Катастрофы в СССР (1922-1941)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1922 году с образованием СССР в 11 союзных республиках были организованы общества Красного Креста, а в четырёх — Красного Полумесяца. 29 мая 1923 года эти организации объединились в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП СССР). Эта организация сформировалась на общественных началах. Её целью, как и республиканских организаций, стало содействие органам здравоохранения в проведении профилактической и санитарно-оздоровительной работы, а также оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и военных действий.

26 мая 1926 года при ураганном ветре сильно пострадал от крупного пожара город Котельнич на юго-западе Вятской области, где было сосредоточено льнопрядильное производство. Практически пожар уничтожил центр города. Сгорело более 400 усадеб. Почти половина населения — 7 тыс. человек — лишилась крова, погибло Наводнение в Ленинграде. 1924 год Наводнение в Ленинграде. 1924 год 53 7 человек и 196 получили тяжелые ожоги. Ущерб тогда оценили в 11 млн руб. На восстановление города ушло 10 лет. В июле-августе 1926 г. произошла вспышка брюшного тифа в Ростове-на-Дону — заболело 640 человек. В 1929 году во Владимирском округе опять были зарегистрированы «социальные болезни» — туберкулезом заболело 7 282 человека, венерическими заболеваниями — 4 057 (из них 64,5 % — сифилисом). 1926 год остался памятен тяжелым стихийным бедствием геофизического характера. Двадцать второго октября в 19 час. 40 мин. в Армении произошло землетрясение силой 8-9 баллов. В зоне землетрясения оказались города Ленинакан, Караклииса (Кировакан), Дилижан, Нор Баязет, Еленовка, Ахтала и 44 населенных пункта. Было разрушено около 50 % зданий, 80 % населения в зоне бедствия остались без крова. Погибло около 1000 человек. Общий ущерб в ценах 1926 года был определен в 47 млн руб. В том же году произошло катастрофическое кораблекрушение. Пароход «Буревестник» столкнулся с пирсом в Кронштадте и затонул, погубив 300 человек. Период 1926—1928 годов оказался временем частых пожаров на промышленных предприятиях. В историю пожарного дела за этот период вошли такие крупные пожары, как пожар на нижегородском заводе «Красная Этна», Мытищинском вагоностроительном заводе, ткацкой фабрике «Красный Перекоп» в Ярославле, суконной фабрике в Ульяновской области, складе фабрики «Красная ветка» в Кинешме. Крупный пожар произошел в 1927 году в Якутске, когда выгорело много домов центральной части города и деревянная Ильинская церковь. Шестнадцатого марта 1929 г. произошел пожар в деревне Малое Иголкино Муромского уезда Владимирской области. Во время бесплатного киносеанса, который проходил в помещении кустарной артели (деревянном сарае площадью 115 кв. м с окнами, забитыми железными решетками), от небрежности механика вспыхнула кинолента. Киноаппарат, вопреки элементарным правилам предосторожности, стоял у самых дверей, и образовавшееся вследствие загорания уже использованных и неубранных частей пленки пламя отрезало единственный выход из сарая. Сто двенадцать человек стали жертвой огня и дыма; получили сильные ожоги и увечья 11 человек, были ранены 6 человек. Через люк, ведущий в подполье, удалось спасти 50 человек. Никаких мер к тушению пожара принято не было: пожарный обоз даже не выезжал, он находился «в беспорядке». По свидетельству очевидцев, часть артельщиков, подгулявших по случаю «масленой недели», напоили механика. Во время киносеанса механик, находясь у аппарата, вместе с многими из присутствующих курил. При вспышке киноленты механик первым выскочил на улицу и убежал, но был арестован на следующий день. Течение пожара усугубил тот факт, что в помещении артели находились запасы легковоспламеняющейся жидкости (масла, краска, керосин). Поэтому пламя от вспыхнувшей киноленты распространилось с невероятной быстротой. Об этом Второе наводнение в Петербурге. 1824 год 54 пожаре журнал «Пожарное дело» (№ 3 от 1929 года) сообщил: «Люди бросились к единственной в помещении двери, отворявшейся вовнутрь, падали, давили ногами лежащих. Огнетушителей в артели не было. Противопожарного инвентаря тоже не было, если не считать кадушки с протухшей водой». В связи со сложной пожарной обстановкой пожарное дело требовало дальнейшего совершенствования. Еще в 1924 году был утвержден устав добровольных пожарных организаций, развернулось формирование добровольных пожарных команд. К концу 1920-х годов уже было создано около 20 тыс. пожарных дружин. В 1926 году Наркомат труда отнес профессию пожарного по степени опасности и вредности к высшей категории. К концу 1928 — началу 1929 года существенно улучшилась подготовка пожарных. Пятого мая 1928 г. сильное наводнение произошло на реках Обь и Иртыш. В районе Омска уровень Иртыша поднялся до 7,96 м, от этого пострадало 1300 домов города. Затоплению подверглись также города Ишим, Самара, Тобольск, Ханты-Мансийск и другие. На огромных пространствах были затоплены низменные территории, в том числе и сельскохозяйственные угодья. С ликвидацией НЭПа и началом массовой коллективизации в стране серьезно снизился жизненный уровень населения. После революции казалось, что сбылась вековая мечта крестьянина о земле. Почти вся пахотная земля оказалась в пользовании общины («земельного общества») и была разделена между семьями по числу едоков. Тем не менее различия в достатке между крестьянами сохранились. Во второй половине 1920-х годов зажиточных крестьян стали облагать все более тяжелыми налогами. Один из «кулаков» в поэме А. Т. Твардовского «Страна Муравия» перечислял, за что ему приходилось платить налог: За каждый стог, Что в поле метал, За каждый рог, Что в хлеву держал, За каждый воз, Что с поля привез, За кошачий хвост, За собачий хвост, За тень от избы, За дым от трубы, За свет и за мрак, И за просто так. В 1928 году политика по отношению к крестьянам стала еще более жесткой. От «экономических мер» — непомерных налогов — власти стали переходить к изъятию хлеба у крестьян. В 1928—1929 годах была начата «сплошная коллективизация». Общинное