Истребители в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Модели

[править] МиГ-29

В 2007 году состоялся первый полёт двухместной версии истребителя МиГ-29КУБ.

[править] МиГ-31

С 2011 года на нижегородском заводе «Сокол» началась модернизация самолетов МиГ-31 до версии МиГ-31БМ. В 2013 году первая пара модернизированных перехватчиков заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область).[1]

В 2012 году в Военно-воздушных силах (ВВС, ныне — в составе ВКС) России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80 % парка нуждались в ремонте. В 2013 году число боеспособных самолетов МиГ-31, по сообщению Александра Зелина, занимавшего тогда должность главнокомандующего ВВС, составляло порядка 190 бортов.[2]

В 2013 году комитет Госдумы по обороне проводил специальные слушания по МиГ-31. Рассматривался вопрос, надо ли начинать готовить ему замену или стоит модернизировать имеющиеся машины. Тогда парламентарии рекомендовали правительству прекратить утилизацию и сохранить имеющийся парк машин до появления им полноценной замены.[3]

В 2016 году ВКС России получили 17 МиГ-31БМ, в 2017 году — ещё более 20.[4]

В 2018 году корпорация «МиГ» завершила создание специальной модификации МиГ-31К. Её особенностью является оснащение гиперзвуковыми аэробаллистическими ракетами «Кинжал» для атаки наземных целей.[5]

[править] МиГ-35

В 2016 проведены испытания многофункционального истребителя МиГ-35 поколения «4++».[6]

В августе 2018 г. Минобороны России подписало контракт с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (в состав которого входит АО «РСК „МиГ“») на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ со сроком исполнения контракта с 2018 по 2023 гг.[7]

В июне 2019 года ВКС России было передано 2 предсерийных истребителя МиГ-35. Об этом сообщал генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко. Судя по всему, под этим событием подразумевалась передача самолетов по контракту с Минобороны от февраля 2017 года.[8]

В первом полугодии и летом 2020 года Министерству обороны России были переданы четыре истребителя МиГ-35 — три одноместных МиГ-35С с синими бортовыми номерами «14», «15» и «16» и один двухместный с бортовым номером «12 синий». Они стали первыми самолетами, построенными по подписанному в августе 2018 года Министерством обороны России с АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, в состав которого входит АО «РСК „МиГ“») контракту на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ со сроком исполнения контракта с 2018 по 2023 годы. Постройка самолетов была осуществлена на Луховицком авиационном заводе (ЛАЗ) имени П. А. Воронина — филиале АО «РСК „МиГ“».[9]

[править] Су-30

В Военно-воздушные силы и Морскую авиацию ВМФ РФ поставки модификаций Су-30 начались в 2010 году.[10]

На многофункциональные истребители Су-30СМ с конца 2015 года устанавливаются коллиматорные широкоформатные индикаторы на фоне лобового стекла (ИЛС) ИКШ-1М разработки АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» вместо применявшихся до того французских ИЛС Thales HUD 3022 (CTH 3022).[11]

С 2012 по 2018 годы Министерство обороны России получило 116 истребителей Су-30СМ, из которых 22 были поставлены Морской авиации ВМФ России.[12]

Распоряжением президента РФ Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ был принят на вооружение ВВС России.[13]

Четыре модернизированных двухместных истребителя Су-30СМ2 впервые изготовил Иркутский авиационный завод в 2021 году в интересах Морской авиации Военно-морского флота России. Судя по распространенным видеоматериалам, Иркутским авиационным заводом ПАО «Корпорация „Иркут“» (в составе ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — ОАК) были изготовлены и переданы Морской авиации ВМФ России четыре истребителя Су-30СМ2 с синими бортовыми номерами с «78» по «81». Как можно судить, это первые самолеты Су-30СМ (Су-30СМ2), построенные ИАЗ в рамках контракта на поставку 21 истребителя этого типа для Морской авиации ВМФ России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года. Поставка этих самолетов обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года.[14]

В конце декабря 2021 года газета «Известия» сообщила, что на Балтийском флоте началась подготовка первых экипажей и авиационных расчетов новых боевых самолетов Су-30СМ2.[15]

[править] Су-35

В 2014 году 23-й истребительный авиационный полк первым в ВВС России был перевооружён на истребители Су-35С.[16]

