Катастрофы в СССР (1941-1945)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Сразу изменились приоритеты политики, состояние ресурсов, цели и задачи государства, общества, каждого гражданина. На фоне такого гигантского бедствия, как война, борьба с природными и техногенными бедствиями отошла на второй план. В первый же день войны была начата мобилизация военнообязанных и объявлено военное положение в ряде республик и областей. Вводились мобилизационные планы. Была организована эвакуация населения и объектов хозяйства. Началось превращение страны в единый боевой лагерь и мобилизация всех сил на борьбу с врагом. Вся власть в стране перешла к Государственному комитету обороны. В числе его многочисленных задач важнейшими и первоочередными были мобилизация людских и материальных ресурсов, перестройка хозяйства на военный лад, перемещение производительных сил из угрожаемых районов на восток и налаживание военного производства на новых местах. Развертывалась война против агрессора, в которой советскому народу, в том числе гражданскому населению, предстояло принести неисчислимые жертвы.

В июне 1941 года учитывая, что немецкая авиация во время войны начала регулярные бомбежки Одессы и её порта, руководство Черноморского морского пароходства приняло решение срочно организовать конвой из пассажирских пароходов и на них вывести городских жителей и военных, а также ценный груз, в Мариуполь. В составе конвоя был пароход «Ленин». По Регистру СССР он имел 472 места для пассажиров и мог транспортировать до 400 т груза. 24 июня в 22 часа пароход отчалил от причала и вышел в море, возглавив конвой, в который входили еще теплоход «Ворошилов», судно «Березино» и две шаланды. На борту парохода «Ленин» находилось около 1250 пассажиров (точный учёт пассажиров никто не вёл), 1200 человек, мобилизованных в армию, 92 члена экипажа и 350 т груза (в основном цветные металлы в слитках). С началом войны на Чёрном море во многих местах были выставлены оборонительные минные заграждения и введён особый режим плавания, предусматривающий обязательную лоцманскую проводку. По решению Военного совета Черноморского флота проводка судов производилась через «секретные фарватеры», хотя порой транспорт стал подрываться на собственных минах. Лоцман, находившийся на пароходе «Ленин», не имел прямой связи с оперативным дежурным флота — его радиосвязь осуществлялась через военные катера и другие корабли. В походе конвоя при подходе к траверсу мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина и он не может двигаться самостоятельно. Капитан «Ленина», зная, что теплоход тоже перегружен людьми, принял решение отбуксировать его в Севастополь, который находился недалеко. Избежав налёта авиации противника, пароход «Ленин» благополучно отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту, а сам в сопровождении сторожевого катера СКА-026 пошёл курсом на Ялту. Но с полдороги караван кораблей по неизвестной причине вернули в Севастополь. Вечером 27 июля в 19 час. 15 мин. каравану разрешили сняться с якоря и следовать в Ялту. Пароход «Ленин», теплоходы «Ворошилов» и «Грузия» в сопровождении сторожевого катера вновь вышли в море, но из-за низкой скорости теплохода «Ворошилов» скорость конвоя была не более 5 узлов. На пароходе «Ленин» в Одессе для отражения налётов самолётов противника установили на носу и корме два зенитных орудия. Но из-за дополнительной установки металлического оборудования нарушилась точность показаний компаса. На пароходе также отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для определения скорости судна был не выверен. Путь конвоя проходил в условиях кромешной тьмы южной ночи и северного ветра, который заставлял суда дрейфовать. Из-за светомаскировки огней на берегу не было. В 23 час. 33 мин. сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход «Ленин». Взрыв произошёл между носовыми трюмами правого борта, пароход стал оседать носом при возникшем крене на правый борт. С парохода успели спустить две спасательные шлюпки. Через 7-10 минут после взрыва пароход «Ленин» ушёл под воду. Шлюпки, спущенные с теплоходов «Ворошилов» и «Грузия», а также подоспевшие катера спасли около 600 человек. Те, кто не умел плавать, утонули, многих увлекла в пучину намокшая одежда. Точной цифры погибших нет — ориентировочно погибло до 900 человек, в том числе 43 члена экипажа. Причиной взрыва могло быть столкновение парохода с заградительной миной или торпедирование с фашистской подводной лодки. Некоторые спасённые с парохода люди видели с правого борта до взрыва белую светящуюся струю в море и слышали металлический удар.

