Военные самолёты в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Внешняя торговля
[править] Экспорт
Поставки боевых самолётов на экспорт из России в 2022 году, похоже, были близки к историческому минимуму.[1]
Достоверно в 2022 году были произведены следующие поставки боевой авиационной техники нового производства на экспорт из России:[2]
- два истребителя Су-30СМЭ производства Иркутского авиационного завода — в Мьянму. Это первые самолеты по контракту от января 2018 года на поставку Мьянме, шести самолетов Су-30СМЭ. Оба самолета были фактически изготовлены еще в 2019 году, но доставлены в Мьянму только в марте 2022 года и официально введены в строй ВВС Мьянмы в декабре;
- шесть учебно-боевых самолетов Як-130 производства Иркутского авиационного завода — во Вьетнам. Это поставленные в начале 2022 года заключительные самолеты по контракту 2019 года на закупку Вьетнамом 12 единиц Як-130. Первые шесть самолетов по этому контрату были поставлены в ноябре 2021 года.
[править] Виды
[править] Бомбардировщики



[править] Стратегические бомбардировщики
[править] ПАК ДА
В декабре 2019 года замминистра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что эскизный проект самолёта ПАК ДА утверждён и начато создание деталей и составных частей опытных образцов ПАК ДА.[3]
В мае 2020 года было сообщено, что в рамках реализации программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» в России началось строительство нового стратегического бомбардировщика пятого поколения.[4]
[править] Ту-95
Контракт на создание модернизированного стратегического бомбардировщика по варианту Ту-95MСМ был выдан Министерством обороны России ПАО «Туполев» 23 декабря 2009 года.[5]
В период с 2013 по 2015 год российские стратегические бомбардировщики Ту-95 (по классификации НАТО Bear или «Медведь») четырежды выполняли дальние вылеты с Дальнего Востока до Гуама, где находится ключевой военный комплекс США.[6]
В июне 2018 года Министерство обороны России заключило с ПАО «Туполев» контракт на переоборудование и проведение испытаний опытного самолёта Ту-95МСМ.[7]
22 августа 2020 года в Таганроге с аэродрома ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (входит в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Госкорпорации Ростех) совершил первый полет первый образец модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-95МСМ (бортовой номер «21 красный», собственное название «Самара», регистрационный номер RF-94121). Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы — филиала ПАО «Туполев» Андрея Воропаева. Полет прошел в штатном режиме, на высоте 9000 метров, длился 2 часа 33 минуты, системы и оборудование работали без замечаний.[8]
[править] Ту-160
В 2002 году Минобороны России заключило с Казанским авиазаводом договор на проведение модернизации 15 экземпляров Ту-160 с продлением их ресурса до 2030 года. В ходе этих работ заменялось радиоэлектронное оборудование, авионика, двигатели, кабельное хозяйство и др., проводилась модернизация под использование новых высокоточных крылатых ракет Х-101.[9]
5 июля 2006 года на вооружение ВВС России принят модернизированный Ту-160.[10]
В 2015 году было принято решение о целесообразности возобновления производства Ту-160.[11]
Впервые ракетоносец Ту-160 принял участие в боевых действиях 17 ноября 2015 года, когда самолеты Дальней авиации ВКС России были привлечены для ударов по объектам боевиков на территории Сирии. В тот день было проведено два самолетовылета Ту-160 с аэродрома Энгельс, нанесен удар 16 крылатыми ракетами Х-101 по целям в провинциях Алеппо и Идлиб.[12]
27 апреля 2017 года замминистра обороны России Юрий Борисов заявил при посещении Казанского авиазавода, что «стопроцентной коренной модернизации» подвергнутся все 16 Ту-160, находившиеся на тот момент в боевом составе ВКС России.[13]
25 января 2018 года Министерство обороны России в присутствии Президента России В. В. Путина подписало в Казани с ПАО «Туполев» контракт стоимостью 160 млрд рублей на строительство до 2027 года десяти новых бомбардировщиков Ту-160М2.[14][15]
