Автомобильная промышленность России

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Автопром России)
Перейти к: навигация, поиск
Динамика производства легковых автомобилей в России в 1999—2011 годах, тыс. штук
Динамика производства легковых автомобилей в России в 1999—2011 годах, тыс. штук

Автомобильная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения. Основной продукцией отрасли являются легковые и грузовые автомобили.

Автомобильная промышленность России является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны. В настоящий момент российский автопром создает порядка 1 % ВВП. Кроме того, отрасль создает около 1 млн рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн человек.[1]

По итогам 2012 года в России в общей сложности было произведено 2,23 млн единиц автомобильной техники (легковые автомобили, LCV, грузовики, автобусы), что на 11 % превысило показатель 2011 года. Таким образом, в 2012 году был поставлен новый рекорд производства автомобилей в истории России. По общему объёму производства автомобильной техники Россия заняла 11-е место среди стран мира.[2][3]

Российское производство автомобильной техники[4] на тысячу человек населения в 2012 году составило 15,6, по этому показателю Россия заняла 23-е место среди стран мира.[5]

В 2013 году производство автомобилей в России, по предварительным данным, составило 2,19 млн штук, в том числе 1,93 млн легковых автомобилей, 168 тыс. лёгких коммерческих (LCV), 77,3 тыс. грузовых, 14,7 тыс. автобусов.[6]

Содержание

[править] История

[править] Российская империя

В досоветское время Россия не имела своей автомобильной промышленности как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908 году, за время своей работы (до эвакуации в 1915 году) выпустил 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей.[7]

В августе 1915 года в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве — завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой — завода правления «Руссо-балта», в Рыбинске — завода «Русский Рено», в Ярославле — завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону — Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 года предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.[8]

[править] СССР

Развитие автопрома СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924—1930 годы) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах. В 1924 году на заводе АМО были выпущены первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 году началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. В 1927—1928 годах в Москве на заводе «Спартак» было организовано производство легковых автомобилей НАМИ-1.[9]

Второй период (1931—1941 годы) характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. В 1928—1929 годах были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 октября 1931 года был введён в строй Московский автозавод (АМО), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 года вошёл в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932—1933 годах были начаты работы по дальнейшему увеличению производственных мощностей автозаводов. Производство автомобилей быстро увеличивалось.[10]

В 1932 году был начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936 года — легковые автомобили М-1). В 1936 году развернулось производство легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ (1930) в 1938—1939 годах был расширен и реконструирован для массового производства малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 года были выпущены первые 3 образца, а до начала Великой Отечественной войны — около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. В 1933 году Московский автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8, в 1934 году — улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной — автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием производства двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 года — трёхосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т — на дорогах с твёрдым покрытием), в 1935 году на Горьковском автозаводе — трёхосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения.[11]

В годы Великой Отечественной войны был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы — кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область). В 1942—1943 годах Уральский автозавод поставлял автомобильные двигатели и коробки перемены передач московскому и другим автозаводам, с июля 1944 года выпускал 3-тонные грузовые автомобили.[12]

После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, построены и начали производство автомобилей Минский завод, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых автомобилей грузоподъёмностью 6—7 т (1947), Кутаисский — грузовых автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский — легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954 года). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 году был начат выпуск малолитражных легковых автомобилей «Москвич-400». С 1956 года начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 года на Павловском (Горьковская область) автобусных заводах. В 1945 году на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947—1948 годах автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 и др.; легковые — «Победа», ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива.[13]

С конца 1950-х годов автопром получил дальнейшее развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для производства тяжёлых самосвалов грузоподъёмностью 10—12 т и бортовых автомобилей грузоподъёмностью 12—14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод — для выпуска карьерных самосвалов грузоподъёмностью 25—40 т (с 1959), построены автосборочные заводы автомобилей-самосвалов в Саранске (Мордовская АССР, 1958) и Фрунзе (Киргизская ССР, 1965), запорожский завод «Коммунар» был реконструирован на массовый выпуск микролитражных легковых автомобилей «Запорожец» (с 1960). Организовано производство городских автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в городе Ликино-Дулёво (Московская область, с 1959). В Кургане начато производство однодверных автобусов на 20 пассажиров для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге — автобусов особо малой вместимости — РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок (с 1957 года).[14]