Следующая гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей произошла в сентябре 1941 года. К этому времени фашистские войска сомкнули кольцо вокруг Ленинграда на суше. Поэтому были приняты меры по эвакуации людей из осаждённого города через Ладожское озеро. Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона. Когда они прибыли на станцию «Ладожское озеро», то получили приказ грузиться на баржу № 725, специально предназначенную для их перевозки. Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами. В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1200 до 1500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога. Баржа, ведомая буксиром «Орёл», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепёжного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса. Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью вёдер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем её успевали откачивать. Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро. В ту ночь температура воды колебалась от 10 до 12 °C, а температура воздуха не превышала 4-9 градусов. В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Вскоре на горизонте показалась канонерская лодка «Селемджа», но она вынуждена была в течение дня отбивать налёты вражеской авиации. Когда баржа осела настолько, что её палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орёл» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS. В это время вражеские самолёты обнаружили баржу и стали её бомбить. Отбомбившись, самолёты врага улетели. На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков. Но накатившая волна смыла рубку в озеро. На рассвете командир буксира «Орёл» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей. Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм. Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду. Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать погибающих в воде людей на борт. Тогда контр-адмирал, находившийся на «Орле», потребовал от командира канонерской лодки «Селемджа» также приступить к оказанию немедленной помощи. Перегруженный буксир «Орёл» с 216 спасенными людьми с баржи взял курс на Новую Ладогу. Ещё 24 человека были спасены канонерской лодкой. Точное число погибших в катастрофе баржи № 725 неизвестно из-за отсутствия полного учёта пассажиров. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Географического управления погибло 685 человек. Кроме них, жертвами стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаёмные — работники Артиллерийского и Технического управления ВМС и другие лица. Даже если на барже было 1200 человек, удалось спасти только 240 человек. Ладожская катастрофа, так же как гибель пароходов «Индигирка» и «Ленин», относится по числу жертв к одной из крупнейших в истории мореплавания.

В начале войны во многих городах и селах возникало много пожаров от бомб вражеской авиации. Так, в июле-августе 1941 года в Новгороде происходили многочисленные пожары в результате налётов вражеской авиации. Один из самых сильных пожаров возник в районе вокзала, где на стихийном рынке в многолюдную толпу попала мощная фугасная бомба. От попадания бомбы возник сильный пожар на ликёроводочном заводе, где с начала войны был налажен выпуск бутылок с зажигательной смесью, затем огонь перекинулся на жилой сектор.

Во время Великой Отечественной войны советский народ пережил целый ряд гуманитарных катастроф. Среди них — массовый геноцид евреев на оккупированных территориях («холокост»), вывоз большой части трудоспособного населения в Германию для принудительных работ на немецких предприятиях, сталинское «переселение народов» внутри страны.

Самой тяжёлой для народа во время войны была длительная немецкая блокада Ленинграда. Эта гуманитарная катастрофа была результатом военных действий на фронтах. Один из основных замыслов немецко-фашистского командования на вторую половину лета — осень 1941 года заключался во взятии Ленинграда, к которому Адольф Гитлер питал особую ненависть как к колыбели Октябрьской революции. Наступление немецкой группы армий «Север» на Ленинград с 7 июля вначале проходило для немцев успешно ввиду превосходства в силах. 