Самолёты в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2014 году общий объем производства воздушных судов на предприятиях «ОАК» составил 159 штук, из них 33 гражданских лайнера и 124 военных самолета для гособоронзаказа и на экспорт, 2 транспортных самолета.[1]

В 2015 году «ОАК» поставила заказчикам 157 самолетов, в том числе в рамках гособоронзаказа — 92 штуки, на экспорт — 34 боевые машины, гражданских и транспортных воздушных судов — 31 единица.[2]

Содержание

[править] Разработка

Первые полёты самолётов, осуществлённые в 2020 году:

[править] Модели

[править] Ан-24

В начале июля 2011 года Ан-24 совершил приводнение на реку Обь, в результате чего погибли семь человек.[3]

В конце июля 2011 года в Чите при посадке у Ан-24 лопнуло колесо.[4]

В августе 2011 года Ан-24 совершил неудачную посадку в Благовещенске, пострадали 15 пассажиров.[5]

По состоянию на июль 2012 года в России эксплуатировалось около 100 самолётов типа Ан-24.[6]

[править] Ан-124

В 2014 году АО «Авиастар-СП» успешно завершило трехлетний Государственный контракт на модернизацию и продление ресурса шести самолетов Ан-124 «Руслан».[7]

По состоянию на ноябрь 2017 года российская компания «Волга-Днепр» имела 12 самолётов Ан-124.[8]

В июне 2019 года «Авиастар-СП» закончил продление лётной годности самолёта Ан-124-100 (серийный номер 0502, заводской номер 9773053732033, регистрационный номер RА/RF-82013).[9]

[править] Ан-140

В мае 2016 года «Авиакор» передал Минобороны России последний Ан-140–100, собранный из комплектующих, поставленных на завод до российско-украинского кризиса.[10]

[править] Ан-148

По состоянию на декабрь 2021 года на балансе «ИФК» оставались пять Ан-148 из бывшего парка «Саратовских авиалиний» (компания брала их в субаренду у авиакомпании «Россия»).[11]

По состоянию на декабрь 2021 года в собственности у «Ангары» оставались два Ан-148, ранее принадлежавшие «СберЛизингу».[12]

[править] Ил-96

Основная статья: Ил-96 в России в XXI веке

22 августа 2005 года Ространснадзор запретил полеты лайнеров Ил-96-300 «из-за многочисленных отказов агрегатов тормозной и гидросистем». Под запрет на полеты попали 14 бортов пяти авиакомпаний, в том числе два самолета, обслуживающие президента России.[13]

В 2016 году были переоборудованы в специальные модификации, предназначенные для перевозки ведомственных пассажиров, два ранее построенных самолёта Ил-96-400Т.[14]

О планах начать производство самолёта Ил-96-400М российский вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил в мае 2016 года на коллегии Минпромторга России.[15]

Самолёт Ил-96-300ПУ(М1) с регистрационным номером RA-96022 был передан СЛО «Россия» 22 июля 2016 года.[16]

В сентябре 2019 года было сообщено, что на заводе ВАСО была завершена стапельная сборка опытного образца российского широкофюзеляжного четырехдвигательного самолёта Ил-96-400М.[17]

9 апреля 2021 года состоялся первый полёт очередного серийного самолета Ил-96-300, построенного на Воронежском авиационном заводе.

По состоянию на июль 2021 года СЛО «Россия» располагал десятью самолетами серии Ил-96-300, из которых три относятся к модификации Ил-96-300ПУ(М1), один Ил-96-300ПУ(М) и один Ил-96-300ПУ.[18]

[править] Ил-103

Производство Ил-103 велось в России до 2007 года.[19]

[править] Ил-112

Первый лётный опытный образец военно-транспортного самолёта Ил-112В в цеху окончательной сборки «ВАСО»
Первый лётный опытный образец военно-транспортного самолёта Ил-112В в цеху окончательной сборки «ВАСО»

