А380

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Airbus A380)
Перейти к: навигация, поиск



Airbus A380 — пассажирский самолёт компании Airbus. Является самым большим, просторным и тихим пассажирским авиалайнером в мире. Он также является и самым экономичным, расходуя менее трёх литров топлива на перевозку одного пассажира на 100 километров пути. Базовый вариант А380 рассчитан на перевозку 525 пассажиров в типовой трехклассной компоновке на расстояние до 15,2 тысячи километров. А380 соответствует действующим ограничениям по шуму. Масса суперлайнера А380 — 280 тонн, высота — 24 метра, длина фюзеляжа — 73 метра, размах крыла — 79,8 метра.[1]

Первый полет — 27 апреля 2005 года. Модель A380-861 получила сертификат 14 декабря 2007 года.[2]

Первый проданный самолёт — MSN003, регистрационный номер 9V-SKA, сдан авиакомпании Singapore Airlines 15 октября 2007. Первый коммерческий трансконтинентальный перелёт с пассажирами (рейс из Сингапура в Австралию, номер рейса — SQ380, на борту находились 455 человек) — 25 октября 2007 года.[3]

На октября 2009 года 19 лайнеров А380 эксплуатировались тремя авиакомпаниями (Singapore Airlines, Emirates и Qantas), выполняя регулярные рейсы в 12 городов мира. В общей сложности Airbus получил 200 заказов на этот самолет от 16 покупателей. С момента ввода первого самолета в эксплуатацию лайнеры А380 совершили более 7,7 тысячи коммерческих рейсов и перевезли более 2,5 миллиона человек по всему миру.[4]

Аэробус А380 — первый в мире магистральный гражданский самолет с двумя полноразмерными палубами по всей длине фюзеляжа. Палубы соединены двумя широкими лестницами в носовой и хвостовой частях. Лайнер может совершать беспосадочные перелёты на расстояние 15 000 километров и брать на борт на треть больше пассажиров, чем Boeing 747. Аэробус А380 самый экономичный среди больших лайнеров: на 100 км расходуется три литра топлива на одного пассажира.[5]

Основной конкурент этой модели — Boeing 747.[6]

Категория: дальнемагистральный, гражданский, пассажирский.[7]

Airport code IATA (International Air Transport Association, Международная ассоциация воздушного транспорта): 380.[8]

В Аэробусе А380 12 одноместных люксов и несколько двухместных.[9]

Люксы снабжены кроватью, гардеробом, лампами для чтения, зеркалом и 23-дюймовым телевизором. По желанию авиакомпаний, на первом этаже лайнера могут быть сделаны бары, бильярдные салоны, души, библиотека и конференц-зал.[10]

Стоимость перелёта из Лондона в Сингапур в классе люкс (на 2005 год) — около 10 000 долларов.[11]

Для пассажиров первого класса предусмотрены пижамы с тапочками, есть возможность закрывать окна и дверь кабины специальными гардинами.[12]

Стоимость одного авиалайнера (на 2005 год) — $281 млн, что на 15 % дешевле двухпалубного Boeing 747.[13]

Количество собранных лайнеров A380 (по состоянию на март 2008 года) — 27.[14]

Первый аэропорт в России, который дал согласие принимать аэробус А380 — московский «Домодедово».[15]

Содержание

[править] История создания

Разработка лайнера началась в 1994 году под кодом A3XX и продолжалась в течение 10 лет. Обозначение A380 было выбрано по причине того что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолёта.[16]

Стоимость программы — 12 миллионов евро. Самой сложной частью в проекте стала проблема снижения массы самолёта. Это было достигнуто за счёт применения нового композиционного материала, из которого сделаны фюзеляж и крылья.[17]

Уже на стадии проектирования было получено 55 заказов от 6 заказчиков. Заключительная конфигурация самолёта была утверждена в январе 2001 года. Производство первых компонентов крыла A380 началось 23 января 2002 года.[18]

Главные структурные секции авиалайнера строились на предприятиях во Франции, Германии, Испании, Великобритании. Компоненты для A380 поставляли: Rolls-Royce, SAFRAN, United Technologies, General Electric, Goodrich и другие известные предприятия.[19]

Самый масштабный проект европейского авиастроителя принес ему и большие проблемы. Главные неполадки были обнаружены в электропроводке самолета. Для каждого самолёта требовалось 100 000 проводов и 40 300 соединительных элементов, что составляет около 530 километров электропроводки. Проблемы решались в течение двух лет.[20]

На A380 улучшенная стеклянная кабина и дистанционное управление рулями с помощью электроприводов, связанных с боковой ручкой управления. Устройства отображения информации находятся в кабине экипажа: девять взаимозаменяемых жидкокристаллических мониторов, в том числе два индикатора навигационных данных, два основных индикатора полётных данных, два индикатора работы двигателей, два многофункциональных. Ещё один монитор отображает данные о текущем состоянии всей системы в целом.[21]

После сборки самолёты оборудовались и красились в Гамбурге. На покрытие обшивки каждого лайнера (3100 квадратных метров) требуется 3600 литров краски.[22]

Для обслуживания А380 нужны специальные терминалы для посадки пассажиров. Нагрузка на покрытие взлётно-посадочной полосы измерялось с помощью специальной 580-тонной тележки с грузом, построенной для имитации шасси A380. Для аэробуса А380 достаточны дорожки группы V — 45 метров, их расширения до предполагаемых 60 метров не требуется.[23]