8 сентября они вышли к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался блокированным с суши — началась Ленинградская блокада, которая продлилась до 9 августа 1944 года. Встретив упорное героическое сопротивление советских войск, немцы на время отказались от попыток брать Ленинград, решив удушить город голодом, разрушить огнём артиллерии и ударами авиации. Они предпринимали попытки перерезать сухопутные коммуникации, подводящие к Ладожскому озеру, и тем самым лишить Ленинград и обороняющие его войска последней возможности получать помощь по озеру. Эти попытки провалились, полная блокада Ленинграда не удалась. Одновременно и многократные попытки советских войск снять блокаду города окончились неудачами. Ленинград, в котором помимо оборонявших его войск находилось свыше 2 млн 800 тыс. человек населения, продолжал оставаться для германского командования важной стратегической целью. Не овладев городом, противник подвергал его варварским артиллерийским обстрелам. С 8 сентября по 30 ноября 1941 года враг предпринял 272 обстрела общей продолжительностью 430 часов. Город подвергался также интенсивным ударам с воздуха. В течение сентября-ноября, совершив около 100 налетов, самолёты противника обрушили на Ленинград десятки тысяч зажигательных и фугасных бомб. Однако противовоздушная оборона Ленинграда сорвала попытки противника разрушить город с воздуха. Большую роль в этом сыграли самоотверженные действия формирований местной противовоздушной обороны, в составе которых насчитывалось 270 тыс. ленинградцев. Восьмого сентября 1941 года, в первый блокадный день, на Ленинград было сброшено более 6000 зажигательных бомб. Мишенью в основном был Московский район. Возникло 178 пожаров, 47 из них потребовали вызова многих пожарных подразделений. Особенно памятным оказался пожар на продовольственных складах им. Бадаева. Многочисленные деревянные постройки, теснившиеся на обширной территории, были буквально засыпаны зажигательными бомбами. Примитивные старые строения, возведенные ещё в 1914 году петербургским купцом Растеряевым, были расположены очень скученно. Огонь стремительно перебрасывался с одного склада на другой. Налетевшие фашистские самолёты подвергли пылавшую территорию пулемётному обстрелу, в результате чего была повреждена пожарная техника, а пожарная охрана понесла первые потери. Имелись многочисленные жертвы и среди мирного населения, помогавшего в борьбе с огнём: 36 убитых и 44 раненых. Из 441 постройки полностью сгорели 41. Хотя значительная часть пищевых продуктов была спасена, противник нанёс значительный ущерб продовольственным запасам города. Во время пожара было уничтожено около 3 тыс. т муки и 2,5 тыс. т сахара. 19 сентября 1941 года начался тяжёлый пожар в здании госпиталя на Суворовском проспекте. В большое пятиэтажное здание, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошёл обвал трёх капитальных стен. Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнажённым конструкциям и быстро охватил все этажи. Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костёр. Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом. Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налёт фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов. Погибло также много людей из обслуживающего персонала. 23 сентября 1941 года возник пожар в Пулковской обсерватории. Пострадавшая от обстрела центральная часть обсерватории вся выгорела и обрушилась. Пламя распространилось на два боковых крыла, охватило чердачные помещения и верхние этажи. Пылавшее открытым огнем здание, расположенное вблизи от переднего края обороны, служило хорошим ориентиром для усиленного обстрела расположения советских войск. Тушение пожара осложнялось из-за недостатка воды. Попытка организовать подвоз воды автоцистернами из прудов, находившихся в соседнем селе, эффекта не дала: обстрел усилился. Пришлось использовать единственный водоисточник у тылового склона горы. Тушение пожара продолжалось несколько часов. Блокада Ленинграда с суши вызвала резкое ухудшение продовольственного положения в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года запасов крупы и муки оставалось всего на две недели, а мясо было совсем на исходе. Руководству обороной города пришлось сократить нормы выдачи населению продуктов питания. В течение сентября-ноября они снижались пять раз. С 20 ноября были введены самые низкие нормы хлеба за всё время блокады — 250 г рабочим и 125 г служащим и иждивенцам. Начался голод, возросла смертность среди населения. Столь же тяжелым было положение с топливом и сырьём для промышленности, значительно снизилась выработка электроэнергии. Однако в условиях обстрелов, бомбежек и голода рабочие продолжали выпускать вооружение и боеприпасы для фронта. Ленинградцы стойко преодолевали непомерные трудности и лишения. Страна старалась помочь осаждённому городу. Со всех концов направлялись к Ленинграду эшелоны с продовольствием, топливом, вооружением. Однако