АвтоВАЗ
Материал из Documentation.
АвтоВАЗ — российская автомобилестроительная компания, крупнейший российский автопроизводитель, одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы. Производственные мощности компании позволяют выпускать свыше 800 тыс. автомобилей в год.[1][2]
Площадь автозавода составляет свыше 600 га, площадь зданий — более 4 млн м2. В цехах установлено свыше 41 тыс. единиц оборудования. Протяжённость конвейерных систем — более 300 км. Длина главного конвейера — 1,5 км.[3]
В поставках комплектующих и материалов в «АвтоВАЗе» и в системе технического обслуживания автомобилей задействовано более 1000 предприятий по всей России.[4]
Всего за историю «АвтоВАЗа» на нём было произведено более 28 млн автомобилей.[5]
Содержание |
[править] История
[править] 1966—1991
20 июля 1966 года вышло постановление Правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 660 тысяч легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода. Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым Министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве. Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1966 году начались земляные работы, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA. АВТОВАЗ создавался как предприятие с высокой степенью концентрации производств различных отраслей — металлургическое, пластмассовых изделий, механосборочное, прессовое, сборочно-кузовное. В производстве технологического оборудования разрабатываются и изготавливаются оригинальные, ориентированные на технологические процессы АВТОВАЗа инструменты, станки, роботы и целые автоматические линии.[6]
[править] С 1992 года
В течение долгих лет АвтоВАЗ, облепленный теневыми и откровенно криминальными структурами и имевший крайне запутанную систему управления и сбыта, терял позиции на рынке под напором конкурентов. Девальвация рубля в 1998 году дала ему лишь кратковременную передышку, которая толком не была использована. При этом вплоть до середины 2000-х годов завод находился под неоспоримым контролем команды Владимира Каданникова (гендиректора, а затем председателя совета директоров). Даже Борису Березовскому, чьи планы поглощения АвтоВАЗа зашли достаточно далеко, пришлось бесславно отступить. Созданная им компания АВВА («Автомобильный Всероссийский альянс»), которой принадлежал блокирующий пакет (32 %) акций завода, в итоге оказалась «дочкой» самого АвтоВАЗа. Другим крупным (20 %) собственником предприятия была еще одна «дочка» — ЗАО ЦОАФК («Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации»). Таким образом, на АвтоВАЗе была впервые в крупных масштабах реализована ставшая столь популярной впоследствии в России схема «закольцованного» владения активами. Управление осуществлялось просто: «дочки» и менеджмент выдавали доверенности на голосование лично Каданникову, и на собраниях он голосовал доминирующим пакетом. Эта система не давала чужакам возможности приблизиться к заводу и обеспечивала контроль конгломерата менеджеров, дилеров и поставщиков над потоками генерируемых производством доходов (хотя официально завод почти всегда был убыточным). Но ни о каком развитии или даже простой реструктуризации при этом речи быть не могло.[7]
Проследовать вслед за «Москвичом» АвтоВАЗу мешали лишь куда большие масштабы производства и хоть и непрозрачная, но очень большая сбытовая и сервисная сеть. С годами всё более существенное место в жизнедеятельности предприятия занимала самарская группа СОК, производившая на собственных предприятиях автозапчасти, которые поставлялись на завод и в дилерскую сеть, и участвовавшая в дистрибуции автомобилей. Это ещё больше усложнило реальные отношения власти и собственности на заводе. Среди экспертов бытует устойчивое мнение, что в начале 2000-х взяться за решение автовазовской проблемы власти настойчиво предлагали Олегу Дерипаске, но, присмотревшись к ситуации, он предпочел «спасать» ГАЗ.[8]
В 2005 году было принято решение доверить антикризисную работу на АвтоВАЗе команде «Рособоронэкспорта». Формально всё произошло предельно просто. АВВА и ЦОАФК выдали доверенность на голосование своими пакетами не Каданникову, а тем, на кого указало государство. После чего в полном соответствии со строгими корпоративными процедурами были избраны новый совет директоров и новое правление завода, представлявшие уже команду С. Чемезова.[9]
Для «Рособоронэкспорта» АвтоВАЗ стал первым испытанием на новом промышленном поприще.[10]
Оставалось лишь создать пригодную для такого дела управленческую команду. Ни с первого, ни со второго раза это не получилось. Первый генеральный директор — Игорь Есиповский — оказался, по-видимому, недостаточно масштабной фигурой. Второй — Владимир Артяков — ушёл на повышение в губернаторы Самарской области. Теперь президентом группы АвтоВАЗ является Борис Алёшин — бывший вице-премьер, а затем руководитель Федерального агентства по промышленности. Функции председателя совета директоров пришлось взять на себя главе «Рособоронэкспорта» С. Чемезову.[11]
Понятно, что с такой менеджерской чехардой впечатляющих успехов за два года добиться было невозможно. Впрочем, кое-что сделали. Самых одиозных партнеров заменили на более цивилизованных. Происходит смена модельного ряда (правда, по планам, разработанным ещё старым руководством). Зато амбициозные проекты по созданию новых моделей приостановлены: и это скорее хорошо. Была предпринята попытка ликвидировать СП с GM, созданное прежним руководством на условиях, объявленных недостаточно выгодными. Через некоторое время СП возобновило работу на новых, вроде бы лучших условиях. Одновременно идёт ставший уже традиционным поиск новых иностранных партнёров и новых иностранных моделей для сборки. На сегодня основным партнёром видится канадская Magna, совместно с которой разрабатывается автомобиль стоимостью до $12 тыс.[12]
