Ан-140 в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



После гибели в авиационной катастрофе 23 декабря 2002 года заместителя главного конструктора, руководителя программы создания Ан-140 Виктора Шишкова, Юрий Повалий был назначен главным конструктором самолета Ан-140 АНТК им. О. К. Антонова.[1]

После смены руководства АНТК им. О. К. Антонова в 2005 году проект самолёта Ан-140 не развивался, приоритет был отдан теме Ан-148.[2]

До 2006 года Сергей Меренков работал руководителем проекта пассажирского самолёта Ан-140.[3]

Содержание

[править] Сертификация

В мае 2007 года было сообщено, что Венесуэла валидировала сертификат типа на Ан-140.[4]

[править] Производство

2004 год ознаменовался началом производства новой модификации самолета Ан-140 — Ан-140-100 (с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1 производства ОАО «Мотор Сич»).[5]

[править] Иран

В Иране первый серийный самолёт Ан-140 был собран в начале 2001 года.[6]

Первый серийный Iran-140, собранный украинскими и иранскими специалистами на мощностях HESA, поднялся в воздух в марте 2001 года.[7]

Сразу после катастрофы Ан-140, произошедшей в декабре 2002 года, министр транспорта Ирана Ахмад Хоррам заявил в выступлении по национальному телевидению, что, несмотря на то, что разбившийся самолет был аналогом иранской машины, авиакатастрофа не повлияет на ход выполнения программы.[8]

Девять Ан-140 по лицензии в 2001—2010 годах были собраны в Иране.[9]

В мае 2015 года отмечалось, что производство Ан-140 в иранском Исфахане не работает уже пять лет.[10]

По состоянию на март 2016 года производство Ан-140 в Иране было прекращено.[11]

[править] Россия

Во время проведения VI Международного авиационно-космического салона МАКС-2003 (19-24 августа 2003 года) было подписано соглашение о совместном производстве самолетов Ан-140 в Самаре в рамках предприятия «МАП-140».[12]

25 декабря 2003 года в Самаре на территории самарского авиационного завода «Авиакор» состоялась торжественная процедура выкатки первого серийного самолёта Ан-140 российской сборки, изготовленного по программе производственной кооперации между ОАО «Авиакор — авиационный завод» и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием в рамках совместного предприятия «Международный авиационный проект — 140» (СП «МАП-140»). На презентации присутствовали руководители государственных органов власти, представители авиакомпаний и деловых кругов Российской Федерации и Украины, среди них генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев, первый заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Александр Книвель, генеральный конструктор АНТК «Антонов» Петр Балабуев, губернатор Самарской области Константин Титов, заместитель губернатора Харьковской области Александр Колесников.[13][14]

В 2005 году первый Ан-140 был построен на самарском авиапредприятии «Авиакор».[15]

Первый взлет Ан-140 самарской сборки состоялся 25 мая 2005 года.[16]

По состоянию на октябрь 2007 года заводом «Авиакор» было выпущено всего два Ан-140 (оба по заказу авиакомпании «Якутия»).[17]

По состоянию на март 2011 года на «Авиакоре» проводили мероприятия по внедрению новой производственной системы для повышения качества серийного выпуска самолёта Ан-140-100.[18]

«Авиакор» произвёл на конец 2011 года всего 5 самолётов Ан-140.[19]

По состоянию на сентябрь 2014 года «Авиакор» произвёл 10 самолётов Ан-140.[20]

По состоянию на март 2016 года всего «Авиакор» с 2005 года построил 12 самолётов Ан-140 — девять для Министерства обороны России и три для авиакомпании «Якутия».[21]

В мае 2016 года «Авиакор» передал Минобороны последний Ан-140-100, собранный из комплектующих, поставленных на завод до ухудшения отношений с Украиной.[22]

В мае 2017 года со ссылкой на годовой отчёт компании «Авиакор» было сообщено, что «Авиакор — авиационный завод» (Самара) завершил выпуск регионального турбовинтового самолета Ан-140 из-за разрыва кооперационных связей с разработчиком самолета — украинским ГП «Антонов».[23]