доставлять эти грузы в осаждённый город становилось всё труднее. До замерзания озера перевозка осуществлялась по Ладоге кораблями Ладожской военной флотилии, транспортами и пассажирскими судами. Обратными рейсами эвакуировалось население. Были сооружены подъездные пути, оборудованы порты и причалы, углублены фарватеры и гавани. Транспортировка грузов и людей выполнялась под непрерывным воздействием авиации противника, нередко в штормовую погоду. Тем не менее в осеннюю навигацию 1941 года в город было доставлено 60 тыс. т грузов, преимущественно продовольствия. Кроме того, 6 тыс. т грузов (главным образом высококалорийное питание, оружие, боеприпасы) было переброшено в Ленинград транспортными самолётами. Оставались низкими нормы выдачи военным и населению продуктов питания. Для населения они не обеспечивали выживания. Вместе с жестоким голодом наступили сильные холода. В январе 1942 года вышли из строя водопровод и канализация, воду брали из прорубей на Неве. Почти не было топлива и электроэнергии. Дома не отапливались. Всё это вместе взятое привело к резкому увеличению смертности среди населения. Обессилевшие люди не могли работать, обслуживать себя, ходить за водой и хлебным пайком. Они умирали на улице, работе и дома. В это время заработала ледовая трасса — «Дорога жизни» на Ладожском озере, по которой в город стали доставлять продовольствие. Это позволило с 25 декабря 1941 года немного поднять нормы выдачи продовольствия, однако смертность среди ленинградцев продолжала расти. С начала блокады и за первую половину 1942 года в Ленинграде погибло от голода свыше 600 тыс. человек. Власти зафиксировали даже случаи людоедства. Весной 1942 года после таяния снега на улицах и площадях было обнаружено 13 тыс. трупов. В этих условиях в январе, марте и апреле 1942 года Волховским фронтом совместно с Ленинградским и Северо-Западным фронтами были предприняты попытки прорвать блокаду, однако они успеха не имели, принеся советской армии огромные потери. «Дорога жизни» начала действовать как конно-санный путь по Ладожскому озеру 20 ноября 1941 года, вскоре она стала автомобильной дорогой, по которой с нарастающим темпом перевозились основные грузы для осаждённого города. В январе 1942 года по ледовой дороге было перевезено 53 тыс. т грузов, в феврале — более 86 тыс. т, в марте — больше 118 тыс. т. Ледовая дорога действовала до 24 апреля. Всего по ней в Ленинград было доставлено 360 тыс. т грузов, из которых почти 80 % составляло продовольствие. Из осаждённого города по Ладоге были эвакуированы в тыл сотни тысяч человек и промышленное оборудование. Функционирование ледовой трассы позволило увеличить продовольственные ресурсы города. После последнего декабрьского роста нормы выдачи хлеба эта норма вторично возросла 24 января, а по третьему повышению продовольственных норм рабочие стали получать в день 500 г хлеба, служащие — 400 г, а дети и иждивенцы — по 300 г. Были увеличены нормы выдачи и других продуктов. Обстрелы города врагом продолжали вызывать потери в людях и приводили к пожарам. 29 марта 1942 года произошёл один из самых драматических и тяжёлых пожаров в истории блокады Ленинграда. В 6 час. 15 мин. утра просыпающийся город содрогнулся от взрыва, потрясшего на много километров окрестности. Это взрывались вагоны с боеприпасами, стоявшие на железнодорожных путях у станции Ржевка. Артиллерийский обстрел района станции фашисты начали около 4 час. утра. Осколки снарядов и мин буквально засыпали территорию. Взрывы разбрасываемых вокруг боеприпасов происходили в радиусе до 700 м. На местах взрывов то там, то здесь вспыхивали пожары. Пылали остатки разрушенных домов. Рядом находились вагоны с боеприпасами, угрожая взрывами каждую минуту. Во время тушения пожара ощущался острый недостаток воды. Прилагая огромные усилия, солдатам и пожарным удалось вручную откатить в безопасную зону два железнодорожных состава с боеприпасами. Разгружая и разбирая другие вагоны, засыпая снегом пробиравшийся по ящикам и снарядам огонь, предотвратили взрывы пороха. Огонь был ликвидирован к 5 часам вечера. Пожарные спасли более 50 вагонов с боеприпасами. Этим были предотвращены дальнейшие взрывы и связанные с ними тяжелые последствия. Третьего мая 1943 г. возник пожар на нефтебазе «Красный нефтяник» в Ленинграде, где был сосредоточен основной запас нефтепродуктов для города: в резервуарах хранилось 5200 т нефтепродуктов. В 14 час. 22 мин. противник начал обстрел нефтебазы. Снарядами было разбито несколько резервуаров. Потоки горящей жидкости разливались по территории. Среди удушливого