Дорога жизни
Материал из Documentation.
Дорога жизни — путь через Ладожское озеро, проходивший зимой по льду, когда лёд достигал такой толщины, которая допускала транспортировку грузов любого веса, и летом по водной глади. Это был единственная дорога, связывавшая с сентября 1941 года по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.
[править] История
До войны в Ленинград по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов со всякими грузами, по рекам и каналам шли пароходы и баржи — с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. С началом Великой Отечественной войны все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.
Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолётов было негде. Тогда было решено создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Германские войска стояли на южном и северном его берегах, свободными оставались западное и восточное побережье и между вражескими армиями существовала узкая полоса — путь по воде. Прежде этот путь мало использовался; Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему, было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага. Оставалась Ладога.
Осенью 1941 года начались перевозки через озеро. Потом по нему пролегла знаменитая ледовая трасса — «Дорога жизни». Зимой 1941/1942 годов она была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов, вооружения.
Вначале перевозки по озеру давали ничтожно мало в сравнении с тем, сколько было нужно, но позже грузов становилось всё больше и больше. Вначале возили по два-три мешка муки на санях, потом пошли машины с кузовами, нагруженными на половину. К машинам цепляли сани на тросах, и сани тоже нагружали мукой. Вскоре можно было брать полный груз, и машины — вначале полуторки, затем трёхтонные и даже пятитонные — вышли на озеро.
Если в январе 1942 года по «Дороге жизни» было перевезено около 53 тыс. тонн различных грузов, то в феврале — свыше 86 тыс. тонн, а в марте — более 118 тыс. тонн.
Всего же по Ледовой дороге Ленинград принял более 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража. Дорога действовала до 24 апреля 1942 года. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов и почти 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В течение пяти месяцев ни днём, ни ночью, в пургу и в лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, на дороге ни на минуту не прекращалось движение — шёл транспорт с грузами для Ленинграда. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1,615 млн тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1,376 млн человек. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.
Германское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать «Дорогу жизни». Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжёлой артиллерией, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин; все его попытки были успешно отражены советскими войсками.
[править] Память
Память о массовом героизме людей, обеспечивших движение по «Дороге жизни», увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, музеях.
С начала 1990-х годов в деревне Кобона работает музей «Дорога жизни» — филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». В годы блокады рыбацкая деревня Кобона стала важным эвакуационным пунктом и продовольственным портом. За два года напряжённой работы этот эвакопункт пропустил на Большую землю и тем самым спас жизни не менее 1 млн человек.
[править] Примечания