Работы по созданию Ил-112В начались в 2004 году, когда «Ильюшин» победил в конкурсе Минобороны России на лёгкий военно-транспортный самолёт (ЛВТС).[20]

Активная разработка Ил-112В началась на АК «Ильюшин» в конце 2000-х годов.[21]

Подписанный в декабре 2014 года контракт между Минобороны России и «Ильюшиным» на опытно-конструкторские работы (ОКР) по Ил-112В предусматривал строительство двух опытных образцов (один для летных испытаний, а второй для статических и ресурсных).[22]

По состоянию на октябрь 2020 года на Воронежском авиазаводе по заказу Минобороны России велась доработка российского лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.[23]

30 марта 2021 года продолжилась программа летных испытаний легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, построенного в рамках контракта с Минобороны России.

[править] Ил-114

Строительство машины Ил-114-300 (№ 0110) началось в 2019 г. В начале августа 2019 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) был изготовлен центроплан для самолета Ил-114-300 (№ 0110). Центроплан доставили автотранспортом на авиазавод в Луховицы в сентябре 2019 г.[24]

В июне 2020 года было сообщено, что «ОАК» приступила к стыковке первых отсеков фюзеляжа опытного самолета Ил-114-300, создаваемого по серийным технологиям.

16 декабря 2020 года на аэродроме в Жуковском совершил первый полет новый пассажирский региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300. Самолет пилотировал экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил», летчика-испытателя 1-го класса, Героя России Николая Куимова и летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова, бортового инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Совершивший первый полет первый опытный образец Ил-114-300 (регистрационный номер 54114) является переоборудованным серийным самолетом Ил-114 с заводским номером 1033830030 и серийным номером 01-08, построенным в 1994 году Ташкентским авиационным производственным объединением имени В. П. Чкалова (ранее самолет имел регистрационный номер RA-91002), с 2001 года находившимся на хранении в Жуковском. С 2016 года самолет переоборудовался в ангаре филиала ПАО «Ил» в Жуковском в прототип Ил-114-300, получив, в частности, новые двигатели ТВ7-117СТ-01 и новое бортовое оборудование, включая цифровой навигационно-пилотажный комплекс ЦНПК-114М2.[25]

[править] МС-21

В 2007 году началась разработка самолёта МС-21-300.[26]

В 2017—2019 годах были начаты лётные испытания трёх опытных образцов самолёта МС-21-300.[27]

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 28 апреля 2020 года заключило с АО «Корпорация «Иркут»» как единственным подрядчиком контракт на проведение НИОКР по теме «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта по замене импортных материалов и изделий в конструкции ближне-среднемагистрального самолета МС-21 на отечественные аналоги», шифр «МС-21 Импортозамещение 2020—2021». Стоимость контракта 12,0763 млрд рублей, срок исполнения — 31 декабря 2021 года. Согласно контрактной документации, до конца 2020 года исполнитель должен провести выбор материалов российского производства и отработать технологии изготовления из них агрегатов МС-21, в том числе консоли крыла, центроплан, рули высоты и направления, агрегаты хвостового оперения. Также нужно заменить агрегаты, комплектующие и системы на российские, подготовить стендовую базу для их испытаний и завершить изготовление опытного экземпляра № 0012 импортозамещённого МС-21 с российскими двигателями ПД-14. До конца 2021 года требуется продолжить НИОКР, в том числе отработать технологии изготовления композиционных материалов на основе углеродных волокон производства компании UMATEX. Итогом работы должно быть завершение создания опытного образца МС-21 с импортозамещёнными агрегатами № 0012 и проведение сертификационных испытаний этого самолёта.[28]

6 ноября 2020 года на Иркутском авиационном заводе завершена постройка первого опытного образца пассажирского самолета МС-21 в варианте МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 (производства АО «ОДК — Пермские моторы»). Самолет имеет серийный номер 21012/МС.0012 и стал пятым построенным летным образцом МС-21 — первые четыре были построены в исполнении МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1428G.[29][30]