20 июля 1966 года вышло постановление Правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 660 тыс. легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода. Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым Министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве. Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1966 году начались земляные работы, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA.[15]

В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода КАМАЗ сошёл первый грузовик.[16][17]

[править] С 1991 года

В 2002 году во Всеволожске (Ленинградская область) открылся автозавод компании Ford.[18]

В 2002—2003 годах прошёл ряд повышений таможенных пошлин на новые и старые иностранные автомобили, а также на подержанные автобусы.[19]

В 2005 году в российский таможенный тариф были внесены изменения, выделившие автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки.[20] В Москве открылся автозавод компании Renault.[21] В Набережных Челнах (Татарстан) открылся автозавод компании Fiat-Соллерс.[22] В июне было принято решение о строительстве в Санкт-Петербурге сборочного предприятия компании Toyota.[23]

В 2006 году были введены нулевые ставки пошлин на автомобильные компоненты, предназначенные для промышленной сборки. Иностранные концерны начали подавать заявки на использование режима промышленной сборки. В частности, с июля на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск».[24] В ноябре началось строительство завода Volkswagen в России.[25]

В 2007 году в Шушарах (Санкт-Петербург) был открыт автозавод компании «Тойота».[26][27][28] В технопарке «Грабцево» (Калуга) открылся автозавод компании Volkswagen.[29] 8 июля началось строительство завода Nissan в России.[30]

В июле 2008 года был заложен первый камень на месте строительства завода ПСМА Рус.[31] 7 ноября автомобильный завод General Motors был открыт в Санкт-Петербурге.[32][33][34][35][36]

2009 год оказался крайне непростым для российского автопрома. Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) в 2009 году составил 490 млрд рублей (56 % объёма 2008 года), в том числе по предприятиям, находящимся исключительно в российской собственности, — 227 млрд рублей, или 46 % общего объёма отгруженной в 2009 году продукции.[37] По итогам года в России было произведено 723 тыс. автомобилей.[38] В промзоне «Каменка» в Санкт-Петербурге был открыт завод компании «Нисан».[39][40]

В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж выпущены в России. В том году доля легковых автомобилей, произведенных в России, вдвое превысила объём продаж импортных легковых машин.[41] В сентябре в Санкт-Петербурге в промзоне «Каменка» открылся завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». На открытии завода присутствовали премьер-министр России В. В. Путин, который в своём выступлении особо подчеркнул, что завод Hyundai — производство полного цикла. Кроме традиционных для большинства иностранных автопредприятий сварки, окраски и сборки на новом производстве осуществляется и штамповка кузовных элементов.[42] Уровень локализации на Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус составляет 45 %, начиная с первого дня коммерческого производства.[43]

По данным PricewaterhouseCoopers в России, в 2011 году с российских конвейеров сошло 1,74 млн легковых автомобилей — это на 45 % больше, чем годом ранее. Таким образом, в 2011 году российский автопром выпустил рекордное за свою историю количество легковых машин.[44] В ноябре «АвтоВАЗ» начал серийный выпуск легкового автомобиля Lada Granta, призванного заменить на конвейере «классику» моделей Lada.[45]

[править] Сборочные производства иномарок

Автомобиль Hyundai Solaris
Автомобиль Hyundai Solaris
Автомобиль Volkswagen Polo sedan
Автомобиль Volkswagen Polo sedan
Автомобиль Renault Logan
Автомобиль Renault Logan

Сборочные производства иномарок начали появляться в России еще в середине 1990-х годов — одними из первых иностранных моделей российской сборки стали Daewoo Nexia и Daewoo Espero, которые с 1995 года выпускались компанией «Донинвест».[46] К середине 2000-х годов в России функционировали ряд сборочных производств по выпуску автомобилей-иномарок, но их доля в общем объёме автомобильного производства в России была невелика. Так, в 2003 году было произведено 57,7 тыс. легковых автомобилей иностранных марок, что составило 5,7 % от общего объёма выпуска легковушек в России.[47]

Массовому открытию в России заводов западных автоконцернов способствовало введение в середине 2000-х годов режима промышленной сборки, который позволяет предприятиям импортировать автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам в обмен на принятие на себя обязательств по локализации производства автомобилей.

