Истребители в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Проект «Звено» (или «Авиаматка») разрабатывался в СССР в 1930-1940-х годах. Суть проекта сводилась к размещению на «материнском» самолёте (его роль выполнял бомбардировщик) от одного до пяти небольших истребителей. Таким образом, истребители можно было «забрасывать» на значительные расстояния. В роли самолёта-носителя использовались тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. В качестве носимых истребителей — И-4, И-5, И-7 и И-16. Наиболее удачным считался проект «Составной пикирующий бомбардировщик» (СПБ), составленный из бомбардировщика ТБ-3 и двух И-16, закреплённых под крыльями. При этом каждый истребитель нёс по две фугасные авиабомбы ФАБ-250. Активное применение звено СПБ нашло в первые годы Великой Отечественной войны.[1]

В мае 1939 года Москва направила к границе с Маньчжурией дополнительные истребители И-16 и И-153 под управлением опытных лётчиков, прошедших гражданскую войну в Испании.[2]

Из 4226 истребителей в пяти приграничных военных округах СССР на утро 22 июня 1941 года насчитывалось 917 МиГ-3 и более ранней модификации МиГ-1 с меньшей дальностью полёта.[3]

23 октября 1942 года главный инженер ВВС Красной Армии А. К. Репин сообщил И. В. Сталину: «В последнее время на фронте появились модифицированные истребители Bf 109F-4 и Bf 109G-2, которые, по сведениям строевых частей, обладают более высокими горизонтальной и вертикальной скоростями. Эти самолёты, по данным Главного разведывательного управления Красной Армии развивают максимальные скорости 625—650 км/ч на высоте 6700 м. Прошу Вас поставить перед НКАП задачу сконструировать и построить к весне 1943 г. одномоторный истребитель с максимальной скоростью порядка 680—700 км/ч на высотах 6000-7000 м, максимальной скоростью у земли 550—560 км/ч, полётным техническим весом не более 3300 кг и с крыльями, выполненными из металла.»[4]

А. С. Яковлев вспоминал: «На одном из совещаний у Сталина при обсуждении вопросов работы авиационной промышленности было рассмотрено предложение наркома А. И. Шахурина о серийном производстве захваченного нашими войсками реактивного истребителя „Мессершмитт-262“. В ходе обсуждения Сталин спросил, знаком ли я с этим самолётом и каково моё мнение. Я ответил, что самолет Ме 262 знаю, но решительно возражаю против запуска его в серию, потому что это плохой самолёт, сложный в управлении и неустойчивый в полёте, потерпевший ряд катастроф в Германии. Если он поступит у нас на вооружение, то отпугнет наших лётчиков от реактивной авиации. Они быстро убедятся, что это самолёт опасный и к тому же обладает плохими взлётно-посадочными свойствами. Я заметил также, что если будем копировать „мессершмитт“, то всё внимание и все ресурсы будут мобилизованы на эту машину и мы нанесём большой ущерб работе над отечественными реактивными самолётами.»[5]

В течение 1960-х годов на вооружение ВВС СССР в больших количествах поступали истребители МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11.[6]

Проектирование перспективного многофункционального истребителя для замены Су-27 и МиГ-31 началось в СССР в конце 1970-х годов. 5 июля 1981 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целевой комплексной программе создания таких самолётов.[7]

В 1986 году в СССР началась разработка истребителя пятого поколения.[8]

Содержание

[править] Внешняя торговля

[править] Экспорт

В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя — Су-30К («коммерческий»).[9]

[править] Виды

[править] Истребители-бипланы

[править] И-190

В начале 1938 года КБ Н. Н. Поликарпова получило задание ВВС РККА на разработку скоростного маневренного истребителя-биплана. За основу взяли уже выпускавшийся серийно И-153. Полноценно проектом, получившим обозначение И-190, занялись лишь в начале 1939 года, и уже в октябре был готов первый прототип. И-190 представлял собой одноместный биплан с верхним крылом типа «чайка» и убираемым шасси (колёсным или лыжным). Оснащался двигателем М-88БРЛ (1100 л.с.) Максимальная скорость — 488 км/ч, дальность полёта — 720 км. Вооружение — 4 × 7,62-мм пулемёта или 2 × 7,62-мм + 2 × 12,7-мм пулемёта + до 200 кг бомб. 30 декабря 1939 года состоялся первый полёт истребителя И-190. Испытания показали, что максимальная скорость у истребителя недостаточна. И-190 не стали запускать в серийное производство, ограничившись постройкой одного прототипа. В феврале 1941 года он совершил вынужденную посадку в снег с колёсным шасси и получил повреждения. Восстанавливать самолёт после этого не стали и проект закрыли.[10]

[править] Реактивные истребители

В СССР первыми серийными реактивными истребителями были МиГ-9 и Як-15 (1946).[11]

В 1959 году ВВС СССР получили реактивный истребитель второго поколения Су-9; он стал одним из первых советских самолётов с треугольным в плане крылом и первым самолётом-перехватчиком (предельная скорость — 2230 км в час).[12]

К началу 1980-х годов в СССР в основном завершилась разработка четвёртого поколения реактивных истребителей.[13]

[править] Сверхзвуковые истребители

В 1955 году на вооружение ВВС СССР поступил первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19, способный развивать скорость до 1,45 тыс. км в час.[14]

