Объединённая авиастроительная корпорация
Материал из Documentation.






АО Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) — крупнейшая в России самолётостроительная корпорация. Производит широкий спектр военных и гражданских самолётов.
Содержание |
[править] Направления деятельности
Структура выручки «ОАК» за 2016 год по направлениям деятельности (из общей суммы 417 млрд рублей):[1]
- Строительство самолётов: 60 % (249 млрд рублей)
- Реализация комплектующих к самолётам: 13 % (54 млрд рублей)
- Выполнение исследований и разработок: 10 % (41 млрд рублей)
- Выполнение работ по модернизации и ремонту: 15 % (62 млрд рублей)
- Прочая выручка: 3 % (11 млрд рублей)
[править] Производство военных самолётов
«ОАК» осуществляет производство истребителей (Су-35, Су-30СМ и других), фронтовых бомбардировщиков (Су-34), учебно-боевых (Як-130), военно-транспортных самолётов (Ил-76МД-90А).
[править] Производство гражданских самолётов
Продуктовая линейка ПАО «ОАК» в настоящее время обеспечивает присутствие корпоративной продукции практически во всех сегментах рынка. Современный модельный ряд гражданской авиатехники включает в себя ближнемагистральные реактивные самолёты Sukhoi Superjet 100, новейшую разработку Корпорации — МС-21, а также производимые для государственных заказчиков: Ан-148-100, Ту-204/214, а также магистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96.[2]
Единственным сегментом рынка, в котором пока нет предложения от корпорации, является сегмент региональных турбовинтовых самолётов, но и в этом сегменте планируется вывод на рынок самолётов Ил-114-300.[3]
[править] Разработка БПЛА
Перспективным направлением деятельности «ОАК» является создание беспилотных авиационных комплексов среднего и тяжёлого класса.[4]
[править] Дочерние компании
Военный сегмент:[5]
- ПАО «Компания „Сухой“»
- ПАО «Корпорация „Иркут“»
- АО «РСК „МиГ“»
Гражданский сегмент:[6]
- АО «Авиастар-СП»
- АО «Ил»
- ПАО «ВАСО»
- АО «ГСС»
- АО «ОКБ им. А. С. Яковлева»
- АО «ОАК-ТС»
Специальные самолёты:[7]
- ПАО «Туполев»
- ПАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева»
Иные компании:[8]
- АО «АэроКомпозит»
- АО «КАПО-Композит»
- АО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева»
- АО «ЛИИ им. М. М. Громова»
- ООО «ОАК-ЦК»
- ООО «ОАК-Закупки»
Крупнейшие дочерние компании (по объёму выручки за 2016 год):[9]
- ПАО «Компания „Сухой“»: 102 млрд рублей
- ПАО «Корпорация „Иркут“»: 100 млрд рублей
- АО «РСК „МиГ“»: 57 млрд рублей
- АО «ГСС»: 47 млрд рублей
- ПАО «Туполев»: 21 млрд рублей
- АО «Ил»: 14 млрд рублей
- ПАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева»: 8 млрд рублей
[править] Портфель заказов
По состоянию на 31 декабря 2014 года портфель твёрдых заказов ОАК равнялся 1,38 трлн рублей, из которых:[10]
- по видам деятельности:
- Производство и (или) продажа самолётов — 76,15 % (1,05 трлн рублей);
- Работы по модернизации, ТО и ремонту — 13,04 % (179 млрд рублей);
- Выполнение НИОКР — 7,24 % (100 млрд рублей);
- Производство и (или) продажа запчастей, узлов и агрегатов — 2,75 % (38 млрд рублей);
- Прочие работы и услуги — 0,83 % (11 млрд рублей).
- по бизнес-направлениям:
- Военная авиация — 44,52 % (613 млрд рублей);
- Гражданская авиация — 40,49 % (557 млрд рублей);
- Транспортная авиация — 11,45 % (158 млрд рублей);
- Специальная авиация — 3,53 % (49 млрд рублей).
По состоянию на 31 декабря 2014 года портфель твёрдых заказов ОАК составлял 555 воздушных судов, из которых:[11]
- Военная авиация — 47,03 % (261 шт);
- Гражданская авиация — 39,82 % (221 шт);
- Транспортная авиация — 7,57 % (42 шт);
- Специальная авиация — 5,59 % (31 шт).