В 2006 году на автомобильные компоненты, предназначенные для промсборки автомобилей, были введены нулевые ставки пошлин.[48]

Первыми организаторами производства в режиме промышленной сборки стали российские предприятия «ИжАвто» и «Северсталь-авто», наладившие сборку южнокорейских моделей.[49]

В 2006 году заявки на использование режима промышленной сборки начали подавать иностранные концерны. В частности, с июля 2006 года на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск».[50]

С начала 2007 года перечень деталей, подпадающих под режим промышленной сборки, расширился. В него были включены детали, предназначенные для сборки высокотехнологичных узлов и агрегатов автомобиля (двигателей, коробок передач, ведущих мостов). В целях стимулирования соответствующего производства устанавливались нулевые пошлины на импорт таких деталей — сначала временно (на 9 месяцев), а затем и постоянно.[51]

К концу 2008 года в России уже работали предприятия ряда иностранных автомобильных концернов: заводы Volkswagen в Калуге, Renault — в Москве, Ford Motor — во Всеволожске (Ленинградская область). В Санкт-Петербурге начали выпускать продукцию предприятия компаний General Motors и Toyota, а в июне 2009 года к ним присоединился сборочный завод компании Nissan.[52]

В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж выпущены в России. Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий отрасли и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промышленной сборке». В результате в течение нескольких лет доля легковых автомобилей, произведенных в России, постепенно росла и в 2010 году вдвое превысила объём продаж импортных легковых машин. В рамках принятых всеми рыночными игроками равных базовых условий ряд иностранных компаний, таких, например, как «Фольксваген», в полной мере использовали предоставленные льготы для крупноузловой сборки.[53]

В конце 2010 года отмечалось, что результат работы режима «промсборки» с 2005 года — создание 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнерстве с российскими игроками). Практически все глобальные игроки воспользовались предложенными условиями, пришли в Россию и открыли свои предприятия.[54]

В феврале 2011 года вступили в силу новые правила работы иностранных автопроизводителей в России (промсборка-2). Они стали существенно жёстче. Эта мера была введена для того, чтобы подтолкнуть крупнейшие мировые компании к началу совместного производства с российскими партнёрами. Документ даёт право автоконцернам ввозить автокомпоненты по очень низким или нулевым таможенным ставкам, но взамен обязывает автоконцерны к запуску в России производств мощностью 300—350 тыс. автомобилей в год, уровень локализации в 60 % (до 2018 года) и инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Отвёрточная сборка ограничивается 5 % от общего объёма производства и не может длиться более двух лет. Новый регламент промсборки, в отличие от предыдущего, предоставляет простор для маневра: для производителей установлены контрольные цифры в среднем по всему модельному ряду. Например, одна модель может выпускаться с уровнем локализации 70 %, вторая — 80 %, третья — 30 %, а четвёртую могут вовсе собирать только из импортируемых компонентов (0 %). Специалисты компаний вольны сами определять, изготовление каких деталей и узлов выгоднее организовать в России. Регламент не ставит в зависимость уровень локализации и объёмы производства. Партии одних моделей, скажем, в 10 тыс. единиц, могут быть с максимальным уровнем локализации, а машины со 100-тысячным «тиражом» — с минимальным. Лишь бы средний показатель в годовом отчёте был не меньше контрольных 60 %.[55][56][57]