15 декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14.[31]

В ноябре 2021 года было сообщено, что корпорация «Иркут» завершила постройку первого самолета МС-21-300, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства. 30 ноября 2021 года самолет переведен из цеха окончательной сборки Иркутского авиационного завода в лётно-испытательное подразделение.[32]

В декабре 2021 года было сообщено, что лётная сертификационная программа по МС-21 завершена.[33]

В конце 2021 года в программе МС-21 произошёл ряд значимых событий.[34]

25 декабря 2021 года состоялся первый опытный полёт МС-21 с крылом из российских композиционных материалов.[35]

28 декабря 2021 года Росавиация выдала корпорации «Иркут» (входит в состав «ОАК» Госкорпорации «Ростех») базовый сертификат типа на пассажирский самолёт МС-21-300. Самолёт сертифицирован с импортными двигателями Pratt & Whitney и крыльями из зарубежных композитов. Одновременно Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат разработчика авиационной техники в части самолета МС-21.[36][37]

В конце декабря 2021 года правительством России было принято решение о выделении на программу импортозамещения для самолета МС-21 более 61 млрд рублей.[38]

По состоянию на январь 2022 года проходила испытания версия MC-21-310 с российскими двигателями ПД-14.[39]

[править] Ту-154

Основная статья: Ту-154 в России в XXI веке

По состоянию на конец 2009 года в России эксплуатировалось около 110 самолетов Ту-154 различных модификаций.

По состоянию на осень 2010 года на заводе «Авиакор» находились два самолёта Ту-154 на капитальном ремонте.[40]

По состоянию на конец 2010 года в России эксплуатировалось 100 самолётов Ту-154 различных модификаций (82 Ту-154М, 18 Ту-154Б-2).

Самолёт Ту-154 производился серийно до 2013 года.[41]

[править] Ту-204

Самолет Ту-204С(Е) с регистрацией RA-64032 с 2004 года эксплуатируется заводской авиакомпанией «Авиастар-Ту».[42]

В марте 2010 года Ту-204-100(В/Е) с регистрационным номером RA-64011 авиакомпании «Авиастар-Ту» разбился в аэропорту Домодедово ввиду ошибочных действий экипажа.[43]

В январе 2015 года было сообщено, что российский Центр подготовки космонавтов (ЦПК) заключил контракт на покупку двух подержанных самолетов Ту-204 с поставкой в 2015—2016 годах. Контракт заключен через лизинговую компанию «Ильюшин Финанс».[44]

[править] Airbus

Авиакомпания «Уральские авиалинии» начала коммерческую эксплуатацию самолетов Airbus в ноябре 2006 года, выполнив первый рейс на A320 по маршруту Екатеринбург — Москва.

[править] L-410

Программа по поставкам российским авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществляется через механизм финансового лизинга «ГТЛК» с 2016 года.[45]

[править] SSJ

Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

В январе 2011 года Superjet 100 получил сертификат типа Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который подтвердил соответствие типовой конструкции самолета нормам авиационных правил и его безопасность, что позволило начать коммерческую эксплуатацию самолетов в парке стартовых заказчиков.[46][47]

2011 год — начало коммерческой эксплуатации SSJ.[48]

SSJ поставляется авиакомпаниям с 2011 года.[49]

В феврале 2012 года Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) выдало сертификат типа на самолет Superjet 100. Этим сертификатом подтверждается, что компания «Гражданские самолеты Сухого» продемонстрировала соответствие самолета SSJ 100 действующим требованиям EASA к летной годности и воздействию на окружающую среду. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолеты SSJ 100. Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии с авиационными правилами CS-25 EASA (самолеты транспортной категории).[50]

В 2015 году заказчикам поставлено 22 единицы Sukhoi Superjet 100.[51]

В 2018 году было принято решение заняться импортозамещением «Суперджета».[52]

