Военные самолёты в России в XX веке
Материал из Documentation.
К Великой Отечественной войне СССР пришёл с 26 с лишним тысячами военных самолётов. Из них на боевые приходилось почти 15 тыс. машин, остальные были учебными.[1]
Окрепшую технически советскую военную авиацию с 1942 года стали объединять в воздушные армии.[2]
Осенью 1942 года в СССР началось формирование отдельных авиационных корпусов и дивизионов резерва Верховного главнокомандования.[3]
К лету 1943 года в составе действующей армии СССР было почти 8300 боевых самолётов.[4]
16 января 1946 года командующий ВВС Красной армии главный маршал авиации А. А. Новиков направил наркому обороны генералиссимусу И. В. Сталину служебную записку. В этом документе содержались предложения по послевоенному развитию советской авиации, где были рассмотрены вопросы не только создания новой техники, но и строительства ВВС. Ровно через три месяца в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР № 604 и № 605 Новиков сдал дела новому Главкому ВВС К. А. Вершинину. Одной из причин отстранения Новикова и последовавшими за этим репрессиями его подчинённых стало «поступление в войска недоброкачественных самолётов и моторов, поставляемых промышленностью», приведшее к росту аварийности. Среди перечисленных боевых машин были истребители Як-9У с двигателями ВК-107А, не выдержавшие в своё время государственных испытаний.[5]
Принятые на вооружение в СССР в середине 1950-х годов самолёты Ту-16, Ту-95, М-4 существенно расширили возможности дальней авиации.[6]
Во второй половине 1950-х годов в СССР в войска начали поступать боевые самолёты второго поколения, основной отличительной чертой которых было наличие радиолокационных станций. Благодаря такому усовершенствованию самолёты стали всепогодными.[7]
На рубеже 1960-1970-х годов в СССР начали разрабатываться боевые самолёты третьего поколения.[8]
В конце 1960-х — начале 1970-х годов конструкторские бюро СССР — «Сухой» и «Микоян-Гуревич» — начали уделять всё больше внимания поворотным крыльям, позволявшим в полёте менять их стреловидность, а значит и в достаточно широких пределах изменять аэродинамические характеристики самолётов.[9]
Содержание |
[править] Виды самолётов
[править] Бомбардировщики
В 1914 году в России на базе четырёх самолётов «Илья Муромец» было создано первое бомбардировочное соединение.[10]
[править] Военно-транспортные самолёты
В середине 1990-х самолеты семейства Ан-12 занимали существенную нишу российской военно-транспортной авиации (ВТА).[11]
[править] Реактивные военно-транспортные самолёты
В мае 1974 г. на вооружение ВТА СССР поступил первый советский реактивный военно-транспортный самолёт Ил-76, который к середине 1980-х годов стал основным самолётом ВТА.[12]
[править] Истребители
Сверхзвуковой всепогодный истребитель дальнего радиуса действия МиГ-31 был создан РСК «МиГ» в Советском Союзе и принят на вооружение в 1981 году.[13]
[править] Штурмовики
20 марта 1941 года на вооружение Красной Армии был принят штурмовик Ил-2.
[править] Бипланы
[править] Четырёхмоторные
Прорывом российской военной авиации считается создание в 1913 году Игорем Сикорским четырёхмоторного тяжёлого биплана «Русский Витязь». Самолёт предназначался для стратегической разведки и поставил рекорд продолжительности полёта в один час и пятьдесят четыре минуты.[14]
[править] Модели
[править] МиГ-25БМ
27 января 1977 года состоялся первый полёт самолёта прорыва ПВО МиГ-25БМ. Поднял машину в небо лётчик-испытатель Адольф Петрович Щелкунов. МиГ25БМ к 1980 году успешно прошёл испытания, на следующий год был принят на вооружение.[15]