В 2011 году в России было произведено свыше 1,08 млн легковых автомобилей-иномарок, что составило 62 % от общего объёма производства легковушек в России.[58]

По итогам 2012 года выпуск иномарок российской сборки составил 1,31 млн штук.[59]

[править] Автомобильные кластеры

В России сформировались два крупных автомобильных кластера, в которых расположены сборочные предприятия иностранных автоконцернов — калужско-московский и санкт-петербургский. В первом осели европейские компании, а во втором — американские и японские.[60]

[править] Калужско-московский

В I полугодии 2012 года с конвейеров калужских автозаводов сошли более 130 тыс. машин, что составляет около 12 % от всех произведенных за этот период легковых автомобилей в России.[61]

Осенью 2012 года отмечалось, что в Калужской области чётко прослеживаются тенденции увеличения выпуска автомобилей и комплектующих, а также локализации производства.[62]

[править] Санкт-Петербургский

В Санкт-Петербурге расположены 4 завода по производству легковых автомобилей автоконцернов «Ниссан» (Nissan), «ДжиЭм» (GM), «Хендэ» (Hyundai) и «Тойота» (Toyota). В Ленинградской области также расположен завод «Форд» (Ford).[63]

По состоянию на осень 2012 года, в формирующимся автокластере Ленинградской области работает более 10 компаний, производящих автокомпоненты. В их числе производитель шин «Нокиан Тайерз» (Nokian Tyres), кузовных деталей «Гестамп Северсталь Всеволожск», дисков «МВ Евродиск», компонентов для внутренней отделки салона «Групо Антолин» (Grupo Antolin), выхлопных систем «Тэннеко Аутомотив» (Tenneco Automotive).[64]

29 октября 2012 года вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов заявил, что правительство Ленинградской области планирует в течение двух лет создать в регионе индустриальный парк площадью 150 га. Его основными резидентами станут производители автокомпонентов. Регион планирует развивать автомобильный кластер. По его словам, основная цель появления индустриального парка — создание новой масштабной территории с высокой обеспеченностью инфраструктурой, в том числе инженерной. Сейчас власти региона выбирают наиболее инвестиционно привлекательные участки под размещение этого парка, сказал Ялов. Ленобласть ориентирована на привлечение в качестве резидентов производителей автокомплектующих, чтобы совместно с Санкт-Петербургом формировать и развивать в Северо-Западном регионе кластер автомобилестроения и автокомпонентов, отметил вице-губернатор.[65]

[править] Калининградский

В октябре 2012 года было сообщено, что до 2020 года в Калининграде создадут автомобилестроительный кластер с объёмом инвестиций более 90 млрд рублей. Соответствующий проект компании «Автотор Холдинг» включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов региона. Такое решение по предложению губернатора Николая Цуканова принято 30 октября 2012 года на заседании областного правительства. «Создание кластера полнопрофильных автомобильных производств предполагает развертывание на территории вблизи Калининграда автомобилестроительного комплекса, который объединит как уже существующие заводы по производству автомобилей BMW, General Motors, Kia, так и новые совместные предприятия», — сообщили в пресс-службе правительства области. В рамках формирования автомобильного кластера группа компаний «Автотор» планирует построить шесть автомобильных заводов полного цикла и 15 заводов по производству автомобильных компонентов. Проект включает также строительство морского порта с контейнерным терминалом. Появится также малоэтажный жилой городок с сопутствующей социальной и бытовой инфраструктурой, а также учебно-образовательный и инженерный центр подготовки специалистов. В ближайшее время будет разработана дорожная карта проекта, предусматривающая все стадии строительства кластера. По оценкам регионального правительства, проект увеличит годовой доход бюджетов всех уровней с 23 млрд рублей в 2012 году до 150 млрд рублей — в 2020-м. «Поступления в местный бюджет будут расти в беспрецедентной динамике, — заявил Драганов. — Уже в первый год после введения первой очереди проекта в область в виде налогов вернутся все затраты, которые государство инвестирует в инженерную инфраструктуру». На предприятиях будущего автомобильного кластера и сопутствующих отраслях предполагается создать свыше 28 тыс. рабочих мест.[66]