В 2019 году «Региональные самолеты» поставили восемь самолётов SSJ.[53]

В 2020 году президент Владимир Путин одобрил разработанную «Ростехом» и ОАК программу по поставке авиакомпании Red Wings 60 самолётов SSJ 100.[54]

По состоянию на июль 2020 года «Объединённая авиастроительная корпорация» рассматривала возможность разработать увеличенную версию ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet 100.[55]

Подтверждения о том, что банк ПСБ займется поставками SSJ, появились в начале сентября 2020 года. Тогда гендиректор Red Wings Евгений Ключарев рассказывал, что ПСБ профинансирует для них закупку 30 SSJ.[56]

В декабре 2021 года отмечалось: «„Суперджет“ перевозит больше пассажиров, чем все остальные вместе взятые лайнеры этого класса, входящие в парк российских авиакомпаний. Уже одно это позволяет оценивать проект как состоявшийся.»[57]

5 декабря 2022 года было сообщено, что производитель Superjet 100 корпорация «Иркут» сертифицировал установку на самолет российских фрикционных тормозных дисков вместо импортных.[58]

В 2022 году были в полном объёме завершены аэродинамические испытания обновлённого лайнера «Сухой Суперджет».[59]

14 июня 2023 года было сообщено, что первый опытный образец SSJ-New, собранный в Производственном центре Корпорации «Иркут» (входит в ОАК Ростеха) в Комсомольске-на-Амуре, передан на летно-испытательную станцию.[60]

29 августа 2023 года было сообщено, что опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный Производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) в Комсомольске-на-Амуре, совершил первый полет.[61]

[править] Виды

[править] Военные самолёты

В 2020 году на экспорт из России ушло более 40 боевых самолётов.[62]

[править] Гражданские самолёты

В 2002 году в России бы­ло вы­пу­ще­но 19 гра­ж­дан­ских са­мо­лё­тов.[63]

14 сентября 2009 года — постановление правительства России № 738 о временном (на 9 месяцев) введении нулевых пошлин на гражданские самолёты, имеющие менее 50 и свыше 300 пассажирских кресел.[64][65]

SSJ 100 стал первым в современной истории России разработанным с нуля гражданским авиалайнером.[66]

[править] Лёгкие самолёты

[править] Байкал

В конце 2010-х годов Минпромторг России объявил конкурс на разработку легкого многоцелевого самолета на 9 пассажиров. В 2019 году его выиграла компания «Байкал-Инжиниринг» из Улан-Удэ, учреждённая Уральским заводом гражданской авиации (Екатеринбург). Это стало отправной точкой, для создания ЛМС-901 «Байкал».[67]

В 2019 году по итогам конкурса ООО «Байкал-инжиниринг» — дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) — получило контракт Министерства промышленности и торговли России на разработку лёгкого однодвигательного турбовинтового многофункционального самолёта на девять пассажиров ЛМС-901 (шифр «Байкал»).[68][69]

Фактическая разработка самолета была осуществлена конструкторским бюро ОСКБЭС Московского авиационного института (МАИ), а изготовление первого опытного образца самолета ЛМС-901 «Байкал» было также произведено на производстве МАИ в Москве.[70]

К середине ноября 2020 года разработаны аванпроект и эскизно-технический проект ЛМС-901.[71]

Готовый первый опытный образец ЛМС-901 был представлен в июле 2021 года в Жуковском на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021.[72]

Первый опытный образец ЛМС-901 оснащен турбовинтовым двигателем General Electric H80-200 (модернизированный вариант чешского двигателя Walter M601).[73]

Уральский завод гражданской авиации в период с 14 по 18 января 2022 года успешно провёл программу аэродромных проверок и отработок лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал», включавшую руления, скоростные пробежки и три коротких подлёта. Наземные отработки показали, что самолёт обладает хорошими характеристиками устойчивости на разбеге и пробеге, не демонстрирует склонности к самопроизвольному развороту. Во всём диапазоне скоростей самолёт устойчив и предсказуем. Также подтверждены расчётные данные скоростей разбега, поднятия хвостового колеса и отрыва.[74]