[править] Украина

По состоянию на сентябрь 2003 года в разной степени готовности в производстве на ХГАПП находились 18 самолётов Ан-140.[24]

Последний самолёт Ан-140 был выпущен в Харькове в 2005 году.[25]

По состоянию на март 2016 года производство Ан-140 на Украине было прекращено.[26]

[править] Лизинговые компании

[править] Укртранслизинг

Подписанный в сентябре 2001 года договор между Харьковским авиапредприятием и лизинговой компанией «Укртранслизинг» предусматривал изготовление и поставку заказчику по лизинговой схеме 10 самолётов Ан-140.[27]

[править] Планы заказов

[править] Аэрофлот

В 2010 году крупнейшая российская компания «Аэрофлот» обнародовала график, согласно которому она к 2016 году планирует закупить 25 самолётов Ан-140.[28]

[править] Air Libya

В 2003 года ХГАПП подписал протокол о намерениях на поставку Air Libya пяти самолётов Ан-140; самолеты по состоянию на май 2007 года так и не были переданы заказчику.[29]

[править] Заказчики

[править] АЗАЛ

Контракт на поставку четырех самолетов Ан-140-100, обучение летно-технического персонала и техническую поддержку самолетов в эксплуатации был подписан 8 июля 2004 года в Баку (Азербайджан) генеральными директорами Джахангиром Аскеровым (концерн «АЗАЛ») и Павлом Науменко (ХГАПП).[30]

27 ноября 2004 года состоялась передача первого самолета Ан-140-100 производства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) по контракту с азербайджанским государственным концерном «АЗАЛ».[31]

[править] Аэромост-Астана

В сентябре 2004 года было сообщено, что Харьковский авиазавод подписал контракт с казахстанской авиакомпанией «Аэромост-Астана» на поставку одного самолёта Ан-140-100.[32]

[править] Министерство обороны России

В 2011 году Министерство обороны России приняло решение приобрести 11 самолетов Ан-140 в грузовой модификации.[33]

По состоянию на август 2013 года самарский авиазавод «Авиакор» (входит в корпорацию «Русские машины») выполнял контракт на поставку самолётов Ан-140 в интересах Минобороны России.[34]

Всего с 2009 по 2013 годы Министерство обороны России по пяти договорам законтрактовало на ОАО «Авиакор-авиационный завод» 15 самолётов Ан-140-100, в том числе 11 для ВВС (ВКС) и четыре — для Морской авиации ВМФ. Головной самолёт для ВВС (ВКС) России по отдельному контракту от декабря 2009 года был сдан в 2011 году, все четыре самолета для ВМФ по двум отдельным договорам (2001 года на один самолет и 2013 года на три самолета) были построены с 2012 по 2016 годы. Реализация наиболее крупного контракта с Министерством обороны России от 11 мая 2011 года на девять самолетов Ан-140-100 для ВВС (ВКС) России тормозилась с самого начала. Согласно контракту, «Авиакор» должен был сдать по три самолета Ан-140-100 в год с 2011 по 2013 годы, затем завод добился пересмотрв графика, обещая поставить шесть самолетов в 2012 году и три — в 2013 году. Фактически предприятие по данному контракту построило только четыре самолета, сдав один борт в 2012 году, два — в 2013 году, и один — в 2014 году, на чем реализация контракта и прекратилась. Таким образом, на заводе для Министерства обороны были построены девять самолётов Ан-140-100 (в том числе четыре для ВМФ).[35]

[править] TOJ-Airlines

27 октября 2004 года ХГАПП и таджикская авиакомпания TOJ-Airlines подписали контракт на поставку перевозчику одного регионального пассажирского самолета Ан-140-100 с возможностью расширения заказа до двух машин.[36]

[править] Поставки заказчикам

Начиная с 2002 года Ан-140-100 стал поступать заказчикам в авиакомпании.[37]

[править] Эксплуатация

Своих первых пассажиров Ан-140 перевёз 29 марта 2002 года. Рейс по маршруту Одесса — Киев был выполнен украинской государственной авиакомпанией «Одесские авиалинии».[38]