[править] Трудовые ресурсы

Автомобильная промышленность обеспечивает около 350 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях—производителях автомобилей и комплектующих.[67]

Численность занятых:[68]

  • 2002 год — 623 тыс. чел
  • 2003 год — 586 тыс. чел
  • 2004 год — 563 тыс. чел

Средняя месячная заработная плата в отрасли в 2002 году — $151, в 2003 году — $193, в 2004 году — $252.[69]

[править] Регионы

[править] Центральный федеральный округ

В округе высокими темпами развивается автомобилестроение в формате сборочных производств зарубежных компаний.[70]

[править] Приволжский федеральный округ

В начале 2011 года отмечалось, что автомобилестроительный комплекс входит в число основных перерабатывающих отраслей округа и занимает лидирующие в стране позиции по производству грузовых автомобилей — 89,3 %, автобусов — 91,8 %, легковых автомобилей — 59 %, автомобильных двигателей — 81,7 %. Крупнейшие предприятия автомобилестроительного комплекса Приволжского федерального округа расположены в гг. Тольятти, Самаре, Набережные Челны, Нижний Новгород, Ижевске и Ульяновске. В автомобильной отрасли округа занято более 1 млн человек.[71]

Автомобильные заводы в гг. Тольятти и Набережные Челны созданы как самодостаточные полномасштабные комплексные производства, включающие в себя полный цикл всех технологических переделов (от первичной обработки сырья и материалов до конечного продукта), и являются градообразующими.[72]

