Полёт (завод)

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с ПО «Полёт»)
Перейти к: навигация, поиск



Полёт — крупный российский машиностроительный завод. Расположен в Омске. Является филиалом ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.[1]

Содержание

[править] История

[править] СССР

Производственное объединение «Полёт» было создано 24 июля 1941 года на базе московских эвакуированных авиазаводов № 156 (ныне АО «Туполев») и 81 (ныне АО «Тушинский машиностроительный завод») и омских заводов: автосборочного им. Коминтерна № 6, завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ.[2]

Первым директором объединения был назначен летчик, Герой Советского Союза (Золотая Звезда Героя СССР № 1) Анатолий Васильевич Ляпидевский. В 1941—1943 годах на заводе работало опытно-конструкторское бюро выдающегося авиаконструктора А. Н. Туполева. В числе специалистов КБ был будущий основоположник советской практической космонавтики С. П. Королёв.[3]

За годы Великой Отечественной войны на омском «Полёте» изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Полётовские самолёты участвовали в крупнейших битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. На омских Як-ах сражались французские летчики из полка «Нормандия-Неман». Всего с 1942 по 1945 годы выпущено более 3800 самолетов разных марок и модификаций.[4]

После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции. С июля 1949 года по август 1955 года на «Полете» производили лучший реактивный бомбардировщик того времени Ил-28 (произведено 758 самолетов). Быстрый технический рост и успешное освоение заводом реактивного бомбардировщика позволили Совету министров СССР выпустить постановление об организации серийного производства на Омском заводе первого гражданского реактивного самолета Ту-104. Внедрение в серию начато в январе 1955 года. За период производства с 1955 по 1960 годы выпущено 54 самолета для Аэрофлота, 4 — для авиалиний ЧССР, 3 — по заказу МО СССР.[5]

В 1958 году государственной комиссией завод выбран для производства баллистических ракет, тем самым «Полёт» открыл ракетно-космическую эпоху своей истории. С 1958 года на предприятии развертывается серийное производство одноступенчатых баллистических ракет средней дальности Р-12 (8К63) и Р-12У (8К63У). Это потребовало от Омского завода полного технического перевооружения, создания новых цехов, отделов, испытательных стендов и контрольно-испытательных станций, освоение и внедрение новых технологических процессов. Первый пуск Р-12 произведен с полигона Капустин Яр в апреле 1959 года. Всего изготовлено более 500 ракет Р-12. Начиная с 1961 года, ПО «Полет» начинает выпускать двухступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 (8К64) и Р-16У (8К64У). Выпущено около 330 ракет. В 1963 году освоено серийное производство двухступенчатых межконтинентальных баллистических ракет РС-10 (МБР 8К84). Первый пуск состоялся 20 октября 1968 года с шахтной пусковой установки космодрома Байконур. На вооружении комплекс находился с июля 1967 по 1990 годы.[6]

С 1968 года развернуто производство ракеты-носителя легкого класса «Космос-3М», которая стала самой надежной в своем классе. Полётная надежность ракеты-носителя составила 97 %. Более 750 раз ракета-носитель «Космос-3М» успешно выводила на эллиптические и круговые орбиты космические аппараты как по российским, так и по международным программам. С полигона Капустин Яр и с космодрома Плесецк были произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая.[7]

В середине 1970-х годов заводу поручено освоить производство новой баллистической межконтинентальной ракеты морского базирования РСМ-50. Для изготовления сложных элементов конструкции на предприятии в кратчайшие сроки смонтированы специальные станки с ЧПУ, разработана новая система автоматизированного расчета, а для проверки систем изделия создана специальная контрольно-измерительная станция. Первая продукция была сдана заказчику в 1976 году. Качество работы омских ракетчиков многократно подтверждалась учебными стрельбами. Тридцать лет РСМ-50 являлась важным составляющим звеном ракетного щита страны.[8]

В 1978 году на ПО «Полёт» начались работы по организации «с нуля» серийного производства ракетных двигателей РД-170 для ракетно-космической системы «Энергия-Буран». В 1981 году выпущен макет двигателя, а в июне 1983 — первый двигатель. В общей сложности произведено около 50 двигателей. Для проведения контрольно-технологических огневых испытаний двигателей для РН «Энергии» специально был создан стенд в поселке Крутая Горка с использованием самой современной на то время техники.[9]

[править] С 1991 года

В начале 1990-х годов в рамках реализации концепции конверсии оборонно-промышленного комплекса страны на ПО «Полет» возобновлено производство самолетов. В 1992 году на предприятии освоен выпуск многоцелевого среднемагистрального самолета Ан-74. В декабре 1993 года Ан-74 совершил первый полет. В эксплуатацию передано 5 самолетов Ан-74.[10]

Однако в 1995 году производство этой серии было приостановлено, и в 1998 году завод освоил новый легкий многоцелевой самолет Ан-3Т. 24 февраля 1998 года состоялся первый полет самолета. Его отличительными особенностями являются возможность подбора посадочных площадок с воздуха, низкая скорость сваливания, высокие прочностные качества планера, значительная дальность полета, высокие взлетно-посадочные характеристики. Это один из немногих в мире самолетов такого класса, на котором разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местности. Самолеты Ан-3Т различных вариантов исполнения выполняют патрульные, сельскохозяйственные, десантные, санитарные и другие виды авиаработ. Ан-3Т — единственный в мире одномоторный самолет, который совершил беспосадочный перелет с Южного полюса до побережья Антарктиды, преодолев расстояние в 1400 км. В настоящее время 26 самолетов Ан-3Т переданы заказчику.[11]

Совместно с АНТК им. Антонова (г. Киев, Украина) в начале 2001 года на ПО «Полет» в кратчайшие сроки был восстановлен экспериментальный образец военно-транспортного самолета Ан-70.[12]

3 февраля 2007 года президент России В. В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» (г. Москва), в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет». В конце 2007 года производственное объединение «Полет» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» в качестве филиала.[13]

В 2008 году службами производственного объединения «Полет» подготовлено техническое задание на перевооружение и реконструкцию предприятия.[14]

[править] Производство ракет «Ангара»

На заводе «Полёт» в течение нескольких лет должно быть развернуто серийное производство ракет-носителей семейства «Ангара».[15]

Сборка ракет «Ангара» будет производиться в цехе № 95.[16]

По состоянию на апрель 2018 года на «Полёте» не введён в строй гальванический цех (нужен для придания металлу дополнительной прочности), без которого невозможно наладить выпуск универсальных ракетных модулей «Ангары».[17]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. История предприятия
  3. История предприятия
  4. История предприятия
  5. История предприятия
  6. История предприятия
  7. История предприятия
  8. История предприятия
  9. История предприятия
  10. История предприятия
  11. История предприятия
  12. История предприятия
  13. История предприятия
  14. История предприятия
  15. [2]
  16. [3]
  17. [4]
Личные инструменты