В декабре 2015 года Министерством обороны России с АО «Компания „Сухой“» был заключён пятилетний контракт на поставку 50 истребителей Су-35С. Первые десять самолётов Су-35С по данному контракту были построены КнААЗ в 2016 году, еще десять — в 2017 году, и еще десять — в 2018 году.[17]

В конце декабря 2018 года и начале 2019 года в состав 790-го полка поступили шесть истребителей Су-35С, изготовленных КнААЗ по Гособоронзаказу 2018 года — самолеты с краснми бортовыми номерами «11», «12» и с «14» по «17».[18]

Как сообщила 21 июля 2019 года пресс-служба Западного военного округа, в рамках государственного оборонного заказа три новейших многоцелевых истребителя Су-35 поступили в истребительный авиационный полк Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа в Тверской области. Таким образом, речь идет о передаче ВКС России первых трех истребителей Су-35С, построенных Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) АО «Компания „Сухой“» по Гособоронзаказу 2019 года. Самолеты с красными бортовыми номерами «18», «19» и «21» поступили для перевооружения 790-го истребительного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного на аэродроме Хотилово в Тверской области.[19]

В 2019 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Гагарина передал ВВС России 10 многофункциональных истребителей Су-35С. Из них шесть самолетов вошли в состав 790-го истребительного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного на аэродроме Хотилово в Тверской области — в июле 2019 года в этот полк поступили три истребителя с красными бортовыми номерами «18», «19» и «21», а в октябре 2019 года с КнААЗ на авиабазу в Тверскую область перелетели очередные три самолета с неопознанными б/н. Еще четыре Су-35С, имеющие синие бортовые номера с «50» по «53» в ноябре были переданы АГВП «Русские Витязи», базирующейся на подмосковном аэродроме Кубинка. Таким образом, общее количество Су-35С, переданных ВКС России с начала серийных поставок в 2011 году составило 88 ед.

25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Объединенная авиастроительная корпорация заключила с Министерством обороны России новый контракт на поставку еще 30 истребителей Су-35С.[20]

В 2020 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО «Компания „Сухой“») передал ВКС России завершающие десять истребителей Су-35С, построенных в рамках заключенного в декабре 2015 года Министерством обороны России с ПАО «Компания „Сухой“» пятилетнего контракта на поставку 50 истребителей Су-35С.[21]

В декабре 2021 г. партия из трех истребителей Су-35С поступила в Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ, расположенный в Липецке.[22]

[править] Су-57

Истребитель Су-57 разрабатывается в России с 2002 года.[23]

Первый полёт истребителя Су-57 состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре.[24] Его пилотировал лётчик-испытатель Сергей Богдан.[25]

В 2011 году Су-57 впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС.[26]

20 июля 2017 года главком ВКС России Виктор Бондарев заявил о завершении первого этапа государственных испытаний Т-50. 11 августа 2017 г. Бондарев в интервью сайту российского телеканала «Звезда» сообщил, что Т-50 (ПАК ФА) получил серийное название Су-57.[27]

5 декабря 2017 года в Министерстве промышленности и торговли России сообщили, что в этот же день в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полет Т-50 с двигателем второго этапа. Истребителем управлял Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут.[28]

В начале января 2018 года начались испытания десятого опытного образца истребителя Су-57.

22 августа 2018 года в Кубинке Международном военно-техническом форуме «Армия-2018»,. Министерство обороны России и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей Су-57 (в облике Т-50С — борта Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» («изделие 117»). Сроки исполнения контракта — 2018—2020 годы,. с поставкой по одному самолету в 2019 и 2020 годах.[29][30]

27 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны России и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы ещё 76 серийных истребителей пятого поколения Су-57. Сроки исполнения контракта — 2020—2027 годы.[31]

29 июля 2019 года было сообщено, что компания «Сухой» начала исполнение контракта на поставку в ВКС России истребителей Су-57.[32]

