Истребители в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Модели
[править] МиГ-29
В 2007 году состоялся первый полёт двухместной версии истребителя МиГ-29КУБ.
[править] МиГ-31
С 2011 года на нижегородском заводе «Сокол» началась модернизация самолетов МиГ-31 до версии МиГ-31БМ. В 2013 году первая пара модернизированных перехватчиков заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область).[1]
В 2012 году в Военно-воздушных силах (ВВС, ныне — в составе ВКС) России стояли на вооружении 252 МиГ-31, при этом 80 % парка нуждались в ремонте. В 2013 году число боеспособных самолетов МиГ-31, по сообщению Александра Зелина, занимавшего тогда должность главнокомандующего ВВС, составляло порядка 190 бортов.[2]
В 2013 году комитет Госдумы по обороне проводил специальные слушания по МиГ-31. Рассматривался вопрос, надо ли начинать готовить ему замену или стоит модернизировать имеющиеся машины. Тогда парламентарии рекомендовали правительству прекратить утилизацию и сохранить имеющийся парк машин до появления им полноценной замены.[3]
В 2016 году ВКС России получили 17 МиГ-31БМ, в 2017 году — ещё более 20.[4]
В 2018 году корпорация «МиГ» завершила создание специальной модификации МиГ-31К. Её особенностью является оснащение гиперзвуковыми аэробаллистическими ракетами «Кинжал» для атаки наземных целей.[5]
[править] МиГ-35
В 2016 проведены испытания многофункционального истребителя МиГ-35 поколения «4++».[6]
В августе 2018 г. Минобороны России подписало контракт с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (в состав которого входит АО «РСК „МиГ“») на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ со сроком исполнения контракта с 2018 по 2023 гг.[7]
В июне 2019 года ВКС России было передано 2 предсерийных истребителя МиГ-35. Об этом сообщал генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко. Судя по всему, под этим событием подразумевалась передача самолетов по контракту с Минобороны от февраля 2017 года.[8]
В первом полугодии и летом 2020 года Министерству обороны России были переданы четыре истребителя МиГ-35 — три одноместных МиГ-35С с синими бортовыми номерами «14», «15» и «16» и один двухместный с бортовым номером «12 синий». Они стали первыми самолетами, построенными по подписанному в августе 2018 года Министерством обороны России с АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, в состав которого входит АО «РСК „МиГ“») контракту на поставку первых шести «серийных» истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ со сроком исполнения контракта с 2018 по 2023 годы. Постройка самолетов была осуществлена на Луховицком авиационном заводе (ЛАЗ) имени П. А. Воронина — филиале АО «РСК „МиГ“».[9]
[править] Су-30
В Военно-воздушные силы и Морскую авиацию ВМФ РФ поставки модификаций Су-30 начались в 2010 году.[10]
На многофункциональные истребители Су-30СМ с конца 2015 года устанавливаются коллиматорные широкоформатные индикаторы на фоне лобового стекла (ИЛС) ИКШ-1М разработки АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» вместо применявшихся до того французских ИЛС Thales HUD 3022 (CTH 3022).[11]
С 2012 по 2018 годы Министерство обороны России получило 116 истребителей Су-30СМ, из которых 22 были поставлены Морской авиации ВМФ России.[12]
Распоряжением президента РФ Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ был принят на вооружение ВВС России.[13]
Четыре модернизированных двухместных истребителя Су-30СМ2 впервые изготовил Иркутский авиационный завод в 2021 году в интересах Морской авиации Военно-морского флота России. Судя по распространенным видеоматериалам, Иркутским авиационным заводом ПАО «Корпорация „Иркут“» (в составе ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — ОАК) были изготовлены и переданы Морской авиации ВМФ России четыре истребителя Су-30СМ2 с синими бортовыми номерами с «78» по «81». Как можно судить, это первые самолеты Су-30СМ (Су-30СМ2), построенные ИАЗ в рамках контракта на поставку 21 истребителя этого типа для Морской авиации ВМФ России, заключенного Министерством обороны России с ОАК 25 августа 2020 года. Поставка этих самолетов обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года.[14]