пользование землей было упразднено. Вместо общины создавались колхозы, где все в основном было общим. С 1929 года началось раскулачивание — наступил «год великого перелома». К осени 1932 года в стране на фоне неблагоприятных погодных условий был принят непомерно завышенный план хлебозаготовок. Во многих районах требовалось сдать больше хлеба, чем собрали. На места сбора хлеба были направлены чрезвычайные комиссии с задачей: любой ценой выполнить план. Колхозные амбары вычищались «под метелку» — забирался даже семенной фонд. В районах, не выполнивших план, забиралось все съестное и с крестьянских подворий. С осени 1932 года начался голодный мор, который коснулся всей страны. Но особенно тяжким он оказался в деревне, причем в самых «хлебных» районах — на Украине, Кубани, Поволжье. С сельских улиц исчезли собаки, перестали залетать птицы. Люди ели древесную кору, кожаные ремни, обувь. Власти отметили более 2 тыс. случаев людоедства. Нередко матери убивали и ели своих детей. Одна из осужденных за людоедство говорила: «Всех унес голод! Всех… Если бы не это — то и я… А так, может, будет у меня еще ребенок». Как всегда бывало на Руси при голоде, люди пошли по стране. В то время по городам бродили пришлые деревенские голодающие семьи и умирали на улицах. В городах тоже сложилось тяжелое положение — были снижены нормы карточного снабжения хлебом. В связи с этим начались антиправительственные выступления. Седьмого — девятого апреля 1933 г. большие группы жителей белорусского города Борисов разгромили хлебные склады, организовали демонстрацию и шествие вместе с женщинами и детьми к красноармейским казармам. Местное управление ОГПУ сообщало, что демонстранты встретили «определенную поддержку у представителей местной власти и милиционеров». Серьезные волнения произошли в эти дни в текстильных районах Ивановской области. Положение людей таких районов было типичным для центров, занимавших промежуточное звено 55 между бедствующей деревней и скудно, но более или менее регулярно снабжаемыми крупными городами. Причинами волнений являлись задержки в выдаче продуктов по карточкам, низкие заработки из-за простоев устаревших, еще дореволюционных и не обеспеченных сырьем фабрик, знание того, что происходит в деревнях области, откуда были родом многие фабричные. В начале 1933 года в Вычуге, например, несколько месяцев не выдавали муку; дети, получавшие до этого 100 граммов хлеба в день, были переведены на 60-граммовый паек. В начале апреля в Вычуге, Тейкове, Лежневе, Пучеже произошли массовые волнения. Рабочие забастовали и вышли на улицы. Демонстрации были отнюдь не мирными и сопровождались «эксцессами по отношению к коммунистам и местным органам власти». Власти приняли решительные меры — 14 апреля было одобрено решение об «изъятии антисоветских элементов» в промышленных центрах области, чтобы предотвратить приезд рабочих Тейкова в областной центр. В Тейкове перестали останавливаться поезда. Волнения были подавлены, сотни человек арестованы. В то же время иногда из-за плохого хранения изъятое у крестьян зерно гнило и портилось, поскольку зачастую хранилось под открытым небом. Продолжалась продажа хлеба иностранным государствам, чтобы получить средства для развития ряда отраслей промышленности. Так, в Западную Европу, по официальной статистике, в 1932 году было вывезено около 1,8 млн т зерна, в 1933 году — 1 млн т. Советские газеты опровергали все сообщения о голоде. Несколько видных иностранцев, в том числе премьер-министр Франции Эдуард Эррио и писатель Бернард Шоу, опекаемые ОГПУ, совершили специальные ознакомительные поездки в СССР и опровергли сообщения о голоде. В результате голодного мора 1932—1933 годов в ходе раскулачивания в некоторых районах погибло от четверти до половины населения. Всего же по стране от рукотворной гуманитарной катастрофы — голода — умерло около 7 млн человек (по другим данным от 3 до 10 млн человек). Результаты переписи населения СССР, проведенной в 1937 году, были забракованы, так как показали эту трагическую убыль населения. Всего в 1929—1933 годы в ходе раскулачивания на север России было выслано 9 млн «кулаков» и членов их семей. Многие из них погибли в холодных и необжитых условиях. Крестьяне, загоняемые в колхозы, стали резать скот. Поголовье коров с 1928 по 1934 год уменьшилось с 29 млн голов до 19 млн, свиней и лошадей стало вдвое меньше, коз и овец — втрое. Позднее даже Великая Отечественная война не нанесла такого ущерба поголовью скота. К весне 1930 года в колхозах оказалось 60 % крестьян. Но после сталинской статьи «Головокружение от успехов», лицемерно осудившей «крайности» коллективизации, началось массовое бегство из колхозов. Через полгода в колхозах остался лишь 21 % крестьян. Но единоличника обложили налогом, превышающим в десятки раз колхозный уровень. Через 2-3 года единоличников практически не осталось — крестьяне вынуждены были опять вступать в колхозы. Для начала 1930-х годов характерна такая крайняя форма протеста противников коллективизации, как поджоги. Так, в течение одного месяца в селе Заполицы Суздальского района было более 11 поджогов колхозных строений и имущества, принадлежащего активистам колхозного дела. В эти годы в стране, кроме голодного мора, произошло несколько крупных наводнений с тяжелыми последствиями. В 1929 году почти одновременное вскрытие Малой Северной Двины, Сухоны и Юга с большими заторами льда и с сильным поднятием уровня воды послужило образованию сильнейшего наводнения в городе Великий Устюг и прилегающих к нему Раскулачивание крестьян в Донецкой области, 30-е годы ХХ века 56 окрестностях, главным образом, расположенных при слиянии рек Северной Двины и Сухоны. Первой 6 мая вскрылась река Юг, затем в ночь на 7 мая — Малая Северная Двина. Вскрытие Сухоны у Великого Устюга по метеорологическим данным ожидалось между 5 и 10 мая. За сутки с 2 по 3 мая, в связи с обильными осадками от тающего снега и дождей, уровень воды в Сухоне вырос до 2 м. С этого времени уровень воды в реке стал быстро увеличиваться, и лед поднялся, всплыл. От