Бомбардировщики в России в XX веке
Материал из Documentation.
И. В. Сталин уделял пристальное внимание созданию новых образцов дальних (стратегических) бомбардировщиков. Предпринимались чрезвычайные меры по созданию авиационных комплексов, способных поражать цели на территории США — основного противника в начавшемся после окончания Второй мировой войны военно-политическом противостоянии, получившем название «холодная война». Сохранилось такое положение дел и после смерти И. В. Сталина.[1]
К середине 1960-х годов в СССР основу боевой мощи дальней авиации составляли реактивные и турбовинтовые самолеты-ракетоносцы, которые были способны наносить ядерные удары по объектам противника, не входя в зону его противовоздушной обороны.[2]
В середине 1960-х годов в СССР дальняя авиация включала в себя 32 авиационных полка, объединенных в 10 тяжёлых бомбардировочных дивизий, на вооружении которых состояло около 900 самолётов.[3]
Содержание |
[править] Виды
[править] Дальние бомбардировщики
В 1951 г. вышло Постановление Совета Министров СССР, определившее задачи по проектированию системы «Комета» — скоростного дальнего бомбардировщика, вооруженного ракетами КС, производство которых было поручено авиастроителям пос. Иваньково.
[править] Стратегические бомбардировщики
Во второй половине 1950-х годов на фоне успехов советских конструкторов по созданию межконтинентальной баллистической ракеты, прекрасной иллюстрацией которых стал запуск искусственного спутника Земли в октябре 1957 года, Н. С. Хрущев изменил свое отношение к стратегическим бомбардировщикам. Уже в конце октября 1957 года он заявил: «У нас имеются неплохие бомбардировщики — дальние и средние, говорят, что они не хуже американских. Но на бомбардировщиках долететь до Америки — это сейчас трудная задача. Другое дело — межконтинентальная баллистическая ракета. Это абсолютное оружие. Баллистическая ракета точно попадает в заданный квадрат. Эта ракета решает основные задачи поражения баз противника в любом пункте… Необходимо сейчас перестраиваться в этом направлении.»[4]
На вооружении советской стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь дозвуковые бомбардировщики — Ту-95 и М-4.[5]
[править] Ту-160
В 1967 году в СССР началась разработка нового «многорежимного стратегического межконтинентального ударного комплекса».[6]
В 1972 году в конкурсе победило опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Московского машиностроительного завода «Опыт» (ныне — ПАО «Туполев» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации», ОАК). Проект туполевцев, который поддерживал министр обороны СССР Дмитрий Устинов, обошел проекты конкурентов — Т-4МС ОКБ Павла Сухого и М-18 ОКБ Владимира Мясищева.[7]
В июне 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР, которым ОКБ ММЗ «Опыт» поручалась разработка бомбардировщика Ту-160. В декабре 1975 года правительство и военные окончательно сформулировали необходимые требования и важнейшие летно-технические характеристики самолета.[8]
Строительство опытного экземпляра велось на ММЗ «Опыт» в 1977—1980 годах. После наземных испытаний, 18 декабря 1981 года, Ту-160 совершил первый полет. Машину пилотировал экипаж под управлением летчика-испытателя Бориса Веремея. В 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.[9]
[править] Фронтовые бомбардировщики
[править] Су-34
Работы по созданию двухместного Су-34 (по кодификации НАТО — Fullback, «Защитник») начались в ОКБ Сухого в начале 1980-х годов под руководством Михаила Симонова.[10]
Первый полёт опытного экземпляра Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года, пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов. Впервые публичный показ самолета под экспортным обозначением Су-32 состоялся весной 1995 года на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция).[11]
[править] Модели
[править] Ту-16
Бомбардировщик Ту-16 поступил на вооружение ВВС СССР в 1954 году. В состав его экипажа в зависимости от версии входили 6-7 человек. Самолёт был способен развивать скорость до 1050 км в час, а дальность его полёта составляла около 6 тыс. км. Ту-16 вооружались семью 23-миллиметровыми пушками АМ-23, а их бомбовая нагрузка составляла 8,9 тонны. Помимо обычных бомб и ракет «воздух-поверхность» Ту-16 могли нести и ядерное оружие. Снят с вооружения в 1993 году.[12]