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местности. Самолеты Ан-3Т различных вариантов исполнения выполняют патрульные, сельскохозяйственные, десантные, санитарные и другие виды авиаработ. Ан-3Т — единственный в мире одномоторный самолет, который совершил беспосадочный перелет с Южного полюса до побережья Антарктиды, преодолев расстояние в 1400 км. В настоящее время 26 самолетов Ан-3Т переданы заказчику.[11]
Совместно с АНТК им. Антонова (г. Киев, Украина) в начале 2001 года на ПО «Полет» в кратчайшие сроки был восстановлен экспериментальный образец военно-транспортного самолета Ан-70.[12]
3 февраля 2007 года президент России В. В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» (г. Москва), в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет». В конце 2007 года производственное объединение «Полет» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» в качестве филиала.[13]
В 2008 году службами производственного объединения «Полет» подготовлено техническое задание на перевооружение и реконструкцию предприятия.[14]
[править] Производство ракет «Ангара»
На заводе «Полёт» в течение нескольких лет должно быть развернуто серийное производство ракет-носителей семейства «Ангара».[15]
Сборка ракет «Ангара» будет производиться в цехе № 95.[16]
По состоянию на апрель 2018 года на «Полёте» не введён в строй гальванический цех (нужен для придания металлу дополнительной прочности), без которого невозможно наладить выпуск универсальных ракетных модулей «Ангары».[17]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ История предприятия
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]