Самолёты в России в XX веке
Материал из Documentation.
На начало Первой мировой войны российский Военно-воздушный флот насчитывал 263 самолёта.[1]
К концу Первой мировой войны Военно-воздушный флот России насчитывал чуть более 700 самолётов.[2]
В реализации проектов Ту-104 и Ту-114 отразилась и концепция, неоднократно озвученная Н. С. Хрущёвым, в основу которой было положено требование: военные самолёты должны были легко трансформироваться в пассажирские и транспортные.[3]
[править] Производство
В 1941 году СССР произвёл примерно 15,8 тыс. самолётов.
В 1942 году СССР произвел 25 тыс. самолётов.
[править] Виды самолётов
[править] Военные самолёты
1930-е годы стали поворотным этапом в развитии советской военной авиации: в СССР начался бум самолётостроения.[4]
[править] Гражданские самолёты
На 1 января 1924 года в СССР имелся 41 гражданский самолёт.
[править] Реактивные самолёты
Одним из достижений в советской авиации в 1950—1960-х годов является создание реактивного гражданского воздушного флота и начало массовых и регулярных перевозок авиапассажиров как внутри страны, так и в зарубежные страны. Прорыв в этой области стал возможен во многом благодаря тому, что основой для разработки новых самолётов послужили военные бомбардировщики.[5]
[править] Летающие лодки
3 декабря 1947 года — первый полёт летающей лодки Бе-8.[6]
[править] Пассажирские самолёты
52-местный пассажирский самолёт Ан-24 создан в 1959 году для авиалиний малой и средней протяжённости.[7]
В 2000 году ОАО «Компания „Сухой“» приняло решение разработать пассажирский самолёт для ближних и средних линий, для этого в этом же году в составе холдинга «Сухой» было создано закрытое акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»).[8]
[править] Реактивные пассажирские самолёты
Ту-16 стал основой для первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104.[9]
В 1955 году в небо поднялся первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104.
[править] Широкофюзеляжные пассажирские самолёты
22 декабря 1976 года первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 поднялся в небо. Он был собран на опытном заводе ОКБ им. С. В. Ильюшина, и с центрального аэродрома города Москвы перелетел на аэродром Раменское в подмосковном Жуковском. Борт СССР-86000 пилотировал экипаж под командованием Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова.
[править] Реактивные самолёты
В ОКБ Туполева в середине 1950-х годов быстрыми темпами шло создание реактивного самолёта Ту-104.[10]
[править] Стратосферные самолёты
В 1982 году первый полёт совершил стратосферный самолёт ОКБ Мясищева М-17.[11]
[править] Транспортные самолёты
В 1934 году туполевцы создали крупнейший в СССР восьмимоторный транспортный самолёт АНТ-20 «Максим Горький».
[править] Модели
[править] Ан-2
Идея будущего Ан-2 появилась у Олега Антонова в октябре 1940 года, тогда же под его руководством был разработан эскизный проект самолета. Идея Антонова состояла в том, чтобы создаваемый самолет занял «в воздушном транспорте примерно то место, которое занимает полуторка в транспорте наземном». Сам конструктор называл Ан-2 своей самой большой удачей.[12]
Первый полёт Ан-2 — в 1947 г.[13]
За создание Ан-2 Антонову и его соратникам была присуждена Государственная премия СССР.[14]
К началу 1960-х годов Ан-2 связал местными воздушными линиями более половины райцентров СССР.[15]
[править] Ан-2М
20 мая 1964 года — первый полёт самолёта Ан-2М.[16]
[править] Ан-6
Ан-6 был разработан Антоновым в 1948 году на базе Ан-2.[17]
На Ан-6 9 июня 1954 года летчики В. А. Калинин и В. Баклайкин в Киеве установили рекорд высоты для данного класса самолетов — 11 248 метров.[18]
[править] Ан-10
Разработка самолёта Ан-10 началась в 1955 году после посещения конструкторского бюро руководителем СССР Н. С. Хрущевым. В ходе беседы с ним Антонов предложил создать единый четырёхдвигательный самолёт, но в двух вариантах: пассажирском и грузовом. Хрущев одобрил концепцию.[19]
На проектирование и постройку Ан-10 ушло всего 15 месяцев — за основу был взят двухмоторный военно-транспортный Ан-8. Еще на стадии проектирования в новый лайнер закладывалась возможность замены хвостовой части на «военную», которая позволила бы загружать и десантировать в воздухе различную технику.[20]
Свой первый полёт Ан-10 совершил 7 марта 1957 года в Киеве.[21][22]
Первый полёт Аэрофлотоского Ан-10 состоялся 22 июля 1959 года на трассе Москва — Симферополь.[23]
В июле 1960 года лётчику Курлину впервые в СССР удалось пролететь на самолёте Ан-10 лишь с одним из четырёх работающих двигателей.[24]
18 мая 1972 года, Ан-10А (регистрационный номер СССР-11215) вылетел из Внуково в Харьков, однако не долетел до места назначения всего 22 километра. При снижении оба крыла самолета неожиданно сложились над фюзеляжем и полностью отвалились. Фюзеляж также стал разваливаться в воздухе, в катастрофе погибли все находившиеся на борту 122 человека. Летом 1972 года Госкомиссия постановила снять с линий «Аэрофлота» все имевшиеся Ан-10.[25]
[править] Ан-12
Первый полёт Ан-12 состоялся в 1957 году.[26]
[править] Ан-14
Разработка легкого двухмоторного многоцелевого самолета короткого взлета и посадки Ан-14, получившего прозвище «Пчелка», началась в конце 1950 года. 14 марта 1958 года Пчелка впервые взлетела в небо.[27]
[править] Ан-22
Первый полёт Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года.[28]
[править] Ан-24
Пассажирский региональный самолёт Ан-24 был задуман и спроектирован по подходам и моде 1950-х — 1960-х годов.[29]
[править] Ан-28
Первый полёт Ан-28 — в 1969 г.[30]
[править] Ан-30
Первый полёт Ан-30 — в 1967 г.[31]
[править] Ан-32
Ан-32 создан О. Антоновым в 1976 году.[32]
[править] Ан-70
Разработка самолёта Ан-70 началась в 1980-х годах.