Великого Устюга выше по реке вблизи населенного пункта Карпово и в Опоках, в 65 км от города, 4 и 5 мая образовались заторы льда. С 5 на 6 мая заторы льда прорвались, уступив место полному ледоходу. Ночью с 7 на 8 мая в 100 км от города у населенного пункта Исады-Страдное на Сухоне вновь образовался затор. Прибыль воды достигла максимальной скорости: за 2 часа прибыло больше 2 м воды. Опасность наводнения становилась очевидной. В 20 км от Великого Устюга по реке Сухоне затопило водой деревни Вострое и Печезу, в последней лед несло по улицам. В 8 часов утра 8 мая под городом наблюдалась более сильная подвижка льда, которая протекала, не ломая образовавшиеся за зиму проезжие через реку дороги. Через час лед остановился, но ненадолго; в 2 часа дня под городом прокатился удар колокола с соборной колокольни, извещая население о полном ледоходе. Вода поднялась еще больше; громадные льдины с шумом и треском стали осаждать берег, взрывая землю и нагромождая ледяные торосы, главным образом, в высоком месте набережной — около собора. Лед шел быстро и дружно. В 5 часов вечера 8 мая образовался большой затор льда на Малой Северной Двине между Бобровниковым и Аристовым. Река Двина остановилась и стала задерживать Сухону. Прибывающей с Двины водой сразу же затопило расположенные на ее берегу 14 деревень. К 9 часам вечера лед на Сухоне остановился; вода быстро стала прибывать и заливать другую часть города. К утру 9 мая под водой находилась вся вторая часть города, за исключением 3 улиц, почти совсем не залитых водой. Около 4 часов дня лед остановился. Затор между Аристовым и Бобровниковым продолжал упорно держаться. По-прежнему днем и ночью по всем направлениям непрестанно скользили лодки. Расположенные в низких местах города маленькие домики были сплошь залиты водой, многие обитатели, не выбравшиеся раньше, оставив свое имущество, спешили спастись, вылезая с чердаков на верх крыш и оттуда отчаянными криками призывая на помощь. Ледоходом снесло много домов и еще больше надворных построек, особенно бань. Для спасения жителей деревень вышли из затонов небольшие пароходы, но из-за льда доступ ко многим деревням был отрезан. Льдом были подрезаны телеграфные столбы. Одиннадцатого мая утром половина второй части города освободилась от воды, и вода продолжала убывать. А вечером уже пошел первый пароход от города вверх по Сухоне — в Вологду. В июле 1931 г. на реке Кубани у Краснодара произошел сильный паводок. В низовьях реки было затоплено 400 тыс. га земли, из них посевов — 103 тыс. га. Паводок разрушил железную дорогу. Материальный ущерб от паводка в ценах того времени составил 20,5 млн руб. В 1931—1932 годах из-за заторов льда и сходов селей произошла череда наводнений на реке Кубани, перешедших в весеннее половодье. Под водой оказалась территория левобережной поймы — от устья реки Лабы до Азовского моря. Общая площадь затопления составила 400 тыс. га, из них 137 тыс. га — сельскохозяйственных угодий. Было затоплено 65 населенных пунктов, разрушено 1400 домов, 35 школ и ряд мостов. Половодье в затопленных районах существенно отразилось на урожае. Весной 1932 года на реках Селенга и Уфа в Бурятии произошло катастрофическое наводнение. В районе Верхнеудинска (с 1934 года — Улан-Удэ) уровень воды поднялся на 2,2 м и держался 70 дней. В городе надолго были затоплены дома и предприятия, а также пострадали посевы. Подобное наводнение в прошлом имело место в 1785 году, когда был смыт целый квартал города. В 1933 году в Якутске произошло крупнейшее наводнение. Таких наводнений за всю историю Якутска было лишь 3-4. Во время весеннего ледохода ниже города образовался мощный затор, вода стала неудержимо подниматься, затапливая все новые и новые участки города, а затем и улицы. Горком партии и горисполком подняли тревогу. Был создан городской штаб по борьбе с наводнением. В результате наводнения вода затопила все прибрежные участки города, рынок, пароходство, залила электростанцию, всю территорию рабоче57 го городка, окружила город, залила Сергеляхские дачные места, разлилась до гор и соединилась с Белым озером. У электростанции уровень наводнения был таков, что вода залила всю улицу Красноармейку, при этом с водой шли льды, напирая на дома. На улице Чернышевского вода дошла до старого телеграфа (на углу улиц Чернышевского и Хабарова). Массивные льдины могучим напором ломали электрические и телефонные столбы. Штаб и городские власти во все дни наводнения вели большую работу по спасению людей из затапливаемых участков. Через несколько дней вода стала спадать. Заботы о населении и восстановлении разрушенного наводнением взяли на себя городские власти. Следует отметить, что замеры уровня воды в Якутске начали вести с 1848 года, когда вода поднялась там до 13 м. В эти годы, кроме наводнений, в стране возникали и пожары. Первого июня 1931 г. в Пскове произошел крупный пожар, материальный ущерб от которого составил 285 тыс. руб. Сгорели 72 жилых дома и 4 государственных здания. В числе более 200 пострадавших были 50 семей железнодорожников. «По счастью, жертв не было, но несколько десятков людей получили ожоги», — сообщила в те июньские дни газета «Псковский колхозник». Пожар начался в 12 часов дня в районе "Крестов ". Загорелись здание материального склада и дом машинно-тракторной станции. Почти одновременно вспыхнули пожары около станции Псков-1 и на улице Кузнецкой. Сильный ветер способствовал стремительному распространению огня, и в самый короткий срок сгорело несколько десятков домов. Огонь угрожал строящемуся хлебокомбинату и лесопильному заводу им. Урицкого. Рабочие завода наравне с пожарными города, воинскими частями героически боролись с пламенем, отстаивая свой завод. Была приостановлена работа заводов «Металлист» и «Пролетарий», рабочие пришли на помощь пожарным. На тушении пожара работали пожарные команды заводов «Металлист», «Пролетарий», «Знамя труда», фабрики «Шпагат», команды из Острова, Порхова, Дна, Луги. Шла помощь из Ленинграда — через 4 часа прибыло 7 пожарных автомашин. Пожар был локализован к 5 часам