[править] Фронтовые истребители

В 1955 году был создан фронтовой истребитель Су-7, принятый на вооружение в 1960 году.[15]

[править] Модели

[править] БИ-1

Под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева создан опытный истребитель-перехватчик БИ-1 с ЖРД (1-й полёт в 1942, лётчик Г. Я. Бахчиванджи).[16]

[править] И-3

Истребитель И-3 был спроектирован Николаем Поликарповым в 1927 году и в 1928 году совершил свой первый полёт. Самолёт был рассчитан на одного члена экипажа, имел размах крыла в 11 метров и массу 1,4 тонны. И-3 оснащался 12-цилиндровым двигателем BMW IV и развивал скорость до 278 км в час. Дальность его полёта достигала 585 км, а практический потолок — 7200 метров. Основу вооружения истребителя составляли два 7,62-миллиметровых пулемёта ПВ-1.[17]

[править] И-16

Истребитель И-16, также известный как «ишачок», был разработан ОКБ Поликарпова и совершил свой первый полёт в 1933 году. Самолёт активно использовался в годы гражданской войны в Испании и стал самым массовым военным самолётом в СССР на начало Великой Отечественной войны. Самолёт мог развивать скорость свыше 450 км в час и мог преодолевать около 500 км. Основу вооружения истребителя составляли пулеметы ШКАС калибра 7,62 мм и реактивные снаряды РС-82. Некоторые модификации И-16 могли брать на вооружение до двух 100-килограммовых бомб.[18]

[править] МиГ-3

МиГ-3 был разработан ОКБ Микояна и Гуревича на базе истребителя МиГ-1 и первый полет совершил 29 октября 1940 года. МиГ-3 разрабатывался и проходил испытания он как И-200. Самолёт был выпущен в количестве более 3 тыс. единиц и стоял на вооружении до 1943 года. МиГ-3 оснащался двигателем АМ-35А и развивал скорость до 640 км в час. Истребитель был рассчитан на одного пилота и мог нести боевую нагрузку до 200 кг. Основу вооружения самолёта составляли два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм, крупнокалиберный пулемёт БС (12,7 мм), а также два 12,7-миллиметровых пулемета БК, закрепляемых под крыльями. Кроме того, истребитель мог нести до шести реактивных снарядов РС-82 и авиационные бомбы.[19][20]

[править] МиГ-17

Истребители МиГ-17 поступали на вооружение ВВС СССР с 1951 года. Управляемый одним пилотом самолёт мог развивать скорость до 1070 км в час, а дальность его полёта составляла 1165 км. Истребитель был вооружён 37 миллиметровой пушкой Н-37Д и двумя 23-миллиметровыми пушками НР-23. Помимо этого самолёт оснащался четырьмя точками подвески для управляемых ракет и бомб. Самолёт был снят с вооружения в начале 1970-х годов.[21]

[править] МиГ-21

С 1958 года в войска начали поступать истребители МиГ-21.[22]

[править] МиГ-29

Опытный экземпляр МиГ-29 (бортовой номер 901) был изготовлен к августу 1977 года. 6 октября 1977 года шеф-пилот ОКБ Александр Федотов совершил на нем первый полет. Государственные испытания МиГ-29 завершились 27 октября 1983 года.[23]

В июле 1983 года первые МиГ-29 начали поступать в 234-й гвардейский истребительный авиаполк (Кубинка, Московская обл.).[24]

Советский истребитель МиГ‑29 с 1988 года начал экспонироваться на различных международных авиасалонах.[25]

[править] МиГ-31

Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения МиГ-31 разрабатывался в 1970-х годах коллективом Отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне — РСК «МиГ») под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.[26][27]

16 сентября 1975 года лётчик-испытатель ОКБ им. А. И. Микояна Александр Васильевич Федотов поднял в небо первый прототип Е-155МП (б/н 831) будущего сверхзвукового высотного всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31.[28]

В 1977 году советский летчик-испытатель Александр Федотов поднялся на МиГ-31 в ближний космос — на высоту 37 650 метров.[29]

МиГ-31 был принят на вооружение 6 мая 1981 года.[30]

Мировой общественности МиГ-31 был впервые показан на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году.[31]

[править] Су-9

Истребитель-перехватчик Су-9 поступил на вооружение советских ВВС в 1959 году.[32]

[править] Су-11

С 1962 года в войска поставлялась модернизированная версия истребителя Су-9 — Су-11, получивший более мощный двигатель и ракеты.[33]

[править] Су-30

Су-30 разработан в ОКБ «Сухого» в конце 1980-х годов на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ.[34]

Первый полет предсерийный вариант Су-30 совершил 31 декабря 1989 года. Су-30 принят на вооружение в 1992 году.[35]

[править] Су-47

В 1997 в России в ОКБ П. О. Сухого создан самолёт с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут» — прототип истребителя 5-го поколения, способного сохранять устойчивость и управляемость на больших углах атаки, вести всеракурсный обстрел в ближнем воздушном бою, а также многоканальную ракетную стрельбу на большой дальности.[36]

[править] Су-57

В конце 1990-х годов победу в конкурсе на создание перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации 5-го поколения (ПАК ФА) для Военно-воздушных сил (ВВС, ныне в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России одержало опытно-конструкторское бюро Сухого. Проект самолета, получившего индекс Т-50 (авиационный комплекс И-21), разрабатывался с 1999 года.[37]

Личные инструменты