[править] Ан-72
Первый полёт Ан-72 состоялся в 1977 году.[33]
[править] Ан-74
Первый полёт Ан-74 — в 1983 г.[34]
[править] Ан-124
При создании самолёта Ан-124 были преодолены значительные трудности, так как никак не удавалось выполнить требование заказчика (МО СССР) по характеристикам самолёта.[35]
При создании самолёта Ан-124 создании переняли многие технические решения американского самолёта C5А.[36]
24 декабря 1982 года совершил первый полёт Ан-124.[37][38]
Самолёт Ан-124 был принят на вооружение в 1986 году.[39]
[править] Ан-225
Первый полёт Ан-225 состоялся в 1988 году.[40]
[править] АНТ-2
В 1924 году году в СССР был построен первый цельнометаллический самолет АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.
[править] АНТ-3
В 1925 году совершил первый полёт самолёт АНТ-3 «Пролетарий».[41]
[править] АНТ-25
В 1933 году совершил первый полёт самолёт АНТ-25.[42]
[править] АНТ-37-бис
В 1938 году совершил первый полёт самолёт АНТ-37-бис «Родина».[43]
[править] Ил-62
Ил-62М проходил первые лётные испытания в начале 1970-х годов.[44]
[править] Ил-96
Первый полёт Ил-96-300 совершил в 1988 году, а сертификат лётной годности получил в 1992 году.[45]
[править] Илья Муромец
1916 год — Первые испытания самолёта «Илья Муромец» с двигателями производства завода «Русское Рено».
[править] ПС-9
В 1929 году совершил первый полёт самолёт ПС-9.[46]
[править] Р-7
В 1930 году совершил первый полёт самолёт Р-7.[47]
[править] ТБ-1
В 1925 году совершил первый полёт самолёт ТБ-1.[48]
[править] ТБ-3
В 1930 году совершил первый полёт самолёт ТБ-3.[49]
[править] Ту-114
На базе стратегического бомбардировщика Ту-95 был создан Ту-114, способный совершать межконтинентальные перелёты.[50]
В сентябре 1959 года во время визита в США Н. С. Хрущёв прибыл туда на только что построенном самолёте Ту-114.
[править] Ту-144
1 ноября 1977 года совершил свой первый рейс Ту-144.
[править] Ту-155
15 апреля 1988 года начались лётные испытания Ту-155.
В 1989 опытный самолет Ту-155, один из моторов которого использовал для работы СПГ, поднялся в воздух.[51]
[править] Ту-156
В 1990-х годах на базе Ту-155 был разработан Ту-156 на СПГ.[52]
[править] ХАИ-1
8 октября 1932 года состоялся первый полёт опытного образца самолёта ХАИ-1, разработанного в Харьковском авиационном институте под руководством главного конструктора Иосифа Григорьевича Немана. Поднял машину в небо лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин, в первом полёте в самолёте находился и И. Неман. Испытания выявили недоработки механизма уборки шасси и ряд других особенностей.[53]
До конца 1940 года ХАИ-1 работал на регулярных линиях.[54]
[править] Радиолокационное обнаружение самолётов
3 января 1934 года в СССР был успешно проведён эксперимент по обнаружению самолёта радиолокационным методом.
[править] Государственная политика
В сентябре 1955 года правительство СССР предложило ведущим конструкторам создать универсальный самолет, который можно было бы использовать и как пассажирский, и как грузовой. Авиаконструктор Сергей Ильюшин эту идею не поддержал. «Универсальный самолет — это все равно, что утка, — сказал он. — Все умеет — ходить, плавать, летать, и все умеет плохо. Такой самолет я делать не буду». За создание самолета взялся Олег Антонов.[55]
[править] Оценки
29 марта 1939 года Рой Говард в газете New York World-Telegram писал: «Выпуск самолетов [в СССР], по данным иностранной военной разведки, продолжается в количественном отношении в больших масштабах, но качество их очень низкое. До сих пор советские авиационные конструкторы <…> показали очень мало или даже совсем не показали творческого гения, который необходим для поддержания эффективных военных воздушных сил. Большинство советских самолетов, как заявляют, являются или копиями, или слегка измененными типами самолетов, которые в настоящее время вытеснены более современными типами европейских и американских истребителей и бомбардировщиков.»[56]
Самолёты в России в XX веке | |
---|---|
1900-е | 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 |
1910-е | 1910 • 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 |
1920-е | 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 |
1930-е | 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 |
1940-е | 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 |
1950-е | 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 |
1960-е | 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 |
1970-е | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 |
1980-е | 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 |
1990-е | 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 |
2000-е | 2000 |