едкого дыма и бушующего пламени, на земле, буквально горевшей под ногами, происходило боевое развертывание пожарных команд. Работать со стволами было невозможно из-за жары и дыма, особенно в те моменты, когда потоки раскаленного воздуха накрывали бойцов. Стоило потушить один участок горящей «реки», как, получив подкрепление, огонь вспыхивал вновь. В этом сражении с огнем Ленинградская пожарная охрана потеряла двух человек убитыми, 17 были ранены осколками снарядов, 3 получили сильные ожоги, 1 отравился угарным газом. И все же сражение с огнем было выиграно. Удалось спасти для города бесценные тонны горючего. В первую блокадную зиму в Ленинграде резко сократился объем промышленного производства. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии на предприятиях стал использоваться ручной труд. Однако Ленинград многое давал фронту — заводы производили ремонт кораблей, танков, вооружения, изготовляли снаряды, мины, гранаты, взрыватели. В число бойцов Ленинградского фронта лишь за первую половину 1942 года влилось 30 тыс. жителей города. С весны 1942 года, в связи с улучшением продовольственного и топливного положения за счет перевозок по Ладожской ледовой дороге, руководство обороной Ленинграда приступило к ликвидации трагических последствий зимы 1941—1942 годов. Прежде всего были приняты меры к восстановлению здоровья и трудоспособности населения. Начались работы по наведению санитарного порядка и восстановлению городского хозяйства, в первую очередь водопровода и транспорта. Это позволило активизировать работу ленинградской промышленности. В мае 1942 г. ленинградцы были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений — если в апреле в них смогли участвовать только 2 тыс. человек, то в июле работали уже 45 тыс. человек. Одной из неотложных мер была эвакуация из города женщин, детей, стариков. Хотя зимой по Ладоге было вывезено 555 тыс. человек, к началу июля 1942 г. в Ленинграде еще оставался 1 млн 100 тыс. жителей. В мае водным путем начались завоз грузов в Ленинград и эвакуация нетрудоспособного населения и некоторой части высококвалифицированных рабочих, требующихся на оборонных предприятиях тыла. Принимались меры по созданию продовольственных запасов. Для обеспечения города жидким топливом и электроэнергией по дну Ладоги был проложен трубопровод, а осенью — электрический кабель. За ладожскую навигацию 1942 года в город ввезли 790 тыс. т грузов, половину из которых составляло продовольствие. В город прибыли 190 тыс. военнослужащих и 20 тыс. гражданских специалистов. В основном в этот период завершилась массовая эвакуация населения города. Знаменательное событие произошло 9 августа 1942 г. — в осажденном городе впервые прозвучала 71 Седьмая симфония Д. Шостаковича, исполнение которой подняло дух ленинградцев. Осенью 1942 года немцы хотели предпринять очередную попытку штурма города. В их приказе значилось: «… овладеть Ленинградом и сровнять его с землей». Однако действия советских войск заставили германских генералов отказаться от своих намерений. Положение Ленинграда к началу 1943 года оставалось крайне тяжелым. На его улицах и площадях продолжали рваться снаряды и бомбы, гибли люди, рушились здания. Отсутствие сухопутной связи со страной по-прежнему затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности населения в продуктах питания. Двенадцатого января 1943 г. началась операция советских войск по прорыву блокады Ленинграда силами Волховского и Ленинградского фронтов, 18 января наши войска соединились в районе южного побережья Ладоги. Блокада была прервана, по освобожденной узкой полосе побережья была проложена железная и автомобильная дороги. По ним пошло продовольствие и другие грузы. Окончательно блокада города была ликвидирована 27 января 1944 г. во время наступления наших армий. За время блокады Ленинграда, длившейся долгих 900 дней, в городе от голода, бомбежек, болезней погибло 642 тыс. человек гражданского населения (по другим данным — до 850 тыс. человек). На город было обрушено 100 тыс. авиационных бомб и 150 тыс. снарядов. Из Ленинграда с 20 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. в организованном порядке было вывезено почти 1 млн 750 тыс. человек. Такой громадной эвакуации из осажденного города еще не знала история. Миру был объявлен пример необычайной стойкости ленинградцев в ужасающих условиях блокады. Война продолжалась, страна мобилизовала все силы для сопротивления врагу, но одновременно время от времени на советских людей обрушивалась слепая стихия. В 1942 году из-за затора льда во время