вечера, ликвидирован к утру. Но еще весь следующий день дежурные пожарные команды оставались на месте пожара. Для временного размещения погорельцев использовались жилищные конторы, частновладельческие дома, клубы, театры, красные уголки и казармы. Уже к вечеру было организовано питание людей. В помощь погорельцам горсовет выделил 10 тыс. руб., от разных организаций в штаб поступило 2 тыс. руб. Развернулась широкомасштабная кампания по оказанию помощи пострадавшим. Городской коммунальный отдел предоставил свыше 70 квартир, срочно выяснялась потребность в вещах первой необходимости, изыскивалась возможность обеспечения их посудой, мебелью, одеждой. И покатилась волна помощи. Люди несли вещи, продукты, деньги, облигации. Учреждения культуры давали благотворительные концерты, организации перечисляли от 1 % до 3 % месячного заработка или деньги 1-2-дневного труда. В госбанке был открыт текущий счет. Несли деньги даже малоимущие — пенсионеры и студенты. Школьники Мишаринской школы собрали по своим деревням 41 руб. 15 коп., ученики Шабановской школы — 9 руб. Безучастных не было. В 1933 году летом опять возникли низовые лесные пожары в Южном Прибайкалье. В 1934 году возник пожар в общежитии фабрики «Оргтруд» Камешковского района на владимирской земле. При этом пожаре погибло 28 человек. Редактор газеты «Призыв» Н. Плесков, опубликовавший сообщение о пожаре, был снят с работы по причине, что «сползает на совершенно недопустимый для партийной газеты обывательский путь сенсаций».

В 1932 году началось освоение Северного морского пути. Отто Шмидт — директор Арктического института, позже начальник Главсевморпути, организовал экспедицию по проходу в одну навигацию из Архангельска в Тихий океан по Северному ледовитому океану. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков», построенный в 1909 году в Глазго, под командованием капитана В. Воронина впервые в мире прошёл Северный морской путь без зимовки. Чтобы после выхода из Архангельска достичь Берингова пролива, ему понадобилось 2 месяца и 4 дня. Но успех ледоколу дался нелегко — он потерял винт и последний участок пути прошёл под парусами.

В подобную навигацию 1933 года О. Ю. Шмидт организовал экспедицию на новейшем пароходе «Челюскин», только что построенном в Дании. Судном опять командовал В. Воронин. Перед экспедицией была поставлена задача: пройти Северный морской путь в одну навигацию, сменить зимовщиков острова Врангеля, до которых давно не могли добраться корабли, изучить «недостаточно известные участки моря», оценить возможность прохождения пути не ледокольным, а большим грузовым пароходом. 10 августа 1933 года экспедиция началась из Мурманска. В рейс отправились 112 человек — экипаж, ученые, полярники, корреспонденты газет. Пройдя большую часть пути, пароход «Челюскин» был заперт льдами в Беринговом проливе. Пятого ноября судно было вынесено дрейфом льдов обратно в Чукотское море. Тринадцатого февраля 1934 г. произошла катастрофа — пароход был раздавлен льдами. В момент катастрофы на судне находились 105 человек. За двухчасовой промежуток времени, во время которого лед давил пароход, и до его гибели в море удалось эвакуировать на лед всех людей и выгрузить все приготовленное для эвакуации. Один человек погиб. Оказавшиеся на льду члены экипажа и пассажиры парохода соорудили ледовый лагерь из палаток и спасенных с тонущего судна деревянных заготовок. У них было достаточно продовольствия и горючего. Была организована радиосвязь с землей. Спасательную операцию по снятию людей с льдины возглавила Правительственная комиссия во главе с В. В. Куйбышевым. Спасение людей началось 5 марта 1934 года, когда летчик А. Ляпидевский вывез с льдины первых женщин. Тринадцатого апреля спасательные работы были завершены 3 последними рейсами. Летчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Камарин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин за успешные действия по спасению людей с льдины стали первыми Героями Советского Союза. В ходе спасательной операции они на самолетах АНТ-4 и Р-5 продемонстрировали чудеса пилотирования, сумели каждый раз отыскивать в густом тумане дрейфующую и постоянно раскалывающуюся льдину, садиться и взлетать с неё.

В этом же году в феврале другие советские авиаторы приняли участие по спасению на Каспии унесённых в море на ледяном поле 400 рыбаков и 190 лошадей. В 1935 году советская авиация пережила тяжёлую для того времени авиационную катастрофу. В 1934 году конструкторским бюро А. Н. Туполева был построен восьмимоторный самолет АНТ-20 «Максим Горький» — самый большой пассажирский самолёт в мире. Самолёт имел длину фюзеляжа 32,5 м и размах крыльев 63 м. Общая площадь внутренних салонов составляла более 100 кв. м. Экипаж самолёта составлял 8-11 человек, и он мог брать на борт 72 пассажира. Предназначался самолёт для агитационных целей, поэтому в салонах находилось специальное оборудование: громкоговорящая установка, радиоустановка, киноустановка, типография для печатания листовок и фотолаборатория. Самолёт уже неоднократно совершал полёты, в том числе участвовал во встрече героев-челюскинцев и пролетал над Красной площадью Москвы. 18 мая 1935 года в Москве во время демонстрационного полёта самолёта-гиганта в московском небе произошла катастрофа. В этот день намечалось совершить несколько прогулочных полётов для работников Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и их семей. На борту во время последнего полёта находились 11 членов экипажа, а пассажирами были 36 приглашенных с семьями. Когда самолет набрал высоту и совершал облёт аэродрома, сопровождающий его лёгкий истребитель И-5 для большего эффекта начал совершать петлю Нестерова вокруг самолёта-гиганта. На высоте 700 м при выходе из петли истребитель врезался в крыло самолета. После этого удара самолет «Максим Горький» перешёл сразу в пике, развалился в воздухе и частями упал на землю аэродрома. Все 47 человек, находившихся в самолете, и лётчик истребителя погибли. В дальнейшем подобных больших самолётов не стали строить и отказались от идеи воздушной агитации.