30 января 2022 года первый лётный опытный образец лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» совершил первый полёт. Самолёт взлетел с аэродрома Екатеринбург (Арамиль). Полет проходил на высоте 500 метров и длился около 25 минут. В соответствии с полетным заданием летчик-испытатель 1-го класса Валентин Лаврентьев выполнил маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.[75]

[править] Пассажирские самолёты

Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт МС-21-300

По состоянию на август 2006 года в России находится в эксплуатации 116 иностранных пассажирских самолётов.

В 2012 г. в ходе ПМЭФ авиакомпания «Трансаэро» заключила твердый контракт с корпорацией Airbus о поставках четырех широкофюзеляжных двухэтажных пассажирских самолетов Airbus A380. Размер сделки оценивался в $1,7 млрд. Самолеты так и не были поставлены компании до того, как она прекратила полеты в октябре 2015 г.[76]

Первый полёт МС-21 состоялся 28 мая 2017 года.

Президент Владимир Путин во время визита в Татарстан в феврале 2019 года предложил создать в России сверхзвуковой пассажирский самолёт.[77]

Как сообщил 21 мая 2020 года филиал ПАО "Корпорация «Иркут» — «Региональные самолёты», на лётно-испытательной станции (ЛИС) предприятия в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет 200-й построенный региональный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 — борт с заводским номером 95200.[78]

[править] Региональные самолёты

В 2003 году конкурс Росавиакосмоса на региональный самолет выиграл SSJ.[79]

Авиакомпания «Ютэйр» в 2007 году объявил тендер на поставку региональных самолётов.[80]

[править] Самолёты-амфибии

Самолёт-амфибия Бе-200ЧС
Самолёт-амфибия Бе-200ЧС

15 августа 2001 года на МАКСе Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета на созданный им самолет-амфибию Бе-200. Таким образом было подтверждено соответствие достигнутых во время испытаний машины летных данных ее заявленным характеристикам.[81]

В мае 2013 года Министерство обороны России подписало с ТАНТК им. Г. М. Бериева Государственный контракт на поставку Морской авиации ВМФ России шести самолетов-амфибий Бе-200 — двух самолетов Бе-200ЧС и четырех модифицированных самолетов Бе-200ПС (без функции пожаротушения) — общей стоимостью 8,4 млрд рублей. Поставка должна была быть произведена по условиям контракта в 2014—2016 годах, однако строительство самолетов по данному контракту (серийные номера 309, 310 и с 351 по 354) на ТАНТК превратилось в долгострой и фактически, по известным данным, не продвинулось далее начальной стадии. В 2017 году Министерство обороны расторгло данный контракт. В августе 2017 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Министерства обороны России о взыскании с ТАНТК им. Г. М. Бериева более 6,726 млрд рублей в качестве неотработанного аванса по данному контракту.[82]

В 2018 году Министерство обороны России подписало с «ОАК» новый контракт на поставку Морской авиации ВМФ трех самолетов Бе-200 — одного в варианте Бе-200ЧС и двух в варианте Бе-200ПС.[83]

Самолет Бе-200ЧС (бортовой номер «20 желтый», серийный номер 311, название «Александр Мамкин») совершил первый полет в Таганроге 14 февраля 2020 года.[84]

14 июля 2020 года в Ейске в 190-м учебном смешанном авиационном полку на базе 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России прошла встреча первого построенного ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» самолёта-амфибии Бе-200ЧС для Министерства обороны России.[85]

10 ноября 2020 года в Таганроге состоялся первый полет построенного для Министерства обороны России самолета-амфибии в исполнении специализированного поисково-спасательного самолета Бе-200ПС (бортовой номер «21 желтый», регистрационный номер RF-88456, серийный номер 355).[86]