Первый серийный самолет Су-57 (самолёт Т-50С-1, серийный номер 51001, бортовой номер «01 синий»), построенный на КнААЗ, совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре в начале декабря 2019 года, 24 декабря 2019 года на заключительном этапе заводских испытаний разбился в результате аварии, по причине, предположительно, сбоя в системе управления самолетом.[33] Потеря первого серийного образца Су-57 повлекла за собой крупные разбирательства на персональном уровне, включая смену руководства ПАО «Компания „Сухой“».[34]

Во пресс-релизе ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») о посещении 12 августа 2020 года Министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ — филиала ПАО «Компания „Сухой“» в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), опубликована фотография, предположительно, находящегося на завершающей стадии сборки второго серийного образца истребителя пятого поколения Су-57 (предположительно, самолет Т-50С-2, серийный номер 51002).[35]

Как сообщил 31 октября 2020 года веб-ресурс komcity.ru, в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет второй серийный образец (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002) истребителя пятого поколения Су-57, построенный Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю. А. Гагарина.[36]

В конце декабря 2020 года Министерству обороны России был передан серийный образец истребителя пятого поколения Су-57 с бортовым номером «01 синий» (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002), построенный на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО «Компания „Сухой“»). Фактически указанный серийный истребитель Су-57 постройки 2020 года (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002, бортовой номер «01 синий») был передан Министерству обороны России в Ахтубинске только 29 января 2021 года.[37]

[править] Checkmate

О программе ЛТС известно минимум с 2018 года.[38]

По состоянию на май 2021 года компания «Сухой» разрабатывала первый российский однодвигательный легкий тактический истребитель, обладающий сверхзвуковой скоростью и малой радиолокационной заметностью.[39]

В 2021 году на КнААЗе был собран первый полноразмерный самолет-демонстратор технологий перспективного однодвигательного истребителя Checkmate.[40]

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском 20 июля 2021 года состоялась официальная презентация Государственной корпорацией Ростех и АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) российского перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения под коммерческим названием Checkmate, разрабатываемого ПАО «Компания „Сухой“» (в составе ОАК) по программе ЛТС («Легкий тактический самолет»). Появление разработанного в условиях секретности самолета ЛТС, о предстоящей презентации которого было объявлено только 13 июля, стало большим сюрпризом для всей авиационной общественности.[41]

В 17:04 мск 14 ноября 2021 года отмечалось: «Работы по производству первых образцов истребителя Checkmate начались на заводе в Комсомольске-на-Амуре, рассказал глава ОАК Слюсарь».[42]

[править] Вооружённые силы России

[править] 790-й истребительный авиаполк

На 2018 год 790-й полк, по известным данным, имел в своем составе две эскадрильи модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ/БСМ и одну эскадрилью модернизированных истребителей Су-27СМ.[43]

[править] Тактика применения

Как сообщило 28 июня 2020 года информационное агентство ТАСС, Россия провела эксперимент по применению «стаи» истребителей Су-35 под управлением самолета пятого поколения Су-57. «Эксперимент проводился в реальных боевых условиях, в „стае“ была задействована группа истребителей Су-35, роль командно-штабного самолета выполнял Су-57», — рассказал один из собеседников агентства. Другой источник в оборонной сфере подтвердил ТАСС характер прошедших испытаний и пояснил, что в боевом порядке, который летчики называют стаей или роем, ведется информационный обмен между истребителями в режиме реального времени: информационно-управляющая система каждого самолета автоматически обрабатывает данные как собственных датчиков, так и датчиков других бортов. Источники пояснили, что применение «стаи», действующей в едином информационном пространстве, существенно повышает эффективность выполнения боевых задач. Собеседники не назвали дату и место проведения эксперимента.[44]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. Поставки боевых и транспортных самолетов для Вооруженных Сил России в 2019 году
  9. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  10. [8]
  11. [9]
  12. [10]
  13. [11]
  14. [12]
  15. [13]
  16. [14]
  17. [15]
  18. [16]
  19. [17]
  20. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  21. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  22. [18]
  23. [19]
  24. [20]
  25. [21]
  26. [22]
  27. [23]
  28. [24]
  29. [25]
  30. [26]
  31. [27]
  32. [28]
  33. [29]
  34. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  35. [30]
  36. [31]
  37. Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
  38. [32]
  39. [33]
  40. [34]
  41. [35]
  42. [36]
  43. [37]
  44. [38]
История истребителей в России
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты