Воздушный транспорт России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Новый терминал аэропорта «Симферополь»
Новый терминал аэропорта «Симферополь»

Воздушный транспорт России — один из основных видов российского транспорта, играющий особенно важную роль в дальних пассажирских перевозках.

Через все аэропорты России прошло 128,1 млн пассажиров (2019; 91 млн пассажиров в 2016), 1147 тыс. т грузов и почты в (2019; 730,6 тыс. т в 2016). Число гражданских воздушных судов 6,9 тыс. (2018).[1]

Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта более чем на 70 % превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. Наиболее интенсивно развивается международный сегмент рынка авиационных перевозок. Сохраняется высокая значимость авиации и для обеспечения транспортной доступности населённых пунктов районов Крайнего Севера.[2]

Несмотря на кризис 2008—2009 годов, средний темп роста объёмов пассажирских перевозок российских авиакомпаний в 2001—2012 годах составлял 11,4 % в год, грузовых — 6,1 % в год. В 2012 году объём пассажирских перевозок составил 196 млрд п*км, а грузовых — 5,1 млрд т*км. Это на 23 % превышает итоги 1990 года по пассажирообороту и почти в 2 раза по грузообороту.[3]

Темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок, опережающее развитие было характерно в последние годы и для сегмента грузовых перевозок. Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объёме авиаперевозок, которая по итогам 2011—2013 годов составляет около 4 % по пассажирообороту и около 2,5 % по грузообороту.[4][5]

Содержание

[править] Аэродромы

Подробнее см. также: Аэропорты России

В России действуют 277 гражданских аэропортов и аэродромов (2020). Из них 89 федерального значения (2019), 78 международных (2020).[6]

Ведутся работы по реконструкции аэродромной сети, что приводит к повышению качества аэропортового обслуживания. Также подвергнута масштабной модернизации аэронавигационная система России, что позволяет поэтапно внедрять современные технологии навигации.[7]

[править] Авиакомпании

Основная статья: Авиакомпании России

В 2013 году в России имелось 119 коммерческих авиакомпаний.[8] При этом выполнение 60 % пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90 % пассажирооборота.[9]

В России действуют жёсткие условия для входа новых авиакомпаний на рынок: для начала регулярных перевозок вновь создаваемой авиакомпании необходимо иметь восемь самолётов плюс в первые два года существования нельзя летать за рубеж (по состоянию на 2019 год).[10]

[править] Финансы

Совокупная выручка российских авиакомпаний в 2023 году выросла на 31 %, до 1,37 трлн руб., что стало абсолютным максимумом и превысило уровни 2019 года. Средний по отрасли показатель RASK (выручка авиакомпании в расчёте на один кресло-километр) вырос на 16 % г/г. Показатель CASK (расходы перевозчика на кресло-километр) увеличивались на 2,7 %, оставшись почти на уровне 2022 года. В результате соотношение доходов и расходов перевозчиков на кресло-километр (RASK/CASK) в 2023 году оказалось благоприятным — 1,21.[11]

[править] Техника

Наибольшим количеством самолётов владеют компании «Аэрофлот» (190 единиц; 2017), «ЮТэйр» (65 единиц), «S7 Airlines» (64 единицы), «Россия» (60 единиц) и «Уральские авиалинии» (39 единиц). Остальные компании владеют 12-29 самолётами; среди них выделяется единственная низкобюджетная компания «Победа», а также чартерные «АЗУР эйр», «Нордстар» («NordStar Airlines»), «Роял Флайт» («Royal Flight») и туристическая «Икар» («Pegas Fly»).[12]

[править] Направления авиаперевозок

[править] Внутренние авиаперевозки

Основной объём внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой. На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13 % перевезённых пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России.[13]

[править] ЦФО

[править] Калужская область

4 марта 2024 года было сообщено, что возобновлено авиасообщение между Мурманском и Калугой.[14]

[править] ПФО

[править] Марий Эл

23 июля 2019 года возобновилось авиасообщение Йошкар-Ола — Москва.[15]

[править] Оренбургская область

16 августа 2018 года авиакомпания «Икар» начала выполнять регулярные рейсы по направлению Москва (Шереметьево) — Орск — Москва (Шереметьево) на самолетах Embraer 190.[16]

[править] Самарская область

20 июня 2022 года было сообщено, что возобновлено авиасообщение между Самарой и Махачкалой.[17]

[править] Татарстан

С 19 мая 2020 года возобновлено авиасообщение между Ярославлем и Казанью.[18]

[править] СФО

[править] Томская область

3 апреля 2015 года было сообщено, что возобновлено авиасообщение между Барнаулом и Томском.[19]

[править] Зарубежные авиаперевозки

[править] Азия

[править] Вьетнам

В начале июня 2023 года компания «ИрАэро» запустила рейсы из Иркутска в Ханой.[20]

[править] Грузия

В мае 2023 года Россия возобновила прямое авиасообщение с Грузией — это произошло после четырёхлетнего перерыва.[21]