[править] Роль на мировом рынке
[править] Военные самолёты
В период 2008—2014 годов предприятия, входящие в структуру ОАК (ПАО «Компания „Сухой“», ОАО «Корпорация „Иркут“», АО «РСК „МиГ“») поставили заказчикам в 12 странах мира около 270 самолётов. Средние темпы производства военных самолётов в этот период составили до 40 воздушных судов в год, что соответствует примерно 12-13 % мирового рынка в денежном выражении и 15-16 % в количественном выражении.[12]
Доля «ОАК» на мировом рынке по количеству переданных заказчикам самолётов в сегменте военных, транспортных и специальных самолётов:[13]
- 2014 год: 30,2 % мирового рынка
- 2015 год: 30,6 % мирового рынка
- 2016 год: 24,2 % мирового рынка
[править] Гражданские самолёты
В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на «ОАК» пришлось 33 единицы (2,12 %).[14][15]
В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на «ОАК» пришлось 33 единицы (18,6 %).[16][17]
Доля «ОАК» на мировом рынке по количеству переданных заказчикам самолётов в сегменте гражданского самолётостроения, без учёта турбовинтовых и малых реактивных самолётов:[18]
- 2014 год: 2,4 % мирового рынка
- 2015 год: 1,8 % мирового рынка
- 2016 год: 2,3 % мирового рынка
Доля «ОАК» на мировом рынке по количеству переданных коммерческим заказчикам новых воздушных судов в сегменте пассажирских реактивных самолётов вместимостью 100 кресел:[19][20]
- 2014 год: 25 % мирового рынка (27 самолётов из 110)
- 2015 год: 30 % мирового рынка (25 самолётов из 84)
- 2016 год: 29 % мирового рынка (26 самолётов из 89)
Занятые «ОАК» по результатам 2016 года места и доли в отдельных сегментах мирового рынка гражданских самолётов выглядят следующим образом:[21][22]
- в классе региональных реактивных самолётов: 3-е место с долей 18 % (33 самолёта)
- в классе узкофюзеляжных самолётов: 5-е место с долей 0,1 % (1 самолёт)
- в классе широкофюзеляжных самолётов: 3-е место с долей 0,7 % (3 самолёта)
[править] Производственные площади
Площадь заводов «ОАК» — 44 млн м2.[23]
На так называемые низшие переделы (кузнечное и литейное производства, резино-технические изделия, производство инструмента, типовая оснастка и др.) приходится 40-50 % всех производственных площадей «ОАК». Высокомаржинальные линии агрегатной сборки и окончательной сборки вместе занимают 50-60 % площадей.[24]
[править] Сотрудники
На предприятиях ОАК трудится свыше 103 тыс. человек.[25]
Фонд оплаты труда «ОАК» в 2016 году был 60 млрд рублей.[26] Средняя зарплата в «ОАК» в 2016 году составила свыше 51 тыс. рублей.[27]
[править] Собственники
Компания на 84 % принадлежит российскому государству.[28]
[править] Применение промышленных роботов
На предприятиях «ОАК» используются около 50 промышленных роботов (по состоянию на март 2018 года), большая часть из которых работает в Ульяновске, как на заводе «Авиастар-СП», так и на другом предприятии, на заводе «АэроКомпозит». В частности, на «АэроКомпозите» используются автоматы по выкладке углепластиковых ленточек для композитного крыла самолёта МС-21, робот по сверлению и обработке отверстий и робот контроля качества композиционных панелей. В 2017 году в Казани «ОАК» запустил в работу самую крупную в мире установку электронно-лучевой сварки титановых агрегатов, где сваркой титановой балки в вакууме занимается робот-манипулятор.[29]
[править] Стратегия компании до 2035 года
В конце 2016 года «ОАК» приняла стратегию развития до 2035 года, в соответствии с которой она должна сконцентрироваться на разработке, конечной сборке, продаже и постпродажном обслуживании самолётов, а большую часть комплектующих закупать у независимых поставщиков.[30]
[править] Показатели
[править] Финансовые
Выручка «ОАК»:[31]
- 2007 год: 78,4 млрд рублей (около $3,1 млрд)[32]
- 2008 год: 87,5 млрд рублей (около $3,5 млрд)[33]
- 2009 год: 98,6 млрд рублей (около $3,1 млрд)[34]