В декабре 2020 года МЧС России подписало с ТАНТК контракт на изготовление и поставку ещё двух самолётов-амфибий Бе-200ЧС общей стоимостью 5,7 млрд рублей.[87]

[править] Самолёты-заправщики

Проект модернизации строевых самолетов-заправщиков Ил-78 и Ил-78М до уровня Ил-78М2 (первоначально обозначался как Ил-78-2) был разработан ПАО «Ил» согласно тактико-технического задания, которое в 2011 году было утверждено Военно-воздушными силами России в целях модернизации парка имеющихся на вооружении самолетов-топливозаправщиков Ил-78 и Ил-78М, а также военно-транспортных самолетов Ил-76МД.[88]

11 мая 2016 года первый самолет Ил-78 (Ил-78М) ВКС России прибыл на производственную площадку ПАО «Ил» в Жуковском для проведения модернизации. Фактически модернизация первого борта «34 синий» (регистрационный номер RF-94272, заводской номер 1013404138, серийный номер 79-05) была начата в 2017 году.[89]

Опытный образец самолета-заправщика Ил-78М-90А (серийный номер 0201, регистрационный номер RF-78741) был выкачен на АО «Авиастар-СП» 29 ноября 2017 года и совершил первый полет 19 января 2018 года, и по 25 января 2018 года выполнил три испытательных полета (при этом полет 25 января 2018 года был официально объявлен «первым»). После этого самолет не поднимался в воздух 11 месяцев, находясь на доработках и наземной отработке систем, и только 27 декабря 2018 года совершил четвертый испытательный полет, официально зачтенный как первый по программе заводских лётных испытаний.[90][91]

По состоянию на август 2019 года ВКС России располагали 19 строевыми самолетами-заправщиками Ил-78 и Ил-78М.[92]

23 августа 2019 года в Жуковском была произведена выкатка и начаты рулежные испытания первого самолета-заправщика Ил-78М ВКС России, модернизированного до уровня Ил-78М2 — самолета с бортовым номером «34 синий» (регистрационный номер RF-94272, заводской номер 1013404138, серийный номер 79-05). Модернизационные работы были произведены на производственной площадке ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» (ПАО «Ил») в Жуковском.[93]

Как сообщило 18 декабря 2020 года Министерство обороны России, Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко посетил ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП», где в торжественной обстановке подписал государственный контракт на изготовление и поставку десяти самолетов-заправщиков Ил-78М-90А для нужд Министерства обороны России.[94]

[править] Турбовинтовые самолёты

По данным Росавиации на сентябрь 2020 года, в России было девять коммерческих операторов турбовинтовых самолётов Ан-24.[95]

[править] Узкофюзеляжные самолёты

19 августа 2009 года руководитель государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 обратился к представителям крупнейших концернов — Boeing и Airbus и к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), с просьбой подготовить предложения по поставке 65 узкофюзеляжных самолетов, стоимостью 30-40 млн долларов каждый.[96]

[править] Широкофюзеляжные самолёты

1 ноября 2023 года было сообщено, что опытный образец российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта Ил-96-400М, изготовленный в ВАСО, впервые поднялся в воздух. В ходе полёта выполнялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, работоспособности систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку. Программа испытаний прошла в штатном режиме, была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями госкорпорации «Ростех».[97]

[править] Лизинг

В конце 2011 года правительство России приняло постановление N1212, предусматривающее субсидирование лизинговых платежей для самолетов вместимостью до 50 пассажиров с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями.[98]

[править] Вооружённые силы России

В период с 2009 по 2020 год ВВС России получили около 440 новых самолётов.[99]

Пик поставок боевых и учебно-боевых самолетов новой постройки для ВКС России пришёлся на 2015 год — 101 машина.[100]

25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» «ОАК» заключила с Министерством обороны России новые контракты на поставку в период 2021—2025 годов еще 21 многофункционального истребителя Су-30СМ2 (для Морской авиации ВМФ России) и 25 учебно-боевых самолетов Як-130.[101]