Разработан и начал реализовываться проект «раскольцовки» акционерного капитала. Для этого АвтоВАЗ привлёк одну из лучших на российском фондовом рынке команд — «Тройку Диалог», уже объявлены оферты на покупку у миноритариев акций как самого предприятия, так и его «дочек». После выкупа дочерние компании будут присоединены к материнской, в результате принадлежащие им акции станут казначейскими и будут погашены. Таким образом, у АвтоВАЗа сформируется нормальная структура собственности, «Рособоронэкспорт» с партнёрами станут формальными владельцами контрольного пакета, и можно будет вести речь о привлечении серьёзного иностранного или отечественного инвестора. Вместе с тем представляется, что никаких наполеоновских планов нынешние руководители не строят. Они согласились с неизбежностью сокращения производства собственно вазовских моделей и в лучшем случае надеются компенсировать спад сборкой на своих площадях иномарок в рамках СП или лицензионных соглашений. Нам этот путь также представляется максимально реалистичным.[13]
В последних числах ноября 2011 года на «АвтоВАЗе» началось серийное производство бюджетной Lada Granta, которая пришла на смену «классике», а также семейству Samara и Lada Kalina.[14]
[править] Экспорт
«АвтоВАЗ» является крупнейшим экспортёром автомобилей в России.[15]
[править] Показатели
[править] Производственные
За период 1970—2009 годов изготовлено более 25 млн автомобилей LADA и автокомплектов.[16]
В 2017 году «АвтоВАЗ» реализовал 311,6 тыс. автомобилей (45 % из них по программе господдержки). Самой популярной моделью компании стала Granta (93,7 тыс. автомобилей), на втором месте — Vesta (77,3 тыс.) и на третьем Xray (33,3 тыс.).[17]
[править] Финансовые
По итогам 2017 года АвтоВАЗ сократил чистый убыток в 4,6 раза, до 9,7 млрд руб. Консолидированная выручка по МСФО выросла на 22%, до 225,6 млрд руб.[18]
[править] Перспективы
«АвтоВАЗ» рассчитывает нарастить продажи автомобилей в России в 2018 году на 12 %, до 350 тыс. штук. Производство при этом планируется увеличить на 13 %, до 570,8 тыс. штук.[19]
[править] Ссылки
[править] Официальный сайт
[править] Разделы на сайтах
- Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте Эксперта
- Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте Коммерсанта
- Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте gazeta.ru
- Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте РИАН
- Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте Ведомостей
- Раздел об «АвтоВАЗе» на сайте РБК
[править] Прочее
- Отчетность по МСФО
- Datsun возьмет на буксир Granta и Kalina
- Регламент для тольяттинской революции[9]
- ВАЗ и мифы[10]
- АВТОВАЗ: за три года качество LADA выросло более чем в 10 раз
- Лада Гранта — самый безопасный российский автомобиль!
- Lada Granta стала самой продаваемой моделью автомобиля в России[11]
- Renault-Nissan и «Ростехнологии» создали совместное предприятие по управлению «АвтоВАЗом»
- «АвтоВАЗ» пропишется в Голландии
- Встреча с руководителем госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым
- АвтоВАЗ: «Лада» больше не будет предметом насмешек
- Экскурсия по заводу «АвтоВАЗ»
- Фоторепортаж о том как устроен АВТОВАЗ
- Андерссон станет первым иностранным главой «АвтоВАЗа» («The Financial Times», Великобритания)
- АвтоВАЗ: «Лада» больше не будет предметом насмешек («Der Spiegel», Германия)
- «АвтоВАЗ» сокращает «бездельников». «АвтоВАЗ» объявил о сокращении 7,5 тыс. человек, оправдываясь кризисом
- «Если русским дать на задание неделю, они все сделают в последний день». Глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон рассказал «Газете. Ru» о планах пересадить Москву и Санкт-Петербург на машины Lada
- Добрые вести про «Лада-Веста». 29 мая 2014
- Себестоимость одного автомобиля Lada Granta — 55 тыс. рублей. 6 октября 2014
- АвтоВАЗ — 2014, итоги года
- Где в России больше всего ценят марку LADA? 31 марта 2015
- LADA вошла в число самых продаваемых брендов в мире
- «Новый» президент «Автоваза». Как Renault меняет волжского автогиганта
[править] Примечания
- ↑ ОАО «АВТОВАЗ»[1]
- ↑ «АвтоВАЗ» повышает рекомендованные цены на автомобили LADA Granta
- ↑ ОАО «АВТОВАЗ»[2]
- ↑ ОАО «АВТОВАЗ»[3]
- ↑ В ближайшие 2 года «АвтоВАЗ» выпустит новую модель на смену Lada Priora
- ↑ ОАО «АВТОВАЗ»[4]
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ Как национализируют Россию: безграничный «Рособоронэкспорт»
- ↑ «АвтоВАЗ» столкнулся с падением продаж на 15 %
- ↑ Иномарки в июне заняли более 20 % экспорта автомобилей из России
- ↑ ОАО «АВТОВАЗ»[5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
Крупнейшие в России производители | |
---|---|
Металлургическая продукция | Сталь • Олово • Титан • Золото • Ферросплавы • Никель • Палладий • Медь • Алюминий • Калий |
Машиностроительная продукция | Вагоны • Суперкомпьютеры • Микросхемы • Танки • БМП • Автомобили • Сканирующие зондовые микроскопы |
Прочая продукция | Аммиак • Нефть • Природный газ • Алмазы • Спирт • Пиво • Фосфорные удобрения • Уголь • Поливинилхлорид • Калийные удобрения • Аммиачная селитра • Свинина • Угольные электроды |