В конце декабря 2021 года газета «Известия» сообщила, что на Балтийском флоте началась подготовка первых экипажей и авиационных расчетов новых боевых самолетов Су-30СМ2.[15]
[править] Су-35
В 2014 году 23-й истребительный авиационный полк первым в ВВС России был перевооружён на истребители Су-35С.[16]
В декабре 2015 года Министерством обороны России с АО «Компания „Сухой“» был заключён пятилетний контракт на поставку 50 истребителей Су-35С. Первые десять самолётов Су-35С по данному контракту были построены КнААЗ в 2016 году, еще десять — в 2017 году, и еще десять — в 2018 году.[17]
В конце декабря 2018 года и начале 2019 года в состав 790-го полка поступили шесть истребителей Су-35С, изготовленных КнААЗ по Гособоронзаказу 2018 года — самолеты с краснми бортовыми номерами «11», «12» и с «14» по «17».[18]
Как сообщила 21 июля 2019 года пресс-служба Западного военного округа, в рамках государственного оборонного заказа три новейших многоцелевых истребителя Су-35 поступили в истребительный авиационный полк Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа в Тверской области. Таким образом, речь идет о передаче ВКС России первых трех истребителей Су-35С, построенных Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) АО «Компания „Сухой“» по Гособоронзаказу 2019 года. Самолеты с красными бортовыми номерами «18», «19» и «21» поступили для перевооружения 790-го истребительного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного на аэродроме Хотилово в Тверской области.[19]
В 2019 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Гагарина передал ВВС России 10 многофункциональных истребителей Су-35С. Из них шесть самолетов вошли в состав 790-го истребительного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного на аэродроме Хотилово в Тверской области — в июле 2019 года в этот полк поступили три истребителя с красными бортовыми номерами «18», «19» и «21», а в октябре 2019 года с КнААЗ на авиабазу в Тверскую область перелетели очередные три самолета с неопознанными б/н. Еще четыре Су-35С, имеющие синие бортовые номера с «50» по «53» в ноябре были переданы АГВП «Русские Витязи», базирующейся на подмосковном аэродроме Кубинка. Таким образом, общее количество Су-35С, переданных ВКС России с начала серийных поставок в 2011 году составило 88 ед.
25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Объединенная авиастроительная корпорация заключила с Министерством обороны России новый контракт на поставку еще 30 истребителей Су-35С.[20]
В 2020 году Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО «Компания „Сухой“») передал ВКС России завершающие десять истребителей Су-35С, построенных в рамках заключенного в декабре 2015 года Министерством обороны России с ПАО «Компания „Сухой“» пятилетнего контракта на поставку 50 истребителей Су-35С.[21]
В декабре 2021 г. партия из трех истребителей Су-35С поступила в Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ, расположенный в Липецке.[22]
[править] Су-57
Истребитель Су-57 разрабатывается в России с 2002 года.[23]
Первый полёт истребителя Су-57 состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре.[24] Его пилотировал лётчик-испытатель Сергей Богдан.[25]
В 2011 году Су-57 впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС.[26]
20 июля 2017 года главком ВКС России Виктор Бондарев заявил о завершении первого этапа государственных испытаний Т-50. 11 августа 2017 г. Бондарев в интервью сайту российского телеканала «Звезда» сообщил, что Т-50 (ПАК ФА) получил серийное название Су-57.[27]
5 декабря 2017 года в Министерстве промышленности и торговли России сообщили, что в этот же день в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полет Т-50 с двигателем второго этапа. Истребителем управлял Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут.[28]
В начале января 2018 года начались испытания десятого опытного образца истребителя Су-57.