В 2020 году для Вооружённых сил России было поставлено 23 боевых и учебно-боевых самолёта.[102]

В 2021 году третий год подряд поставки новой боевой авиационной техники в Вооружённые Силы России оставались на весьма низком уровне — был поставлен лишь 21 новый боевой и учебно-боевой самолет (один МиГ-35С, один МиГ-35УБ, четыре Су-30СМ2, шесть Су-34, пять Су-35С, два Су-57, два Як-130).[103]

В 2021 году обозначились предпосылки для увеличения поставок боевых самолётов в Вооружённые силы России в следующие годы, что связано с началом реализации новых серийных контрактов на боевые самолеты типов Су-30СМ2, Су-34, Су-35С и учебно-боевые Як-130.[104]

[править] Русские витязи

В 2016 году группа «Русские витязи» начала эксплуатацию новых самолётов Су-30СМ, в 2019 году «Русские витязи» получили новейшие российские истребители Су-35С.[105]

[править] Техническое обслуживание

В марте 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которым утверждены правила предоставления субсидий на создание сети авиационных сервисных центров по послепродажному техобслуживанию самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21.[106]

[править] Государственная политика

19 ноября 2012 года в Минпромторге России состоялось заседание рабочей группы по определению требований к региональному самолёту и самолёту для местных авиалиний под председательством замминистра Ю. Б. Слюсаря и сопредседательством замминистра транспорта В. М. Окулова.[107]

[править] Показатели

По состоянию на январь 2011 года в России в эксплуатации числились: 101 самолёт Ан-24, 28 самолетов Ан-26-100 и 78 самолетов Як-40, а также 27 грузовых самолетов Ан-26.[108]

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. Интерфакс-Агентство Военных Новостей // Militarynews.ru
  15. [14]
  16. [15]
  17. [16]
  18. [17]
  19. [18]
  20. [19]
  21. [20]
  22. [21]
  23. [22]
  24. [23]
  25. [24]
  26. [25]
  27. [26]
  28. [27]
  29. [28]
  30. [29]
  31. [30]
  32. [31]
  33. [32]
  34. [33]
  35. [34]
  36. [35]
  37. [36]
  38. [37]
  39. [38]
  40. [39]
  41. [40]
  42. [41]
  43. [42]
  44. [43]
  45. [44]
  46. [45]
  47. [46]
  48. Суперджет 100. 10 лет коммерческой эксплуатации
  49. [47]
  50. [48]
  51. [49]
  52. [50]
  53. [51]
  54. [52]
  55. [53]
  56. [54]
  57. О российских системах самолёта МС-21. 30 декабря 2021
  58. [55]
  59. Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. 23 марта 2023
  60. [56]
  61. [57]
  62. [58]
  63. География промышленности
  64. [59]
  65. [60]
  66. [61]
  67. [62]
  68. [63]
  69. [64]
  70. [65]
  71. [66]
  72. [67]
  73. [68]
  74. [69]
  75. [70]
  76. Крупнейшие сделки на ПМЭФ. Досье. 31 мая 2017
  77. [71]
  78. [72]
  79. [73]
  80. [74]
  81. [75]
  82. [76]
  83. [77]
  84. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  85. [78]
  86. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  87. [79]
  88. [80]
  89. [81]
  90. [82]
  91. [83]
  92. [84]
  93. [85]
  94. [86]
  95. [87]
  96. [88]
  97. [89]
  98. Неэкспортируемый лизинг
  99. [90]
  100. [91]
  101. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  102. [92]
  103. [93]
  104. [94]
  105. [95]
  106. [96]
  107. [97]
  108. [98]
История самолётов в России
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Самолёты в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Модели  Ан-26Ан-32Ан-70Ан-74Ан-140Ил-96Ту-154Ту-214Як-130
Личные инструменты