Экономика СССР в 1980-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Государственная политика
В 1983 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 659, ставшее ещё одной попыткой совместить принципы централизованного планирования и хозяйственную самостоятельность предприятий. В рамках этого постановления в очередной раз был провозглашён переход к долгосрочным (неизменяемым в течение пятилетки) нормативам, в соответствии с которыми фиксировалась доля финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий по результатам их деятельности. При этом увеличивалась и степень свободы предприятий в части распоряжения собственными деньгами. Кроме того, при оценке результатов работы предприятий акцент делался на выполнение ассортиментного плана поставок, что было направлено на сокращение дефицитов, столь характерных для механизма централизованного снабжения ресурсами. Впрочем, предусмотренные постановлением меры распространялись лишь на весьма ограниченный круг предприятий, входивших в состав министерств и ведомств, «участвующих в эксперименте».[1]
Реформаторская деятельность верховных властей СССР резко активизировалась в 1985 году, сразу после прихода к власти нового поколения руководителей во главе с М. С. Горбачёвым. С одной стороны, новое руководство действовало весьма энергично и пыталось улучшить ситуацию сразу по многим направлениям. С другой стороны, эта деятельность была абсолютно бессистемной и не имела никакой внятной экономической логики. Принимаемые решения часто в корне противоречили друг другу.[2]
Например, объявленная официальной идея об «ускорении» темпов экономического роста и научно-технического прогресса (1985 год), очередная кампания «по борьбе с нетрудовыми доходами» (1986 год), создание госприёмки — централизованной структуры по контролю за качеством продукции на предприятиях гражданского сектора экономики (1986 год) по существу были нацелены на укрепление плановых механизмов. В то же время многократные попытки сократить «бюрократический аппарат», реорганизовать министерства и уменьшить их влияние; действия по усилению роли «трудовых коллективов предприятий» и введению выборности директоров (1987—1989 годы) объективно ослабляли систему централизованного планирования.[3]
Как следствие, в лучшем случае принимаемые властями СССР решения оказывались бесполезными, в худшем — приносили немалый вред. Вследствие политики «ускорения» во второй половине 1980-х годов резко увеличилось число новых программ и крупномасштабных проектов. Однако эти программы зачастую были очень плохо обеспечены ресурсами, в результате чего не столько вводились новые мощности, сколько увеличивался объём незавершенного строительства. Все эти последствия технократических идей об «ускорении» работали против макроэкономической и макрофинансовой сбалансированности.[4]
В 1985—1987 годах в СССР была проведена неудачная антиалкогольная кампания, сильно ударившая по доходам госбюджета. В 1987 году был принят «Закон о государственном предприятии», имевший крайне негативные для советской экономики последствия в виде спада инвестиций и производства, а также роста разбалансированности рынка. В результате ситуация ещё более обострилась и макроэкономический кризис в стране перешёл в открытую форму.[5]
В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности.[6]
[править] Закон о госпредприятии
Закон о государственном предприятии был принят Верховным Советом СССР 30 июня 1987 года, введён в действие с 1 января 1988 года. Принятие этого закона было очень серьёзной и, возможно, решающей макроэкономической ошибкой, допущенной властями СССР в период Перестройки.[7]
Закон радикально увеличил степень независимости предприятий и, соответственно, столь же сильно уменьшил контроль государства над экономическими процессами. Кроме того, закон серьёзно ограничивал административные возможности руководства предприятий по отношению к работникам, резко усилив при этом влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятия, назначение менеджмента и т. д.).[8]
Значительная утрата госконтроля над предприятиями для плановой советской экономики имела разрушительные последствия. Под давлением трудовых коллективов, многие предприятия стали тратить свою прибыль не столько на развитие производства, сколько на повышение зарплаты своих работников. С одной стороны, это привело к резкому увеличению темпов роста доходов населения, которые намного превзошли темпы роста выпуска потребительских благ. И как следствие, рынок разбалансировалcя в ещё большей мере, чем раньше. С другой стороны, началось быстрое сокращение инвестиций. А вслед за этим последовал и экономический спад в стране.[9][10][11]
[править] Андроповский период
В ноябре 1982 года после смерти Л. И. Брежнева генеральным секретарём ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов Свою деятельность на этом посту он начал с того, что практически полностью поменял руководителей министерств, секретарей обкомов и ЦК союзных республик, решительно взялся за укрепление дисциплины. Повсеместно среди белого дня стали отлавливать людей на улицах, в магазинах, в кинотеатрах, чтобы выяснить, почему они не на работе. К нарушителям трудовой дисциплины применялись различные меры: снижение заработной платы, лишение премий, отдаление очереди на получение жилья.[12]
Была снижена цена на водку, прозванную тут же «андроповкой».[13]
Мероприятия по наведению порядка и дисциплины дали некоторый экономический эффект. Согласно официальным данным, темпы роста экономики в 1983 году составили 4,2 % (против 3,1 % в 1982 году), национальный доход увеличился на 3,1 %, промышленное производство на 4 %, производство сельскохозяйственной продукции на 6 %.[14]
[править] Перестройка
В марте 1985 года после смерти К. У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н. И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».[15]
Стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике.[16]
Первоначально «перестройка» увязывалась с концепцией совершенствования хозяйственного механизма, то есть с предоставлением предприятиям большей самостоятельности в развитии производства, обновлении продукции, материальном стимулировании работников в зависимости от финансовых результатов работы предприятия. Таким образом, государственные предприятия должны были перейти на полный хозрасчет и реализовать то, что не было сделано в 1965 и 1979 годах. Предполагалось перестроить систему материально-технического снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалось обязательным одно условие: незыблемость социалистической (государственной) собственности.[17]
[править] Ссылки
[править] Рунет
- По страницам архивных фондов Центрального банка Российской Федерации
- Данные по внешней торговле СССР[9] График из [10][11]
- ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР, данные за 1960—1988 годы
- ОБЪЕМ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР, данные за отдельные годы в периоде 1938—1988 годов
- Внешняя торговля СССР[12]
- Прелюдия к шоку[13] // «Эксперт» № 21 (755), 30 май 2011
- Закон СССР от 30.06.1987 О государственном предприятии (объединении)
- Экономика СССР. Исследование состояния экономики СССР по запросу участников Совещания в Хьюстоне // Международный фонд «Культурная инициатива», 1991
- Экономика СССР в 60е-80е годы
- Экономическая трансформация в России 1985—2008 годов
- Синельников С. Бюджетный кризис в России: 1985—1995 годы // М.: Евразия, 1995
- Лекция Марка Харрисона «Спотыкающийся медведь, парящий дракон: мог ли Советский Союз пойти по китайскому пути»
- Гайдар Е. Т. Политическая экономия внешних шоков // Экономическая политика. No 1. 2006
- Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
- Попытки проведения политики финансовой стабилизации в СССР и России
- Как гигантские инвестиции подрывали плановую экономику
[править] Прочее
[править] Примечания
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[1] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[2] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Полтерович В. М. Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. -№ 4. — С. 3 — 17
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[3] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[4] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[5] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[6] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[7] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[8] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.