[править] Иордания

31 марта 2024 года было возобновлено прямое авиасообщение между Москвой и Амманом.[22]

[править] Китай

16 февраля 2023 года было сообщено, что Россия и Китай возобновили регулярное авиасообщение между Москвой и Пекином.[23]

26 марта 2023 года было возобновлено авиасообщение между Владивостоком и Харбином.[24]

29 марта 2023 года было возобновлено авиасообщение между Владивостоком и Пекином.[25]

[править] КНДР

В конце августа 2023 года из Владивостока вылетел первый за долгое время самолёт в столицу КНДР Пхеньян.[26]

[править] Мьянма

Россия с 5 сентября 2023 года возобновила прямое авиасообщение с Мьянмой.[27]

5 сентября 2023 года в Новосибирск прибыл первый с 1993 года самолёт из Мьянмы.[28]

[править] Америка

[править] Венесуэла

Чартеры из Москвы в Порламар запустила компания «Северный ветер» 1 октября 2022 года.[29]

[править] Куба

24 декабря 2023 года Россия и Куба возобновили прямое регулярное авиасообщение между Москвой и Гаваной.[30][31]

[править] Африка

[править] Египет

В апреле 2018 года Россия возобновила прямое авиасообщение с Египтом.[32]

[править] Европа

[править] Белоруссия

13 января 2024 года было возобновлено авиасообщение между Минском и Минеральными Водами.[33]

[править] Коммерческие авиаработы вертолётов

Объём коммерческих авиаработ вертолётов в 2011 году составил около 450 тыс. часов.[34]

Тенденция восстановления рынка вертолётных авиаработ, наметившаяся в начале 2000-х годов, прервалась в результате кризисных явлений в экономике страны. По итогам 9 месяцев налет вертолетов в 2012 году сохранился на уровне 2011 года, оставаясь на 2 % ниже налета, достигнутого в 2007 году, ив 4 раза ниже объёмов конца 1980-х годов. Средние вертолёты были и остаются основой вертолётного парка России, как по численности, так и по объёму выполняемой работы. На их долю приходится около 85 % налёта.[35]

[править] Рентабельность авиаперевозок

В целом по отрасли рентабельность авиаперевозок поддерживается в основном за счёт прибыли от международных полётов. За период 2003—2011 годов только в 2008, 2009 и 2011 годах убытки от внутренних перевозок превысили прибыль от международных перевозок.[36]

[править] Авиапарк

На сентябрь 2011 года в государственном реестре Российской Федерации были зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.[37]

В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолётов, 137 грузовых самолётов, 1111 вертолётов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолётов достигла 63 %.[38]

[править] Самолёты

В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 656 магистральных самолётов, из которых 153 — отечественного производства, 503 — западного. Основными типами магистральных самолётов являются A-320 (97 единиц), B-737-500 (70), B-737-800 (60), Як-42 (50), A-321 (37), Ту-154М (36).[39]

В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.[40]

Объёмы использования устаревших отечественных самолётов предыдущих поколений сократились до 4 %, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом всё более значимым становится применение западных типов самолётов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 93 %, а в грузооборот — в 85 %. Доля современных российских типов самолётов в объёме пассажирских перевозок сократилась с 9 % в 2006 году до 4 % в 2012 году.[41]

[править] Вертолёты

В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 1111 вертолётов, из которых 981 — отечественного производства, 130 — западного. Основными типами вертолётов являются Ми-8 (596 единиц), Ми-8МТ (210) и Ми-2 (94).[42]

[править] Поставки в парк воздушных судов

[править] Самолёты

Объём поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2008—2012 годы в российский парк было поставлено 540 пассажирских самолетов зарубежного производства и 50 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 14 западных и 8 новых российских самолетов. В 2012 году в российский парк поступило 133 пассажирских самолета, в том числе 114 самолетов иностранного производства и 15 новых отечественных самолётов.[43]

[править] Вертолёты

Наибольшее количество новой отечественной авиатехники поставлялось в вертолётный парк. За 2007—2010 годы было поставлено около 100 вертолетов, что составило 24 % от общего количества поступивших в парк вертолетов. На данном сегменте российская авиатехника уступает рынок зарубежным производителям, предложение которых характеризуется многообразием типоразмеров вертолетов. В 2012 году из 121 поступившего в парк вертолета было только 2 новых российских вертолета и 105 зарубежных вертолетов, в основном легких.[44]

[править] Оценки

В феврале 2019 года аэропорт Ростова-на-Дону «Платов» получил рейтинг 5 звезд от британского агентства Skytrax. Российский аэропорт удостоен столь высокой оценки впервые за всё время существования рейтинга с 1989 года.[45]

[править] Ссылки

[править] Росавиация

[править] Госкорпорация по организации воздушного движения в России

[править] Карты

[править] РЖД-Партнёр

[править] Рунет

[править] Прочее

Воздушный транспорт России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы


Воздушный транспорт
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты