Checkmate

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Checkmate — российский перспективный лёгкий однодвигательный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ПАО «Компания „Сухой“» (в составе ОАК) по программе ЛТС («Легкий тактический самолёт»).[1]

ЛТС спроектирован с использованием научно-технического задела, полученного при создании самолета Су-57 по программе ПАК ФА, и с широким применением суперкомпьютерных технологий, и что фактически он является первым российским самолетом, который был полностью просчитан цифровыми методами. В ЛТС широко использованы элементы конструкции и систем Су-57, делая его отчасти однодвигательным вариантом последнего.[2]

Содержание

[править] Характеристики

Из характеристик самолета ЛТС на презентации было сообщено, что он должен иметь скорость до М=1,8-2, дальность полета 3000 км, потолок 16,5 км, допустимую перегрузку 8g, максимальный вес боевой нагрузки 7400 кг. Главный конструктор ЛТС Михаил Стрелец заявил, что у ЛТС «самая большая для „легких“ самолетов дальность полета и длительность барражирования при поиске цели или ожидании целеуказания, самая высокая грузоподъемность».[3]

На презентации Булатов заявил, что «двигатель будет в классе 14,5-16 т. Этот двигатель сделан на основе задела Объединенной двигателестроительной корпорации, будет еще более совершенный на этом самолете». Из этого можно заключить, что в обозримом будущем на ЛТС предполагается использовать некие модифицированные варианты двигателей АЛ-31ФН серий 3 и 4 и/или АЛ-41Ф-1 — и, видимо, тяговооруженность самолета будет менее единицы. Двигатель использует управляемый вектор тяги.[4]

Самолет оснащен встроенной вспомогательной силовой установкой.[5]

Характерными чертами облика ЛТС является подфюзеляжный воздухозаборник, а также отсутствие стабилизаторов хвостового оперения. В тоже время, возможно, отчасти их роль выполняют управляемые поверхности по бокам двигателя. Кили, видимо, заимствованы с Су-57.[6]

БРЭО ЛТС, видимо, основано на БРЭО самолета Су-57, а РЛС с АФАР, предположительно, будет уменьшенным по числу модулей вариантом РЛС Н036 с Су-57. Для РЛС ЛТС заявлена возможность одновременного сопровождения 30 воздушных целей и стрельбы по шести из них (это примерно вдвое меньше, чем ранее рекламировавшиеся показатели для Н036).[7]

Самолет создан с открытой архитектурой, поэтому при желании заказчика на ЛТС возможна установка другого оборудования российского или иностранного производства.[8]

На ЛТС установлена под фюзеляжем новая оптико-локационная станция («широкодиапазонная система всеракурсного обзора»), по своему «граненому» внешнему виду схожая с ОЛС AAQ-40 EOTS истребителя Lockheed Martin F-35 (на последнем она является выдвижной).[9]

Еще одной системой, идеологически, видимо, заимствованной с F-35, является заявленная для ЛТС «автоматизированная система логистической поддержки Matreshka. С помощью новейших методов предиктивной аналитики система позволит отслеживать техническое состояние самолета в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла. Это даст возможность спланировать профилактические и ремонтные работы, значительно снизить стоимость и повысить эффективность послепродажного обслуживания», — судя по описанию, это выглядит как аналог американских сетевых систем технической поддержки ALIS и ODIN на F-35.[10]

Самолет ЛТС, видимо, лишен встроенного пушечного вооружения. Главный конструктор ЛТС Михал Стрелец упомянул пушечное вооружение только в контексте «подвесных пушечных контейнеров», которые могут быть установлены в отсеках вооружения. Глава Ростеха Чемезов также сказал что «пушка будет установлена» в контексте перечисления подвесного вооружения самолета общей массой 7400 кг.[11]

Основное подвесное вооружение ЛТС размещается во внутренних отсеках. Имеется один большой подфюзеляжный отсек вооружения (на три управляемые ракеты класса «воздух-воздух» или две «воздух-поверхность») и два небольших отсека по бортам спереди (каждый на одну ракету класса «воздух-воздух»). Таким образом, ЛТС способен нести максимум пять ракет класса «воздух-воздух» во внутренних отсеках. Кроме того, видимо, будут иметься четыре подкрыльевых узла внешней подвески. Во внутренних отсеках возможна установка дополнительных топливных баков.[12]

В составе вооружения ЛТС на презентации были заявлены управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-СД и РВВ-МД, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31ПД, Х-35УЭ, Х-38МЛЭ(МТЭ), Х-58УШКЭ, Х-59МК, «Гром-Э1» и «Гром-Э2», управляемые авиационные бомбы КАБ-250ЛГ-Э, К08БЕ и К029БЕ, неуправляемые ракеты С-8 и С-13, неуправляемые авиационные бомбы калибров 100, 250 и 500 кг, а также, видимо, подвесная пушка. На презентации в подфюзеляжном отсеке выставленного образца были размещены по одной ракете Х-38МЛЭ и «Гром-Э1», а рядом с самолетом выставлены ракеты Х-59МК и РВВ-СД и РВВ-МД.[13]

Согласно заявлению Стрельца, «в соответствии с пожеланиями заказчика новый истребитель может быть в двухместном, опционально-пилотируемом и беспилотном исполнении. ЛТС Checkmate был заложен как платформа с модульным модификационным потенциалом. Это реализуется за счет замены головной части фюзеляжа и адаптации систем на заводе-изготовителе».[14]

Заявлено, что как пилотируемые версии ЛТС, так и его беспилотные модификации будут способны действовать в сетецентрической боевой системе и работать в составе группы пилотируемых и беспилотных самолетов.[15]

[править] Цены

Для серийного самолета ЛТС Чемезовым заявлена стоимость образца 25-30 млн долл.[16]

[править] Стоимость лётного часа

Стрелец заявил, что ЛТС «получит в семь раз меньшую стоимость летного часа», чем F-35 (сейчас для F-35 она оценивается в 31-33 тыс. долл).[17]

[править] Модификации

Глава ОАК Слюсарь заявил, что «предполагается развитие нескольких вариантов [ЛТС], включая беспилотную и морскую версии. Корабельная, беспилотная, двухместная. Адаптация под эти версии будет с минимальными изменениями».[18]

[править] Производство

Checkmate будет собираться на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ).[19]

[править] Перспективы

Первый полет прототипа ЛТС намечен на 2023 год, постройка следующих летных опытных образцов — на 2024—2025 годы, завершение государственных испытаний — на 2026 год. Первая поставка заказчикам должна состояться через 5,5 лет, то есть в конце 2026 года.[20]

[править] Ссылки

Личные инструменты