Катастрофа Ан-140 в 2002 году
Материал из Documentation.
Катастрофа Ан-140 в 2002 году — катастрофа самолёта Ан-140 UR 14003 украинской авиакомпании «Аэромост-Харьков», произошедшая в Иране 23 декабря 2002 года. На борту самолёта находились 44 человека — 38 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли.[1][2][3][4]
Содержание |
[править] Ход событий
Ан-140 выполнял чартерный рейс AHW 2137 по маршруту Харьков (Украина) — Трабзон (Турция) — Исфахан (Иран).[5]
Официально в программе визита авиаспециалистов в Иран планировалась конференция о перспективах производства Ан-140, согласование вопросов поставки комплектующих изделий на 2003 год.[6]
Несколько руководителей (россияне С. Сухоросов, генеральный директор АО «Аэросила» и А. Соколов, зам. генерального директора российского АО «Аэросила», трое граждан Украины — А. Асмолов — директор харьковского авиационного завода «Коммунар», С. Шевченко и Б. Сивокозов — сотрудники Харьковского государственного авиационного предприятия (ХГАПП), внесённые в список пассажиров) намеченных в состав делегации, отказались от этой поездки в связи с производственными делами.[7]
В 11:23 Ан-140 вылетел с ведомственного (заводского) аэродрома «Сокольники» (Харьков).[8]
Полёт до Трабзона, где самолёт приземлился для дозаправки, прошёл без происшествий.[9]
В 13:45 Ан-140 совершил посадку в аэропорту Трабзон. Пассажиры оставались на борту самолёта. В 14:51 самолёт вылетел из Трабзона в Исфахан.[10]
23 декабря 2002 года в 17:59 (по киевскому времени) в Иране потерпел катастрофу самолёт Ан-140 украинской авиакомпании «Аэромост-Харьков», бортовой номер UR 14003. Самолёт столкнулся с горой при заходе на посадку в СМУ в аэропорту Исфахан в районе аэродрома, около посёлка Баграбада в зоне визуальной видимости группы руководства полетами, примерно за минуту до захода на посадку. Очевидцами катастрофы Ан-140 стали и встречавшие в аэропорту летевшую в Иран делегацию иранские официальные лица.[11]
Иранские авиадиспетчеры так рассказывают о происшедшем: «Командир экипажа Ан-140 зарегистрировался и запросил разрешение на посадку. Лететь до аэродрома им оставалось около трёх минут. То есть километров 30 до взлётно-посадочной полосы. В 19 часов 38 минут борт исчез с экранов локаторов.» «На место катастрофы мы прибыли вместе со спасателями,— рассказал представитель Красного Полумесяца Ирана Реза Садави Ардестани. — Самолёт врезался в гору высотой 2000 метров над уровнем моря. Ему не хватило всего нескольких метров, чтобы разминуться с вершиной.»[12]
Обломки фюзеляжа и тела погибших были разбросаны в радиусе 1 км. Собирали их 24 декабря 2002 года весь день.[13]
[править] Самолёт
Разбившийся самолёт Ан-140 (бортовой номер 14003) был изготовлен Харьковским государственным авиационным производственным предприятием 30 ноября 2002 года и успел налетать с начала эксплуатации 71 час 28 минут, выполнил 27 посадок.[14]
Самолёт был передан в эксплуатацию авиакомпании «Аэромост-Харьков», дочернему предприятию того же ХГАПП, в соответствии с договором финансового лизинга между лизинговой компанией «Укртранслизинг» и авиакомпанией «Аэромост-Харьков».[15]
[править] Пассажиры и экипаж
На борту находились 44 человека, в том числе 39 граждан Украины и пятеро граждан России.[16]
По официальной информации ХГАПП, самолёт пилотировал экипаж Харьковского государственного авиационно-производственного предприятия в составе: командир экипажа — лётчик-испытатель 2-го класса Г. Анцибор (общий налет — 2000 часов, на Ан-140 — 160 часов, количество посадок на аэродром Исфахан — 7), второй пилот — лётчик-испытатель 1-го класса С. Чайченко (общий налет — 6600 часов, на Ан-140 — 651 час, количество посадок на аэродром Исфахан — 16).[17]
Большинство пассажиров были непосредственно связаны с организацией кооперации по серийному производству Ан-140 в Украине, Иране и России.[18]
Пассажирами были члены делегации — руководящие работники украинских и российских авиапредприятий, участвующих в конструировании и производстве Ан-140 — Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, АНТК имени Антонова, «Мотор Сич», НПО «Южмаш», «Электронприбор», ЗМКБ «Прогресс», «ФЭД», а также российских предприятий «Рубин», «Авионика», «Агрегат», «ИнтерАМИ», Гипронииавиапром, летевшие в Иран, чтобы участвовать в торжествах по случаю сдачи в эксплуатацию самолёта ИрАн-140 — лицензионного варианта украинского Ан-140, второго, выпущенного в Иране в рамках долговременного международного контракта.[19][20]