В первой половине 1930-х годов произошло несколько событий, связанных с дальнейшим развитием советских аварийно-спасательных служб. Четвертого октября 1932 г. Совнаркомом СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне СССР». Так была создана система местной противовоздушной обороны (МПВО), призванная бороться с авиацией противника. Она явилась историческим предшественником и гражданской обороны, и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с ликвидацией в 1930 году НКВД РСФСР пожарное дело перешло в ведение Наркомата коммунального хозяйства. В 1934 году был создан Наркомат внутренних дел СССР, которому была поручена, наряду с огромным перечнем других задач, и забота о пожарной безопасности. Вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО) вошло в новый союзный наркомат. В 1936 году был учрежден Государственный пожарный надзор, что повысило эффективность мер по предотвращению пожаров. Начавшаяся индустриализация страны основывалась на добывающей промышленности. Низкий уровень безопасности на шахтах и рудниках требовал совершенствования горноспасательного дела. Поэтому еще в 1927 году на базе первой российской горноспасательной станции, существовавшей с 1907 года, был создан Макеевский научно- исследовательский институт по безопасности работ в угольной промышленности, получивший впоследствии всесоюзное значение и известность. В 1930 году было утверждено «Положение о горноспасательном деле в СССР», а в 1932 году эта работа централизуется в рамках Наркомата тяжелой промышленности. В 1934 году личный состав горноспасательных станций военизируется, а станции преобразуются в военизированные горноспасательные части. В результате этих мер радикально повысились дисциплина, уровень профессиональной подготовки и боеготовность горноспасателей. В ходе первых пятилеток прогрессировала химическая промышленность, малоразвитая в царской России. Возникают целлюлозно-бумажные комбинаты, азотно-туковые заводы, меланжевое и другие химические производства. Обнаруживается специфическая опасность химических производственных процессов, при которых зачастую происходят утечки опасных веществ. Поэтому появилась необходимость иметь специалистов, следящих за вопросами безопасности и обеспечивающих защиту персонала. В эти годы формирующееся газоспасательное дело стали поручать отдельным специалистам и добровольцам, совмещающим производственную деятельность с аварийно- спасательной. В деле защиты от бедствий определенную роль играли общественные организации. Упомянутый нами ранее Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца с 1934 года становится членом Международной федерации Красного Креста. Основными формами работы обществ этого союза в то время были агитационно-массовая, санитарно-оборонная, общественная помощь органам здравоохранения, а также международная гуманитарная деятельность, хотя тогда она так еще не называлась. В эти годы активно работает под государственным началом и другая общественная организация, созданная еще в 1927 году, — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (Осоавиахим). Все эти меры, направленные на совершенствование специфических аварийно-спасательных систем СССР, содействовали не только повышению техногенной безопасности, но и позволяли использовать некоторые спасательные силы при стихийных бедствиях. 60 В 1936 году из-за сильных дождей в Бурятии на реках Уда, Селенга, Хилок, Чикой произошло повторное (после 1932 года) катастрофическое наводнение. С хребтов Хамар-Дабан и Улан-Бургасы в бассейн Селенги обрушились бурные потоки воды, которые все смывали на своем пути. Максимальный уровень воды достигал отметки 4,76 м. Это привело к затоплению почти 50 % территории Улан-Удэ. Во время наводнения руководству города большую помощь оказали активисты Осоавиахима. В июне этого года произошло также сильное наводнение в Забайкалье. Еще одно наводнение катастрофических масштабов произошло весной 1937 года на Енисее. Во время весеннего половодья в районе старинного города Енисейска, расположенного на левом берегу на Енисейской равнине, на реке возникли огромные ледяные заторы. Вешние воды обрушились на город, круша дома, топя людей, домашнюю живность, смывая посевы. Этой же весной на Ставропольской возвышенности в районе Невинномысска в течение 50 мин. бил посевы град с диаметром градин до 4 см. Тогда было повреждено 11 тыс. га посевов. Крупный град — размером с голубиное яйцо — выпал 31 мая 1939 г. в районе Краснодара, повредив 7 тыс. га полей. Летом этого же года на Северном Кавказе возникли пыльные бури — губительная форма ветровой эрозии. Они охватили Ставрополье, Кубань, некоторые северокавказские республики, сальские степи Ростовской области. Сельскохозяйственные культуры были повреждены на площади более 300 тыс. га, из которых полностью погибли посевы на более чем половине площадей. Например, в Петровском и Благодарненском районах Ставропольского края с многих полей был снесен слой почвы толщиной 5-10 см. Озимые и яровые погибли на огромных площадях. Наиболее крупный и страшный лесной пожар произошел 3 августа 1936 г. в Рязанской области. В ветреный день огонь несся по лесу со страшным ревом, скорость его была такая, что убежать из леса в этот день мало кому удалось. Стена огня шла по борам с ревом и бешеной скоростью. Казалось, лес горел и взрывался. Головешки и горящие ветки ветром уносило на расстояние до 10 км. В деревне Курши, которая находилась в 3 км от леса, сгорели сотни домов, лесные заводы, большие склады распиленной древесины, клуб почти на 1000 мест и постройки. Погибло все живое: люди, коровы, лошади, звери, птицы. Удалось спастись только тем, кто сумел сесть в узколинейный поезд, груженный дровами. Но и поезд тоже далеко не ушел — огонь успел перерезать ему дорогу. На борьбу с огнем были брошены местные имеющиеся силы. На помощь им прибыла воинская часть из Ковровского гарнизона. Но избежать гибели людей не удалось. Когда были опущены все гробы в братскую могилу, состоялся траурный митинг, на котором выступил первый секретарь Московского комитета партии Н. С. Хрущев. Об этой трагедии районная газета сообщила, что в лесном пожаре в Курше сгорели 250 человек (очевидцы считали, что районное руководство «поскромничало» — на самом деле там погибло около 800—1000 человек). В этот день в лесу погибло несколько других деревень и хуторов. 1937—1938 годы были отмечены многими пожарами в городах, при этом часто с человеческими жертвами. Особенно ужасным был пожар в общежитии в Якутске, где жили многие ответственные работники, сотрудники прокуратуры, суда. Дом был деревянный, двухэтажный. При пожаре погибли 22 человека, в том числе жена и двое детей прокурора города, который в это время находился в командировке. Причины пожара выяснить не удалось, было заявлено, что это дело вредителей. В те же годы сгорели старая якутская типография и ряд других зданий. В 1937 году Советское правительство применила новый метод «национальной» политики — переселение целых народов. Оно было опробовано на финнах-ингерманцах, 30 тыс. которых выселили из-под Ленинграда в 1935 году, 49 тыс. поляков и 15 тыс. немцев, выселенных в 1936 году с Украины, и, наконец, на корейцах Приморского края. 100 тыс. этих жителей Дальнего Востока под предлогом близости к потенциальному противнику — Японии, были переселены в необжитые районы Средней Азии. Значительная их часть, особенно старики и дети, вскоре погибли от непривычного климата и тяжелых условий.

