Реформа местного самоуправления в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Реформа местного самоуправления в России была проведена в 2000-х годах.

Закон о реформе местного самоуправления был принят депутатами Госдумы в 2003 году. Реформа предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня — городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ. Муниципальный район объединяет несколько поселений, а городской округ — это, как правило, крупный город (например, столица субъекта РФ). В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населенными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль. Основными источниками формирования бюджетов поселений, согласно федеральному законодательству, должны стать земельный налог, средства от продажи и аренды земли, налог на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц. В бюджеты МО второго уровня должны поступать, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вмененный доход, 20 % налога на доходы физлиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.[1]

С 2006 года в России осуществляется муниципальная реформа, связанная с реализацией положений федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон, направленный на масштабную реорганизацию местного самоуправления, представляет собой радикальный отход от принципов действовавшего прежде законодательства. Он передает контроль над местным самоуправлением в основном на уровень федерального законодательства и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Окончательное вступление закона «Об общих принципах местного самоуправления» было отложено до 2009 года.[2]

Содержание

[править] Направления реформы

Основные направления реформы:[3]

  • Создание концептуально нового правового поля для местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности:
    • принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ);
    • принятие Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 95-ФЗ);
    • внесение поправок в Налоговый кодекс РФ;
    • внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ;
    • изменение большого массива отраслевых федеральных законов, касающихся сферы деятельности органов местного самоуправления;
    • изменение регионального законодательства по местному самоуправлению: регулированию подлежат около 70 вопросов данной области;
    • изменение всей нормативной базы существующих муниципальных образований и разработка нормативных актов, начиная с уставов, для вновь созданных муниципальных образований.
  • Изменение территориальной организации местного самоуправления путем повсеместного введения двухуровневой системы «муниципальный район — поселение», ведущего к увеличению числа муниципальных образований, переделу их границ и изменению правового статуса существующих муниципальных образований.
  • Изменение структуры органов местного самоуправления: состава, полномочий, способов формирования
  • Изменения в способах взаимодействия поселений внутри одного муниципального образования, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии с органами государственной власти.
  • Разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образования, перепрофилирование и приватизация собственности для приведения в строгое соответствие пообъектного состава публичной собственности установленным законом полномочиям для каждого уровня власти.
  • Создание новой концессионной модели муниципального хозяйства.

[править] Ход реформы

При анализе отношений органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления прежде всего необходимо учесть, что сегодняшнее состояние местного самоуправления в России далеко от желаемого и усугубляется множеством проблем, основные из которых:[4]

  • низкая эффективность управления со стороны местных органов власти;
  • слабый уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих;
  • недостаток финансовых средств на качественное исполнение полномочий;
  • отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для функционирования муниципальных органов власти.

Решить вышеуказанные проблемы задумывалось посредством масштабной муниципальной реформы, смысл которой должен был заключаться в том, чтобы «повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и приблизить к населению муниципальный уровень публичной власти».[5]

31 марта 2006 года председатель Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов заявил: «У местного самоуправления в российской истории глубокие корни, но и последнее десятилетие отмечено на этот счёт важными событиями. В 1995 году был принят Закон „Об общих принципах организации местного самоуправления“, а вскоре Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Однако при реализации закона сразу же появились пробелы в правовой базе. Во-первых, большинство муниципалитетов не получили достаточного налогового потенциала. Во-вторых, бюджеты вышестоящего уровня продолжали финансировать низовое звено с существенным дефицитом. В-третьих, так и осталось непонятным, какой уровень власти за что отвечает. И, наконец, сохранение противоречий вело к конфликтам между местным самоуправлением и региональными властями, а также и к разочарованию граждан в эффективности местного самоуправления. Вот почему в 2003 году вступил в силу новый Закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Закон учёл претензии со стороны местного самоуправления. Предусмотрено чёткое распределение доходов и расходов между уровнями власти, а также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали. Если закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты — от города-миллионника до сельского райцентра, то закон 2003 года ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу».

[править] Цели реформы

31 марта 2006 года В.Круглов заявил: «Курс на укрепление государственности, проводимый Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, предполагает активизацию общественных сил, создание гражданского общества и обновление властных структур. Именно эти цели преследуют проведение реформы местного самоуправления, избрание в регионах губернаторов представительными органами власти, усиление субъектов Федерации, прежде всего, через их укрупнение. (…) В конечном итоге реформа должна привести к созданию авторитетных и работоспособных органов местного самоуправления, для которых решающим станет слово самих жителей. В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке измениться к лучшему».

[править] Результаты реформы

31 марта 2006 года В.Круглов заявил: «Муниципальная реформа привела к созданию двухуровневой системы местного самоуправления и позволила восстановить вертикаль представительных органов власти в низовом звене — в селах, поселках, малых городах — там, где и живет основная масса людей».

Результатом реформы стала абсолютно унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от субъекта Федерации.[6]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. http://www.kommersant.ru/doc/888268/print
  2. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
  3. Общественный мониторинг реформы местного самоуправления в России (октябрь 2003 — август 2004)
  4. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
  5. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
  6. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/09/Osnovnie%20tendencii.pdf
Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты