Дорога жизни

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дорога жизни — путь через Ладожское озеро, проходивший зимой по льду, когда лёд достигал такой толщины, которая допускала транспортировку грузов любого веса, и летом по водной глади. Это был единственная дорога, связывавшая с сентября 1941 года по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

[править] История

До войны в Ленинград по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов со всякими грузами, по рекам и каналам шли пароходы и баржи — с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. С началом Великой Отечественной войны все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.

Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолётов было негде. Тогда было решено создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Германские войска стояли на южном и северном его берегах, свободными оставались западное и восточное побережье и между вражескими армиями существовала узкая полоса — путь по воде. Прежде этот путь мало использовался; Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему, было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага. Оставалась Ладога.

Осенью 1941 года начались перевозки через озеро. Потом по нему пролегла знаменитая ледовая трасса — «Дорога жизни». Зимой 1941/1942 годов она была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения.

Вначале перевозки по озеру давали ничтожно мало в сравнении с тем, сколько было нужно, но позже грузов становилось всё больше и больше. Вначале возили по два-три мешка муки на санях, потом пошли машины с кузовами, нагруженными на половину. К машинам цепляли сани на тросах, и сани тоже нагружали мукой. Вскоре можно было брать полный груз, и машины — вначале полуторки, затем трёхтонные и даже пятитонные — вышли на озеро.

Если в январе 1942 года по «Дороге жизни» было перевезено около 53 тыс. тонн различных грузов, то в феврале — свыше 86 тыс. тонн, а в марте — более 118 тыс. тонн.

Всего же по Ледовой дороге Ленинград принял более 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража. Дорога действовала до 24 апреля 1942 года. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов и почти 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В течение пяти месяцев ни днём, ни ночью, в пургу и в лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, на дороге ни на минуту не прекращалось движение — шёл транспорт с грузами для Ленинграда. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1,615 млн тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1,376 млн человек. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.

Германское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать «Дорогу жизни». Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжёлой артиллерией, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин; все его попытки были успешно отражены советскими войсками.

[править] Память

Память о массовом героизме людей, обеспечивших движение по «Дороге жизни», увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, музеях.

С начала 1990-х годов в деревне Кобона работает музей «Дорога жизни» — филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». В годы блокады рыбацкая деревня Кобона стала важным эвакуационным пунктом и продовольственным портом. За два года напряжённой работы этот эвакопункт пропустил на Большую землю и тем самым спас жизни не менее 1 млн человек.

[править] Примечания


Вторая мировая война
Страны  СССРСШАВеликобританияГерманияЯпонияКитайФранцияПольшаВенгрияРумынияФинляндияМонголияТуваШвейцарияШвеция
Великая Отечественная война  Военно-политическая обстановка накануне Великой Отечественной войныОперативно-стратегическое планирование СССР накануне Великой Отечественной войныПодготовка вооружённых сил Германии к войне против СССРСостояние вооружённых сил СССР накануне Великой Отечественной войныСтратегическое развёртывание вооружённых сил СССР накануне Великой Отечественной войныДорога жизниСталин во время Великой Отечественной войныБерлинская наступательная операцияТактические решения во время Второй мировой войны
Личные инструменты