Ан-140 в Иране
Материал из Documentation.
[править] История
В 1994 году Иран объявил международный конкурс на производство самолета с условием дальнейшей передачи технологий и организации выпуска у себя.[1]
В конкурсе регионального самолёта в Иране победил самолёт Ан-140.[2]
26 июня 1995 г. Генеральный директор авиационного завода HESA (Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company) Asghar Bank с иранской стороны и ведущий конструктор Авиационного научно-технического комплекса имени О. К. Антонова Юрий Повалий с украинской стороны подписали Меморандум о взаимопонимании. В нем, ссылаясь на результаты предварительных переговоров с украинской делегацией, возглавляемой Генеральным конструктором АНТК им. О. К. Антонова П. В. Балабуевым, состоявшихся 31 мая 1995 г., которые были продолжены 24 июня того же года с делегацией, возглавляемой Ю. И. Повалием, по вопросу совместного производства самолета Антонов Ан-140 в Иране, стороны закрепили результаты и согласованный план последующих действий по их реализации.[3]
Иранская самолетостроительная компания HESA из г. Исфахан, Шахин-Шахр и «АНТК им. О. К. Антонова» 3 декабря 1995 г. заключили «Контракт о совместном производстве, проектировании, передаче технологии и изготовлении самолета Ан-140 № 141/3/10.11-140-74-1» на сумму 195,2 млн долл.[4]
Первый испытательный полет Ан-140, построенного в Исфахане, был выполнен 4 февраля 2001 г. смешанным украинско-иранским экипажем.[5]
В январе 2007 г., спустя более 11 лет после подписания контракта, Ali Asghar Mehrabi, советник Посольства Ирана в Украине сообщил, что украинские предприятия уже получили более 120 млн. долл., а выпущено лишь четыре самолета, хотя контрактом предусматривалось ежегодное производство 12 самолетов, начиная с 2000 г.[6]
В сентябре 2010 г. президент ГП «Антонов» Дмитрий Кива объявил о получении официальной заявки от Ирана на поставку комплектующих, материалов и агрегатов для сборки 30 самолетов в рамках существующей между Ираном и Украиной кооперации.[7]
В 2010 г. иранцами при заводе-изготовителе была создана одноименная авиакомпания «HESA Airlines», которая продолжила эксплуатацию большинства летающих самолетов Ан-140.[8]
К середине 2013 г. в летной эксплуатации в Иране находилось всего пять самолетов: 2 в авиакомпании «Police Aviation» и 3 в авиакомпании «HESA Airlines».[9]
Три катастрофы самолёта Ан-140 в Иране (декабрь 2002 года — Исфахан; февраль 2009 года — Исфахан; август 2014 года — Тегеран) существенно подорвали авторитет Ан-140.[10]
[править] Происшествия
В 2002 году Ан-140 потерпел катастрофу в Иране.
В Иране 12 августа 2005 года Ан-140 местной компании Safiran Airlines загорелся при посадке в аэропорту Арака. В ходе инцидента никто не пострадал.[11]
[править] Показатели
Всего в Иране на начало 2017 года было построено 10 самолётов Ан-140.[12]