22 августа 2018 года в Кубинке Международном военно-техническом форуме «Армия-2018»,. Министерство обороны России и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы первых двух серийных истребителей Су-57 (в облике Т-50С — борта Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» («изделие 117»). Сроки исполнения контракта — 2018—2020 годы,. с поставкой по одному самолету в 2019 и 2020 годах.[29][30]
27 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны России и ПАО «Компания „Сухой“» подписали контракт на поставку в Вооруженные Силы ещё 76 серийных истребителей пятого поколения Су-57. Сроки исполнения контракта — 2020—2027 годы.[31]
29 июля 2019 года было сообщено, что компания «Сухой» начала исполнение контракта на поставку в ВКС России истребителей Су-57.[32]
Первый серийный самолет Су-57 (самолёт Т-50С-1, серийный номер 51001, бортовой номер «01 синий»), построенный на КнААЗ, совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре в начале декабря 2019 года, 24 декабря 2019 года на заключительном этапе заводских испытаний разбился в результате аварии, по причине, предположительно, сбоя в системе управления самолетом.[33] Потеря первого серийного образца Су-57 повлекла за собой крупные разбирательства на персональном уровне, включая смену руководства ПАО «Компания „Сухой“».[34]
Во пресс-релизе ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») о посещении 12 августа 2020 года Министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ — филиала ПАО «Компания „Сухой“» в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), опубликована фотография, предположительно, находящегося на завершающей стадии сборки второго серийного образца истребителя пятого поколения Су-57 (предположительно, самолет Т-50С-2, серийный номер 51002).[35]
Как сообщил 31 октября 2020 года веб-ресурс komcity.ru, в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет второй серийный образец (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002) истребителя пятого поколения Су-57, построенный Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом имени Ю. А. Гагарина.[36]
В конце декабря 2020 года Министерству обороны России был передан серийный образец истребителя пятого поколения Су-57 с бортовым номером «01 синий» (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002), построенный на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ, филиал ПАО «Компания „Сухой“»). Фактически указанный серийный истребитель Су-57 постройки 2020 года (самолет Т-50С-2, серийный номер 51002, бортовой номер «01 синий») был передан Министерству обороны России в Ахтубинске только 29 января 2021 года.[37]
[править] Checkmate
О программе ЛТС известно минимум с 2018 года.[38]
По состоянию на май 2021 года компания «Сухой» разрабатывала первый российский однодвигательный легкий тактический истребитель, обладающий сверхзвуковой скоростью и малой радиолокационной заметностью.[39]
В 2021 году на КнААЗе был собран первый полноразмерный самолет-демонстратор технологий перспективного однодвигательного истребителя Checkmate.[40]
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском 20 июля 2021 года состоялась официальная презентация Государственной корпорацией Ростех и АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) российского перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения под коммерческим названием Checkmate, разрабатываемого ПАО «Компания „Сухой“» (в составе ОАК) по программе ЛТС («Легкий тактический самолет»). Появление разработанного в условиях секретности самолета ЛТС, о предстоящей презентации которого было объявлено только 13 июля, стало большим сюрпризом для всей авиационной общественности.[41]
В 17:04 мск 14 ноября 2021 года отмечалось: «Работы по производству первых образцов истребителя Checkmate начались на заводе в Комсомольске-на-Амуре, рассказал глава ОАК Слюсарь».[42]
[править] Вооружённые силы России
[править] 790-й истребительный авиаполк
На 2018 год 790-й полк, по известным данным, имел в своем составе две эскадрильи модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ/БСМ и одну эскадрилью модернизированных истребителей Су-27СМ.[43]
[править] Тактика применения
Как сообщило 28 июня 2020 года информационное агентство ТАСС, Россия провела эксперимент по применению «стаи» истребителей Су-35 под управлением самолета пятого поколения Су-57. «Эксперимент проводился в реальных боевых условиях, в „стае“ была задействована группа истребителей Су-35, роль командно-штабного самолета выполнял Су-57», — рассказал один из собеседников агентства. Другой источник в оборонной сфере подтвердил ТАСС характер прошедших испытаний и пояснил, что в боевом порядке, который летчики называют стаей или роем, ведется информационный обмен между истребителями в режиме реального времени: информационно-управляющая система каждого самолета автоматически обрабатывает данные как собственных датчиков, так и датчиков других бортов. Источники пояснили, что применение «стаи», действующей в едином информационном пространстве, существенно повышает эффективность выполнения боевых задач. Собеседники не назвали дату и место проведения эксперимента.[44]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Поставки боевых и транспортных самолетов для Вооруженных Сил России в 2019 году
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2020 году. 20 января 2021
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]