Как сообщила заводская газета «Взлетная полоса» Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова, в конце сентября 2019 года на предприятии завершилось изготовление первого мотоотсека стратегического бомбардировщика Ту-160 (имеется в виду, как можно понять, первый серийный образец бомбардировщика Ту-160М2).[16]
В ноябре 2019 года ВКС России располагали 16 бомбардировщиками Ту-160.[17]
Первый опытный образец модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М был переоборудован из строевого бомбардировщика с серийным номером 4-05 и названием «Игорь Сикорский», ранее имевшего бортовой номер «14» и регистрационный номер RF-94103. Самолет совершил первый полет после завершения переоборудования на Казанском авиационном заводе 2 февраля 2020 года. Полет проходил на высоте 1500 м и длился 34 минуты. Затем на самолете были установлены для проведения испытаний новые двигатели НК-32 серии 02 (НК-32-02), первый полет с которым на аэродроме КАЗ был произведен 3 ноября 2020 года. После завершения этапа летных испытаний этот борт 10 марта 2021 года перелетел для продолжения испытаний из Казани на летно-испытательную и доводочную базу ПАО «Туполев» в Жуковский.[18][19]
27 августа 2021 года во время посещения Министром обороны Российской Федерации С. К. Шойгу и Президентом Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова (КАЗ, филиала ПАО «Туполев») был впервые публично продемонстрирован находящийся в стадии строительства на предприятии первый образец модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2.[20]
Вторым модернизированным до уровня Ту-160М самолетом, видимо, стал бомбардировщик с серийным номером 4-01 и названием «Борис Веремей» (ранее имел бортовой номер «09»). Этот борт с новым регистрационным номером RF-94444, сразу оснащенный новыми двигателями НК-32 серии 02 (НК-32-02), начал летные испытания в сентябре 2021 года.[21]
В ноябре 2021 г. на Казанском авиазаводе была завершена постройка сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160М (Ту-160М2) и на Летно-испытательной станции авиазавода начались наземные испытания новой боевой машины. Этот самолёт совершил первый полет 12 января 2021 г. Полет проходил на высоте 600 м и длился около 30 минут. Экипаж летчиков-испытателей ПАО «Туполев» выполнил маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.[22]
Третий модернизированный до уровня Ту-160М самолет (серийный номер неизвестен) совершил первый полет в Казани в декабре 2022 года.[23]
ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») 30 декабря 2022 года сообщило, что на лётные испытания переданы два очередных стратегических ракетоносца Ту-160М, разработанных ПАО «Туполев» (входит в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Госкорпорации Ростех). Это первый самолёт, серийно изготовленный по программе воспроизводства Ту-160М и строевой самолёт, прошедший глубокую модернизацию.[24]
[править] Фронтовые бомбардировщики
В 2002 году с приходом нового главнокомандующего ВВС Владимира Михайлова работы по испытаниям самолета Су-34 активизировались, и в конце 2006 года на заводе в Новосибирске состоялась передача ВВС двух первых серийных самолетов Су-34.[25]
[править] Военно-транспортные самолёты

В 2014 году было запущено серийное производство транспортных самолетов Ил-76МД-90А.[26]
[править] Истребители
В июле 2019 года было сообщено, что в России начался серийный выпуск истребителей Су-57.[27]
[править] Противолодочные самолёты
Как сообщило 26 августа 2019 года информационное агентство «Интерфакс», Министерство обороны Российской Федерации обратилось к разработчикам за предложениями по созданию нового противолодочного самолёта для замены Ту-142 и Ил-38. Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» глава Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.[28]
[править] Самолёты ДРЛО
[править] А-100