В целях демонстрации и тестирования были построены пять A380.[24]

4 сентября 2006 года состоялось первое лётное испытание A380 с пассажирами на борту. Целью полёта было проверить комфортабельность и качество пассажирских услуг. Самолёт вылетел из Тулузы с 474 сотрудниками концерна Airbus S.A.S. на борту.[25]

В ноябре 2006 года состоялись тестовые полёты с целью проверки работоспособности самолёта в условиях стандартного эксплуатационного режима на авиалинии.[26]

Начало эксплуатации А380 откладывалось почти два года из-за целого ряда технических проблем, что обошлось Airbus в 8,5 миллиарда евро.[27]

[править] Технические характеристики

Лайнер имеет четыре двигателя — Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP 7000.[28]

Уровень шума в кабине A380 на 50 процента ниже, чем у Boeing 747. Внутри самолёта поддерживается более высокое давление воздуха. По мнению разработчиков, эти характеристики позволят снизить утомляемость пассажиров при длительных беспосадочных рейсах.[29]

Размеры:[30]

  • Размах крыла: 79.80 метра.
  • Длина самолета: 73.00 метра.
  • Высота самолета: 24.10 метра.
  • Площадь крыла: 845.00 квадратных метров.
  • Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 33.50.

Число мест:[31]

  • Пассажиров в кабине трех классов: 555.
  • Пассажиров в кабине двух классов: 644.
  • Пассажиров в чартерном варианте: 853.

Массы и нагрузки:[32]

  • Взлётная: 560 тонн.
  • Пустого снаряженного самолета : 276,8 тонн.
  • Самолета без топлива: 361 тонн.
  • Платная нагрузка: 66,4 тонн.
  • Посадочная: 386 тонн.

Лётные данные:[33]

  • Крейсерская скорость: 900 километров в час.
  • Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива): 15 000 километров.
  • Эксплуатационный потолок: 13 000 метров.

[править] Происшествия

10 января 2008 года самолёт A380, принадлежащий компании Singapore Airlines, не смог вылететь из Сингапура в Сидней из-за поломки тягача. Лайнер некоторое время продолжал движение по инерции, затем съехал с полосы и выкатился на газон. В результате происшествия никто не пострадал, самолёт не был повреждён.[34]

[править] Перспективные модификации

Планируется создание следующих пассажирских модификаций: A380-800 на 555 мест, укороченный A380-700 на 480 мест и удлиненный A380-900 на 656 мест. Разработана также грузовая модификация A380F, способная перевозить грузы общим весом до 150 тонн на расстояние до 10 400 км.[35]

Сотрудники Инженерного центра Airbus ECAR в Москве уже завершили ряд ответственных заданий по программе А380F.[36]

Российским конструкторам поручено выполнить значительный объём работ по проектированию частей фюзеляжа, расчётам на прочность, размещению бортового оборудования и сопровождению серийного производства самолётов.[37]

[править] Примечания

  1. Самый большой в мире самолет A380 впервые прилетит в Россию
  2. Аэробус А380 (Airbus A380)[1]
  3. Аэробус А380 (Airbus A380)[2]
  4. Самый большой в мире самолет A380 впервые прилетит в Россию
  5. Аэробус А380 (Airbus A380)[3]
  6. Аэробус А380 (Airbus A380)[4]
  7. Аэробус А380 (Airbus A380)[5]
  8. Аэробус А380 (Airbus A380)[6]
  9. Аэробус А380 (Airbus A380)[7]
  10. Аэробус А380 (Airbus A380)[8]
  11. Аэробус А380 (Airbus A380)[9]
  12. Аэробус А380 (Airbus A380)[10]
  13. Аэробус А380 (Airbus A380)[11]
  14. Аэробус А380 (Airbus A380)[12]
  15. Аэробус А380 (Airbus A380)[13]
  16. Аэробус А380 (Airbus A380)[14]
  17. Аэробус А380 (Airbus A380)[15]
  18. Аэробус А380 (Airbus A380)[16]
  19. Аэробус А380 (Airbus A380)[17]
  20. Аэробус А380 (Airbus A380)[18]
  21. Аэробус А380 (Airbus A380)[19]
  22. Аэробус А380 (Airbus A380)[20]
  23. Аэробус А380 (Airbus A380)[21]
  24. Аэробус А380 (Airbus A380)[22]
  25. Аэробус А380 (Airbus A380)[23]
  26. Аэробус А380 (Airbus A380)[24]
  27. Аэробус А380 (Airbus A380)[25]
  28. Аэробус А380 (Airbus A380)[26]
  29. Аэробус А380 (Airbus A380)[27]
  30. Аэробус А380 (Airbus A380)[28]
  31. Аэробус А380 (Airbus A380)[29]
  32. Аэробус А380 (Airbus A380)[30]
  33. Аэробус А380 (Airbus A380)[31]
  34. Аэробус А380 (Airbus A380)[32]
  35. Аэробус А380 (Airbus A380)[33]
  36. Аэробус А380 (Airbus A380)[34]
  37. Аэробус А380 (Airbus A380)[35]
Личные инструменты