Катастрофа Ан-140 в декабре 2005 года
Материал из Documentation.
Катастрофа Ан-140 в декабре 2005 года — катастрофа самолёта Ан-140 азербайджанской авиакомпании AZAL, произошедшая 23 декабря 2005 года. На борту самолёта находились 23 человека — 18 пассажиров и пять членов экипажа, все они погибли.[1][2]
Содержание |
[править] Ход событий
Самолёт Ан-140-100 азербайджанской государственной компании AZAL, выполнявший рейс Баку (Азербайджан) — Актау (Казахстан), вылетел 23 декабря 2005 года в 22:27 по местному времени и через пять минут пропал с радаров. Связь с самолётом была потеряна. Через две минуты после исчезновения с радаров самолёт потерпел крушение в 18 км от аэропорта, в направлении пригородного бакинского посёлка Нардаран, недалеко от побережья Каспийского моря.[3][4][5]
Тела погибших, обломки авиалайнера, а также груз и личные вещи пассажиров были разбросаны вдоль побережья Каспийского моря на несколько километров.[6]
Сразу после катастрофы на место прибыли спасатели, сотрудники правоохранительных органов и следственная группа.[7]
[править] Пассажиры и экипаж
Погибли все находившиеся на борту — 5 членов экипажа и 18 пассажиров, среди которых были граждане Великобритании, Турции, Австралии, Грузии и четверо азербайджанцев.[8]
[править] Расследование
24 декабря 2005 года указом президента Азербайджана Ильхама Алиева была создана госкомиссия по расследованию причин катастрофы. Её председателем назначен премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде. В состав комиссии вошли заместитель премьер-министра Абид Шарифов, генеральный директор AZAL Джахангир Аскеров, министры транспорта Зия Мамедов, иностранных дел — Эльмар Мамедъяров, внутренних дел — Рамиль Усубов, национальной безопасности — Эльдар Махмудов, здравоохранения — Октай Ширалиев, труда и социальной защиты — Али Нагиев, экологии и природных ресурсов — Гусейнгулу Багиров, а также генеральный прокурор Закир Гаралов.[9][10]
Основная версия Генпрокуратуры Азербайджана — причиной падения Ан-140 могла стать неисправность в системе управления самолётом.[11]
В декабре 2005 года глава авиакомпании «Азербайджанские авиалинии» Джахангир Аскеров заявил, что через 5 минут после взлёта на самолёте отказал альтиметр (устройство, показывающее высоту полёта самолёта), а также компасы и приборы, дающие пилотам информацию о положении в воздухе. По словам Аскерова, после того, как это произошло, экипаж больше не мог управлять самолётом.[12]
[править] Компенсация жертвам катастрофы
В соответствии с Варшавской конвенцией, после катастрофы авиакомпания AZAL выплатила по $25 тыс. семьям каждого из пассажиров, погибших в аварии. Семья одного из погибших (погибший был гражданином Казахстана) не согласилась с этой суммой и обратилась в районный суд города Алматы. В заявлении семья потребовала увеличить сумму компенсации, указав, что $25 тыс. недостаточно. Суд иск не удовлетворил.[13]
[править] Последствия
В октябре 2011 года отмечалось: «После авиакатастрофы в 2004 г. под Баку, авиакомпания [AZAL] отказалась от дальнейшей реализации контракта на поставку Ан-140, и сейчас перед харьковским авиазаводом стоит непростая задача урегулировать с Азербайджаном вопрос о возврате части средств проплаченных за самолеты. Во время совещания у первого вице-премьера Андрея Клюева 29 апреля [2011 года] эту проблему планировали урегулировать, но до сих пор она не решена и самолеты могут быть арестованы в случае судебных разбирательств.»[14]