Создание перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100 было начато при головной роли АО "Концерн радиостроения «Вега» в рамках ОКР «Премьер» в соответствии с указом Президента России от 28 апреля 2004 года и Государственным контрактом № 63017 от 8 июня 2006 года по ТТЗ, утвержденному начальником Генерального штаба Вооруженных сил России — первым заместителем Министра обороны России 6 мая 2006 года.[29]
В 2013 году в ходе работы комиссии Министерства обороны России, созданной в соответствии с указанием заместителя Министра обороны, было принято решение о замене в комплексе А-100 самолета-носителя А-50 на самолет на базе Ил-76МД-90А и утверждено ТТЗ на новую ОКР «Премьер-476», выполняемую в соответствии с Государственным контрактом № Н/4/2-13-ДОГОЗ от 9 декабря 2013 года со сроком завершения в ноябре 2017 года. Также в 2013 году была произведена смена разработчика основной элементной базы МБРТК изделия А-100 — с ОАО "НТЦ «Завод „Ленинец“»" на ОАО «Концерн „Вега“» и ФГУП «РНИИРС».[30]
26 октября 2016 года в Таганроге состоялся первый полет самолета-летающей лаборатории А-100ЛЛ в рамках ОКР «Премьер-476», выполненной на основе переоборудованного ТАНТК самолета А-50 (бортовой номер «52 красный», серийный номер 69-05) и предназначенной для наземных и летных испытаний отдельных элементов перспективного радиотехнического комплекса МБРТК, проверки электромагнитной совместимости входящих в него систем, отработки протоколов и режимов информационного обмена и других конструкторских целей. 24 апреля 2017 года состоялся первый полет А-100ЛЛ со включенным радиотехническим комплексом.[31]
Первый комплектный опытный образец самолета многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100 выполнен на основе первого серийного самолета Ил-76МД-90А (серийный номер 01-03, регистрационный номер 78651, собственное название «Ульяновск»), построенного на АО «Авиастар-СП» (Ульяновск, входит в состав ПАО «ОАК»), совершившего первый полет в Ульяновске 3 октября 2014 года и переданного 21 ноября 2014 года для переоборудования в опытный образец А-100 на ПАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» в Таганроге. После оснащения самолета МБРТК (многофункциональным бортовым радиотехническим комплексом) разработки АО «Концерн радиостроения „Вега“» первый образец А-100 совершил первый полет в Таганроге 18 ноября 2017 года. Однако фактически предварительные летные испытания первого образца были начаты только 8 февраля 2019 года.[32]
9 февраля 2022 года российский самолет радиолокационного дозора А-100 «Премьер» выполнил первый полёт в рамках продолжающихся испытаний с работающей радиолокационной станцией.[33]
[править] Самолёты-заправщики
[править] Ил-78
25 января 2018 года первый полёт совершил перспективный самолёт-заправщик Ил-78М-90А, полностью изготовленный в России.[34]
[править] Учебно-боевые самолёты
[править] Як-130
16 апреля 2002 года самолёт Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны России.[35]
Государственные испытания Як-130 с вооружением были успешно завершены в декабре 2009 года.[36]
С февраля 2010 года самолеты Як-130 поступили на вооружение российских ВВС.[37]
Как сообщило 7 августа 2019 года АО «121 авиационный ремонтный завод» (Кубинка, Московская область), оно успешно завершил лётные испытания первого учебно-боевого самолета Як-130 после ремонта на предприятии. Таким образом, АО «121 авиационный ремонтный завод» успешно освоило ремонт самолетов Як-130 и завершило ремонт для ВКС России первого самолета этого типа, что является значимой вехой в истории Як-130.[38]
В 2020 году Иркутский авиационный завод (ИАЗ) ПАО «Корпорация „Иркут“» передал ВКС России четыре учебно-боевых самолета Як-130, построенных в рамках дополнительного контракта на поставку нескольких единиц (видимо, указанных четырех) Як-130, заключенного Министерством обороны России с ПАО "Корпорация «Иркут» в 2019 году. Первые два из этих самолетов были фактически построены на ИАЗ еще в 2019 году.[39]
В январе 2023 года отмечалось: "Министерство обороны России с 2009 года по различным контрактам получило суммарно до 120 самолетов Як-130 — из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“, а остальные — на Иркутском авиационном заводе.»[40]