половодья на Волынской низменности в зоне многолетнемерзлых пород в Якутии произошло сильное наводнение, которое при уровне до 14,4 м (на 2,36 м выше критического уровня) частично затопило Среднеколымск. Тогда же случилось катастрофическое половодье на реке Амчигаче на Камчатке, почти полностью затопившее поселок Усть-Большерецк. Но во время войны происходили бедствия и мирного характера. В декабре 1942 г. случился пожар в Сокольской школе по улице Советской в Вологодской области. Деревянное здание школы отапливалось печью и не могло сопротивляться вырвавшемуся и быстро разрастающемуся огню. Он с удовольствием прогуливался по школьному коридору, с жадностью облизывая стены и потолок пламенными языками. Неизвестно, какими путями огонь пробрался на чердак, но он уже и там зло хозяйничал, заглядывая сверху в классы и выискивая достойную жертву. Снаружи кричали и бегали люди, вытаскивая из огня замешкавшихся учеников. Единственным выходом для первоклашек, класс которых находился на втором этаже, было окно. Ребята кашляли, задыхаясь от дыма, хватались за молодую учительницу, которой приходилось заставлять маленьких учеников прыгать вниз и даже выталкивать их силой, чтобы спасти. Но огонь уже победоносно полыхал над школой, топя в шуме пожара крики людей. Большинство детей со второго этажа удалось спасти, еще бы немного и спаслись бы остальные, но чердачные перекрытия не выдержали напора огня и рухнули вниз. Молодая учительница и 18 первоклашек исчезли навечно в безжалостном огне. На протяжении всей войны в тех или иных районах Советского Союза возникали подобные или иные стихийные бедствия, происходили аварии в промышленности и в других отраслях. ОднаПрорыв блокады Ленинграда, 1943 год 72 ко их последствия на фоне гигантских разрушений самой войны приобретали лишь местное значение. Так, 7 февраля 1943 г. возник пожар на городской электрической станции Ульяновска. Тушить пожар выехали все пожарные команды города. Не хватало воды, а внутри здания загорелись бочки с горючим, пламя охватило крышу. Последствия пожара и причина его возникновения были указаны в приказе начальника Управления НКВД по Ульяновской области от 25 февраля 1943 г.: «В результате пожара электростанция была выведена из строя, город и промышленность оставлены без света и электроэнергии, государству нанесен значительный ущерб. Установлено, что возникновение пожара станции произошло оттого, что дирекцией станции не были проведены в жизнь все необходимые мероприятия противопожарного порядка». В начале февраля 1943 г. при отступлении из Ростова-на-Дону немецкие оккупанты взорвали и подожгли центр города, в том числе все его важнейшие здания административного, культурного, культового назначения. Никакого тушения пожаров и спасательных работ не велось. Девятнадцатого — двадцатого января 1944 г. происходили пожары в Новгороде в ходе уничтожения фашистами уцелевших зданий при отступлении из города. Особо сильные пожары возникли в доме Красной армии, городской поликлинике в Колмово, в главном корпусе пединститута в Антоново. Из подвалов горящего собора Рождества Богородицы саперами и пожарными были вынесены 100 ящиков со взрывчаткой и боеприпасами. Гуманитарные катастрофы, происходящие с гражданским населением в годы Великой Отечественной войны, не всегда были результатом действий противника. Примером такой гуманитарной катастрофы, возникшей по вине властей страны, явилось переселение некоторых народов СССР в 1937 и 1941—1944 годах. В ссылку было отправлено свыше 2,5 млн человек десяти национальностей. Каждое такое чрезвычайное переселение на новое место жительства, отстоящее от прежнего на тысячи километров и без подготовленных условий жизнеобеспечения, являлось крупномасштабной гуманитарной катастрофой. В 1941 году началось переселение немцев Поволжья. С началом Великой Отечественной войны советские власти стали подозревать местных немцев, имевших с 1924 года автономную республику, в сочувствии агрессору. Из-за военной целесообразности было решено упразднить республику немцев Поволжья и выслать всех там проживающих немцев в Сибирь и Среднюю Азию. Переселение началось 3 сентября 1941 г. Людей везли в товарных поездах, набитых так плотно, что спать приходилось по очереди. Кормили раз в день, выдавая миску супа и кусок хлеба. Многие переселенцы умерли еще в пути. К октябрю 1946 г. в ссылке значилось более 895 тыс. человек. В декабре 1943 г. были переселены калмыки. Эти репрессии объяснялись будто бы существовавшей массовой изменой калмыков на фронтах Великой Отечественной войны. Всего было выселено 93 тыс. человек. К концу 1946 года в местах их нового проживания осталось в живых 82 тыс. ссыльных, хотя к ним присоединились вернувшиеся с войны солдаты. В конце 1943-го начале 1944 года производилось выселение народов Северного Кавказа. В очередной раз вина изменников была распространена на все народы, 6 ноября 1943 г. были выселены 69 тыс. карачаевцев, 23 февраля 1944 г. — 460 тыс. чеченцев и ингушей, 8 марта того же года — 33 тыс. балкарцев. В мае 1944 г. было проведено выселение крымских татар, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами и массовом дезертирстве. Не отрицая случаев сотрудничества с оккупантами и дезертирства из числа людей этого народа, уместно отметить, что в годы войны 50 тыс. крымских татар получили боевые награды, 57 тыс. погибли на фронтах, 105 крымско-татарских деревень было Сооружение противотанковых рвов 73 сожжено оккупантами. Однако все татарское население Крыма в количестве 183 тыс. человек было отправлено в ссылку. Одновременно из Крыма выселили 12 тыс. болгар и 10 тыс. армян. В ноябре 1944 г. с территории Грузии были выселены в Среднюю Азию 110 тыс. турок-месхетинцев. Под каким предлогом это было сделано — неизвестно, может быть, «отец народов» просто хотел очистить от них свою «малую» родину? Выселение разных народов организовывалось одинаково. Факт предстоящих репрессий держался в тайне. В соответствующих местностях дислоцировались войска. Были случаи, когда к отдаленным населенным пунктам специально прокладывались дороги. Операция выселения производилась молниеносно. Выселялись в основном старики, женщины и дети, так как мужчины были на фронте. В случае смешанных браков жена другой национальности могла отказаться от мужа и остаться дома. Дети от этих браков подлежали переселению. На сборы иногда давалось всего несколько десятков минут. С собой разрешалось брать ценные вещи и багаж до 10 кг. Большая часть имущества, скот, птица — все оставалось брошенным вместе с домом. Транспортировка в места ссылки проводилась по железной дороге. На железнодорожные станции люди с разрешенными вещами прибывали пешком или на грузовиках. По пути вначале погибали самые слабые — больные, старики, дети. Умерших не хоронили — конвой их сбрасывал под откос. А ведь для большинства выселяемых народов не предать по обычаю земле тела родственника считалось тяжким грехом. Поэтому тела умерших скрывали от охраны. При большом числе умерших разрешали похороны. Часто в поездах возникали эпидемии. В регионы размещения ссыльные приезжали в поредевшем составе. Из-за разных маршрутов следования эшелонов родственники и даже семьи, попавшие в разные эшелоны, оказывались разобщенными и не могли воссоединиться. Условий для размещения и жизнеобеспечения там не было никаких. Лишенные средств к существованию переселенцы терпели огромные лишения, и многие погибали. Переселенцам требовалось время, чтобы ввести свою жизнь в более или менее благоустроенное русло, приспособиться к ней. Прошли десятилетия, прежде чем большинство репрессированных народов вернулось в родные края. Но вернемся к стихийным бедствиям. В 1943 году на территории Краснодарского края в селах произошло почти 100 % заселение домов, амбаров, складов грызунами. На полях их численность составляла от 1000 до 9000, а в отдельных районах — до 22 000 жилых нор на гектар. Были приняты чрезвычайные меры: создавались тройки из руководителей, в 5 — дневный срок обследовались поля, отлавливались грызуны ловушками, капканами, с помощью кошек. Для борьбы применялись арсенит натрия и калия, фтористый натрий. Краснодарская биофабрика изготовила 20 000 л возбудителя мышиного тифа (для этой цели было отпущено 10 т мяса). В 1943 году в Суздальском лагере для военнопленных возникла эпидемия брюшного тифа, унесшая жизни более 800 человек, в том числе обслуживающего персонала. Весной 1944 года на освобожденном юге и в других районах страны шел сев яровых и ожидали хороший урожай озимых. Однако в апреле-мае во многих местах прошли градобития. Особенно сильно пострадало Ставрополье в районе Георгиевска. Град продолжался около 15 минут, но поскольку величина градин достигала 5-7 см, было повреждено 10 559 га посевов, в урожае с которых так нуждалась страна. В самом конце войны, 21-23 апреля 1945 г., из-за ледяного затора произошло сильное наводнение на реке Енисей у Кызыла Республики Тува. Уровень воды доходил до 8,36 м и превысил высший уровень 1941 года — 7,67 м. После прорыва ледяного затора берега были завалены ледяными порогами высотой до 8 м. Это наводнение нанесло значительный ущерб городу.