В октябре 2003 года Сергей Меренков заявил: «Наш Ан-140 эксплуатируется только второй год и объективно показывает налеты 120—130 часов в месяц, что намного выше, чем у других самолетов его класса».[39]

По состоянию на апрель 2004 года самолёт Ан-140 эксплуатировали четыре украинских и две иранских авиаперевозчика.[40]

По состоянию на февраль 2006 года во всем мире летало всего семь Ан-140.[41]

По состоянию на ноябрь 2009 года самолёты Ан-140 эксплуатировались авиакомпаниями трёх стран — России, Украины и Ирана.[42]

По состоянию на март 2011 года Ан-140-100 эксплуатировался в России в авиакомпании «Якутия», на Украине и в Иране.[43]

В октябре 2011 года отмечалось: «В авиакомпаниях, которые ранее его [Ан-140] эксплуатировали, отказываются от машины. Причина, как объясняют авиаторы, в самом ГК „Антонов“, которое, попросту говоря, отправило проект в „свободное плавание“ и при этом устанавливает драконовские ставки на продление ресурсов узлов и агрегатов.»[44]

В сентябре 2012 года отмечалось: «За пределами нашей страны [Украины] этот самолет [Ан-140] эксплуатирует российская авиакомпания „Якутия“, Минобороны РФ, а также иранский перевозчик HESA и полиция Ирана».[45]

В мае 2015 года отмечалось: «Из построенного 31 самолета [Ан-140] эксплуатируется только половина; более десятка лайнеров годами простаивают на заводе и у авиакомпаний, рискнувших взять их в свой парк».[46]

По состоянию на июнь 2016 года полёты выполняли чуть более 10 Ан-140, однако использовались они в основном в интересах государственных органов России и Ирана.[47]

[править] Коммерческая эксплуатация

По состоянию на июнь 2016 года в коммерческой эксплуатации в мире оставался один самолёт Ан-140. Данный экземпляр выпущен в 2003 году, имеет бортовой номер UR-14005 и летает в авиакомпании «Мотор Сич» на внутренних рейсах Киев — Львов и Киев — Одесса.[48]

[править] Авиакомпания «Якутия»

По состоянию на март 2013 года авиакомпания «Якутия» являлась единственной российской авиакомпанией, эксплуатирующей самолёт Ан-140.[49]

[править] Цены

По состоянию на август 2002 года заказчикам новый Ан-140 предлагался по цене порядка $8 млн.[50]

По состоянию на ноябрь 2009 года стоимость одного Ан-140-100 в базовой комплектации составляла 485 млн рублей.[51]

По состоянию на осень 2010 года каталожная стоимость Ан-140 составляла свыше 500 млн рублей.[52]

[править] Техническое обслуживание

В феврале 2006 года заместитель председателя правления ОАО «Укртранслизинг» Юрий Скоропись заявил: «При проектировании Ан-140 АНТК им. Антонова закладывалась стоимость техобслуживания на уровне $207 за каждый летный час [продления ресурса]. Мало того, что сейчас эта сумма выше в несколько раз, так ее еще и не могут окончательно подсчитать, она постоянно увеличивается.»[53]

[править] Обучение членов экипажа самолёта

По состоянию на осень 2010 года в Якутии был центр подготовки по обучению на самолёт Ан-140.[54]

[править] Надёжность

В декабре 2005 года отмечалось: "28 марта 2002 в аэропорт Южной Пальмиры [Одессы] прибыл первый «сто сороковой» АН с бортовым номером 14001. Запомнилось, как радовались сотрудники «Одесских авиалиний» <…>. Однако постепенно радость сменилась разочарованием. Оказалось, что АН-140 очень, мягко говоря, «сырой», то есть, технически не доведенный. Кстати, об этом же («АН-140 — „сырой“ самолет») говорил, в свое время, министр транспорта Георгий Кирпа, будучи ещё при жизни и на посту. <…> Сначала на одесские АНы (вскоре в Одессу прибыл еще один АН-140) «посыпались» относительно мелкие погрешности, типа отказов противоюзовой системы тормозов во время пробега, генераторов и даже <…> туалетного оборудования. Затем пошли неприятности куда более серьёзные, а именно: отказы авиадвигателей в полёте. Только за полтора с лишним года «движки» у АН-140 отказывали пять раз! <…> Однако, вернемся к отказам турбин на самолете АН-140. Главной их причиной оказалось несовершенство редукторной системы авиадвигателей. (На АНе установлены вертолетные двигатели ТВЗ-117ВМА и редукторы служат для «выравнивания» оборотов винта). В конце концов, после отчаянных усилий злосчастные редукторы авиаспециалисты вроде бы, «довели до ума». <…> Тем не менее, лётчики и техники продолжали «мучиться» с этим лайнером. Так как, немалое количество различных авиационных систем АН-140 было сконструированы и исполнены весьма некачественно, они часто отказывали. Кроме того, многие из них имели крайне ограниченный эксплуатационный ресурс. Поэтому одесские АН-140 подолгу простаивали на земле в ожидании ремонта."[55]