В середине 1930-х годов во время бурного развития советской авиации создавались и испытывались новые самолёты, выращивались целые плеяды новых лётчиков, совершались рекордные перелёты, шла интенсивная боевая подготовка пилотов в войсках. И в ходе всей этой многогранной работы происходили авиационные катастрофы и гибли герои-летчики. Отметим некоторые из этих трагических происшествий. 12 августа 1937 года с аэродрома Щёлково стартовал четырёхмоторный самолет Н-209 конструкции В. Болховитинова. На этом самолете Герой Советского Союза, участник спасения челюскинцев С. Леваневский, второй пилот Н. Кастанаев, штурман В. Левченко и ещё три человека экипажа отправились в беспосадочный полёт Москва — Северный полюс — Северная Америка. На следующий день, когда самолёт С. Леваневского пролетел над полюсом на высоте 6 тыс. м над густой сплошной облачностью, у самолёта отказал крайний правый мотор. Самолёт просел на 4000 м и оказался в сплошной облачности. Последняя радиограмма при плохой слышимости была принята якутской радиостанцией в 15 час. 38 мин. Из радиограммы поняли, что самолёт обледеневает и часть экипажа перешла в хвостовой отсек. Потом самолёт пропал. На поиски экипажа С. Леваневского из Фербенкса (Аляска) на самолёте «Локхидэлектра» вылетел американский лётчик Кроссон. Затем к поискам подключились на больших самолётах наши летчики — Водопьянов, Молоков, Головин, Мазурук. Дальние рейсы за 86-ю параллель, названные героическими советской прессой, совершили американские лётчики Вилкинс и Кепион. Поиски пропавшего самолёта не дали никаких результатов — следы катастрофы так и не были найдены.

В 1930-е годы под Москвой начались работы по строительству дирижаблей, для чего были построены 3 высотных эллинга. Эти дирижабли имели полужесткую конструкцию, надувную оболочку с водородным наполнением и 3 авиационных мотора и могли достичь скорости до 100 км в час. 5 февраля 1938 года для эвакуации четырех полярников первой полярной станции «СП — 1» с разломленного сильным штормом ледяного поля был направлен дирижабль «СССР-В6» («Осоавиахим»). В этот день дирижабль взял курс на Мурманск, но при сильном буране во мраке полярной ночи он врезался в Небло-гору недалеко от города Кандалакша. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек. После этого трагического случая строительство дирижаблей такой конструкции было остановлено. Как мы уже отмечали, в это время в СССР создавалось много новых самолетов, испытания которых зачастую кончались трагически. Недаром профессия летчика-испытателя считалась самой рискованной. На таких испытаниях погиб самый знаменитый летчик 1930-х годов — В. Чкалов. 15 декабря 1938 г. в Москве он проводил первый испытательный полет на истребителе И-180 конструктора Н. Поликарпова. Совершая вынужденную посадку из-за вышедшего из строя двигателя, пилот крылом самолета задел за столб и погиб. На следующий день все газеты и радиостанции передали правительственное сообщение: «Правительство Союза ССР с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашей эпохи Валерия Павловича Чкалова…». Катастрофы самолетов в те годы следовали одна за другой. Если в 1936 году в строевых частях ВВС были зарегистрированы 43 авиакатастрофы и 237 аварий, во время которых погибли 94 человека (налет часов на одно происшествие в среднем составлял 1590 час.), то в 1938 году было уже 148 авиакатастроф и 423 аварии, во время которых погибли 273 человека (налет на происшествие 933 часа). Причинами увеличения авиакатастроф и аварий являлись ударные темпы подготовки летчиков: сокращение до непозволительного минимума времени учебы и учебных полетов. Здесь же свою роль сыграло и невысокое качество отечественных самолетов. 19 февраля 1939 г. самолет Н — 263 совершал рейс Верхоянск — Якутск. Из-за столкновения с каменистым склоном горы самолет разбился. Погибли 15 человек — 5 членов экипажа и 10 пассажиров. 4 мая того же года самолет ТБ-4 во время учебного полета упал в реку. В результате погибли все 12 человек, находившиеся на борту самолета. Одиннадцатого мая начальник Главной летной инспекции, Герой Советского Союза, комбриг А. Серов руководил учебно-тренировочными сборами летчиков в районе Рязани. Он и знаменитая летчица, Герой Советского Союза, майор П. Осипенко совершали совместный учебно-испытательный полет на самолете УТИ-4 и потерпели катастрофу. Оба пилота погибли. Двадцать восьмого июля на Калининском полигоне взорвался в воздухе и упал дальний бомбардировщик ДБ-3. В результате погибли все 4 члена экипажа во главе с Героем Советского Союза, комдивом В. Хользуновым. В августе произошло 4 столкновения самолетов в воздухе. В одном из них погиб дважды Герой Советского Союза, майор С. Грицевец. 