[править] Ссылки

[править] Разделы на сайтах

[править] Эксперт

[править] Коммерсантъ

[править] РГ

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. [1][2]
  2. В 2012 году автопром РФ произвел 2,2 млн машин
  3. Россия усилила позиции в рейтинге автомобилестроительных стран мира
  4. Включая легковой, грузовой автотранспорт и автобусы
  5. Россия усилила позиции в рейтинге автомобилестроительных стран мира
  6. В 2013 году российский автопром вырос на 4 %
  7. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  8. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  9. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  10. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  11. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  12. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  13. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  14. Автомобильная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  15. ОАО «АВТОВАЗ»[3]
  16. «КАМАЗ» сегодня
  17. Историческая справка
  18. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[4]
  19. Машиностроение // «Коммерсантъ Власть», № 25 (578), 28.06.2004
  20. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  21. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[5]
  22. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[6]
  23. Завод Toyota в Санкт-Петербурге откроется через месяц
  24. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  25. [7]
  26. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России
  27. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[8]
  28. Завод Toyota в Петербурге пройдет госкомиссию до конца июня 2007 г.
  29. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[9]
  30. [10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27][28][29][30][31][32][33][34]
  31. Peugeot 408: родом из Калуги
  32. В этом году компания General Motors планирует увеличить объем производства в России на 40 %
  33. General Motors в России
  34. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России
  35. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[35]
  36. GM выкупила земельный участок в Шушарах
  37. [36][37]
  38. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл совещание по вопросу реализации стратегии развития автомобильной промышленности России до 2020 года
  39. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по развитию локализации производства автомобилей и автокомпонентов в России
  40. Российские автозаводы мировых лидеров рынка[38]
  41. [39][40]
  42. Концепция локализации[41]
  43. Каждый пятый российский автомобиль собирается в Петербурге[42]
  44. Российский автопром в 2011 году установил рекорд[43]
  45. http://ria.ru/economy/20111129/501312896.html
  46. Российский автопром выпустил более 4 млн иномарок[44]
  47. Чем гордимся: новая экономика[45]
  48. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  49. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  50. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  51. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  52. http://www.finanal.ru/006/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9?page=0,4
  53. [46][47]
  54. [48][49]
  55. Импорт не спасет — будет местная «начинка»
  56. «Автотор» и Magna хотят построить в России 21 завод
  57. [50][51]
  58. Чем гордимся: новая экономика[52]
  59. Иномарки бегут за границу
  60. Теперь они все здесь[53]
  61. Калужский автокластер становится заметным явлением на российском авторынке — губернатор[54]
  62. Калужский автокластер становится заметным явлением на российском авторынке — губернатор[55]
  63. Ленобласть через 2 года создаст индустриальный парк площадью 150 га для развития автокластера[56]
  64. Ленобласть через 2 года создаст индустриальный парк площадью 150 га для развития автокластера[57]
  65. Ленобласть через 2 года создаст индустриальный парк площадью 150 га для развития автокластера[58]
  66. До 2020 года в Калининграде создадут автомобилестроительный кластер с объемом инвестиций более 90 млрд рублей[59]
  67. [60][61]
  68. Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
  69. Факторы конкурентоспособности // ИНП РАН
  70. Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года[62]
  71. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
  72. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
Автомобильная промышленность России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Отрасли  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроение
Компании  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗХендэ Мотор Мануфактуринг РусПСМА РусGM AutoНиссан Мэнуфэкчуринг РусТойота Мотор Мануфэкчуринг РоссияФольксваген Груп РусРусские машиныСоллерсЗИЛVolga-SiberФорд Мотор КомпаниСеверсталь-АвтоАвтоторАвтофрамосТаганрогский автомобильный заводИжАвтоДжи-Эм-АвтоВАЗУАЗЗаволжский моторный заводНефтекамский автозаводИжевский машзаводТутаевский моторный заводЯЗДАШадринский автоагрегатный заводПавловский автобусАвтоприцеп-КАМАЗРусич-КЗКТЯЗТААвтодизельУралавтоприцепМосАвтоЗИЛ
Сборочные производства автомобилей-иномарок  Уровень локализации производимых в России автомобилей-иномарокПроизводство автомобилей Mercedes в Нижнем Новгороде
Поставщики продукции для автопрома  Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»Волжский трубный заводГруппа ЧТПЗЗлатоустовский металлургический заводКамазавтотехникаКосогорский металлургический заводМагнитогорский металлургический комбинатМеталлургический завод им. А. К. СероваМечелНигмасНоволипецкий металлургический комбинатОмутнинский металлургический заводОскольский электрометаллургический комбинатПетростальПолистилСеверстальСеровский завод ферросплавовУральская стальЧусовской металлургический завод
Поставки металлургической продукции для автопрома  Поставки от ММКПоставки от «Северстали»Поставки от НЛМКПоставки от «Мечела»Поставки для «АвтоВАЗа»Поставки для Группы ГАЗПоставки для «КамАЗа»Поставки для «Соллерса»Поставки для «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Владимир Путин и автомобильная промышленность РоссииПроект «Кортеж»


Машиностроение России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Тяжёлое машиностроение  Металлургическое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеПодъёмно-транспортное машиностроениеВагоностроениеТепловозостроениеДизелестроение
Общее машиностроение  Железнодорожное машиностроениеСудостроениеСельскохозяйственное машиностроениеСтроительно-дорожное машиностроение
Среднее машиностроение  Автомобильная промышленностьТракторостроениеСтанкостроениеИнструментальная промышленностьПодшипниковая промышленностьРобототехникаПромышленность бытовых приборов и машин
Наукоёмкое машиностроение  Радиотехническая промышленностьЭлектронная промышленностьПриборостроение (Часовая промышленность) • Электротехническая промышленность
Инвестиционное машиностроение  Тяжёлое машиностроениеЭнергетическое машиностроениеТранспортное машиностроениеХимическое машиностроениеНефтяное машиностроениеСтроительно-дорожное машиностроение
Транспортное машиностроение  Автомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроение
Прочие отрасли  Продовольственное машиностроениеПолиграфическое машиностроениеРадиопромышленностьГрузовое автомобилестроениеЛегковое автомобилестроениеПроизводство суперкомпьютеровЛазерная промышленностьЛифтостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
События  Автомобильная промышленность Москвы станет огромным холдингом


Промышленность России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана
Личные инструменты