Железнодорожный транспорт России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Железнодорожный транспорт России — один из основных видов российского транспорта, играющий особо важную роль в дальних грузовых и пассажирских перевозках.

Общая протяжённость российских железных дорог составляет около 86 тыс. км. Второе место РЖД занимают по протяженности электрифицированных путей — 40,3 тыс. км. В отрасли работают 1,3 млн человек, что составляет почти 2 % всего трудоспособного населения России.

На долю железнодорожных магистралей сегодня приходится свыше 80 % внутреннего грузооборота[1] (свыше 1 млрд тонн в год) и 40 % пассажирских перевозок (1418,1 млн человек). По ним перевозят 98,6 % железной и марганцевой руды, 92,3 % черных металлов, 87,2 % каменного угля, 88,1 % от общего объема производимых удобрений, 45 млн контейнеров. Транссибирская магистраль сегодня является самым быстрым путем доставки контейнера из Азии в Европу — грузы проходят расстояние свыше 10 тыс. км и восемь часовых поясов за девять суток.

В состав отрасли входят шесть научно-исследовательских институтов, шесть конструкторских бюро и десять вузов, в которых трудятся свыше 7 тыс. научных работников, включая 580 докторов наук.

По данным Минпромэнерго, в настоящее время парк железнодорожного подвижного состава страны составляет более 22 тыс. локомотивов, 890 тыс. грузовых вагонов, 26 тыс. пассажирских вагонов и более 15 тыс. вагонов электро- и дизельпоездов.[2]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой транспорт

В структуре российских железнодорожных перевозок преобладают грузовые перевозки (1278,1 млн тонн, 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2019): каменный уголь и кокс (29,5), нефть и нефтепродукты (18,2), строительные материалы (включая цемент 11,8), руды чёрных и цветных металлов (10,9), чёрные металлы и их лом (6,9), удобрения и химикаты (6,8), лесные грузы (3,3). Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2018): Кемеровская (265,7), Свердловская (59,9), Челябинская (67,4), Иркутская (50,0), Белгородская (48,9), Тюменская (37,7), Мурманская (31,6) области, Красноярский (57,1), Пермский (46,5) и Краснодарский (32,6) края. Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).[3]

Наибольшее количество российского подвижного состава сосредоточено в руках двух транспортных гигантов — Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (ПГК) миллиардера Владимира Лисина.[4]

Грузовые железнодорожные перевозки в России являются одними из самых энергоэффективных в мире. Основная причина — высокая доля перевозки грузов на экологически чистой электрической тяге (более 86 % грузов).[5]

Объемы грузовых железнодорожных перевозок, в силу тесной зависимости от уровня промышленного производства, являются одним из наиболее достоверных, объективных индикаторов состояния российской экономики. Они характеризуют уровень объемов производства и сбыта в натуральном измерении как в целом в экономике страны, так и по отдельным товарам, отраслям и регионам, причём ежесуточно.[6]

[править] Пассажирский транспорт

Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1196,7 млн (2019). Из них 1080,2 млн перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 116,5 млн — поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн. пассажиров, 2018) — г. Москва (465,9), Московская область (308,8), г. Санкт-Петербург (61,3), Ленинградская (27,7), Новосибирская (23,9) области и Краснодарский край (19,8).[7]

[править] Перспективы

[править] Железные дороги

19 марта 2024 года было заявлено, что железная дорога из Ростова-на-Дону в Крым через Новороссию начнёт полноценно работать до конца 2024 года.[8]

[править] Электрификация

«РЖД» в своей долгосрочной программе развития планирует крупномасштабную электрификацию оставшихся направлений, которые ещё работают на дизельной тяге.[9]

[править] Ссылки

[править] Росжелдор

[править] РЖД

[править] Видео

[править] РЖД-Партнёр

[править] Sdelanounas

[править] Коммерсантъ

[править] ЖЖ

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Без учёта трубопроводного транспорта
  2. [1]
  3. География транспорта
  4. Россия подготовила Украине транспортную ловушку. 11 августа 2015
  5. [2]
  6. Общий технико-экономический курс железных дорог: Учебник / Под ред. Д. А. Мачерета — М.: РУТ (МИИТ), 2017
  7. География транспорта
  8. [3]
  9. [4]
  10. [5]
Железнодорожный транспорт России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы


Железнодорожный транспорт
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Железнодорожная станцияЖелезнодорожное машиностроение
Личные инструменты