После завершения Второй мировой войны стали очевидными её катастрофические итоги. В вооружённые силы участвующих в войне стран было мобилизовано более 110 млн человек. Людские потери СССР в годы войны достигли почти 27 млн человек, причём потери гражданского населения составили более 50 % общих потерь, в то время как в Первую мировую войну — 5 %. На советско-германском фронте врагу было нанесено максимальное поражение, здесь вермахт потерял 73 % личного состава, до 75 % танков и артиллерии, более 75 % авиации. Огромные потери среди гражданского населения нашей страны вызваны гибелью советских людей в лагерях смерти, фашистскими репрессиями, болезнями, голодом, налетами авиации. Потери СССР значительно превысили людские потери его западных союзников. Страна лишилась большой части населения наиболее трудоспособных и производительных возрастов, обладающего трудовым опытом и профессиональной подготовкой. Большие потери нашей страны обусловлены тем, что страна приняла на себя основной удар Германии и длительное время одна противостояла фашистскому блоку в Европе. Значительную часть военных издержек составили ущербы, вызванные разрушениями и уничтожением материальных ценностей. Подсчитано, что общая стоимость этих уничтоженных ценностей в нашей стране составила 769 млрд руб. Потери нашей страны составили почти 41 % потерь всех стран, участвовавших в войне. Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, свыше 6 млн зданий, тем самым лишили крыши над головой 25 млн человек. Они разрушили 32 тыс. промышленных предприятий и 65 тыс. километров железнодорожных путей, затопили и взорвали 1135 шахт. Колоссальный урон понесло сельское хозяйство. На оккупированных территориях враг уничтожил и разорил 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно- тракторных станций, отобрал или угнал в Германию 7 млн лошадей, 17 млн голов крупного рогатого скота, 20 млн свиней, 27 млн овец и коз, огромное количество домашней птицы. Оккупанты нанесли значительный ущерб культурному достоянию, они разграбили 427 музеев и 43 тыс. библиотек. Страна потеряла за годы войны около 30 % национального богатства. В годы Великой Отечественной войны хорошо показала себя местная противовоздушная оборона. Первые дни войны сопровождались бомбардировками десятков советских городов, в том числе Киева, Минска, Севастополя, Одессы, Каунаса, Кишинева, Мурманска. Враг пытался дезорганизовать работу тыла, сорвать мобилизацию в западных районах страны, посеять панику среди населения. Штабы, службы, части и формирования МПВО Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики, центральных районов России были приведены в готовность. Началось массовое строительство убежищ. При приближении фронта в готовность приводились силы других регионов. Часть невоенизированных формирований, в том числе противопожарных, была переформирована в воинские подразделения, увеличен общий численный состав МПВО, введен институт военных комиссаров. Увеличился выпуск противогазов и дегазирующих средств. Бомбоубежища приспосабливались под газоубежища. Строго соблюдалась светомаскировка, велась маскировка важных объектов, создавались ложные объекты. Во второй период войны силам МПВО пришлось уделить больше внимания работам восстановительного характера. МПВО в годы войны — это тема для отдельного повествования. Она изобилует интересными эпизодами, до сих пор актуальным опытом, героическими примерами. В целом местная противовоздушная оборона страны со своими задачами справилась. Бойцы частей, подразделений и формирований МПВО защищали города от зажигательных бомб, предотвращали и ликвидировали пожары, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, сооружали противотанковые препятствия и фортификационные сооружения, восстанавливали коммунальные сети, железнодорожные пути, мосты и линии связи, разбирали завалы, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и другие боеприпасы, поддерживали защитные сооружения в готовности, вели захоронение погибших, обеспечивали своевременное укрытие населения в убежищах. 75 На основе боевого опыта по ходу войны проводились мероприятия по частичной реорганизации МПВО. В июне 1943 г. Государственный комитет обороны принял постановление «О местной противовоздушной обороне». Оно содержало комплекс важных мероприятий по усилению аварийно- восстановительной и противопожарной служб, увеличению численности войск, укреплению руководящего состава. Последняя бомбардировка самолетами противника советской территории (литовская железнодорожная станция Ауце) состоялась 17 февраля 1945 г. С ликвидацией последствий этого налета завершилась боевая деятельность МПВО по защите населения и народнохозяйственных объектов от воздушного противника в Великой Отечественной войне. В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД входили в пожарную службу местной противовоздушной обороны, но оперативно подчинялись ГУПО страны. Пожарная охрана и МПВО свели на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.

[править] Ссылки

Союз Советских Социалистических Республик
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентСудебная властьГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
1920-е  19221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  19901991
Вооружённые конфликты  Советско-финская война 1939-1940 годовВеликая Отечественная войнаВойна в Афганистане (1979—1989)
Катастрофы  1922-1941 годы1941-1945 годы1970-1991 годыКатастрофы пассажирского флота
Темы  ИсторияГеографияКультураЗдравоохранение
Личные инструменты