- 2010 год: 140,7 млрд рублей (около $4,6 млрд)[35]
- 2011 год: 161,7 млрд рублей (около $5,5 млрд)[36]
- 2014 год: 294,5 млрд рублей (около $7,6 млрд)[37]
- 2015 год: 351,8 млрд рублей (около $5,8 млрд)[38]
- 2016 год: 417 млрд рублей (около $6,3 млрд)[39]
- 2018 год: 411,6 млрд рублей[40]
- 2019 год: 351,3 млрд рублей[41]
Выручка «ОАК» по военному сегменту:[42]
- 2016 год: 338 млрд рублей
Выручка «ОАК» по гражданскому сегменту:[43]
- 2016 год: 69 млрд рублей
Экспортная выручка «ОАК»:[44]
- 2015 год: 99 млрд рублей
- 2016 год: 203 млрд рублей
EBITDA «ОАК»:[45]
- 2007 год: 9,0 млрд рублей
- 2008 год: −1,2 млрд рублей
- 2009 год: −5,4 млрд рублей
- 2010 год: −0,6 млрд рублей
- 2011 год: 18,0 млрд рублей
Выручка «ОАК» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания Defense News):[46]
- 2013 год: $5832 млн
- 2014 год: $6244 млн
- 2015 год: $4644 млн
- 2016 год: $5637 млн
- 2017 год: $6197 млн
Выручка «ОАК» от продаж продукции военного назначения (по оценке SIPRI):[47]
- 2016 год: $6182 млн
- 2017 год: $6440 млн
Чистая прибыль «ОАК» по МСФО (млрд рублей):
[править] Производственные
Производство самолётов компанией «ОАК»:[50]
- 2010 год: 79 шт
- 2011 год: 111 шт
Поставка самолётов заказчикам от «ОАК»:
- 2007 год: 54 шт[51]
- 2008 год: 53 шт[52]
- 2009 год: 95 шт[53]
- 2010 год: 74 шт[54]
- 2011 год: 102 шт[55]
- 2016 год: 141 шт (включая 6 опытных самолётов)[56]
Поставка гражданских самолётов заказчикам от «ОАК»:
- 2007 год: 5 шт[57]
- 2008 год: 6 шт[58]
- 2009 год: 5 шт[59]
- 2010 год: 6 шт[60]
- 2011 год: 7 шт[61]
- 2015 год: 29 шт[62]
- 2016 год: 37 шт[63]
Поставка новых боевых самолётов заказчикам от «ОАК»:[64]
- 2016 год: 98 шт
[править] Перспективы
«ОАК» планирует построить в 2018 году 194 самолёта.[65]
В 2019 году «ОАК» планирует поставить свыше 200 самолётов в интересах российских и иностранных заказчиков.[66]
К концу 2019 года «ОАК» планирует завершить работу по переходу на единую акцию.[67]
[править] Ссылки
[править] Официальный сайт
- Официальный сайт
- Годовые отчеты для инвесторов
- Годовые отчёты ОАК
- Годовой отчёт «ОАК» за 2015 год
- ОАК :: О Корпорации // Uacrussia.ru
[править] Коммерсантъ
- Раздел об ОАК в Коммерсанте
- Ъ-Деньги — Как развивают Россию: государство и Ко // Коммерсантъ
- «Суперджет» влетел в бюджет. 14 января 2015
- Кто и какие претензии предъявлял ОАК. 14 января 2015
[править] Эксперт
- Раздел об ОАК на сайте Эксперта
- Удачный старт
- ОАК распределила роли
- К полету готов
- «ОАК» набрал высоту по выручке
[править] ЖЖ
[править] Рунет
- ОАК
- Раздел об ОАК на сайте РБК
- Раздел об ОАК на сайте РБК daily
- Раздел об ОАК на сайте Ведомостей
- ОАК планирует сократить выпуск самолетов Ту-204 | РИА Новости // Rian.ru
- Итоги 2011 года в самолетостроении[16]
- Портфель заказов ОАО «ОАК» превысил 1 трлн рублей — Михаил Погосян
- ОАК вошла в двадцатку крупнейших оборонных компаний мира
- Медведев призвал увеличить производство гражданских самолетов в России. 19 ноября 2014
- «Объединенная авиастроительная корпорация». 16 января 2015
- Объединенная авиастроительная корпорация. Досье. 20 февраля 2016
- Выручка ОАК превысила 160 млрд руб. по итогам 2011 г.[17]
- [68]
[править] Примечания
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ «Объединенная авиастроительная корпорация» рассмотрит вопрос о досрочном прекращении полномочий Погосяна. 13 января 2015
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Данные по курсу доллара к рублю: История курса доллара к рублю
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Top 100
- ↑ Рейтинг SIPRI ТОП-100 за 2017 год — концерн ВКО «Алмаз-Антей» вошел в первую десятку. 10 декабря 2018
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2011 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2016 год
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]