В авиакатастрофе Харьковское государственное авиационное производственное предприятие потеряло 25 своих работников — шесть членов экипажа и 19 руководителей департаментов, управлений и отделов, инженеров.[21]
В числе пассажиров было несколько журналистов (съёмочная группа из Харькова и главный редактор журнала «Вестник авиации и космонавтики» Сергей Скрынников). На борту самолёта оказался также ребёнок — сын представителя запорожского предприятия «Мотор Сич» семилетний Сергей Ясюренко.[22]
[править] Страхование самолёта
Ан-140 был застрахован харьковской компанией «Авионика» и перестрахован «Ингосстрахом». Сам самолет был застрахован на свою полную стоимость — $8,5 млн, ответственность перед третьими лицами — на $1 млн, а жизни пассажиров — по $20 тыс. за каждого человека. Ответственность, переданная «Ингосстраху», составила $8,4 млн по страхованию судна, $900 тыс. по страхованию ответственности перед третьими лицами. На него же приходится и 90 % ответственности за жизнь пассажиров. «Ингосстрах», в свою очередь, перестраховал на российском и международном рынке 80 % своей ответственности по страхованию самолета. «Ингосстрах» также принял на себя 90 % ответственности за жизнь пассажиров и перед третьими лицами.[23]
В декабре 2003 года было сообщено, что «Ингосстрах» завершил выплату возмещения по авиакатастрофе.[24]
[править] Выдвижение версий причин катастрофы
Сразу после катастрофы Financial Times написала, что иранские авиадиспетчеры причиной столкновения назвали халатность пилота.[25]
8 января 2003 года отмечалось: «Наиболее вероятной причиной катастрофы иранские официальные лица называют несогласованность действий авиадиспетчеров и экипажа при заходе на посадку. Ассошиэйтед пресс со ссылкой на Тегеранское радио сообщило: „Беспечность пилота привела к тому, что самолет врезался в гору“.»[26]
[править] Расследование
Был обнаружен один из «чёрных ящиков». Он был изъят с места катастрофы, опечатан и отправлен иранским властям на хранение.[27]
В декабре 2005 года отмечалось: «Как известно, точная и полная причина гибели этого украинского самолета [Ан-140 в 2002 году] официально так и не объявлена — было лишь что-то невразумительно сказано об „ошибке пилотов“».[28]
[править] Иран
В январе 2003 года отмечалось, что, по предварительным данным иранских следователей, причиной авиакатастрофы стал сильный туман над городом Исфахан. В связи с плохой видимостью экипаж не справился с управлением, и самолёт врезался в горную гряду, после чего рухнул на землю.[29]
[править] Украина
Харьковский прокурор Сергей Здоровко сообщил СМИ: транспортная прокуратура провела проверку, которая подтвердила, что самолет был полностью исправен, а пилоты имели высокую квалификацию. Никаких нарушений со стороны авиакомпании «Аэромост-Харьков» во время подготовки авиарейса Ан-140 в Иран не обнаружено.[30]
В январе 2003 года отмечалось, что, по предварительным выводам украинской комиссии, причиной катастрофы стала либо ошибка пилотов, либо ошибка иранских диспетчеров.[31]
10 января 2003 г. министр промышленной политики Украины и руководитель правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы Ан-140 в Иране Анатолий Мялица огласил первые официальные выводы украинской стороны. После расшифровки специалистами данных всех средств объективного контроля он заявил о том, что эта информация «не показала отказов в работе самолета и его систем». Но самолет при заходе на посадку значительно отклонился от стандартной схемы захода — и именно поэтому столкнулся с горой. Почему произошло такое отклонение, украинская сторона не детализирует, говоря о том, что расследуются различные версии. Наиболее вероятной причиной катастрофы может быть несогласованность действий авиадиспетчеров и экипажа машины при заходе на посадку.[32]
[править] Память
24 декабря 2002 года на Украине был объявлен траур по жертвам авиакатастрофы.[33]
Памятный знак, посвященный авиакатастрофе, был установлен в 2003 году в саду дружбы на территории исфаханского авиазавода HESA в Иране. Здесь на персидском, английском, русском и украинском языках начертано: «В память о наших украинских и российских коллегах, погибших в авиакатастрофе в Исфахане 23.12.2002 и отдавших жизнь за развитие науки, мира, дружбы и взаимопонимания между нашими народами» (Исфахан, Шахин Шахр شاهين شهر،شایین شهر, самолётостроительный завод HESA).[34]
[править] Ссылки
- Monday 23 December 2002
- Обломки самолета АН-140
- Украина: Ан-140
- Названы причины катастрофы украинского Ан-140 в Иране
- На Харьковском авиазаводе назначены руководители департаментов вместо погибших в катастрофе Ан-140