62 Наряду с авиационными катастрофами в стране продолжались кораблекрушения. Так, 8 декабря 1939 г. из бухты Нагаева в Охотском море во Владивосток вышел пароход «Индигирка». На его борту находились более 1500 человек, в том числе 700 промысловых рабочих и членов их семей, 750 освобожденных из-под стражи и 60 заключенных под конвоем. Этот рейс был последним в навигации 1939 года, поэтому желающих попасть на пароход было очень много. При жестоком шторме и пурге на подходе к проливу Лаперуза с парохода ненадолго различали огонь маяка Анива, и, пройдя маяк, пароход взял курс между рифом Камень Опасности и берегом острова Хоккайдо. В полночь 12 декабря сквозь пургу с корабля снова увидели огни маяка и произвели по нему уточнение курса. Но это оказался японский маяк, и пароход на полном ходу наскочил на риф Тодо у северного берега Хоккайдо. Судно получило пробоину по всей длине корпуса. Удары волн и ветра перебросили пароход через риф, опрокинули его на борт и выбросили на прибрежную отмель в 700 м от берега. На пароходе погас свет, а вода вывела из строя радиопередатчик. Большинство людей, находившихся на пароходе, оказались в воде, на судне осталось около 100 человек. Попытки спустить две шлюпки с парохода окончились гибелью людей: на первой шлюпке из 10 добровольцев до берега добрались 5 человек; на второй из 10 человек 4 были смыты волной, как только шлюпка коснулась воды при спуске, и еще 4 были смыты в море при движении лодки к берегу. На этой лодке только 2 человека достигли берега. Направленные на спасение людей два японских рыболовных судна при сильном шторме опрокинулись. 12 декабря в 16 часов информация о трагедии с пароходом «Индигирка» была передана посольству СССР в Токио. На спасение людей парохода «Индигирка» 13 декабря около 2 часов ночи были направлены три корабля — «Карафуто мару», «Сосуи мару» и «Санте мару». Рискуя жизнью, их экипажи приступили к спасению терпящих бедствие людей. К 13 часам этими кораблями были доставлены в безопасное место 395 человек, а жители поселка всю ночь и утро приводили в чувство оставшихся в живых и убирали трупы, которые прибивало к берегу. По данным японских газет, всего было спасено 430 человек, в том числе 35 женщин и 22 ребенка. Погибло около 1080 человек. Гибель парохода "Индигирка " — одна из самых трагических катастроф в мировой истории «мирных» кораблекрушений. Двадцать четвертого мая 1939 г. в Печорах (тогда Печорский край входил в состав Эстонской республики) случился огромный пожар, который уничтожил более 200 строений, выгорела треть города, без крова осталось более 1000 людей. Центральная часть города превратилась в сплошное пепелище, на пожарище дымились груды тлеющего дерева, стояли обугленные печные трубы. Зрелище было печальное. Эта трагедия унесла, по одним данным, жизни двух человек, по другим — гораздо больше. Гибли в основном пожилые люди: выбегали из горящих домов, а потом, спохватившись, возвращались, пытались спасти чтонибудь из ценных вещей или документы, да так и оставались в своих домах. О причине пожара существует как минимум две версии. Есть мнение, что пожар начался из-за халатности столяра, который бросил незатушенный окурок в кучу стружек. Другое мнение — мужчина повздорил со своими родственниками и поджег дом им назло. В тот трагический день погода стояла жаркая, ветреная, и пламя быстро разносилось по городу. Центральная часть города, где располагались банк, ресторан «Черная кошка», ювелирная лавка, магазины, склады, разные учреждения, была объята огнем. От высоких температур крошились каменные стены домов. От ресторана осталась одна лишь металлическая вывеска. Ветер был настолько сильный, что искры долетали до соседних деревень, а обгорелые фрагменты банковских векселей и прочих документов находили потом даже в Выру. Первоначально пожарным пришлось работать не более трех часов — кончилась вода в пруду. Водокачка была окружена огнем, рядом с ней горели бензоколонка, улица, мостовая, склады с бензином. Пожарные начали растаскивать баграми бревна, укрощая разгул огня. Потом прибыли на помощь пожарные из Выру, Тарту. Из Таллина прибыл пожарный поезд с техникой и людьми. Прибывшие пожарные, сколько было у них воды — израсходовали и ее. Город остался без воды. А огонь все гулял — горящие головешки и щепки летели по ветру за два километра. Чтобы пресечь попытки мародерства, полиция и армия оцепила все подходы к городу. Огромное мужество проявили печорские пожарные, они сделали все возможное и невозможное. У многих из них свои дома горели, а они спасали дома других людей, не щадя себя. Нестерпимый жар и тяжелый, густой 63 дым затрудняли дыхание. Пожарные сдерживали натиск огня, на некоторое время им удавалось унять разбушевавшееся пламя, но через несколько минут оно вспыхивало с новой силой. Пожарных, изнемогавших от нечеловеческих усилий, оттаскивали в сторону, обливали водой, и они снова бросались на борьбу с огнем. Многие получили ожоги, но ту страшную битву с разбушевавшейся стихией огня они выиграли. В 1939—1940 годах в центральной части России была холодная зима. 17 января столбик термометра зарегистрировал минус 47,5 градуса. Ее следствием были замерзшие люди, скот, птицы. Из бедствий 1940 года отметим большой селевой поток на Кавказе. Он возник в бассейне реки Баксан в Кабардино-Балкарии в ущелье реки Джаловгат — притоке реки Адырсу. 1-3 августа водокаменный, со льдом, селевой поток объемом 3 млн куб. м проутюжил ущелье, уничтожив два альпинистских лагеря с людьми. На европейской части СССР в 1941 году весна запоздала — в последних числах апреля во многих районах шел снег. Прошедшие ночные заморозки побили озимые. Только в мае установилась солнечная и ясная погода. В результате виды на урожай этого года снизились. Этой весной не только поздние холода ухудшили перспективы урожая, но и многочисленные градобития. Особенно губительный град выпал 21 мая в районе Пятигорска, причем размер градин достигал величины голубиного яйца. Были побиты крыши у домов, погибло две трети засеянных площадей посевов. Во многих районах урожай не удалось собрать из-за начавшихся военных действий и немецкой оккупации. Седьмого — семнадцатого июня 1941 г. из-за циклона и теплой погоды произошло сильное наводнение на реках верхнего и среднего Енисея в Красноярском крае и Республике Тува. Были