[править] Аэрофотосъёмочный вариант самолёта

В 2008 году Министерство обороны России заключило с АО «Концерн „Вега“» контракт на выполнение ОКР «Съемщик» по разработке аэрофотосъемочного варианта самолета Ан-140. В рамках реализации данной ОКР 2012 году Министерство обороны России заключило с АО «Авиакор-авиационный завод» контракт на изготовление опытного образца аэрофотосъемочного варианта самолета Ан-140-100 новой постройки по ОКР «Съемщик». Фактически из-за проблем самарского завода и последовавшего конфликта с Украиной опытный образец аэрофотосъемочного варианта самолета Ан-140-100 на «Авиакоре» остался недостроенным.[56]

В конечном счете, в 2018 году по результатам работ по ОКР «Съемщик» решено переоборудовать комплексом аэрофотосъемки один из строевых самолетов Ан-140-100, ранее построенных для ВКС в пассажирском варианте, с выполнением данных работ АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева».[57]

19 февраля 2020 года АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева» (входит в Дивизион транспортной авиации АО «Объединенная авиастроительная корпорация») сообщило, что завершило работы по модернизации серийного самолета Ан-140-100 в варианте аэросъемки. Выпущен комплект конструкторской и технологической документации и дополнения к эксплуатационно-технической документации. На воздушном судне была проведена необходимая доработка планера и систем, установлено специальное оборудование, позволяющее проводить картографическую аэросъемку местности. Фактически на АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева» был переоборудован в аэрофотосъемочный вариант строевой пассажирский самолет Ан-140-100 (заводской номер 11А002, регистрационный номер RF-41254) ВКС России — первый Ан-140-100, который был построен на АО «Авиакор-авиационный завод» в Самаре для Министерства обороны России по контракту от декабря 2009 года и был передан ВВС России 23 декабря 2011 года.[58]

[править] Выставки

В июле 2002 года самолёт Ан-140 был представлен широкой публике на авиасалоне в Фарнборо (Farnborough International 2002).[59]

21 января 2003 года для участия в первой международной выставке украинских товаропроизводителей в эмирате Рас Эль Хайм (ОАЭ) вылетел Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков».[60]

На МАКС-2009 самарский завод «Авиакор» представил Ан-140-100, который был сделан для авиакомпании «Якутия».[61]

[править] Показатели

Количество самолётов Ан-140 в эксплуатации (единиц):

  • Май 2007 года: 11[62]
Ан-140
История  XX векXXI век
Комплектующие и материалы  ДвериДвигателиКрылоФюзеляжШасси
Эксплуатанты  Авиакомпании Украины (Аэромост-Харьков, Ильич-Авиа, Мотор Сич, Одесские авиалинии) • Авиакомпании России (Якутия) • Вооружённые силы России
Лизинговые компании  ИФКУкртранслизинг
Авиационные происшествия  Катастрофа в 2002 годуКатастрофа в декабре 2005 годаКатастрофа в 2009 годуКатастрофа в 2014 году
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Темы  РазработкаСертификацияПроизводствоНадёжностьСравнение с аналогами


Самолёты в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Модели  Ан-26Ан-32Ан-70Ан-74Ан-140Ил-96Ту-154Ту-214Як-130
Личные инструменты