затоплены города Кызыл, Минусинск, Красноярск. Уровень воды при позднем ледяном заторе у Красноярска доходил до 9,09 м, у Кызыла — до 7,67 м. Это наводнение нанесло большой ущерб промышленности и хозяйству края и республики. Двенадцатого июня 1941 г. в районе Сталинграда с Купоросной балки огромная масса земли объемом около 1 млн куб. м обрушилась в Волгу. Для проведения эффективных мероприятий по борьбе с оползнями в Сталинграде была организована противооползневая станция. В предвоенные годы продолжали совершенствоваться различные системы природной и в основном техногенной безопасности. Развивались и системы защиты тыла на случай войны. Шло активное совершенствование местной противовоздушной обороны (МПВО). Она оставалась составной частью ПВО страны, на нее возлагалось осуществление мероприятий по непосредственной защите населения от воздушного нападения противника. Наиболее значительные города были объявлены пунктами МПВО. На случай ликвидации последствий воздушных ударов силы МПВО (местные части и формирования) имели задачи по спасению людей из завалов и горящих зданий, оказанию пострадавшим медицинской помощи, расчистке проходов и проездов, дегазации техники, одежды и обуви, обезвреживанию неразорвавшихся авиабомб, ликвидации аварий. Таким образом, уже в то время борьба с чрезвычайными ситуациями техногенного характера была задачей местной противовоздушной обороны. Местные части МПВО состояли из отдельных батальонов, инженерных батальонов и автотранспортных рот. Формирование команд МПВО велось в районах (на участках), в организациях и при домоуправлениях. Начальником участка МПВО являлся начальник отделения милиции. Начальник Управления противовоздушной обороны РККА С. Каменев, с именем которого связано становление МПВО, выступал против узкого понимания задач этой организации только как спасательных. Он считал, что местная противовоздушная оборона должна опираться не только на свой кадровый состав, отводил важное место Осоавиахиму и Красному Кресту В 1936 году постановлением Совнаркома СССР наркоматам, совнаркомам союзных республик, исполкомам Советов, военному командованию было поручено в течение двух лет привести в полную готовность к противовоздушной обороне и противохимической защите объекты народного хозяйства и население во всех городах-пунктах ПВО. Председатели исполкомов стали по должности начальниками МПВО городов и районов. На базе подразделений местных Советов сформировались службы МПВО. В городах-пунктах ПВО, на участках МПВО и объектах народного хозяйства были созданы штабы МПВО. Учения МПВО стали регулярными. Так, в 1939 году в учениях приняло 64 участие свыше 5 млн человек. Особое внимание было уделено местной противовоздушной обороне в таких городах, как Москва, Ленинград, Баку и Киев. Перед войной в октябре 1940 г. МПВО из Наркомата обороны было передано под начало Наркомата внутренних дел, в составе которого было образовано Главное управление МПВО (ГУ МПВО). НКВД накануне войны развернул энергичную работу по подготовке к ведению местной противовоздушной обороны. Продолжалось и совершенствование пожарной охраны. С 1938 года началось ее техническое перевооружение. В 1940 году были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране». Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную службу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые, областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялись профессиональными городскими пожарными командами, содержащимися за счет местного бюджета. Военизированная пожарная охрана имелась только на объектах оборонного значения. В предвоенные годы в СССР продолжало развиваться горноспасательное дело. С отраслевой дифференциацией народного хозяйства и образованием вместо Наркомтяжа СССР наркоматов (а потом и министерств) угольной промышленности, цветной и черной металлургии, химической промышленности в них были образованы управления военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ). За период с 1932 по 1936 год штатная численность ВГСЧ была увеличена почти в 7 раз. Было установлено, что шахты и рудники района обслуживаются горноспасательным отрядом, а группа шахт или рудников, расположенных в пределах 5-10 км друг от друга, — горноспасательным взводом. На крупных, особо опасных или удаленных шахтах дополнительно организовывались горноспасательные пункты. Основной оперативной единицей горноспасательной службы стал взвод, состоящий из 3-6 отделений. Дислокация подразделений ВГСЧ, связь и пути их сообщения с шахтами должны были обеспечивать прибытие на шахту закрепленного подразделения через 10 мин., а других подразделений — в течение 20-40 мин. С развитием химической промышленности все более профессиональным становилось и газоспасательное дело. К началу войны аварийно-спасательные службы были созданы и функционировали. Все они наряду с конкретными задачами по предназначению должны были также участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий.

[править] Ссылки

Союз Советских Социалистических Республик
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентСудебная властьГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
1920-е  19221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  19901991
Вооружённые конфликты  Советско-финская война 1939-1940 годовВеликая Отечественная войнаВойна в Афганистане (1979—1989)
Катастрофы  1922-1941 годы1941-1945 годы1970-1991 годыКатастрофы пассажирского флота
Темы  ИсторияГеографияКультураЗдравоохранение
Личные инструменты